РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Читаем вместе»
1-4 классы
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
Одним из главных изобретений человечества является книга. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы нами создана рабочая программа для учащихся 1-4 классов «Читаем вместе…» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи:
1 год
• создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений
• формировать интерес к литературному чтению,
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
2 год
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• знакомиться с различными типами текстов;
3 год
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• знакомить с образным языком художественного произведения, выразительными средствами, создающими художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
4 год
• развивать у детей сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• развивать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, поэтический художественный слух детей,
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно развивать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности.
Формы организации занятий:
занятие-диспут,
занятие-спектакль,
занятие-праздник,
занятие-интервью,
интегрированное занятие,
конференция,
устный журнал,
конкурсы,
литературная игра
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится литературный праздник, защита читательского формуляра, литературная игра.
В 1 классе – 32 часа, во 2 классе-32 часа, 3-4 классы по 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.
Ведущие принципы программы «Читаем вместе»:
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Условия реализации программы
Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной, сельской и районной детской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Тематическое планирование
1 класс (32 часа)
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
№ | Тема занятия | Кол - во часов | Основное содержание работы |
-
| Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | 1 | Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие. Пересказ сюжета по вопросам учителя. Инсценирование одного эпизода по выбору. |
-
| Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение) | 1 | Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов. Хоровое проговаривание, работа с иллюстрациями, оглавлением. Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок |
-
| Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | 1 | Знакомство с хранилищем книг. Работа с выставкой книг. |
-
| Книги о Родине и природе. | 1 | Учимся читать о природе, о Родине. |
-
| Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | 1 | Слушание, чтение и рассматривание книги |
-
| Книги-сборники писателей-классиков о детях. | 1 | Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника. |
-
| Книги современных писателей о детях. | 1 | Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника. |
-
| Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки» | 1 | Разучивание потешок, шуток и считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем правилам. |
9. | Загадки о животных. Игра «Загадай загадку» | 1 | Учимся разгадывать загадки различной тематики. Выделение тематических групп загадок, иллюстрирование |
10. | Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку» | 1 | Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых загадок, воспроизведение тех, которые запомнили. Знакомство с понятием «рифма». |
11. | По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). | 1 | Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника |
12. | В. Сутеев – автор и оформитель книг для детей. | 1 | Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника |
13. | Литературная игра «По страницам сказок В.Сутеева». | 1 | Чтение, слушание и рассматривание книг – сборников |
14. | Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. | 1 | Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин». |
15. | Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. | 1 | Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение. |
16. | Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. | 1 | Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки». |
17. | Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | 1 | Слушание, чтение и рассматривание книги. |
18. | По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. | 1 | Слушание, чтение и рассматривание книги. Инсценирование отдельных историй. |
19. | Книги С. Маршака. Выставка книг. | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. |
20. | Книги-сборник произведений К. Чуковского. | 1 | Рассматривание книг-сборников, выразительное чтение. Заучивание отрывков произведений наизусть. |
21. | Е. Чарушин – писатель и иллюстратор своих книг. | 1 | Литературное слушание, чтение и рассматривание книг. |
22. | Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | 1 | Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. |
23. | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | 1 | Чтение, слушание и рассматривание книги. |
24. | В гостях у сказки. | 1 | Слушание, чтение и рассматривание книг-сборников. |
25. | Стихотворения для детей. Книги-сборники. | 1 | Слушание, чтение и рассматривание книг-сборников. |
26. | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | 1 | Чтение отрывков произведений наизусть |
27. | Дети – герои книг детских писателей. | 1 | Слушание, чтение и рассматривание книг-сборников |
28 | Литературная игра «Вопросы и ответы» | 1 | |
29 | Книги В. Бианки, Г. Скребицкого. | 1 | Слушание, чтение и рассматривание книг-сборников. |
30 | Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. Заучивание отрывков произведения наизусть. |
31 | По страницам любимых книг. Выставка книг. | 1 | Литературное слушание, рассматривание книг: содержание, иллюстрации; творческое чтение. |
32 | Итоговое занятие. Игра – викторина «Угадай сказку» | 1 | |
Универсальные учебные действия:
-находить книгу в открытом библиотечном фонде;
-выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
-сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
-формировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
-характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
-сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
-слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
-овладеть правилами поведения в общественных местах (библиотеках)
-систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке
В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь:
Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.
Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов,
Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.
класс (32 часа)
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
№ | Тема занятия | Кол - во часов | Основное содержание работы |
1. | Роль книги в жизни человека. | 1 | Знакомство с ролью книги в жизни человека. Правила работы с книгой. Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям. |
2. | История создания книги. Первая печатная книга на Руси. | 1 | Экскурсия в типографию или книжный магазин. Знакомство с появлением книги и первопечатником И. Фёдоровым. |
3. | Структура книги (элементы книги) | 1 | Оформление книги, художественные книги, художники-оформители, иллюстрации в книге и их роль. |
4. | Экскурсия в библиотеку (районную, муниципальную, городскую) | 1 | Знакомство с хранилищем книг. Работа с выставкой книг. Поиск книг по каталогам. Назначение библиотечного каталога. |
5. | Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. | 1 | Знакомство с хранилищем книг. Работа с выставкой книг. Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр. |
6. | Выставка книг о детях. Структура книги. | 1 | Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.. |
7. | Книги В. Осеевой. Книга-сборник. | 1 | Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника |
8. | Книги Е. Пермяка. Титульный лист. | 1 | Слушание, чтение и рассматривание книги. Чтение и рассуждение о прочитанном. Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведению. |
9. | Книги Н. Носова. Типы книг. | 1 | Слушание, чтение и рассматривание книги. Обзор различных изданий одного произведения. Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведению. |
10. | Книги В. Драгунского. Аппарат книги. | 1 | Слушание, чтение и рассматривание книги. Обзор различных изданий одного произведения |
11. | Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат). | 1 | Слушание, чтение и рассматривание книг. Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора. |
12. | Книги-сборники. Малые жанры фольклора. | 1 | Отработка связи «писатель - книги – тема». Слушание, чтение и рассматривание книги |
13. | Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». | 1 | Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых пословиц, воспроизведение тех, которые запомнили. |
14. | Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». | 1 | Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок для составления классного сборника загадок. |
15. | Скороговорки и чистоговорки. | 1 | Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых скороговорок и чистоговорок, воспроизведение тех, которые запомнили |
16. | Книги с литературными (авторскими) сказками. | 1 | Детальный анализ произведения. Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг. |
17. | Писатели-сказочники. | 1 | Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям, используя внешние приметы или прежний опыт. Характеристика поступка, героев. Придумать своё оригинальное продолжение сказки. |
18. | Герои сказок. Викторина. | 1 | Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения. Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости. Придумать своё оригинальное продолжение сказки. |
19. | По страницам сказок Х.К. Андерсена. | 1 | Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник. Выделение основных характеристик «настоящего друга» по прочитанным сказкам. Составить рассказ о своём лучшем друге. |
20. | Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок» | 1 | Выборочное чтение характеристики главных героев. Озаглавливание тематической выставки. Отбирать, рассматривать и приносить в класс книги о храбрости. Придумать своё оригинальное продолжение сказки. |
21. | Книги о детях. Выставка книг. | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. |
22. | Герои книг В. Осеевой. | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. |
23. | Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. | 1 | Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – незнаком). Интонированное чтение произведений. Составление характеристики положительного и отрицательного героев. Пересказ от лица главного героя. |
24. | Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы. | 1 | Детальный анализ произведений, характеристика черт характера. Учить озаглавливать тематическую выставку. Выделение для себя нравственных качеств. |
25. | Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. | 1 | Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего инсценирования. Выбор для себя роли в инсценировке. |
26. | Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка. | 1 | Умение находить в книгах общие признаки. Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ. |
27. | Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. | 1 | Знакомство с особенностями сказок разных народов, их оформление. Обратить внимание на связь «тема – автор». |
28. | Народные сказки на страницах детских журналов. | 1 | Чтение и рассматривание журналов, чтение отрывков. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. Придумать своё оригинальное продолжение сказки. |
29. | Книги о семье. | 1 | Устанавливать связь «автор – книга – тема». Выделение ключевых эпизодов произведений. Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении. Пересказ по плану. |
30. | Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. |
31. | Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. |
32. | Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя» | 1 | Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения. |
Универсальные учебные действия:
-знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
-ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
-пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
-заполнять каталожную карточку;
-систематизировать книги по авторской принадлежности;
-составлять список прочитанных книг;
-выделять особенности учебной книги;
-работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
-аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
-классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
В результате реализации программы учащиеся 2 класса должны:
знать/понимать
уметь
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,
оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
класс (33 часа)
Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
№ | Тема занятия | Кол - во часов | Основное содержание работы |
