Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 3
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ______________ Е.В.Лифатова «____» августа 2020 года | УТВЕРЖДЕНО Приказом по МБОУ БГО СОШ № 3 от « ____ » августа 2020 года № ____ Директор школы______С.Н. Ледовских |
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения классных руководителей начальных классов Протокол от « 28 » августа 2020 года № 1 Руководитель ШМО _____ О.А. Старикова | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Акварелька»
Направление: общекультурное
Срок реализации: 1 год
Возраст участников: 10 - 12 лет
Количество часов: 34
СОСТАВИТЕЛЬ: Жилкина Ирина Владимировна,
учитель
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Направленность программы. «Акварелька» является программой внеурочной деятельности общекультурного направления.
Основная цель программы: Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Задачи:
Обучающие:
— обучать основам образного языка рисования с натуры, по памяти и по воображению;
— научить передаче в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;
— знакомить с наследием выдающихся художников прошлого и настоящего в области изобразительного и декоративно- прикладного искусства, архитектуры, ролью искусства в жизни людей.
Развивающие:
— формировать нравственно-эмоциональную культуру;
— учить дарить радость творчества, быть счастливыми человеческого общения, взаимопонимания, творческого труда.
Воспитательные:
— эстетически воспитывать учащихся, формировать и духовную культуру, и потребность постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художника;
— воспитывать отзывчивость на прекрасное в окружающей действительности и в произведениях изобразительного искусства.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 10–12 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
-занятия в свободное время;
-обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
-обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
-допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
-Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
-Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
-В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
-Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Режим занятий
Количество часов в неделю 1 час, 34 часа в год.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Личностные результаты
- формирование интереса (мотивации) к изобразительному искусству;
-использование полученных умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Метапредметные результаты
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активном использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
-способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой "деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности;
- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для ребёнка необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Радужный мир
-Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
-Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
-Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Должны знать:
-названия основных и составных цветов;
-понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
-изобразительные основы декоративных элементов;
-материалы и технические приёмы оформления;
-названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
-пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
-полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
-подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
-владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
-моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
-пользоваться материалами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Количество часов |
1. | Радужный мир | 28 |
2. | Выставки, экскурсии, рисование на воздухе. Конкурсы, фестивали | 5 |
3. | Мониторинг освоения программы | 1 |
| Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Ч |
1. | «Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.) | 1 |
2-3. | «Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Холодная и тёплая палитра цветов. Радуга. | 2 |
4. | «Изображать можно пятном». Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно». | 1 |
5. | «Изображать можно пятном». Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку. | 1 |
6. | «Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. | 1 |
7. | «Силуэт дерева». Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры. | 1 |
8. | «Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. | 1 |
9. | «Плывёт кораблик». Образ воды. Беседа о передаче настроения чере иллюстрации. | 1 |
10. | « Волшебная птица осени». Тёплая палитра. Пятно , линия, точка. | 1 |
11. | «Красоту нужно уметь замечать». Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. | 1 |
12. | «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами. | 1 |
13. | « Силуэт зимнего дерева». Передача в рисунке формы, очертания и цвета изображаемого предмета. Изображение дерева по представлению. | 1 |
14. | «Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. | 1 |
15. | «Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. | 1 |
16-17 | «К нам едет Дед Мороз». Рисование портрета Деда Мороза. Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. | 2 |
18-. | «Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция. | 1 |
19 | « Зимние гости». Рисование по представлению снегиря. | 1 |
20-21. | «Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг. | 2 |
22. | «Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала. | 1 |
23. | «Кто стучится к нам в окно». Рисование по представлению синицы. Беседа по иллюстрациям на данную тему. | 1 |
24-25 | «Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала. | 2 |
26-27. | «Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.( Медведь, слон) | 2 |
28. | «Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. | 1 |
29. | «Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. | 1 |
30-31 | «Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики». | 2 |
32-33 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. | 1 |
34. | Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев | 1 |
| Всего часов: | 34 |
Материально-техническое оснащение
Для более успешного усвоения программного материала учащимися и придания занятиям яркости, насыщенности необходимо использовать:
-репродукции произведений изобразительного искусства;
-раздаточный материал;
-игрушки, предметы быта, растения;
-записи музыкальных произведений;
-компьютер;
-проектор;
-доступ к информационно-коммуникационным сетям.
Список литературы
Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.