СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Неболчская средняя школа»



«Согласовано» «Утверждаю»

Педагогическим советом Директор МАОУ «НСШ»

Протокол № 1 от 27.08.2021г _________________

Большаков В.Н

Приказ № 93д от 27.08.2021г.

Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

« Наш театр»

3класс





Разработала:

Ф.И.О.

учитель Алексеева И.В


2021 год

Пояснительная записка



Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программ начального образования по литературному чтению Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной , планируемых результатов начального общего образования.

Курс внеурочной деятельности «Наш театр» направлен на достижение следующих целей:

  • овладение выразительным чтением — декламацией; совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей; эмоциональной отзывчивости при подготовке и разыгрывании мини-спектаклей; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представление о дружбе, добре и зле; правде и ответственности.


Курс внеурочной деятельности «Наш театр» имеет большое воспитательное значение: способствует формированию таких нравственных качеств, как ответственность, умение работать в команде, понимать и принимать другую точку зрения, договариваться друг с другом, заботиться о младшем, проявлять уважение к старшим и др. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека.

В процессе работы по курсу внеурочной деятельности «Наш театр» у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умение составлять высказывание, диалоги, монологи, высказывать собственное мнение.

Курс «Наш театр» пробуждает интерес к чтению художественной литературы; развивает внимание к слову, помогает определять отношение автора и показывать, как оно проявляется при инсценировании и драматизации, учатся чувствовать красоту поэтического слова.


Общая характеристика курса


Курс внеурочной деятельности рассматривается как систематический курс, призванный восполнить «дефициты» учебного времени при изучении курса литературного чтения.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения для разыгрывания в классе, в группе, в паре, индивидуально (инсценирование, драматизация, декламация, выразительное чтение). Это произведения устного народного творчества (сказки); произведения авторской литературы (сказки, рассказы, басни, стихотворения, пьесы).

Раздел «Виды читательской и речевой деятельности» включает работу над произведениями художественной литературы для подготовки к инсценированию, драматизации, декламации, выразительному чтению. Для этого учащимся необходимо провести работу над совершенствование техники чтения: овладением чтения вслух и про себя. Параллельно с совершенствованием навыка чтения формируется умение работать с художественным текстом: учатся соотносить заголовок и содержание текста; делят текст на фрагменты, картины, пересказывают текст, отбирают выразительные средства для его презентации.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности: учащиеся выступают в роли актёров, режиссёров, художников-оформителей; создают свои собственные произведения для постановки.

Раздел «Театральное искусство» предполагает освоение учащимися лексики театра, использование её в собственной жизни; знакомятся с видами театрального искусства; овладевают основами актёрского мастерства, сценической деятельности.



Место курса «Наш театр» в учебном плане


Курс «Наш театр» является составной частью внеурочной деятельности, дополняет программный курс литературного чтения. Количество часов составляет 34, один раз в неделю.


Планируемые результаты изучения курса «Наш театр»


Личностные результаты:

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и чувств на основе опыта инсценирования, драматизации; декламации;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Метапредметные результаты:


  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты:

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов;

  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику художественного текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить средства выразительности, представлять произведение разными способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.);

  • развитие художественно-творческих способностей, умение самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной учебной задачей.

Формы фиксации и оценивания результатов по курсу

внеурочной деятельности «Наш театр»


• оформление газеты «Наш театр» за текущий год;

• летопись творческого объединения «Наш театр» (видео-, фотоматериалы);

• отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях; детские рисунки и высказывания детей о спектаклях.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. «Гимнастика чувств» 

- Организационное занятие. Беседа об основах театрального  искусства.

- Речевые упражнения, упражнения на дыхание и на постановку голоса. "Совушка", "Повтори быстро".

- Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство»). Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», Обвинение и оправдание»).

- Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов).Показ этюдов

Теория: на теоретических занятиях обучающиеся знакомятся с основами театрального искусства, понятием такта, нормами общения и поведения.

Практика: в практические занятия включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Содержание раздела предусматривает большое количество различных упражнений для творческой деятельности, которые:

  • развивают память и фантазию детей. Обучают интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и умение вживаться в эту атмосферу;

  • Побуждают учащихся к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля;

  • Развивают умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих



Раздел 2. "Импровизационный метод существования"

Беседа: "Что такое импровизация". Беседа о видах театральной деятельности

Ролевая игра «Повтори за мной».

Ролевая игра «Оживи картинку».

Пластические упражнения "Ручей", "Лесная поляна".

Беседа о понятиях «пластика», «пластические упражнения».

Беседа: " Что такое пантомима".

Игра «Узнай по мимике».

Игра «Узнай по походке»

Пантомима "Изобразить поведение представителей животного мира".

Создание и показ пантомимы "Изобразить поведение представителей животного мира".

Пантомима "Изображение поведения животных при встрече друг с другом".

Создание и показ пантомимы "Изображение поведения животных при встрече друг с другом".

Пантомима "Люди различных профессий".

Создание и показ пантомимы "Люди различных профессий". "Театр-экспромт".

Ролевые игры:

«Любимое занятие», «День рождения», «Я в театре», «Я в школе»

"Этюды импровизации".

Создание и показ этюдов:

"Импровизации сказки".

Игры:  «Продолжи сказку», «Измени начало», «Поменяй характер героя», «И я там был…»

Сценический этюд

Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).

Теория: на теоретических занятиях обучающиеся знакомятся с театральными понятиями «импровизация», «этюд», «пантомима».

Практика: на практических занятиях обучающиеся учатся импровизировать с помощью пантомимы, используя мимику и пластику.

Раздел 3.  "От импровизации к драматургии"

Беседа: " Театр волшебный и великий". Беседа об устройстве театра.

