МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
г. БЕЛАЯ КАЛИТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 3
Приказ от 30 августа 2022 г. № 189-ОД
_____________________________
Н.А. Кашевич
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дополнительного образования
«Азбука правильного питания»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
_____________начальное общее 1 «Б» класс_______________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов __33____
Учитель: ____Тищенко Елена Ивановна_________
Фамилия Имя Отчество
Пояснительная записка
Рабочая программа «Школа правильного питания» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы «Разговор о правильном питании», допущенной министерством образования Российской Федерации. Программа разработана в Институте возрастной физиологии под руководством академика М.М. Безруких. Авторами программы являются М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.
Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности в форме кружка.
Выбор содержания программы не случаен. В Конвенции о правах ребенка говорится, о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни. А правильное питание – один из краеугольных камней, на котором базируется здоровье человека. Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, избыточный вес. Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет, фаст – фуда) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню, преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, морепродукты. Это приводит к дисбалансу в организме.
Программа включает в себя темы, освещающие наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста.
Цель программы - воспитание у школьников культуры здорового образа жизни с выделением главного компонента – культуры питания
Задачи:
- Формирование и развитие у детей представления о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей.
- Обучение школьников правилам рационального питания, направленным на сохранение и укрепление здоровья
- Воспитание общей культуры школьников на основе представления о правилах этикета, связанных с питанием
- Пробуждение у детей интереса к народным кулинарным традициям, расширение знаний об истории и традициях родного края
- Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, расширение кругозора обучающихся
- Просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Срок реализации программы: программа рассчитана на один год. Данная программа рассчитана на обучающихся 1 класса – 33 занятия в год (1 занятие в неделю).
Требование к результатам
Ученики должны знать:
Ученики должны уметь:
соблюдать режим дня;
выполнять правила правильного питания;
выбирать в рацион питания полезные;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения, учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ
личностной активности корректировать несоответствия;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения, учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
Предметными результатами освоения, учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание курса внеурочной деятельности.
№ п/п | Тематический блок, раздел курса | Количество часов | Основное содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. | Вводное занятие. Повторение правил питания. | 2ч | Дать представление о важности регулярного питания, соблюдения режима питания. | Беседа. Просмотр фильма о правильном питании. Экскурсия в столовую. | Учиться строить беседу. Уметь называть полезные продукты. Использовать фантазию и воображение при проведении беседы. Уметь выбирать продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день |
2. | Путешествие по улице «правильного питания». Знакомство с вариантами полдника. | 2ч | Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. | Беседа с мед.работником. | Знать о пользе овощей; Уметь готовить витаминные салаты Знать о традициях своего народа; Знать о пользе овощей и фруктов. |
3. | Молоко и молочные продукты. Значение молока и молочных продуктов. | 2ч | Полезные свойства молочных продуктов. Значение молока и молочных продуктов. | Беседа по теме. Игра. | Уметь оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; Знать о роли питания и физической активности для здоровья человека. |
4. | Если хочешь быть здоров. | 2ч | Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день. | Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин». Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы». | Знать об основных предметах кухонного оборудования, о правилах гигиены. Характеризовать влияние употребления различных продуктов питания на здоровье человека; Знать об основных предметах кухонного оборудования, о правилах гигиены. Характеризовать влияние употребления различных продуктов питания на здоровье человека; |
5. | Самые полезные продукты. | 2ч | Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день. Научить детей выбирать самые полезные продукты. | Динамическая игра «Поезд». Тест «Самые полезные продукты» | Уметь правильно составлять свой рацион питания. Знать какие продукты входят в рацион. |
6. | Как правильно есть (гигиена питания). | 2ч | Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания. | Игра-обсуждение «Законы питания» (обсуждение стихотворения Чуковского «Барабек»). | Уметь высказывать своё предположение (версию). Знать о пользе молока и молочных продуктах |