1. | Книги-сборники былин, легенд, сказов. | 1 | Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение жанра «Мифы» со сказкой. Пересказ выбранного мифа или легенды. Составление кроссворда «О мифах и легендах». |
2. | Первые книги. Библия. Детская библия. | 1 | Особенности энциклопедических публикаций. Находить в большом потоке информации интересующую информацию |
3. | Летописи. Рукописные книги. | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение отрывков. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. |
4. | История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | Экскурсия в типографию или книжный магазин. Знакомство с появлением книги и первопечатником И. Фёдоровым |
5. | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. Особенности стихотворных сказок. Сравнение сказок разных авторов. Выучить отрывок наизусть |
6. | Сказки бытовые, волшебные, о животных. | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. |
7. | Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Грим «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. Рассуждать с опорой на прочитанное произведение. Находить ответы на вопросы в произведении. |
8. | История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника. | 1 | Знакомство с баснями, с авторами, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. |
9. | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. | 1 | Знакомство с баснями, с авторами, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. |
10. | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. | 1 | Знакомство с баснями, с авторами, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. |
11. | Герои басен. Инсценирование басен. | 1 | Знакомство с баснями, с авторами, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. |
12. | Родные поэты. | 1 | Отражение биографии и интересов поэта в его произведениях. Выразительное чтение отрывка произведения. Темп чтения, передача настроения голосом. Выразительное чтение выбранного стихотворения. Конкурс на лучшего чтеца. Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн |
13. | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | 1 | Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром и темпом чтения. Выучить стихотворение о маме. Конкурс стихотворений. |
14. | Проект «Краски и звуки поэтического слова» | 1 | Литературное слушание. Анализ произведения. Иллюстрация с комментариями, составление вопросов по тексту. Составление кроссворда с использованием составленных вопросов |
15. | Книги Л.Н. Толстого для детей. | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. |
16. | Л.Н. Толстой – сказочник и обработчик русских народных сказок. | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. |
17. | Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка. | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. Особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных профессий. Мини сочинение «Моя кошка», «Собака-друг человека». Газета с фотографиями, рисунками и сочинениями «Мои друзья –кошки, собаки» |
18. | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю» | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. |
19. | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв. | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. . |
20. | Художники-иллюстраторы книг о животных. | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение отрывков. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. Работа художника-иллюстратора. Значение иллюстрации в раскрытии содержания произведения. Иллюстрирование понравившегося эпизода. |
21. | Дети – герои книг. Типы книг. | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы, ссоры возникшей среди героев произведения. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении |
22. | Книги-сборники произведений о детях. | 1 | Детальный анализ произведения. КВН «С героями Н. Носова» Составление вопросов по произведению. |
23. | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг – твоих сверстниках» | 1 | Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы, ссоры возникшей среди героев произведения. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении |
24. | Книги зарубежных писателей. | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. |
25. | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. | 1 | Библиотечный урок, читальный зал. Справочный аппарат книги-сборника. |
26. | Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация. | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. |
27. | Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. |
28. | Кто они – дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»). | 1 | История на страницах художественных произведений. Поиск произведений по теме занятия. Оформление читательского уголка, экскурсия к памятнику воинам ВОВ. |
29. | Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. | 1 | Библиотечный урок. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в парах).. |
30. | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др. | 1 | Что такое периодика. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей. |
31. | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. | 1 | Что такое периодика. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей. Знакомство с электронными периодическими изданиями. |
32. | Создание классной газеты «Книгочей» | 1 | Творческая работа в парах, группах. Создание газеты или журнала. |
33. | Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея. | 1 | Особенности чтения книг большого объёма. Составление плана, опорные слова и предложения. |
Универсальные учебные действия:
-работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
-сравнивать басни по структуре и сюжету;
-выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
-собирать информацию для библиографической справки об авторе;
-составлять таблицу жанров произведений писателя;
-выполнять поисковую работу по проекту;
-презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
-готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
-находить по каталогу нужную книгу;
-заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
-писать отзыв о книге или героях книги;
-пользоваться библиографическим справочником;
-рассматривать и читать детские газеты и журналы;
-находить нужную информацию в газетах и журналах;
-собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»
-готовить материал для классной и школьной газеты;
-пользоваться электронными газетами и журналами.
