Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вершинотейская средняя общеобразовательная школа
Аскизского района Республики Хакасия
«УТВЕРЖДАЮ»: « СОГЛАСОВАНО»: «РАССМОТРЕНО»:
Директор школы Зам. директора по УВР На заседании МО
__________________ ___________________ _______________
«___»_________ ____г «__»_____________ г. « __»________ __г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Быть здоровым -здорово»
8 класс
Составила: Завертяева Л.А
учитель биологии
п. Вершина Теи, 2022 год
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Биология – предмет, выполняющий, наряду с обучающей, важную воспитательную функцию. Развитие школьника не сводится только к усвоению конкретных знаний и навыков, а заключается в формировании общих социальных умений и качеств, необходимых для становления личности в целом, чему способствует внеурочная работа по предмету.
Достижения биологической науки и изменения в окружающем мире предъявляют к школьному биологическому образованию требование сформировать у подрастающего поколения биологическую грамотность, экологическую культуру.
Программа по внеурочной деятельности «Быть здоровым -здорово» составлена на основе следующих нормативных документов:
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
Фундаментального ядра содержания общего образования;
Основная образовательной программы МБОУ Вершинотейская СОШ.
В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа внеурочного курса рассчитана на 33 часа, из расчета 1 час в неделю для учащихся 8 классов.
Программой предусмотрена разнообразная практическая, исследовательская, экскурсионная и общественно-полезная деятельность учащихся. Внеурочный курс «Быть здоровым -здорово» способствует широкому развитию творчества школьников посредством работы над проектами, создания презентаций, оформления выставок рисунков и плакатов экологической направленности, фотографий, сбора и оформления тематических гербариев.
Важно научить школьников осознанному безопасному и экологически грамотному обращению с природой, применять полученные знания при оказании первой медицинской помощи и вести просветительскую работу по охране окружающей среды.
Общеинтеллектуальное направление
Принципы построения курса, его цели и задачи и концептуальная основа.
Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества.
Найти пути решения указанных проблем, нельзя не учитывая и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.
Личностно - ориентированные принципы:
принцип адаптивности;
принцип развития;
принцип комфортности.
Культурно - ориентированные принципы:
принцип картины мира;
принцип целостности содержания образования;
принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру;
принцип ориентировочной функции знаний;
принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельностно - ориентированные принципы:
принцип обучения деятельности;
принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития);
принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Ближайшим итогом овладения школьным курсом биологии должно быть овладение главными представлениями этой науки и навыком возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни.
Биологические знания – научная основа организации здорового образа жизни всего общества и каждого человека в отдельности.
Цель:
выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.
Задачи:
обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья профессионального самоопределения и творческого труда детей;
развитие у учащихся причинно-следственных и межпредметных связей в ходе реализации программы;
адаптация их к жизни в обществе;
сознание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
формирование общей культуры, в том числе культуры здорового образа жизни;
организация содержательного досуга;
формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.
Концептуальной основой внеурочного курса «Быть здоровым -здорово» являются идеи:
- преемственности обучения биологии в основной школе;
-интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия, краеведение и др.);
- гуманизации образования;
-соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;
- личностной ориентации содержания образования;
- деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности;
- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности (универсальные учебные действия) в реальной жизни для решения практических задач в общении, познавательной деятельности.
Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного внеурочного курса.
Общая характеристика курса «Быть здоровым -здорово».
Данный курс расширяет биологические знания и знакомит учащихся
Последовательность тем программы обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию научного мировоззрения и развитию глубокого понимания биосоциальной сущности человека в системе живого и неживого на Земле:
1.«Здоровье в системе человек-природа».
2. «Здоровье в системе человек - абиотические факторы».
3. «Здоровье в системе человек - биотические факторы».
4. «Здоровье в системе человек - антропогенные факторы».
