Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Будь здоров» для 7 класса (для детей с ОВЗ, слабовидящие)
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Закона об образовании в Российской Федерации, примерной программы по биологии для основной школы, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России.
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Главная особенность здоровье-сберегающего воспитания – это формирование мотивационной сферы обучающихся, т.е. поведенческих реакций, направленных на укрепление собственного здоровья, которая в дальнейшем должна доминировать в поведении, стремлении вести здоровый образ жизни, накапливать здоровье - сберегающий потенциал.
В основу программы положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Программа предназначена для просветительской и оздоровительной работы с семиклассниками , углублению и расширению знаний получаемых при изучении учебных программ по биологии и основам безопасности жизнедеятельности.
Цель программы: формирование понятия «здоровье» в его различных аспектах, осознание обучающимися ценности здоровья, как в личном, так и общественном плане, выработка умений принимать самостоятельные решения, противостоять давлению среды.
Задачи:
способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
профилактика вредных привычек.
Основополагающие принципы построения программы:
научность - содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников;
доступность - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями школьников;
коллективность – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками.
Практическая направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации.
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Для реализации программы на внеурочных занятиях используются такие формы работы, как индивидуальная, групповая, экскурсия, круглый стол, поисковая, проекты; виды деятельности: игровая, познавательная, художественное и социальное творчество, проблемно – ценностное общение и другие.
В качестве форм контроля используется защита проектов и презентаций, творческий отчет.
Программа внеурочной деятельности «Будь здоров» рассчитана на 1 год обучения для учащихся 7-х классов 1 час в неделю. Всего 35 ч.
Реализуется в рамках организации внеурочной деятельности (ФГОС ООО).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты внеурочной деятельности «Будь здоров»
Личностные результаты
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
овладение навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждение заболеваний, оказания первой медицинской помощи;
самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
общение и взаимодействие со сверстниками, преподавателями на принципах уважения, доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу; сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жизни.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Познавательные УУД:
делать предварительный отбор источников информации;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
слушать собеседника;
формулировать собственное мнение и позицию;
формулировать свои затруднения;
обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться и приходить к общему решению;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении ЗОЖ для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе;
овладение умениями организовывать здоровье-сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки и т.д.)
Содержание.
Введение.
Возникновение и развитие понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Оформление дневника здоровья.
Тема 1. Режим дня – основа здорового образа жизни. (3ч.)
Режим дня. Значение режима дня для сохранения здоровья, успешной работы в школе. Сон и здоровье. Сон – лучшее лекарство. Влияние режима работы и отдыха на организм подростка. Примерный режим дня для учащихся 7 класса. Индивидуальность построения режима дня.
Практикум.
Мой режим дня.
Тема 2. Гигиена моего организма.(20ч.).
Личная гигиена. Понятие о личной гигиене. История вопроса о гигиене. Правила личной гигиены в течение дня; предметы личной гигиены. Зачем человеку кожа, её функции. Ежедневный уход за кожей, волосами, ногтями. Гигиена одежды и обуви. Как устроена ротовая полость. Значение органов ротовой полости. Гигиена полости рта. Как сохранить улыбку красивой. Основные способы ухода за полостью рта. Классификация и виды средств по уходу за полостью рта. Глаза - главные помощники человека. Как устроен наш орган зрения. Уход за глазами. Средства и методы по уходу за глазами. Инфекционные болезни глаз, их профилактика. Вопросы офтальмологу. Глаза и компьютер. Приемы массажа и гимнастики для глаз. Осанка и здоровье. Причины нарушения осанки. Способы сохранения осанки. Закаливание организма - профилактика простудных болезней. Виды, способы и правила закаливания. Профилактика гриппа и ОРВИ. Хочу спросить (встреча со школьной медсестрой). Соблюдение правил личной гигиены - условие борьбы с инфекционными заболеваниями (мини- проекты).
Практикум.