В результате реализации программы учащиеся 3 класса должны уметь:
Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.
Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.
Словесно рисовать картины к художественным текстам.
Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).
Понимать образные выражения, используемые в книге.
Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.
Коллективная драматизация художественных произведений.
Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя;
Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.
4 класс (33 часа)
Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
№ | Тема занятия | Кол - во часов | Основное содержание работы |
1. | Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники. | 1 | Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах - справочника. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой. |
2. | Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси. | 1 | Книги Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого. Первопечатник Иван Фёдоров. Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой. |
3. | Библия. Библейские предания. | 1 | Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын». Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений. |
4. | Творческая работа: история книги. | 1 | Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги. |
5. | Героические песни о героях России. Песня-слава. | 1 | Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Чтение рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете. |
6. | Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове. | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение отрывков. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. |
7. | Русь великая в произведениях фольклора. | 1 | Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание. |
8. | День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России. | 1 | Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. Коллективная презентация «Творцы книг». Оформление выставки книг |
9. | Мифы народов мира. Книги-сборники. | 1 | Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение жанра «Мифы» со сказкой. Пересказ выбранного мифа или легенды. Составление кроссворда «О мифах и легендах». |
10. | Мифологические герои. | 1 | Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение жанра «Мифы» со сказкой. Пересказ выбранного мифа или легенды. Составление кроссворда «О мифах и легендах». |
11. | Мир сказок: сказки народные и авторские. | 1 | Переводчики, пересказчики и обработчики сказок. Сборники сказок. |
12. | Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок» | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. |
13. | Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песня о вещем Олеге» А.С. Пушкина. | 1 | Знакомство с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных произведений. |
14. | Библиографический справочник: справки о писателях-сказочниках. Энциклопедии и книги-справочники. | 1 | Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках и знциклопедиях. |
15. | Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги. | 1 | Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках и знциклопедиях. |
16. | Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку. | 1 | Знакомство с хранилищем книг. Работа с выставкой книг Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. |
17. | Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги. | 1 | Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках. |
18. | Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы» | 1 | Для проекта сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами. |
19. | Дети – герои книг писателей ХIХ века. | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. |
20. | Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др. | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим. |
21. | Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков. | 1 | Сбор информации об авторов произведений для детей, оформление постера(стенда) с собранными материалами |
22. | «Хранители слов»-словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово» | 1 | Знакомство со словарями. Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-словарях. |
23. | Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия. | 1 | Знакомство с газетами и журналами для детей. Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. |
24. | Игра «100 вопросов Почемучек» - практическая работа со справочной литературой. | 1 | Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать» |
25 | Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги. | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн |
26. | Читаем и слушаем стихотворения о Родине и родной природе. Структура книги. | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение отрывков. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн |
27. | Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе» | 1 | Чтение и рассматривание книг, чтение отрывков наизусть. |
28. | Очерки и воспоминания. Писатели о писателях. | 1 | Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д. Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям. |
29 | Встреча с корреспондентом местной газеты. | 1 | Знакомство с корреспондентом газеты, с тематикой его творчества. Анализ статей газет. |
30 | Творческая работа: очерк о своей школе, о своём городе или любимой книге. | 1 | . Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. |
31. | Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота» | 1 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. |
32. | Детские газеты и журналы. | 1 | Знакомство с газетами и журналами для детей. Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. |
33. | Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации. | 1 | Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги. |
Универсальные учебные действия:
-составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
-различать виды и типы книг;
-писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
-знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
-пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
-писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
-пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
-составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
-задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
-выполнять роль библиотекаря – выдавать книги и заполнять формуляры;
-собирать. Систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии живой журнал, конкурсы и т.д.);
-работать с детскими газетами и журналами.
В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:
Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы литературного кружка «Как хорошо уметь читать…» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.
Используемая литература:
1. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы под редакцией Н.Ф. Виноградовой Мю, Издательский центр «Вентана-Граф», 2013
2. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6
3. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
4. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
5. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
6. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
7. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
8. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
9. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.
10. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru. Все работы Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html
24