В программу введен не только анатомо-физиологический и морфологический материал, но и сведения по экологии человека, растений и животных, о влиянии разнообразных экологических факторов на организм человека, о зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от природных и социальных факторов окружающей среды. Практические занятия ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним.
Предусмотрено также усиление гуманистических и нравственных аспектов знания о человеке и отношение к человеку как личности.
Формирует навыки выполнения практических работ, закладывает основы формирования межпредметных связей.
Место курса «Быть здоровым -здорово» в учебном плане.
Для изучения курса «Быть здоровым -здорово» рекомендуется использовать часы внеурочной деятельности.
Курс «Быть здоровым -здорово» рассчитан на 33 часа (1 час в неделю).
Возраст учащихся: 14-15 лет.
Результаты освоения курса «Быть здоровым -здорово»
Способы проверки планируемых результатов:
Конкурс для учащихся на составление собственной программы здоровья.
Диагностика в виде тестов, анкет, опросников у данной категории подростков для выявления отношения их к алкоголю и других вредных привычек.
Защита мини – проектов «Программа моего здоровья».
Тестирование
Проектная деятельность.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
• вести устный диалог на заданную тему;
• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
• участвовать в работе конференций, чтений.
Личностные результаты:
Формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека.
Развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью.
Формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
Способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми
Умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье
Способность рационально организовывать физическую и интеллектуальную деятельность
Умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья.
Формирование умения позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Регулятивные
Определять и формулировать цель деятельности.
Планировать последовательность действий, вносить необходимые коррективы.
Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по плану.
Давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.
Познавательные
Делать предварительный отбор источников информации:
Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы группы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем)
Коммуникативные
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.
Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Предметные результаты:
Смогут раскрывать содержание понятий здоровья, здоровый образ жизни, рациональное питание.
Проводить аргументацию зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, нарушения осанки, зрения, слуха, стрессов, инфекционных и простудных заболеваний;
Знать и аргументировать основные правила поведения в природе; основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
Влияние факторов риска на здоровье человека;
Описывать и использовать приёмы оказания первой помощи;
Смогут прогнозировать воздействие негативных факторов на организм;
Приводить примеры негативных факторов, влияющих на здоровье;
Смогут аргументировать в отношении поступков других людей, наносящих вред своему здоровью.
Смогут обеспечивать уход за телом и жилищем;
Смогут взаимодействовать в группе (распределение обязанностей);
Смогут находить необходимую информацию на различных видах носителей;
Смогут презентовать результаты собственной деятельности.
Планируемые результаты реализации программы курса ориентированы на достижение всех трех уровней воспитательных результатов:
Результаты первого уровня (осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения).
Школьники приобретут знания об основных вопросах гигиены, особенностях влияния вредных привычек на здоровье, особенностях воздействия двигательной активности на организм человека, основах рационального питания, о “полезных” и “вредных” продуктах, о значении режима питания, способах сохранения и укрепление здоровья, о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.
Ученик научится:
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Строить речевые высказывания в устной форме;
Адекватно воспринимать оценку учителя;
Осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром)
Ученик научится:
Составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
Выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
Различать “полезные” и “вредные” продукты;
Использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ;
Определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
Заботиться о своем здоровье.
Результаты третьего уровня (приобретение опыта самостоятельного социального действия, опыт волонтерской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.)
Ученик научится:
Применять коммуникативные и презентационные навыки;
Использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
Оказывать первую медицинскую помощь
Включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Задавать вопросы, для организации собственной деятельности.
Содержание
программы «Быть здоровым -здорово»
33 часа (1час в неделю)
Введение (1 час)
Раскрыть понятие “здоровье”, культура здорового образа жизни, влияние наследственности, экология, качество медицинского обслуживания и вредных привычек на организм.
Здоровый образ жизни.
