Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение «Котовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждаю ТОГАОУ «Котовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» _________________ | Согласовано на МС Протокол №4 От 27 августа 2021 г. Руководитель МС_______ | Рассмотрено на МО учителей начальных классов Протокол № 5 от 26 августа 2021 г. Руководитель МО______ |
(Ф.И.О.) Г.В.Алпатова Приказ № 132-ОД от «30» августа 2021 г. | (Ф.И.О.) Г.А.Малахова | (Ф.И.О.) У.В.Серебрякова |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Азбука добра»
для обучающихся с умственной отсталостью
2 «В», 3 «В» классов
на 2021-2022 уч. год.
Составила: Курбатова Е.А,
учитель начальных классов.
г. Котовск, 2021 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Азбука добра» составлена в соответствии с требованиями ФГОС, ООП школы, программами по внеурочной деятельности для начальной школы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 2 и 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности.
Программа общекультурного развития и воспитания обучающихся чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей.
Цель данной программы состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребёнка; воспитать такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
Задачи программы:
- содействовать формированию духовно-нравственной позиции обучающихся;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- способствовать духовному и личностному росту учащихся;
- развивать творческое мышление;
- развивать способности самостоятельного приобретения знаний;
- обучать умениям работать совместно (решать проблемы в группах);
- способствовать формированию потребности в культурных и духовных ценностях;
- способствовать приобретению опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно – нравственных норм;
- способствовать формированию правовой культуры.
Задачи воспитания:
- сформировать в каждом ребёнке общечеловеческие ценности: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои;
- пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические;
- формировать понимание добра и зла;
- формировать культуру общения;
- воспитывать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения;
- приобщать воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.
Интересная увлекательная внеурочная деятельность должна способствовать всестороннему личностному развитию. Внеурочная деятельность учащихся строится на следующих принципах:
- Принцип привлекательности будущего дела. Заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела;
- Принцип деятельности. Это утренники, фестивали, предметная неделя, конкурсы «почемучек», конкурс чтецов и др.;
- Принцип свободы выбора. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств;
- Принцип обратной связи. Проведя любое мероприятие -, праздник или экскурсию - проводится беседа с учащимися и изучается их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии;
- Принцип сотворчества. Сотрудничество - в подготовке и проведении о мероприятия вместе с родителями;
- Принцип успешности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество.
Доброта – это чувство. Человек становится человеком тогда, когда он испытывает доброе чувство не только по отношению к себе, но и к чужому – из чужой семьи, класса, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек. Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И главное, как воспитать доброту в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать добрыми детей в наш трудный и всё еще недобрый век? Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем обществе, школе, доме на смену злым детям могут прийти злые внуки.
Посредством данной программы можно будет постепенно развивать такие качества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Ведь младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. Когда воспитаны нравственные чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни. Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: ее отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Оно является частью нравственного воспитания. Данная программа общекультурного воспитания младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, классные часы, семейные выставки достижений. Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность. Её направленность выступает тем каналом, по которому школьник может перенаправить свою энергию из деструктивного в конструктивное направление. Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание. Воспитание школьников в общественном объединении на принципах нравственности — это организация целенаправленных действий и отношений на приоритетах миролюбия, толерантности, ненасилия, диалога через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.
Курс «Азбука добра» рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю во 2 и 3 классах).
Содержание предполагает решение следующих задач:
- формирование у учащихся уважительного отношения к своему дому, своей семье, к представителям старшего поколения;
- воспитание любви к своему городу, родному краю, Родине, к своему народу;
- познакомить с правилами поведения и культурой общения в общественных местах;
- учить взаимоотношениям в коллективе;
- формирование у младших школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- воспитание доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- познакомить с истоками культурного наследия и национальными традициями;
- формирование у учащихся чувства любви к Отечеству на основе изучения православных культурных традиций;
- воспитывать чувство национальной гордости.