Знакомство с театральными терминами.

Знакомство с Кратким словарём театральных терминов для детей, разбор значений слов.

История театрального костюма.

Знакомство с историей создания театрального костюма.Мой театральный костюм.

Составление эскиза театрального костюма.

Костюмы для моей любимой сказки.

Составление эскизов театральных костюмов к сказке С.Маршака «Кошкин дом».

«История кукольного театра» - беседа об истории создания и обустройстве кукольного театра.

Способы изготовления кукол. Знакомство со способами изготовления кукол.

Изготовление эскиза кукол для спектакля.

Выбор способа изготовления и составление эскиза куклы.Изготовление выкройки куклы.

Изготовление декораций для кукольного театра (коллективная деятельность). Изучение инструкций по изготовлению декораций.

Распределение ролей. Знакомство с текстом сказки «Кошкин дом», распределение ролей

Заучивание ролей (репетиция).

Показ спектакля (обсуждение).

Теория: на теоретических занятиях дети знакомятся с основами театрального искусства, историей театра и театрального костюма, историей кукольного театра.

Практика: на практических занятиях дети отрабатывают выразительность речи, упражняются в фантазии, вырабатывают естественность поведения на сцене.

Раздел 4.  "Драматургический опыт"

Беседа "Что такое драма?" Сюжетные сценки.

Правила поведения на сцене при выполнении заданий. Разбор сюжетных сценок, их анализ.

Работа над сценками "Дрессированные кошки", "Морские котики", "Наездники на лошадях".

Подготовка к инсценировкам произведений детских писателей (распределение ролей).

Чтение по ролям пьесы.

Работа над произведением.

Работа над костюмами.

Изготовление декораций.

Подбор музыки.

Теория: на теоретических занятиях обучающиеся знакомятся с творчеством великих драматургов мира, с историей костюма шекспировских времен, с понятиями «драматургия», «драма».

Практика: на практических занятиях обучающиеся учатся работать над костюмами, изготавливать декорации, выразительно читать, подбирать музыку, анализировать произведение и его героев.




Тематическое планирование.





Тема занятия

Примечания

«Гимнастика чувств»(4ч)


1

Организационное занятие. Беседа об основах театрального  искусства.


2

Речевые упражнения, упражнения на дыхание и на постановку голоса.


3

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».


4

Показ этюдов.


"Импровизационный метод существования"(10ч)


5

Беседа: "Что такое импровизация"


6

Пластические упражнения


7

Беседа: " Что такое пантомима"


8

 Пантомима "Изобразить поведение представителей животного мира".


9

 Пантомима "Изображение поведения животных при встрече друг с другом".


10

Пантомима "Люди различных профессий".


11

"Театр-экспромт"


12

"Этюды импровизации"


13

"Импровизации сказки"


14

Сценический этюд


"От импровизации к драматургии"(14ч)


15

Беседа: " Театр волшебный и великий"


16

Театральные термины.


17

История театрального костюма.


18

История театрального костюма.


19

Костюмы для моей любимой сказки.


20

История кукольного театра


21

Способы изготовления кукол: лепка, шитьё, папье-маше.


22

Изготовление эскиза кукол для спектакля.


23

Изготовление выкройки куклы.


24

Знакомство со сценарием представления


25

Распределение ролей


26-27

Заучивание ролей.


28

Репетиция


"Драматургический опыт"(6ч)


29

Что такое драма?


30

Сюжетные сценки. Работа над сценками


31

Подготовка к инсценировкам произведений детских писателей.


32

Чтение по ролям пьесы.


33

Работа над произведением (подбор музыки и костюмов)


34

Показ спектакля










Условия, необходимые для реализации программы:

        Материальное обеспечение:

Помещение – просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели.

Элементы театральной декорации, костюмы.

Аудио установка (проектор, экран, магнитофон).

        Дидактическое обеспечение:

Наглядные пособия (иллюстрации, видеоматериал, фонограммы, карточки для заданий).

Музыкальная фонотека.

Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.)

        Средства общения:

Участие в детских праздниках, мероприятиях школы.

Посещение профессиональных и самодеятельных театров.

Взаимное общение детей из различных творческих объединений.







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература для педагога

1. Артоболевский, Г.В. Художественное чтение. / Г.В. Артоболевский.-

М.: Просвещение, 1978г.

2. Алянский, Ю.Б. Азбука театра / Ю.Б. Алянский. – М.: Просвещение, 1998г.

3. Книбель, М.О. Поэзия педагогики / М.О. Книбель. – М.: Просвещение, 1984г.

4. Колчеев, Ю.В., Колчеева Н.М. Театральные игры в школе / Ю.В. Колчеев, Н.М.Колчеева. – М.: Школьная пресса, 2000г.

5. Кристи, Г.В. Воспитание актера школы Станиславского/ Г.В.Кристи.- М.: Просвещение, 1978г.

6. Молчанов, Ю. В. Первые уроки театра / Ю.В. Молчанов. - М.: Искусство, 1994г.

7. Программы дополнительного  художественного образования детей / Л.М. Некрасова. Театральная культура. – М.: Просвещение, 2005.

8. Асеев, Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца 18 века / Б.Н. Асеев. - М.: Искусство, 1977г.

9. Барро, Ж. Размышление о театре / Ж.  Барро. - М.: Искусство, 1963г.

10. Богуславская, Н.Е. Веселый Этикет / Н.Е. Богуславская. – Екатеринбург, 1997г.

11. Вайсфелд, И.В. Встреча с музой / М.И. Вайсфелд. – М.: Просвещение, 1980г.

12. Книбель, М.Н. От поэзии к педагогике / М.Н. Книбель. – Всероссийское театральное общество, 1976г.