Раскрыть понятие “здорового образа жизни», его составляющих, раскрыть значение культуры здорового образа жизни для сохранения твоего здоровья и здоровья окружающих людей, опасность вредных привычек для твое организма и организма близких тебе людей.
Тема 1. «Здоровье в системе «человек-природа». (7 часов)
1.1. ЗОЖ и долголетие. (1 час)
Средняя продолжительность жизни, появились новые области знаний: валеология, геронтология. Календарный и биологический возраст. Стратегия жизни долгожителей. Андрогены и эстрогены – их влияние на продолжительность жизни.
Практическая работа 1.
Просмотр и обсуждение: фильм «Секретные материалы: Ключи от долголетия» (2014)
Обсуждение вопроса: «Почему черепаха живет 300 лет, а амеба полчаса?»
1.2. Здоровье и погода. (2 часа)
Почему смена погоды влияет на самочувствие человека. Что происходит при снижении атмосферного давления. Рекомендации. Что происходит при повышении атмосферного давления. Рекомендации. Что происходит с организмом, когда влажность воздуха понижается или повышается. Рекомендации. Как влияют перепады температуры воздуха на самочувствие человека. Рекомендации. Что такое магнитные бури и как они влияют на самочувствие человека.
Как одеться по погоде? Определение реальной температуры на улице. Топ «11 способов, как избавиться от метеозависимости».
Практическая работа 2.
Просмотр и обсуждение мультфильма «Где рождается погода».
Практическая работа 3.
Составление индивидуальной схемы примеров одежды в зависимости от погодных условий.
1.3. Режим «труд-отдых» и здоровье. (2 часа)
Режим дня. Разработка советов «почему важен режим дня». Биологические ритмы. Роль сна в здоровье человека. Сколько часов необходимо для сна. Лучшее время для сна. Понятие отдыха.
Практическая работа 4.
Разработка собственного режима дня (мини-проект)
1.4 Питание и здоровье. (2 часа)
Понятие о правильном питании. Химический состав пищи, изучение состава продуктов из списка учеников. Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества. Энергетическая ценность пищи. Режим приёма пищи. .
Практическая работа 5.
Составление индивидуального рациона питания (мини-проект).
Формы организации работы:
Внеурочная форма;
Организация деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п.;
Консультации;
Индивидуальная работа;
Групповая и коллективная работа;
Самостоятельная работа;
Практическая творческая работа;
Проектная работа (мини-проект);
Презентация.
Тема 2. «Здоровье в системе «человек- абиотические факторы» (5 часов) 2.1.Воздух и здоровье. (1 час)
Проблема загрязнения воздуха. Основные загрязнители окружающей среды и их действие. Концентрация СО2, О2. Воздух жилых помещений. Воздух города и деревни – сравнение экологической ситуации. Лихеноиндикация. Какие заболевания провоцирует загрязнение воздуха.
Практическая работа 6.
Диспут по теме «Жить в городе лучше, чем в деревне».
2.2.Вода и здоровье. (2 часа)
Необходимый объем жидкости. Что пить для восстановления водного баланса организма? Питьевая вода – понятие. Основные источники загрязнения питьевой воды. Способы очистки воды – фильтры. Минеральная вода, классификация. Показания к применению.
Практическая работа 7.
Рассмотрение под микроскопом воды из «стоячего водоема». Фильтрация воды с помощью угля, гальки и натуральной ткани.
2.3. Биоритмы и здоровье. (2 часа)
Понятие биоритма. Необходимо знать типичные внутренние часы организма, которые выработались в эволюционном развитии человека, и строить свою суточную жизнь в соответствии с ними.
Практическая работа 8.
Выполнение теста по определению своего хронобиологического типа.
Практическая работа 9.
Корректировка своего режима дня с позиции суточных ритмов своей физиологической активности.
Формы организации работы:
Внеурочная форма;
Организация деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п.;
Консультации;
Индивидуальная работа;
Групповая и коллективная работа;
Самостоятельная работа;
Практическая творческая работа;
Проектная работа (мини-проект);
Презентация.