Как устроен наш орган зрения.
Приемы массажа и гимнастики для глаз
Правила личной гигиены (составление памятки).
Способы сохранения осанки
Хочу спросить(встреча со школьной медсестрой).
Мини – проекты Соблюдение правил личной гигиены - условие борьбы с инфекционными заболеваниями.
Экскурсия.
Вопросы офтальмологу.
Тема 3. Выбирая спорт – выбираем здоровье.(5ч.)
Понятие «гиподинамия». Влияние гиподинамии на здоровье и продолжительность жизни. Физическая культура – источник здоровья. Здоровье в порядке – спасибо зарядке. Двигательные качества: гибкость, сила, ловкость, быстрота, выносливость. Зачем нужны физкультминутки на уроке. Комплексы ежедневной зарядки. «На зарядку становись!» игровая программа.
Практикум
Комплекс упражнений на развитие гибкости, силы, ловкости.
Моя физкультминутка.
На зарядку становись!
Тема 4. Здоровое питание(4ч.)
Роль питания в формировании здорового образа жизни. Сбалансированное питание. Неизвестное об известных овощах и фруктах.
Режим питания школьника. Вес и здоровье. Профилактика ожирения. Профилактика пищевых отравлений.
Практикум
Режим питания школьника.
Заключительное занятие. 1ч.
Защита проектов. «Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни!»
Учебно-тематический план.
№ | Название темы | Количество часов |
общее | теория | практика |
1 | Введение. | 1 | 1 | |
| Режим дня – основа здорового образа жизни. | 4 | 3 | 1 |
2 | Гигиена моего организма. | 20 | 13 | 7 |
3 | Выбирая спорт – выбираем здоровье. | 5 | 2 | 3 |
4 | Здоровое питание | 20 | 15 | 5 |
6 | Заключительное занятие. | 1 | | 1 |
| Итого: | 35 | 26 | 9 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
1 | Возникновение и развитие понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Оформление дневника здоровья. | 1 | | |
2 | Режим дня. Значение режима дня для сохранения здоровья. | 1 | | |
3 | Сон и здоровье. Сон – лучшее лекарство. | 1 | | |
4 | Влияние режима работы и отдыха на организм подростка. | 1 | | |
5 | Мой режим дня. | 1 | | |
6 | Личная гигиена. Понятие о личной гигиене. История вопроса о гигиене. | 1 | | |
7 | Правила личной гигиены в течение дня. Предметы личной гигиены. | 1 | | |
8 | Заем человеку кожа, её функции. Ежедневный уход за кожей, волосами, ногтями | 1 | | |
9 | Гигиена одежды и обуви. | 1 | | |
10 | Как устроена ротовая полость. Значение органов ротовой полости. | 1 | | |
11 | Гигиена полости рта. Как сохранить улыбку красивой. | 1 | | |
12 | Классификация и виды средств по уходу за полостью рта. | 1 | | |
13 | Правила личной гигиены (составление памятки). | 1 | | |
14 | Глаза - главные помощники человека. Как устроен наш орган зрения. | 1 | | |
15 | Уход за глазами. Средства и методы по уходу за глазами. | 1 | | |
16 | Инфекционные болезни глаз, их профилактика. | 1 | | |
17 | Экскурсия. Вопросы офтальмологу. | 1 | | |
18 | Глаза и компьютер. | 1 | | |
19 | Приемы массажа и гимнастики для глаз. | 1 | | |
20 | Осанка и здоровье. Причины нарушения осанки. | 1 | | |
21 | Способы сохранения осанки. | 1 | | |
22 | Закаливание организма - профилактика простудных болезней. Виды, способы и правила закаливания. | 1 | | |
23 | Хочу спросить (встреча со школьной медсестрой). | 1 | | |
24 | Соблюдение правил личной гигиены - условие борьбы с инфекционными заболеваниями. | 1 | | |
25 | Правила личной гигиены (составление памятки). | 1 | | |
26 | Физическая культура – источник здоровья. Здоровье в порядке – спасибо зарядке. | 1 | | |
27 | Понятие «гиподинамия». Влияние гиподинамии на здоровье и продолжительность жизни. | 1 | | |
28 | Двигательные качества. Комплекс упражнений на развитие гибкости, силы, ловкости. | 1 | | |
29 | Зачем нужны физкультминутки на уроке. Моя физкультминутка. | 1 | | |
30 | Комплексы ежедневной зарядки. «На зарядку становись!» игровая программа. | 1 | | |
31 | Роль питания в формировании здорового образа жизни. Сбалансированное питание. | 1 | | |