Основные разделы программы:
Моё я;
Я и природа;
Я и другие.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Одним из результатов освоения курса является осмысление учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности традиций родного края.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; интерес к своей стране: её истории, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность.
Форма организации внеурочной деятельности по программе «Азбука добра» в основном – коллективная, также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
Беседы;
Сообщения;
Встречи с интересными людьми;
Литературно – музыкальные композиции;
Просмотр и обсуждение видеоматериала;
Экскурсии;
Поездки, походы по историческим и памятным местам.
Практические занятия:
Творческие конкурсы;
Выставки декоративно-прикладного искусства;
Коллективные творческие дела;
Праздники;
Викторины;
Трудовые дела;
Тренинги;
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
Заочные путешествия;
Акции благотворительности, милосердия;
Творческие проекты, презентации;
Сюжетно - ролевые игры.
Содержание программы
«Моё Я»
Составляющими гражданско-патриотической сформированности личности младшего школьника являются способности к самоорганизации, самодисциплине, стремление улучшать и поддерживать своё здоровье, выполнять свои гражданские права и обязанности.
С этой целью реализуется комплекс педагогических требований по самообслуживанию, дежурству по классным комнатам, выполнению распорядка дня, осуществляется свободный выбор занятий для досуга, развлечений, познавательной деятельности, коллективных и индивидуальных форм деятельности; организуется активная физическая деятельность, физкультурно-оздоровительная, экологическая и творческая работа; проводятся специальные занятия по профилактике простудных заболеваний, беседы с врачом на темы: «Как оказывать первую медицинскую помощь», «Помощь самому себе»; формируются умения переносить физические нагрузки, оказывать первую медицинскую помощь.
«Я и природа»
Экологическая культура является базовым компонентом в воспитании младшего школьника. Экологически безграмотный человек не может быть настоящим гражданином и патриотом своей Родины.
С целью формирования экологической культуры проводятся экологические акции: «Чистый берег», «Помощь Аллее Ветеранов»; экологические игры: «Твои соседи по планете», «Такой знакомый мусор», «Экологические задачки»; экологические беседы на темы «Загрязнение – враг живого», «По лесам края», «Лесные богатства, использование и охрана»», «Флористика и искусство составления букетов», «Природа и человек», «Правила сбора семян и лекарственных растений.», «Правила поведения в лесу»; конкурсы экологических рисунков, аппликаций на тему о природе; конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия»; экскурсии на тему «Травы у нас под ногами», «Какую воду мы пьём?».
«Я и другие»
Работа в этом направлении помогает формировать в воспитанниках высокие нравственные качества, активную позицию с правом выбора форм и содержания деятельности.
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты развития и воспитания учащихся оцениваются по итогам каждого года обучения по программе «Дорогою добра» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
- экспертные суждения родителей;
- анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;
- тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;
- самооценочные суждения детей.
В результате работы по программе «Азбука добра» обучающиеся научатся:
- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны, родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
- различать символы государства: флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
- анализировать ответы товарищей;
- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Результаты освоения курса:
В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование Базовых учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
Регулятивные
Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.
Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Познавательные
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленных задач.
Наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других людей.
