Программа внеурочной деятельности для 2 класса
«Дарим людям красоту и радость»
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца, индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Занятия внеурочной деятельности позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства ( шитьё и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, аппликация,).
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Внеурочная деятельность «Дарим людям красоту и радость» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цели и задачи внеурочной деятельности
Цели внеурочной деятельности следующие.
Организация досуговой деятельности детей.
Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений декоративно-прикладного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, к народным обычаям и традициям;
Овладение элементарными трудовыми навыками; способами художественной деятельности;
Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям; коммуникативных способностей, формирующих умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.
Основные задачи:
расширить представление о возможностях предлагаемых видов творческой деятельности, продолжить развитие навыков владения инструментами и материалами;
освоить простые изобразительные техники и приёмы, стимулировать самостоятельное творческое мышление.
Задачи данной программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников наэтом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий.
Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемымранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий по группам.
В программе указано количество часов на изучение каждого раздела программы и материал курса рассчитан на 33 учебные недели, из расчета 1 час в неделю.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.
Ожидаемые результаты
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
виды декоративно – прикладного творчества;
народные художественные промыслы России и их историю;
названия и назначение инструментов;
названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
правила организации рабочего места;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:
правильно организовать рабочее место;
пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
• широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
• учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• владеть монологической и диалогической формой речи;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
• использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
• подводить под понятие;
• устанавливать аналогии;
• Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией.
Содержание программы
2 класс, 34 часа
Для занятий во внеурочной деятельности объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-9 лет.
Тема 1. Вводная беседа (1 час)
Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка.
Тема 2. Декоративно – прикладное искусство (4 часа)
Значение и происхождение декоративно-прикладного искусства. Изобразительные виды декора. Виды орнаментов. Создание орнамента.
Тема 3. Народный орнамент (4 часа)
Матрёшки Семёнова и Полхов- Майдана. Хохломская роспись. Городецкая роспись.
Дымковская роспись.
Тема 4. Лепка (4 часа)
Лепка игрушек. Пластилинография. Лепка по замыслу детей. Лепка посуды. Лепка мебели.
Тема 5. Аппликация (8 часов)
Технология выполнения аппликации. Эскиз. Монохромные (одноцветные) и полихромные (многоцветные) аппликации. Стилизация. Симметрия. Упражнения в вырезании деталей различных геометрических форм. Вырезание листьев простой и сложной формы, прямых и изогнутых веток. Вырезание ваз разной формы.
Тема 6. Композиция (3 часа)
Витраж. Составление коллективных композиций. Тематическая композиция «Любимая сказка».
Тема 7. Художественные работы из нетрадиционных материалов (5 часов)
Поделка из солёного теста. Работа из морских ракушек. Изделие из соли. Поделки из яичной скорлупы. Композиция из нитей.
Тема 8. Бумагопластика (4 часа)
Технология работы с бумажными модулями. Поделки из креповой бумаги. Изделия из круглых бумажных дисков. Выполнение объемных работ. Подведение итогов.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание курса | Количество часов |
-
| Вводная беседа | 1 |
-
| Декоративно – прикладное искусство | 4 |
-
| Народный орнамент | 4 |
-
| Лепка | 4 |
-
| Аппликация | 8 |
-
| Композиция | 3 |
-
| Художественные работы из нетрадиционных материалов | 5 |
-
| Бумагопластика | 4 |
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Темы | Общее количество часов |
1 | | | Вводное занятие | 1 |
2-5 | | | Значение и происхождение декоративно-прикладного искусства. Изобразительные виды декора. Виды орнаментов. Создание орнамента. | 4 |
6-9 | | | Матрёшки Семёнова и Полхов- Майдана. Хохломская роспись. Городецкая роспись. Дымковская роспись. | 4 |
10-14 | | | Лепка игрушек. Пластилинография. Лепка по замыслу детей. Лепка посуды. Лепка мебели. | 5 |
15- 22 | | | Технология выполнения аппликации. Эскиз. Монохромные (одноцветные) и полихромные (многоцветные) аппликации. Стилизация. Симметрия. Упражнения в вырезании деталей различных геометрических форм. Вырезание листьев простой и сложной формы, прямых и изогнутых веток. Вырезание ваз разной формы. | 8 |
23-25 | | | Витраж. Составление коллективных композиций. Тематическая композиция «Любимая сказка». | 3 |
26-30 | | | Поделка из солёного теста. Работа из морских ракушек. Изделие из соли. Поделки из яичной скорлупы. Композиция из нитей. | 5 |
31-34 | | | Технология работы с бумажными модулями. Поделки из креповой бумаги. Изделия из круглых бумажных дисков. Выполнение объемных работ. Подведение итогов. | 4 |