7. | Кто жить умеет по часам. | 2ч | Дать представление о важности регулярного питания, соблюдения режима питания. | Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда и ужина» | Участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем. Проявлять интерес к изучаемому предмету |
8. | «Путешествие зернышка». Блюда из зерна. | 2ч | Полезность продуктов, получаемых из зерна. Традиционные народные блюда из продуктов, получаемых из зерна. | Исследование «Путь от зерна к батону» | Знать о ежедневном рационе питания школьника. Принимать и сохранять полученный материал и активно включаться в деятельность |
9. | Из чего делают хлеб? Какой бывает хлеб? | 2ч | Многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион. | Праздник «Хлеб всему голова» | Знать о пользе сахара и соли. Работать по предложенному учителем плану. |
10. | Удивительные превращения пирожка. | 2ч | Соблюдение режима питания как одного из необходимых условий рационального питания. | Практическое занятие: «Поделки из соленого теста» | Знать типовой режим питания школьника и уметь его соблюдать. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему; Знать о компонентах ежедневного меню и различных вариантах завтрака. |
11. | Всем весело гулять. | 2ч | Дать представление о важности регулярных прогулок на воздухе. | Игра «Весело, задорно отдыхай». |
12. | Беседа о важности регулярного питания, соблюдения режима питания. | 2ч | Важно не только что и сколько мы едим, но так же когда и как часто. | Дидактическая игра «Доскажи пословицу». |
13. | Кашу маслом не испортишь. Как появилась каша на земле? | 2ч | Вырабатывание привычки приема пищи по утрам. Получения навыков культурного поведения за столом. | Литературный конкурс «Сочиним сказку о любимой Крупеничке» | Знать о пользе витаминов и их значении для организма человека. Принимать и сохранять полученный материал и активно включаться в учебную деятельность на занятии кружка. |
14. | Витаминный ералаш. | 2ч | Познакомить с основными питательными веществами и научить оценивать свой рацион питания | Изготовление книжки «Витаминная азбука» | Знать о пользе морепродуктов для улучшения здоровья детского организма |
15. | Дары моря. | 2ч | Беседа о морепродуктах. Блюда из морепродуктов Знакомство с обитателями моря. Важность употребления рыбных продуктов. | Беседа «Что и как можно приготовить из рыбы» Конкурс рисунков «В подводном царстве» | Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Обобщить (осознать и формулировать) то новое, что получилось |
16. | Проект «Кулинарные рецепты». | 2ч | Формирование представления о кулинарии, различных рецептов кулинарии. | Проект-демонстрация «Кулинарные рецепты» | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса |
17. | Пора ужинать. Вкусные старты. | 1ч | Формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе. | Игра-демонстрация «Как приготовить бутерброд» | Формировать умения ориентироваться в разнообразных способах решения жизненных ситуаций, стремиться к сотрудничеству; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
1. | Вводное занятие. Повторение правил питания. | Беседа. Просмотр фильма о правильном питании. Экскурсия в столовую. | 2 | 2.09 9.09 | |
2. | Путешествие по улице «правильного питания». Знакомство с вариантами полдника. | Беседа с мед.работником. | 2 | 16.09 23.09 | |
3. | Молоко и молочные продукты. Значение молока и молочных продуктов. | Беседа по теме. Игра. | 2 | 30.09 7.10 | |
4. | Если хочешь быть здоров. | Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин». Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы». | 2 | 14.10 21.10 | |
5. | Самые полезные продукты. | Динамическая игра «Поезд». Тест «Самые полезные продукты» | 2 | 28.10 11.11 | |
6. | Как правильно есть (гигиена питания). | Игра-обсуждение «Законы питания» (обсуждение стихотворения Чуковского «Барабек»). | 2 | 18.11 25.11 | |
7. | Кто жить умеет по часам. | Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда и ужина» | 2 | 2.12 9.12 | |
8. | «Путешествие зернышка». Блюда из зерна. | Исследование «Путь от зерна к батону» | 2 | 16.12 23.12 | |
9. | Из чего делают хлеб? Какой бывает хлеб? | Праздник «Хлеб всему голова» | 2 | 13.01 20.01 | |
10. | Удивительные превращения пирожка. | Практическое занятие: «Поделки из соленого теста» | 2 | 27.01 3.02 | |
11. | Всем весело гулять. | Игра «Весело, задорно отдыхай». | 2 | 10.02 17.02 | |
12. | Беседа о важности регулярного питания, соблюдения режима питания. | Дидактическая игра «Доскажи пословицу». | 2 | 3.03 10.03 | |
13. | Кашу маслом не испортишь. Как появилась каша на земле? | Литературный конкурс «Сочиним сказку о любимой Крупеничке» | 2 | 17.03 31.03 | |
14. | Витаминный ералаш. | Изготовление книжки «Витаминная азбука» | 2 | 7.04 14.04 | |
15. | Дары моря. | Беседа «Что и как можно приготовить из рыбы» Конкурс рисунков «В подводном царстве» | 2 | 21.04 28.04 | |
16. | Проект «Кулинарные рецепты». | Проект-демонстрация «Кулинарные рецепты» | 2 | 5.05 12.05 | |
17. | Пора ужинать. Вкусные старты. | Игра-демонстрация «Как приготовить бутерброд» | 1 | 19.05 | |
| Итого: 33 ч | | | | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора
методического объединения _________ С..В.Нужнова
МБОУ СОШ №3 30.08.2022 года
от 30.08.2022 года № 1
Руководитель МО
_____________ С.В.Паршина