Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №44
города Хабаровска
«РАССМОТРЕНО» | «СОГЛАСОВАНО» | УТВЕРЖДЕНО приказом |
Протокол заседания предметного отделения | Заместитель директора по ВР | Директора МБОУ СОШ №44 |
№ от 2018года | От «___» _________ 2018года | «___» __________ 2018года Пр. № |
_________/Ф.И.О. | _________/Ф.И.О./ | ________/ Ф.И.О./ |
(Подпись.Расшифровка подписи) | (Подпись.Расшифровка подписи) | (Подпись.Расшифровка подписи) |
Программа внеурочной деятельности
«Бумажное моделирование. Оригами.»
3 класс
Короткова В.А., педагог-психолог
I квалификационной категории
Расписание:
вторник |
10:00 3г |
10:30 3б |
|
|
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка ОРИГАМИ -
искусство складывания из бумаги, без ножниц и клея. "Ори" в переводе с японского "складывать", "ками" - "бумага".
Программа внеурочной деятельности «Бумажное моделирование. Оригами» ориентирована на развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству. Актуальность данной программы обусловлена тем, что начиная с изучения основ древнего искусства, открывая путь к творчеству в конструировании из бумаги, через развитие логического и творческого мышления, приводящего к собственным открытиям, дети младшего школьного возраста проходят подготовку к исследовательской, изобретательской и проектной деятельности.
Ребенок за определенный промежуток времени овладевает значительным кругом знаний, умений и навыков, его восприятие, внимание, память, мышление приобретают произвольность и управляемость. В процессе обучения в рамках данной программы у детей формируются и развиваются конструкторское и образное мышление, пространственные представления и воображение, эстетические потребности и художественно-изобразительные способности, что поможет им в дальнейшем успешно продолжить обучение в научно-технических и художественно-эстетических объединениях дополнительного образования, подвигнет к саморазвитию.
Отличительной особенностью программы «Бумажное моделирование. Оригами» является её направленность не только на развитие творческих способностей вообще, сколько на исследовательскую мыслительную деятельность отдельно взятого индивида в условиях работы группы обучающихся.
Каждая из вновь изучаемых техник дополняет, усложняет предшествующую, подсказывает новые идеи, активизирует творческое мышление, открывает перспективу творческого развития обучающихся.
Оригами развивает познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда, культуру труда наравне с воспитанием и коррекцией характера, укреплением волевых качеств. Занятия оригами помогают настроиться на положительное, жизнеутверждающее мировоззрение. Рационально-интуитивные действия, производимые с бумагой, позволяют ребенку одновременно складывать руками из бумаги «нечто» и решать проблемы различного характера, находить выход из создавшегося положения, задействовав разум. Ориентированность Программы на естественное психофизиологическое начало формирования логического мышления способствует развитию у детей младшего школьного возраста продуктивной, целенаправленной деятельности, подвигающей к саморазвитию (самостоятельности).
Систематичность занятий, доступность изложения материала, последовательное наращивание сложности заданий, иллюстративно- демонстрационное методическое обеспечение занятий – всё должно соответствовать цели и задачам образовательной программы и содействовать воспитанию стремления младших школьников к познанию и творчеству.
Цель программы:
интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
приобретение детьми знаний, умений и навыков по складыванию бумаги с использованием схем («чтение чертежей»);
развитие произвольности познавательных процессов детей;
формирование у ребёнка принципов коллективизма в процессе совместной деятельности, с одновременным развитием качеств, свойственных индивиду – самостоятельности, саморазвития, самоопределения.
На каждом занятии происходит усвоение содержательной (теоретической) части занятия, однако большая часть времени отводится практическим действиям. Результатом каждого занятия служит сложенная руками ребёнка бумажная игрушка, имеющая помимо художественной ценности, прикладной характер – с ней можно играть или подарить.
Организация учебного процесса
Программа занятий рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Занятия проходят в группе до 10 человек 1 час в неделю.
Программа построена с учетом возрастных особенностей обучающихся. Содержание программы включает изучение наиболее простых форм оригами, изготовление несложных фигурок животных, птиц и т.д. В младшем школьном возрасте память детей приобретает ярко выраженный познавательный характер. Это обуславливается тем, что ребенок начинает учиться отделять одну задачу от другой. Кроме того, в этот период идет интенсивное формирование приемов запоминания. В искусстве оригами этому отводится важнейшая роль. Ведь для точного исполнения модели ребенку необходимо не только правильно запомнить и выполнить определенную последовательность действий, но и руководствоваться при этом знаниями условных обозначений. Существенные изменения у младших школьников можно наблюдать и в области мышления. Оно приобретает более абстрактный и обобщенный характер. Пространственное мышление, формирование которого усиливает оригами, помогает ребенку правильно соотносить действия с плоским листом бумаги с результатом работы – объемной моделью.
