Структура рабочей программы курса внеурочной деятельности
Титульный лист
Раздел 1. Пояснительная записка (характеристика программы)
Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Раздел 3. Тематическое планирование
Раздел 4. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Раздел 5. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Пояснительная записка
Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа декоративно-прикладного творчества разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фзот29.12.2012);
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановлениеПравительстваРоссийскойФедерацииот26декабря2017г.№ 1642);
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 №298н);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДОдетей»;
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельностииреализациидополнительныхобщеобразовательныхпрограмм» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);
Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013№86- ОЗ;
Локальные акты ГКОУ КО «СОШ при ИУ УИС»: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности.
Направленность программы - общекультурная
Актуальность программы соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно- эстетическом, нравственном развитии. Данная программа, на современном этапе развития общества, отвечает запросам обучающихся: формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательноевоздействие,способствуетформированиюэстетическихинравственныхкачеств личности, приобщает обучающихся к творчеству.
Уровни программы – стартовый.
Цель программы: Формирование творческого потенциала личности обучающегося средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи
Образовательные:
сформировать знания по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству;
изучить основы рисования и цветовой гаммы;
сформировать знания и практические умения по освоению различных техник ДПИ;
сформировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству.
Развивающие:
развивать психические процессы личности: мышление, память, внимание, творческое воображение и фантазию;
развивать художественный вкус;
развивать образное мышление и наблюдательность;
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность;
воспитывать умение общения друг с другом и толерантность;
воспитывать ответственное отношение к сохранению природы;
прививать любовь к родной культуре и её традициям.
Форма освоения программы: очно-заочное обучение.
Формы организации образовательного процесса : индивидуальные, групповые.
Виды занятий: практические работы, мастерские, мастер-классы, эксперимент, защита проектов, конкурс, мастер-класс, «мозговой штурм», комбинированное и др.
Возраст обучающихся – 10-11 лет. Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что для успешной реализации обучения на занятиях предусмотрены разнообразные упражнения по развитию моторики и творческих способностей. Внедряются современные техники декоративно-прикладного творчества, которые могут быть интересны для взрослых обучающихся.
Все виды творчества подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о декоративно-прикладном творчестве. Занятия построены в познавательной форме, обучающиеся получают первые навыки в работе с разнообразным декоративным материалом.
Формирование творческих способностей неразрывно связано с умственными процессами, требует внимания, наблюдательности. Каждый из предложенных разделов представляет собой технологический процесс обработки определенного материала, который несет логический смысл.
Основой программы являются первоначальные знания о простейших приемах работы с бумагой, пластилином, соленым тестом, нетрадиционными материалами, тканью. Обучающиеся учатся работать с шаблонами, используя при этом измерительные инструменты; приобретают навыки, способствующие развитию мелкой моторики, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. Содержание программы соответствует санитарным правилам и нормам, правилам противопожарной безопасности и охраны труда.
Окончательная отделка и оформление изделий развивает образное и пространственное мышление обучающегося, учит его решать композиционные задачи. Большое внимание уделяется обсуждению творческих работ, что помогает им увидеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. На этом этапе обучающиеся учатся работать в коллективе, уступать друг другу, помогать; договариваться о совместной работе, ее содержании; планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения; радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Все работы принимают участие в тематических выставках, в результате чего обучающийся самоутверждается, у него формируется потребность создавать, творить красоту своими руками.
Общее количество часов: 68
Срок реализации: 1 год.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа
Формы организации занятий– групповая.
Формы проведения занятий: практическое занятие, эксперимент, защита проектов, конкурс, мастер-класс, «мозговой штурм», комбинированное.
Формы, методы организации учебно-воспитательного процесса
Программа обучения предусматривает разнообразные формы организации учебной деятельности: учебные занятия в кабинете, выставки творческих работ. В образовательном процессе применяется индивидуальная, фронтальная, групповая и коллективная форма обучения. Наряду с разными формами организации образовательного процесса активно применяются следующие методы:
по источнику полученных знаний – словесные (объяснение, рассказ, беседа);
наглядные (наблюдаемые предметы, изучение свойств, особенностей формы и фактуры, демонстрация образцов, дидактических материалов, натуральных объектов, пособий);
практические (конкретные практические действия, упражнения, работа с природным материалом, выполнение заданий).
Активно применяется проектная деятельность и работа с технологическими картами, которая формирует у обучающихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Реализация программы направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья за рамками основного образования.
Планируемые результаты освоения курса:
Учащийся будет знать:
приёмы безопасной работы;
техники декоративно-прикладного искусства;
основные свойства соленого теста, бумаги, фетра;
назначение инструментов и приспособлений и правила безопасной работы сними;
технические приемы выполнения надрезов, скручивания, склеивания, загибов, сгибов бумаги;
эстетические требования к изделиям декоративного искусства.