Тема 3. «Здоровье в системе «человек – биотические факторы». (7 часов)
3.1.Бактерии, вирусы и человек. (2 часа)
Бактерии – особенности. Полезные бактерии – значение. Бактерии – возбудители заболеваний. Профилактика. Как протекает заболевание, вызванное бактерией. Как организм борется с бактерией. Антибиотики.
Вирусы – особенности. Проникновение вируса в клетку человека. Болезни вирусной природы. Профилактика. Лечение. Как отличить заболевание от бактерии или от вируса.
Практическая работа 10.
Приготовление питательной среды и выращивание культуры картофельной палочки.
3.2. Растения и человек. (3 часа)
Космическая роль растений. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Растения в рационе питания человека. Вегетарианство – «за» и «против». Комнатные растения и их влияние на газовый состав к комнате.
Практическая работа 11.
Подготовка «стоячего водоёма». Рассмотрение под микроскопом капельки воды из препарата. Обсуждение увиденных организмов. Анализ растений в школе: подсчёт и определение растения, выявление ядовитых растений. Формулировка «полезных» растений для школы.
Практическая работа 12.
Рассмотрение под микроскопом капельки воды из препарата «стоячего водоёма».
Практическая работа 13.
Анализ растений в школе.
3.3. Животные и человек. (2 часа)
Животные – особенности. Полезные животные – их значение.
Животные-вредители, возбудители заболеваний. Профилактика.
Животные в рационе питания в странах Мира.
Домашние животные. Зоотерапия.
Практическая работа 14.
Ролевая игра «Что для своей деятельности человек позаимствовал у животных?»
Формы организации работы:
внеурочная форма;
организация деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п.;
консультации; индивидуальная работа;
групповая и коллективная работа;
самостоятельная работа;
практическая творческая работа;
проектная работа (мини-проект);
презентация.
Тема 4. «Здоровье в системе «человек - антропогенные факторы».
(6 часов)
4.1. Понятие об антропогенных факторах. (2 часа)
Антропогенные факторы – понятие. Антропогенное загрязнение гидросферы, литосферы, атмосферы. Электромагнитное излучение. Вибрационное загрязнение. Шум. Радиация. Вторичная переработка материалов.
Практическая работа 15.
Решение познавательных задач.
4.2. Глобальные проблемы человечества. (2 часа)
Глобальные проблемы – понятие. Характеристика проблем. Классификация проблем. Пути решения проблем.
Проблема глобальных климатических изменений. Сокращение озонового слоя. Кислотные дожди. Опустынивание. Глобальное снижение биологического многообразия. Рост населения. Ресурсный кризис. Терроризм. Болезни века: чума, оспа, СПИД, холера, шизофрения.
Практическая работа 16.
Защита социального проекта (мероприятия) для решения любой экологической глобальной проблемы, для привлечения внимания общества к определённым проблемам. Решения глобальной проблемы (мини-проект)
4.3. Коэволюция и человек. (2 часа)
Коэволю́ция — совместная эволюция биологических видов, взаимодействующих в экосистеме. Изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов.
Формы организации работы:
внеурочная форма;
организация деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п.;
консультации;
индивидуальная работа;
групповая и коллективная работа;
самостоятельная работа;
практическая творческая работа;
проектная работа (мини-проект);
презентация.
Тема 5. Защита мини-проектов «Программа моего здоровья». (2 часа)
Практическая работа 17.