Обучающиеся должны знать:
Основные условные обозначения.
Простые приемы складывания бумаги.
Понятия «квадрат», «диагональ квадрата», «угол квадрата», «треугольник».
Основные базовые формы.
Различные технические приемы складывания: вывернуть, вогнуть и т.д.
Обучающиеся должны уметь:
Точно соединять углы и стороны квадрата.
Самостоятельно сделать квадратную заготовку.
Складывать простые и основные базовые формы.
Следовать устным инструкциям педагога.
Складывать движущиеся, модульные и объемные модели.
Работать в коллективе, участвовать в командных соревнованиях с
подвижными моделями.
Если конкретизировать прогнозируемые результаты, то на первый план выступают качественные характеристики данного вида деятельности – это развитие мелкой моторики рук, точность движений пальцев, что благотворно влияет на умственное развитие ребёнка и успешность обучения в начальной школе.
Методы и формы оценки результатов: наблюдение, тестирование, анкетирование, упражнение, творческое задание, самоанализ, игровые соревнования (для движущихся моделей).
Возможна диагностика обучаемости по следующим критериям:
Зачёт по базовым формам
Знание базовых форм оригами (устно)
Распознавание базовых форм оригами (зрительно)
Знания, умения и навыки по складыванию базовых форм оригами
Складывание наиболее известных простых моделей оригами на основе базовых форм (самостоятельно и по схемам)
Возможно оценивание по следующим показателям:
точность совмещения частей;
придерживание совмещенных сторон одной рукой;
оптимальность нажима на бумагу;
разглаживание бумаги;
фиксация сгибов;
проглаживание сгибов;
украшение поделки (приемы вырезания, рисования мелких деталей);
знание основных понятий, используемых в оригами;
уровень удовлетворенности потребностей в процессе занятий оригами;
творческая активность;
аккуратность изготовления поделок;
умение работать в коллективе.
Конечный, видимый результат работы – это сложенная руками ребёнка игрушка. Задача педагога: через складывание бумажных фигурок развивать познавательные способности детей, творческое мышление и интеллект, приобщать к миру прекрасного, обеспечивать эмоциональное благополучие ребёнка, формирующее чувство уверенности в своих силах и способностях.
Качество и объём выполненной учеником работы оценивается с точки зрения субъективных возможностей ученика (По Эльконину).
Все методическое обеспечение представлено в электронном виде и может быть использовано как качественный, наглядный материал для презентаций и ведения занятий с применением компьютерных технологий.
Работа с родителями:
Занятия оригами – очень плодотворный вид детской творческой деятельности. Ваш ребёнок просто «завалит» вас всевозможными подарками, сделанными своими руками. Приготовьтесь к тому, чтобы в течение полугода или года с радостью принимать их и выставлять для всеобщего обозрения на самое видное место.
Детям свойственно пробовать себя в разных сферах деятельности. Им достаточно небольшого количества времени, чтобы определиться в своём желании или нежелании и дальше заниматься тем, чем были ещё недавно так увлечены. В большей мере, именно от родителей будет зависеть то, насколько долго ребёнок будет увлечён искусством складывания бумаги – этим интересным и очень полезным делом.
Вы уже многое сделали:
книги по оригами соответствуют возрасту вашего ребёнка;
бумага имеется в достаточных количествах;
заготовлены в большом количестве квадраты разных цветов и размеров.
Что ещё нужно сделать:
выделить необходимые места в квартире для всех, без исключения, изделий оригами: для объёмных моделей – полочки, для плоских, односторонних поделок – папки для хранения или альбомы и картон для того, чтобы наклеивать фигурки (создавать картинки);
большинство работ, изготовленных на первом этапе знакомства с оригами, удобно хранить просто в коробках. Можно даже подписать каждую, например: «Модели оригами из базовой формы «Водяная бомбочка».
выделить рабочее место для занятий оригами и быть готовыми к тому, что на нём будет постоянный «творческий» беспорядок. Помните, что любой листок бумаги, лежащий на столе, может представлять определённый интерес для ребёнка. Тем более сама поделка, сделанная самостоятельно дома или на занятиях кружка. Никогда не выбрасывайте их.
чтобы хоть немного подправить внешний вид стола, поставьте у стола красивую мусорную корзину, в которую будет удобно отправлять «вещественные доказательства неудавшихся экспериментов». Ребёнок оценит ваше внимание и заботу; ведь порой он и сам был бы рад привести в порядок рабочее место, да не знает, куда и что убирать и складывать.
Что ещё можно сделать:
к сожалению, бумага и сложенные из неё изделия недолговечны; самые удачные, красивые работы можно поместить в рамочки со стеклом и повесить на стенах;
по возможности фотографируйте изделия, сложенные руками ваших детей и сохраняйте на домашнем компьютере.