Учащийся будет уметь:
соблюдать правила безопасной работы с инструментами;
работать с необходимыми инструментами и приспособлениями;
выполнять работу в заданное время;
проявлять элементы творчества при работе над изделием;
создавать общую композицию из отдельных деталей;
У учащихся будут развиты (сформированы):
мелкая моторика, внимательность, аккуратность, изобретательность;
креативное мышление и пространственное воображение;
стремление к получению законченного результата;
культура коллективной проектной деятельности при реализации общих мини - проектов.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, наблюдение за организаторскими и коммуникативными навыками, анкетирование, опросы, творческие задания, коллективное обсуждение, анализ, участие в выставках различного уровня.
Формы контроля
Диагностика. Позволяет учитывать сформированные осознанные теоретические и практические знания, умения и навыки, осуществляется в ходе следующих форм работы:
решение тематических задач, тестовых заданий;
демонстрация практических знаний и умений на занятиях;
индивидуальные беседы, опросы;
выполнение практических работ;
реализация и защита мини-проектов и проектов.
Виды контроля включают:
1. Входной контроль: проводится первичное тестирование (сентябрь) с целью определения уровня заинтересованности по данному направлению и оценки общего кругозора обучающегося.
2. Промежуточный контроль: проводится в середине учебного года (январь). По его результатам, при необходимости, осуществляется коррекция учебно-тематического плана.
3. Итоговый контроль: проводится в конце учебного года (май). Позволяет оценить результативность обучения учащихся.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий в группах и индивидуально.
Итоговый контроль реализуется в форме выставки декоративно- прикладного творчества, участия в проектной деятельности.
Общим итогом реализации программы является формирование ключевых компетенций учащихся.
В рамках реализации программы оценивается формирование предметных компетенций (теоретические знания, практические навыки и умения по программе обучения; развитие интеллектуальных умений: памяти, внимания, воображения). А также ключевые компетенции, сформированные по итогам реализации программы:
коммуникативные (владение приемами работы с информацией).
ценностно-смысловые компетенции (интерес к занятиям, готовность к изучению новых технологий, участие в творческих конкурсах, мотивация).
Мониторинг результативности освоения учащимися образовательной программы осуществляется по следующим формам и методикам диагностики.
Оценочные материалы
В ходе мониторинга программы применяются различные способы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение, игры, собеседование, выставки, творческий отчет, конкурсы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Система оценивания включает в себя следующие показатели:
Сформированность знаний обучающихся по прикладному творчеству: бумагопластика, тесто;
уровень развития творческой активности;
развитие тонкой моторики руки;
уровень культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Диагностика результатов освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы проводится на различных этапах усвоения материала. Диагностируются два аспекта: уровень обученности и уровень воспитанности обучающихся.
Диагностика обученности – это оценка уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся на момент диагностирования, включающая в себя:
контроль;
проверку;
оценивание;
накопление статистических данных и их анализ;
выявление их динамики;
прогнозирование результатов.
Наряду с обучающими задачами, программа призвана решать и воспитательные. В образовательном процессе функционирует воспитательная система, которая создает особую ситуацию развития коллектива учащихся, стимулирует, обогащает и дополняет их деятельность. Ведущими ценностями этой системы является воспитание в каждом обучающемся человечности, доброты, гражданственности, творческого и добросовестного отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, сохранение культуры своего народа.
Диагностика воспитанности – это процесс определения уровня сформированности личностных свойств и качеств учащегося, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной работы.
В процессе обучения и воспитания применяются универсальные способы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение, опросники, тесты, методики, проекты, результаты участия в конкурсах, и т.д.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие. Знакомство с режимом работы. Правила ТБ. Входной контроль. | 2 | 1 | 1 | Анализ педагогического наблюдения в коллективе |
2 | Цветоведение | 8 | 1 | 7 | |
2.1 | Знакомство с цветоведением «Цветовой круг» | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение, анализ на развитие творческого воображения |
2.2 | «Зимний пейзаж» | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
2.3 | «Снежинка» | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение, анализ выполнения практической работы |
2.4 | «Осенний пейзаж» | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
3 | Бумагопластика | 30 | 4 | 26 | Педагогическое наблюдение, анализ на развитие мышления, творческого воображения |
3.1 | «Зимний узор» открытка | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
3.2 | «Учителю» магнитик к празднику | 4 | 0 | 4 | Педагогическое наблюдение |
3.3 | Открытка к Дню пожилого человека | 4 | 0 | | Педагогическое наблюдение |
3.4 | Сувенир к Дню защитника отечества. Промежуточный контроль. | 4 | 0 | 4 | Педагогическое наблюдение |
3.5 | Поделка к 8 марта | 4 | 0 | 4 | Педагогическое наблюдение |
3.6 | «Фоторамка» изготовление рамки для фотографий | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение |
3.7 | «Славный День победы» открытка к празднику | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение |
3.8 | «Мир животных» мини-проект к итоговой выставке | 4 | 0,5 | 1,5 | Педагогическое наблюдение, анализ выполнения мини- проекта в коллективе |
4 | Лепка из солёного теста | 14 | 0,5 | 13,5 | |
4.1 | «Домовёнок» изготовление сувенира. | 2 | 0,5 | 1,5 | Педагогическое наблюдение , анализ творческого воображения |
4.2 | «Сова» сувенир | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
4.3 | «Ангел» | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
4.4 | «Дымковская игрушка» | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
4.5 | «Транспорт» | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
4.6 | «Любимое животное» | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
4.7 | Мини- проект на выбор | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение, анализ выполнения проекта в коллективе |
5 | Выставка работ. Итоговый контроль | 1 | 0 | 1 | |
5.1 | «Весёлое настроение!» итоговое мероприятие | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение, анализ проведения мероприятия |
ИТОГО: | 35 | 3,5 | 31,5 | |
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Вводное занятие. Вводное занятие. Знакомство с режимом работы. Правила ТБ. Входной контроль.