Программа моего здоровья (мини-проект)
Формы организации работы:
Внеурочная форма;
Организация деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п.;
Консультации;
Индивидуальная работа;
Групповая и коллективная работа;
Самостоятельная работа;
Практическая творческая работа;
Проектная работа (мини-проект);
Презентация.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Практические | Теоритические |
8а | 8б | 8а | 8б | 8а | 8б |
| Введение | 1 | 1 | | | 1 | 1 |
1 | «Здоровье в системе «человек-природа» | 7 | 7 | 3 | 3 | 4 | 4 |
2 | Здоровье в системе «человек- абиотические факторы» | 6 | 6 | 2 | 2 | 4 | 4 |
3 | Здоровье в системе «человек – биотические факторы | 7 | 7 | 3 | 3 | 4 | 4 |
4 | Здоровье в системе «человек - антропогенные факторы | 9 | 9 | 1 | 1 | 8 | 8 |
5 | Защита мини-проектов «Программа моего здоровья» | 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 |
| Итого | 34(33) | | 11 | 11 | 23 | 22 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № в теме | Тема занятия | Проведение занятий | Материально-техническое оснащение занятия |
план | факт |
8а | 8б | | |
| | Введение (1 час) | | | | | |
1 | 1 | Здоровый образ жизни. | 8.09 | 2.09 | | | |
| Тема 1. «Здоровье в системе «человек-природа». (7часов) |
| | 1.1. ЗОЖ и долголетие. (1 час) | | |
2 | 1. | Календарный и биологический возраст. Андрогены и эстрогены – их влияние на продолжительность жизни. | 15.09 | 09.09 | | | Презентация «Долгожители планеты» |
| | 1.2. Здоровье и погода. (2часа) | | |
3 | 1 | Влияние погоды на самочувствие человека | 22.09 | 16.09 | | | |
4 | 2 | Топ «11 способов, как избавиться от метеозависимости». | 29.09 | 23.09 | | | |
| | 1.3. Режим «труд-отдых» и здоровье. (2 часа) | | |
5 | 1 | Режим дня. | 6.10 | 30.09 | | | |
6 | 2 | Биологические ритмы. | 13.10 | 7.10 | | | |
| | 1.4 Питание и здоровье. (2 часа) | | |
7 | 1 | Правильное питание. Химический состав пищи. Энергетическая ценность пищи. | 20.10 | 14.10 | | | КИМы ОГЭ-2020 по биологии |
8 | 2 | Решение задач. Составление индивидуального рациона питания | 27.10 | 21.10 | | | КИМы ОГЭ-2020 по биологии |
| Тема 2. «Здоровье в системе «человек- абиотические факторы» (6 часов) |
| | 2.1. Воздух и здоровье. (2 час) | | |
9 | 1 | Загрязнение воздуха. Основные загрязнители окружающей среды и их действие. | 10.11 | 28.10 | | | Презентация «Основные загрязнители воздуха» |
10 | 2 | Заболевания провоцирует загрязнение воздуха. | 17.11 | 11.11 | | | |
| | 2.2. Вода и здоровье. (2 часа) | | |
11 | 1 | Питьевая вода. | 24.11 | 18.11 | | | |
12 | 2 | Основные источники загрязнения питьевой воды. | 1.12 | 25.11 | | | |
| | 2.3. Биоритмы и здоровье. (2 часа) | | |
13 | 1 | Понятие биоритма. | 8.12 | 2.12 | | | |
14 | 2 | Работоспособность и биоритм. | 15.12 | 9.12 | | | |
| Тема 3. «Здоровье в системе «человек – биотические факторы». (7 часов) |
| | 3.1. Бактерии, вирусы и человек. (2часа) | | |
15 | 1 | Бактерии – особенности. Полезные бактерии – значение. Бактерии – возбудители заболеваний. Профилактика. Антибиотики. | 22.12 | 16.12 | | | Презентация «Бактерии. Многообразие и значение» |
16 | 2 | Вирусы – особенности. Проникновение вируса в клетку человека. | 29.12 | 23.12 | | | Презентация «Вирусы- неклеточные формы жизни. Клеточные паразиты» |
| | 3.2. Растения и человек. (3 часа) | | |
17 | 1 | Космическая роль растений. | 12.01 | 13.01 | | | Презентация «Космическая роль растений» |