Учебно-календарное планирование
34 часа
№ п.п. | Дата проведения | Тема | Содержание | Модель | Стр. |
-
| 6.09 | Вводное занятие ТБ | стартовая диагностика развития мелкой моторики | Тест «Катушка» История о капитане и его тельняшке | Э. 194 |
-
| 13.09 | Базовые формы оригами, основные технические приёмы | Треугольник Книжка | Тюльпан, мордочка собаки | 18, 38 |
-
| 20.09 | Рыбка, мордочка кота | 26, 40 |
-
| 27.09 | Цикада | 48 |
-
| 4.10 | Голубь | 99 |
-
| 11.10 | Куколка на палец | 194 |
-
| 18.10 | Пароход | 219 |
-
| 25.10 | Стакан Браслет | 295 Э. 220 |
-
| 8.11 | Базовые формы оригами | Дверь Дом Катамаран | Свинка | 50 |
-
| 15.11 | Дом Подставка под горячее | 172 Э. 160 |
-
| 22.11 | Маска лисы | 62 |
-
| 29.11 | Кораблик | 225 |
-
| 6.12 | Базовые формы оригами | Воздушный змей | «Праздничное» оригами Собачка | Э. 212 |
-
| 13.12 | Салфетка-лебедь (чайка на воде) | Э.206 107 |
-
| 20.12 | Карп, кит | 28, 31 |
-
| 10.01 | Базовые формы оригами | Блин | Двухтрубный кораблик | |
-
| 17.01 | Прожорливый ворон | 285 |
-
| 24.01 | Предсказатель (многоликая маска) | Э. 175 278 |
-
| 7.02 | Птичка | 104 |
-
| 14.02 | Блин Движущаяся модель | Собачка, качающая головой | Э. 122 |
-
| 21.02 | «Праздничное» оригами | Дверь | Рубашка | Э. 176 |
-
| 28.02 | Блин | «Ленивая Сюзи» | Э. 152 |
-
| 7.03 | Базовые формы оригами | Водяная бомба | Фусен | 291 |
-
| 14.03 | Летучая мышь | 52 |
-
| 21.03 | «Праздничное» оригами | Воздушный змей Водяная бомба | Бутоньерка | Э.73 |
-
| 4.04 | Базовые формы оригами | Двойной квадрат | Ласточка | 132 |
-
| 11.04 | Цветочная корзинка | 306 |
-
| 18.04 | Движущиеся модели | Двойная складка | Каркающая ворона | Э.126 |
-
| 25.04 | Модульное оригами | Дверь | Волшебное кольцо | Э. 124 |
-
| 2.05 | Сюрикен | 288 |
-
| 9.05 | Плоская шкатулка | | Вертушка-кошелек | Э. 166 |
-
| 16.05 | Гексаген | |
-
| 23.05 | Квадрат | |
-
| 30.05 | Легенды об оригами Итоговое занятие | Двойной квадрат Птица | Журавль Тест «Катушка» | Э. 46 |
Литература:
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Бумажный зоопарк. – СПб.: Литера, 2003.
Бич Р., Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия/Пер с англ. – М.: Эксмо/ 2010.
Вакса О.Ф. Детские праздники в семейном кругу. – Ярославль: Академия развития, 2003.
Васина Н.И. Бумажная симфония. – М.: Айрис Пресс, 2009.
ИЧП «Кристал», Игрушки из бумаги, изд. Дельта СПб, 1997г.
Никулин А.П. Сборник лучших моделей из бумаги. – М.: Терра-книжный клуб, 2005
Соколова С.Н. Сказка оригами. – СПб.: Эксмо, 2004.
Соколова С.Н. Театр оригами. – М.: Эксмо, 2003.
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребёнка. - Ярославль: Академия развития, 1996.
Фиона Джоунс Фантазии из бумаги: энциклопедия, техника, приемы, изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2007.
Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. – М.: Мир книги, 2010.
Щеглова О., Щеглова А., 333 волшебные фигурки любой сложности, ИД ВЛАДИС, Ростов н/Д, 2008г.
Энгельмейер П.К. Теория творчества. – СПб.: Терра, 2009.
для обучающихся и родителей
Аллен Д. Объемные поделки из бумаги. – М.: Ниола-пресс, 2009.
Афонькины С.Ю., Е.Ю. Все об оригами. – СПб.: Кристалл, 2006.
Броди В. Зверюшки из бумаги. – М.: Мой мир, 2008.
Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Айрис-пресс, 2004
Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Айрис-пресс, 2004
Интернет источники:
http://origami-paper.ru/
http://www.alegri.ru/rukodelie/origami
http://www.tvoyrebenok.ru/origami-iz-bumagi.shtml
http://www.origami.ru/
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=254939&d_no=265684&ext=Attachment.aspx?Id=125882