СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Азбука добра"для обучающихся с умственной отсталостью 2в-3в классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа может быть использована во внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Азбука добра"для обучающихся с умственной отсталостью 2в-3в классов»


Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение «Котовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



Утверждаю

ТОГАОУ «Котовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


_________________

Согласовано на МС

Протокол №4

От 27 августа 2021 г.



Руководитель МС_______

Рассмотрено на МО

учителей начальных классов

Протокол № 5

от 26 августа 2021 г.


Руководитель МО______

(Ф.И.О.)

Г.В.Алпатова

Приказ № 132-ОД

от «30» августа 2021 г.

(Ф.И.О.)

Г.А.Малахова


(Ф.И.О.)

У.В.Серебрякова


Рабочая программа внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Азбука добра»

для обучающихся с умственной отсталостью

2 «В», 3 «В» классов

на 2021-2022 уч. год.


Составила: Курбатова Е.А,

учитель начальных классов.




г. Котовск, 2021 г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Азбука добра» составлена в соответствии с требованиями ФГОС, ООП школы, программами по внеурочной деятельности для начальной школы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 2 и 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности.

Программа общекультурного развития и воспитания обучающихся чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей.

Цель данной программы состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребёнка; воспитать такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Задачи программы:

- содействовать формированию духовно-нравственной позиции обучающихся;

- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

- способствовать духовному и личностному росту учащихся;

- развивать творческое мышление;

- развивать способности самостоятельного приобретения знаний;

- обучать умениям работать совместно (решать проблемы в группах);

- способствовать формированию потребности в культурных и духовных ценностях;

- способствовать приобретению опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно – нравственных норм;

- способствовать формированию правовой культуры.

Задачи воспитания:

- сформировать в каждом ребёнке общечеловеческие ценности: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои;

- пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические;

- формировать понимание добра и зла;

- формировать культуру общения;

- воспитывать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения;

- приобщать воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.

Интересная увлекательная внеурочная деятельность должна способствовать всестороннему личностному развитию. Внеурочная деятельность учащихся строится на следующих принципах:

- Принцип привлекательности будущего дела. Заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела;

- Принцип деятельности. Это утренники, фестивали, предметная неделя, конкурсы «почемучек», конкурс чтецов и др.;

- Принцип свободы выбора. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств;

- Принцип обратной связи. Проведя любое мероприятие -, праздник или экскурсию - проводится беседа с учащимися и изучается их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии;

- Принцип сотворчества. Сотрудничество - в подготовке и проведении о мероприятия вместе с родителями;

- Принцип успешности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество.

Доброта – это чувство. Человек становится человеком тогда, когда он испытывает доброе чувство не только по отношению к себе, но и к чужому – из чужой семьи, класса, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек. Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И главное, как воспитать доброту в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать добрыми детей в наш трудный и всё еще недобрый век? Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем обществе, школе, доме на смену злым детям могут прийти злые внуки.

Посредством данной программы можно будет постепенно развивать такие качества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Ведь младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. Когда воспитаны нравственные чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни. Переживания, связанные с нрав­ственными проявлениями личности: ее отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Оно является частью нравственного воспитания. Данная программа общекультурного воспитания младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, классные часы, семейные выставки достижений. Эффективным средством нрав­ственного воспитания является коллективная творческая деятельность. Её направленность выступает тем каналом, по которому школьник может перенаправить свою энергию из деструктивного в конструктивное направление. Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание. Воспитание школьников в общественном объединении на принципах нравственности — это организация целенаправленных действий и отношений на приоритетах миролюбия, толерантности, ненасилия, диалога через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.

Курс «Азбука добра» рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю во 2 и 3 классах).

Содержание предполагает решение следующих задач:

- формирование у учащихся уважительного отношения к своему дому, своей семье, к представителям старшего поколения;

- воспитание любви к своему городу, родному краю, Родине, к своему народу;

- познакомить с правилами поведения и культурой общения в общественных местах;

- учить взаимоотношениям в коллективе;

- формирование у младших школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- воспитание доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

- познакомить с истоками культурного наследия и национальными традициями;

- формирование у учащихся чувства любви к Отечеству на основе изучения православных культурных традиций;

- воспитывать чувство национальной гордости.