Вступать в беседу во внеурочной деятельности.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Календарно-тематическое планирование (2в-3в)
Рабочая программа рассчитана на 34 ч., выполнена в полном объёме за 33 ч., т.к.09.05.22 - Праздник.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Вводное занятие. Урок доброты. | 1 | 06.09 | |
2 | «Азбука прав ребенка». Для чего нужны законы. | 1 | 13.09 | |
3 | «Я, мои права и обязанности». | 1 | 20.09 | |
4 | «Чтобы не бояться, надо знать». | 1 | 27.09 | |
5 | «Мы выбираем – нас выбирают…». | 1 | 04.10 | |
6 | «Хороший характер – богатство на всю жизнь». | 1 | 11.10 | |
7 | «Каждой вещи своё место». | 1 | 18.10 | |
8 | «Так ли важен порядок? Помощь самому себе». | 1 | 25.10 | |
9 | О чистоте и опрятности. | 1 | 08.11 | |
10 | Маленькие хитрости, способные помочь в учёбе. | 1 | 15.11 | |
11 | Путешествие в страну здоровья. | 1 | 22.11 | |
12 | Вредные привычки – не мои сестрички. | 1 | 29.11 | |
13 | «Как оказывать первую медицинскую помощь» | 1 | 06.12 | |
14 | «Разные пути слова «хочу» | 1 | 13.12 | |
15 | «Добро и зло». | 1 | 20.12 | |
16 | «Кем быть?» Все работы хороши – выбирай на вкус. | 1 | 27.12 | |
17 | «Природа – мой дом». | 1 | 10.01 | |
18 | «Бездомные животные». | 1 | 17.01 | |
19 | «Будем друзьями птиц». | 1 | 24.01 | |
20 | Акция «Как живёшь, птичка?» | 1 | 31.01 | |
21 | Животный мир области. | 1 | 07.02 | |
22 | Экологический БРЕЙН-РИНГ «Твои соседи по планете». | 1 | 14.02 | |
23 | Акция «Ангел милосердия». | 1 | 21.02 | |
24 | «Травы у нас под ногами». | 1 | 28.02 | |
25 | «Какую воду мы пьём?» | 1 | 07.03 | |
26 | «Загрязнение – враг живого». | 1 | 14.03 | |
27 | «Такой знакомый мусор». | | 28.03 | |
28 | Коллективный проект «Дизайн клумбы». | 1 | 04.04 | |
29 | Мы общаемся. Кто я такой? | 1 | 11.04 | |
30 | «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Учимся договариваться. | 1 | 18.04 | |
31 | «Счастье – это когда тебя понимают». «Моя семья». | 1 | 25.04 | |
32 | Трудовой десант по уборке территории «Аллеи Ветеранов». | 1 | 16.05 | |
33 | «Дари добро» - тренинг. Правила честного спора. | 1 | 23.05 | |
Список литературы, рекомендуемой для педагога:
Агеева И.Д. Кто лучше всех знает Россию? [Текст]: методическое пособие./ И.Д. Агеева - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2004.
Анашина Н.Ю. День истории в школе. Интеллектуальные игры и развлечения. История Отечества, всемирная история, история права [Текст] / Н.Ю. Анашина. – Ярославль: Академия развития, 2008.
Антонов В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.
Астахов П.А. Я и государство [Текст] / П.А.Астахов. – М.: Эксмо, 2009.
Атапов И.А. Мы патриоты! - Москва: «Вако», 2006.
Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А., 1 класс, АЗБУКА ИСТОКОВ «Золотое сердечко», 2008.
Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000.
Жиренко О.Е. Я – гражданин России ! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. [Текст] / О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева – М.: ВАКО, 2008.
Журналы: «Классный руководитель: №3 2007, №8 2006, №1 2006, №3 2006».
Казаева Е.А. «Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного и старшего возраста», Екатеринбург, 2000.
Классные часы: 3 класс [Текст] / сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.
Максимов Н.А. «Спутник классного руководителя», Волгоград, Учитель, 2007.
Недаром помнит вся Россия... [Текст]: внеклассные мероприятия по патриотическому воспитанию. 1-4 классы / авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград: Учитель. 2007.
Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. «Азбука нравственного взросления», методическое пособие, Питер, 2006.
Программа воспитания и социализации.
Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. [Текст] / – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Соловьева Л.И. Краеведческие игры. [Текст]: учебное пособие./ Л.И. Соловьева.– Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005.
Субботина М. «Формирование ценностей отношений: авторский подход» Учитель 2002, №2.
Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия, 1981.
Шабельник Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.
Шкробова М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.
«Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). Факультативный курс. Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко. М.: 2008.