18 | 2 | Растения в рационе питания человека. Вегетарианство – «за» и «против». | 19.01 | 20.01 | | | |
19 | 3 | Комнатные растения и их влияние на газовый состав к комнате. | 26.01 | 27.01 | | | Комнатные растения |
| | 3.3. Животные и человек. (2 часа) | | | | | |
20 | 1 | Животные – особенности строение и процессов жизнедеятельности. Значение животных для человека. | 2.02 | 3.02 | | | |
21 | 2 | Животные в рационе питания в странах Мира. Домашние животные. Зоотерапия. | 9.02 | 10.02 | | | |
| Тема 4. «Здоровье в системе «человек - антропогенные факторы». (9 часов) |
| | 4.1. Понятие об антропогенных факторах. (3 часа) | |
22 | 1 | Антропогенные факторы – понятие. Антропогенное загрязнение биосферы. (Электромагнитное излучение. Вибрационное загрязнение. | 16.02 | 17.02 | | | |
23 | 2 | Шум. Радиация). Вторичная переработка материалов. | 2.03 | 3.03 | | | |
24 | 3 | Решение познавательных задач. | 9.03 | 10.03 | | | КИМы ОГЭ-2020 по биологии |
| | 4.2. Глобальные проблемы человечества. (4 часа) | |
25 | 1 | Глобальные проблемы – понятие. Характеристика проблем. Классификация проблем. | 16.03 | 17.03 | | | |
26 | 2 | Пути решения проблем. | 23.03 | 7.04 | | | |
27 | 3 | Болезни века: чума, оспа, СПИД, холера, шизофрения. | 6.04 | 14.04 | | | Презентация «Болезни века» |
28 | 4 | Решение задач. | 13.04 | 21.04 | | | КИМы ОГЭ-2023 по биологии |
| | 4.3. Коэволюция и человек. (2 часа) | |
29 | 1 | Коэволю́ция — совместная эволюция биологических видов, взаимодействующих в экосистеме. | 20.04 | 28.04 | | | |
30 | 2 | Решение задач. | 27.04 | 5.05 | | | КИМы ОГЭ-2020 по биологии |
| Тема 5. Защита мини-проектов «Программа моего здоровья». (4 часа -8а класс ), (3 часа 8б класс) | |
31 | 1 | Программа моего здоровья | 4.05 | 12.05 | | | |
32 | 2 | Программа моего здоровья | 11.05 | 19.05 | | | |
33 | 3 | Защита мини-проект «Программа моего здоровья» | 18.05 | 26.05 | | | Мини-проекты |
34 | 4 | Защита мини-проект «Программа моего здоровья» | 25.05 | | | | Мини-проекты |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства обучения.
Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):
персональный компьютер;
интерактивная доска;
мультимедийный проектор;
колонки.
Наглядные пособия по курсу.
ЭОРы по темам курса;
инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;
раздаточный материал для освоения разделов курса.
Занятия проводятся в кабинете биологии, снабженном мойкой с холодной водой, аптечкой для оказания первой медицинской помощи.
Натуральные объекты - живые и препарированные растения и животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии; приборы и лабораторное оборудование
Оптические приборы - микроскопы, лупы
Средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал);
Муляжи и модели (объемные, рельефные, модели-аппликации).
Список литературы
Стандарты второго поколения. Примерные программы внеурочной деятельности. Просвещение»,2011
Для реализации целей и задач по внеурочной деятельности данной программы используется УМК по биологии И.Н. Пономаревой
Учебник «Биология» для 8 класса общеобразовательной школы. Авт. коллектив: И. Н. Пономарева Издательство «Вентана –Граф», 2014год
Книга для учителя «Биология. Живой организм»/сост. И.В. Морзунова.- М.: Дрофа, 2010.
Лабораторные работы, задания для самостоятельных наблюдений – авторы И.А. Акперова, Н.Б. Сысолятина, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2010.