Основные разделы программы:

  • Моё я;

  • Я и природа;

  • Я и другие.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Одним из результатов освоения курса является осмысление учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности традиций родного края.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; интерес к своей стране: её истории, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность.

Форма организации внеурочной деятельности по программе «Азбука добра» в основном – коллективная, также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

  • Беседы;

  • Сообщения;

  • Встречи с интересными людьми;

  • Литературно – музыкальные композиции;

  • Просмотр и обсуждение видеоматериала;

  • Экскурсии;

  • Поездки, походы по историческим и памятным местам.

Практические занятия:

  • Творческие конкурсы;

  • Выставки декоративно-прикладного искусства;

  • Коллективные творческие дела;

  • Праздники;

  • Викторины;

  • Трудовые дела;

  • Тренинги;

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

  • Заочные путешествия;

  • Акции благотворительности, милосердия;

  • Творческие проекты, презентации;

  • Сюжетно - ролевые игры.

Содержание программы

«Моё Я»

Составляющими гражданско-патриотической сформированности личности младшего школьника являются способности к самоорганизации, самодисциплине, стремление улучшать и поддерживать своё здоровье, выполнять свои гражданские права и обязанности.

С этой целью реализуется комплекс педагогических требований по самообслуживанию, дежурству по классным комнатам, выполнению распорядка дня, осуществляется свободный выбор занятий для досуга, развлечений, познавательной деятельности, коллективных и индивидуальных форм деятельности; организуется активная физическая деятельность, физкультурно-оздоровительная, экологическая и творческая работа; проводятся специальные занятия по профилактике простудных заболеваний, беседы с врачом на темы: «Как оказывать первую медицинскую помощь», «Помощь самому себе»; формируются умения переносить физические нагрузки, оказывать первую медицинскую помощь.

«Я и природа»

Экологическая культура является базовым компонентом в воспитании младшего школьника. Экологически безграмотный человек не может быть настоящим гражданином и патриотом своей Родины.

С целью формирования экологической культуры проводятся экологические акции: «Чистый берег», «Помощь Аллее Ветеранов»; экологические игры: «Твои соседи по планете», «Такой знакомый мусор», «Экологические задачки»; экологические беседы на темы «Загрязнение – враг живого», «По лесам края», «Лесные богатства, использование и охрана»», «Флористика и искусство составления букетов», «Природа и человек», «Правила сбора семян и лекарственных растений.», «Правила поведения в лесу»; конкурсы экологических рисунков, аппликаций на тему о природе; конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия»; экскурсии на тему «Травы у нас под ногами», «Какую воду мы пьём?».

«Я и другие»

Работа в этом направлении помогает формировать в воспитанниках высокие нравственные качества, активную позицию с правом выбора форм и содержания деятельности.

Предполагаемые результаты реализации программы

Результаты развития и воспитания учащихся оцениваются по итогам каждого года обучения по программе «Дорогою добра» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:

- экспертные суждения родителей;

- анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;

- тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;

- самооценочные суждения детей.

В результате работы по программе «Азбука добра» обучающиеся научатся:

- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны, родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;

- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);

- различать символы государства: флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;

- уважительно относиться к защитникам Родины;

- анализировать ответы товарищей;

- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Результаты освоения курса:

В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование Базовых учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

Регулятивные

  • Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

  • Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.

  • Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Познавательные

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленных задач.

  • Наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других людей.

  • Вступать в беседу во внеурочной деятельности.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Календарно-тематическое планирование (2в-3в)

Рабочая программа рассчитана на 34 ч., выполнена в полном объёме за 33 ч., т.к.09.05.22 - Праздник.

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

План

Факт

1

Вводное занятие. Урок доброты.

