СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Акварелька» для детей с РАС, 3 класс, вариант 3

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Акварелька» является программой внеурочной деятельности общекультурного направления.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Акварелька» для детей с РАС, 3 класс, вариант 3»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 3


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

______________ Е.В.Лифатова
«____» августа 2020 года

УТВЕРЖДЕНО

Приказом по МБОУ БГО СОШ № 3

от « ____ » августа 2020 года № ____

Директор школы______С.Н. Ледовских



РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения классных руководителей начальных классов

Протокол от « 28 » августа 2020 года № 1

Руководитель ШМО _____ О.А. Старикова






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Акварелька»





Направление: общекультурное

Срок реализации: 1 год

Возраст участников: 10 - 12 лет

Количество часов: 34




СОСТАВИТЕЛЬ: Жилкина Ирина Владимировна,

учитель




2020 – 2021 учебный год


  1. Пояснительная записка

Направленность программы. «Акварелька» является программой внеурочной деятельности общекультурного направления.


Основная цель программы: Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.


Задачи:

Обучающие:

—      обучать основам образного языка рисования с натуры, по памяти и по воображению;

—      научить передаче в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;

—      знакомить с наследием выдающихся художников прошлого и настоящего в области изобразительного и декоративно- прикладного искусства, архитектуры, ролью искусства в жизни людей.

Развивающие:

—      формировать нравственно-эмоциональную культуру;

—      учить дарить радость творчества, быть счастливыми человеческого общения, взаимопонимания, творческого труда.

Воспитательные:

—    эстетически воспитывать учащихся, формировать и духовную культуру, и потребность постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художника;

—      воспитывать отзывчивость на прекрасное в окружающей действительности и в произведениях изобразительного искусства.     


Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 10–12 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.



Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.


Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.


Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

-занятия в свободное время;

-обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

-обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

-допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).



Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.


Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

-Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

-Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

-В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

-Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.


Режим занятий

Количество часов в неделю 1 час, 34 часа в год.


Ожидаемые результаты освоения программы:


Личностные результаты

- формирование интереса (мотивации) к изобразительному искусству;

-использование полученных умений в практической деятельности и повседневной жизни.


Метапредметные результаты 

- умение видеть и  воспринимать проявления  художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания  и  выразительных средств произведений искусства;

- активном использование языка изобразительного искусства  и  различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

- умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

-способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

   

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

   в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

   в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой "деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой  деятельности;

- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Для ребёнка необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.


Радужный мир

-Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.

-Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.

-Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Должны знать:

-названия основных и составных цветов;

-понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;

-изобразительные основы декоративных элементов;

-материалы и технические приёмы оформления;

-названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

-пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

-полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

-подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

-владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

-моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;

-пользоваться материалами.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

1.

Радужный мир

28

2.

Выставки, экскурсии, рисование на воздухе.

Конкурсы, фестивали

5

3.

Мониторинг освоения программы

1


Итого:

34



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Ч

1.

«Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)


1

2-3.

«Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Холодная и тёплая палитра цветов. Радуга.


2

4.

«Изображать можно пятном». Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».


1

5.

«Изображать можно пятном». Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку.


1

6.

«Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.


1

7.

«Силуэт дерева». Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры.


1

8.

«Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.


1

9.

«Плывёт кораблик». Образ воды. Беседа о передаче настроения чере иллюстрации.


1

10.

« Волшебная птица осени». Тёплая палитра. Пятно , линия, точка.

1

11.

«Красоту нужно уметь замечать». Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.


1

12.

«Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.


1

13.

« Силуэт зимнего дерева». Передача в рисунке формы, очертания и цвета изображаемого предмета. Изображение дерева по представлению.

1

14.

«Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.

1

15.

«Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

1

16-17

«К нам едет Дед Мороз». Рисование портрета Деда Мороза. Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов.

2

18-.

«Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.

1

19

« Зимние гости». Рисование по представлению снегиря.

1

20-21.

«Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

2

22.

«Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.

1

23.

«Кто стучится к нам в окно». Рисование по представлению синицы. Беседа по иллюстрациям на данную тему.


1

24-25

«Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.

2

26-27.

«Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.( Медведь, слон)


2

28.

«Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

1

29.

«Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.


1

30-31

«Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики».


2

32-33

«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.

1

34.

Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев

1


Всего часов:

34


Материально-техническое оснащение

Для более успешного усвоения программного материала учащимися и придания занятиям яркости, насыщенности необходимо использовать:

-репродукции произведений изобразительного искусства;

-раздаточный материал;

-игрушки, предметы быта, растения;

-записи музыкальных произведений;

-компьютер;

-проектор;

-доступ к информационно-коммуникационным сетям.


Список литературы


  1. Герчук  Ю.Я.  Что такое орнамент? – М.,1998г.

  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.

  3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.

  4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. –  М.,2003г.

  5. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. –  М.,2003г.

  6. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. –  М.,2003г.

  7. Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.

  8. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.

  9. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г. 

  10. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.

  11. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.

  12. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.

  13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.

  14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

  15. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.

  16. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.