32 | Неизвестное об известных овощах и фруктах. | 1 | | |
33 | Режим питания школьника. | 1 | | |
34 | Вес и здоровье. Профилактика ожирения. Профилактика пищевых отравлений. | 1 | | |
35 | Защита проектов. «Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни!» | 1 | | |
Методическое обеспечение
Помещение кабинета биологии, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитар-но-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, устройства для хранения учебного оборудования. Кабинет оснащен современными технические средствами обучения (интерактивная доска, ноутбук). Операционная система Windows. Все программ-ные средства, установленные на ноутбуке лицензированы для использования.
Библиотечный фонд (книгопечатной продукции) кабинета биологии включает:
нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки РФ, сборники программ по биологии и пр.);
учебно-методическую литературу (учебники, рабочие тетради, методические пособия, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля и пр.);
научную литературу области «Биология» (справочники, энциклопедии и пр.).
Перечень учебно-методического обеспечения.
Список литературы для педагога:
1.Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 27 с.
2.Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р.И. Айзман. – Новоси-бирск, 1996. – 197 с.
3.Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. /Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 191 с.
4.Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье – Л.: Наука, 1987. – 123с.
5.Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.-С.65-66.
6.Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни .-1994.- 9.-С. 9-12.
7.Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию/ Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91. - (Здо-ровье и образование).
8.Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии – СПб.: Акцидент, 1994. – 78 с.
9.Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения // Школа здоровья. – 2003. - Т. 4, №3. - С. 74 – 79.
10.Лисицын Ю.П. Санология – наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни. – М: 2001. –231 с.
Список литературы для детей:
1.Барто А.Л. Володя болен А.Л. Барто , А.Л. Собрание сочинений в 4-х т. Т.2:Стихи и поэмы. - М.: Худож. лит., 1981. - С.369.
2.Михалков С.В. Грипп. Как у нашей Любы... Прививка. Стихи и сказки / - М.: Планета детства; Изд-во АСТ; Изд-во Астрель, 2000. С.18-20, 46, 49-50, 58-60.
3.Мошковская Э.Э. Любимые стихи. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - С.120, 121, 122.
4.Барто А.Л. Стихи детям. - М.: Дет. лит.,1981. - С.565
5.Остер Г.Б. Вредные советы: книга для непослушных детей и их родителей /Г.Б. Остер. - М.: РОСМЭН, 1999. - 120с.
6.Ротенберг Р. «Расти здоровым»: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.
7. Соколов Ю.Е. «Книга знаний для детей». – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001 – 320с.
8.Жербин Е.А. «Река жизни». – М.; Знание, 1990 – 224с.
Планируемые результаты.
В ходе реализации программы внеурочной деятельности «Будь здоров» обучающиеся должны
знать:
основные вопросы личной гигиены, касающиеся здоровья школьника;
особенности воздействия двигательной активности и гиподинамии на организм, значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
основы рационального питания;
значение режима питания, режима дня;
способы укрепления и сохранения своего здоровья;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность.
Уметь:
составлять индивидуальный режим и соблюдать его;
соблюдать элементарные правила личной гигиены;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни;
уметь распознавать признаки утомления, в том числе и зрительного;
соблюдать двигательный режим, следить за осанкой;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе.
18