1

06.09


2

«Азбука прав ребенка». Для чего нужны законы.

1

13.09


3

«Я, мои права и обязанности».

1

20.09


4

«Чтобы не бояться, надо знать».

1

27.09


5

«Мы выбираем – нас выбирают…».

1

04.10


6

«Хороший характер – богатство на всю жизнь».

1

11.10


7

«Каждой вещи своё место».

1

18.10


8

«Так ли важен порядок? Помощь самому себе».

1

25.10


9

О чистоте и опрятности.

1

08.11


10

Маленькие хитрости, способные помочь в учёбе.

1

15.11


11

Путешествие в страну здоровья.

1

22.11


12

Вредные привычки – не мои сестрички.

1

29.11


13

«Как оказывать первую медицинскую помощь»

1

06.12


14

«Разные пути слова «хочу»

1

13.12


15

«Добро и зло».

1

20.12


16

«Кем быть?» Все работы хороши – выбирай на вкус.

1

27.12


17

«Природа – мой дом».

1

10.01


18

«Бездомные животные».

1

17.01


19

«Будем друзьями птиц».

1

24.01


20

Акция «Как живёшь, птичка?»

1

31.01


21

Животный мир области.

1

07.02


22

Экологический БРЕЙН-РИНГ «Твои соседи по планете».

1

14.02


23

Акция «Ангел милосердия».

1

21.02


24

«Травы у нас под ногами».

1

28.02


25

«Какую воду мы пьём?»

1

07.03


26

«Загрязнение – враг живого».

1

14.03


27

«Такой знакомый мусор».


28.03


28

Коллективный проект «Дизайн клумбы».

1

04.04


29

Мы общаемся. Кто я такой?

1

11.04


30

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Учимся договариваться.

1

18.04


31

«Счастье – это когда тебя понимают». «Моя семья».

1

25.04


32

Трудовой десант по уборке территории «Аллеи

Ветеранов».

1

16.05


33

«Дари добро» - тренинг. Правила честного спора.

1

23.05



Список литературы, рекомендуемой для педагога:

  1. Агеева И.Д. Кто лучше всех знает Россию? [Текст]: методическое пособие./ И.Д. Агеева - М.: ТЦ Сфера, 2005.

  2. Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2004.

  3. Анашина Н.Ю. День истории в школе. Интеллектуальные игры и развлечения. История Отечества, всемирная история, история права [Текст] / Н.Ю. Анашина. – Ярославль: Академия развития, 2008.

  4. Антонов В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.

  5. Астахов П.А. Я и государство [Текст] / П.А.Астахов. – М.: Эксмо, 2009.

  6. Атапов И.А. Мы патриоты! - Москва: «Вако», 2006.

  7. Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А., 1 класс, АЗБУКА ИСТОКОВ «Золотое сердечко», 2008.

  8. Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000.

  9. Жиренко О.Е. Я – гражданин России ! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. [Текст] / О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева – М.: ВАКО, 2008.

  10. Журналы: «Классный руководитель: №3 2007, №8 2006, №1 2006, №3 2006».

  11. Казаева Е.А. «Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного и старшего возраста», Екатеринбург, 2000.

  12. Классные часы: 3 класс [Текст] / сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.

  13. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.

  14. Максимов Н.А. «Спутник классного руководителя», Волгоград, Учитель, 2007.

  15. Недаром помнит вся Россия... [Текст]: внеклассные мероприятия по патриотическому воспитанию. 1-4 классы / авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград: Учитель. 2007.

  16. Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. «Азбука нравственного взросления», методическое пособие, Питер, 2006.

  17. Программа воспитания и социализации.

  18. Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. [Текст] / – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

  19. Соловьева Л.И. Краеведческие игры. [Текст]: учебное пособие./ Л.И. Соловьева.– Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005.

  20. Субботина М. «Формирование ценностей отношений: авторский подход» Учитель 2002, №2.

  21. Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия, 1981.

  22. Шабельник Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.

  23. Шкробова М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.

  24. «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). Факультативный курс. Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко. М.: 2008.