Теория. Знакомство с творческим объединением, режимом работы, основнымивидами деятельности по программе. Правила техники безопасности на занятиях, демонстрация образцов и изделий.
Практика. Знакомство «Расскажи о себе».
Раздел 2. Цветоведение
Тема 2.1 Знакомство с цветоведением «Цветовой круг»
Теория. Виды цветов: «тёплые», «холодные», «близкие, «контрастные».
Практика. Рисование круга разноцветными карандашами.
Тема 2.2 «Зимний пейзаж»
Практика. Создание и зарисовка эскиза «Зимний пейзаж»с применением холодных цветов.
Тема 2.3 «Снежинка»
Практика. Создание эскиза «снежинка» с применением холодных цветов.
Тема 2.4 «Осенний пейзаж»
Практика. Создание эскиза с применением тёплых цветов.
Раздел 3. Бумагопластика
Тема 3.1 «Зимний узор» открытка
Теория. Понятие о технике бумагопластике «Скрапбукинг». Значение открытки в жизни человека.
Практика. Изготовление открытки в технике «Скрапбукинг». Выбор бумаги.Нанесениеклеянаучасткибумаги.Подборэлементовидекороткрытки.
Тема 3.2 «Учителю» магнитик к празднику
Теория. Понятие о магнитах. Их свойства и предназначение в быту и жизни человека.
Практика. Изготовление магнита. Выбор фона, картинки, цветовой гаммы, склеивание элементов к основе. Правила крепления магнита к основе.
Тема 3.3 Открытка к Дню пожилого человека
Практика. Изготовление открытки. Работа с бумагой, подбор фона, выбор места для акцента, распределение деталей на открытке.
Тема 3.4 Сувенир к Дню защитника отечества. Промежуточный контроль.
Практика. Изготовление сувенира к празднику «День защитника Отечества». Состаривание бумаги с помощью штемпельной подушечки, сминание бумаги для декорирования . Вырезание деталей. Сборка изделия. Декорирование.
Тема 3.5 Поделка к 8 марту
Теория. История возникновения праздника «Международный женский день». Традиции празднования в семье.
Практика. Изготовление поделок к женскому празднику. Построение композиции на фоне. Изготовление атласного банта на вилке для декорирования поделок. Подбор элементов
Тема 3.6 «Фоторамка» изготовление рамки для фотографий
Теория. Значение фотографии в жизни семьи, человека.
Практика. Изготовление рамки для фотографии. Выполнение плетения лент на бумажной основе и применение ее в декоре рамки.
Тема 3.7 «Славный день Победы» поделки к празднику
Теория. История празднования Дня Победы. Значение праздника в жизни человека.
Практика. Изготовление поделок к празднику «День Победы». Выбор цветовой гаммы для декорирования . Подбор фона. Украшение.
Тема 3.8 «Мир животных» мини-проект к итоговой выставке
Теория. Значение животных в мире природы и жизни человека.
Практика. Изготовление панно. Создание отдельных элементов, сюжета панно, закрепление на композиции при помощи карандашного клея.
Раздел 4. Лепка из солёного теста
Тема 4.1.«Домовёнок» изготовление сувенира
Теория. История возникновения техники «солёное тесто». Праздники, для которых готовились сувениры из солёного теста. Значение в быту и жизни человека. История возникновения понятия «Домовёнок». Традиции. Значение в быту.
Практика. Изготовление сувенира в технике «солёное тесто». Создание массы для лепки. Выполнение работы.
Тема 4.2 «Сова» сувенир
Практика. Изготовление сувенира: замешивание теста, добавление клея ПВА, создание шаблона из картона, выполнение сувенира, раскраска.
Тема 4.3 «Ангел»
Практика. Изготовление сувенира, замешивание теста, добавление клея ПВА, создание шаблона из картона, выкладка массы на картонный шаблон, шлифовка водой, выполнение сувенира.
Тема 4.4 «Дымковская игрушка»
Практика. Изготовление сувенира, замешивание теста, добавление клея ПВА, формирование форм для изделий.
Тема 4.5 «Транспорт»
Практика. Изготовление сувенира, замешивание теста, добавление клея ПВА, формирование форм для изделий.
Тема 4.6 «Мой любимое животное»
Практика. Изготовление сувенира, применение техники скатывания шариков разного размера, смешивание и окраска изделия,
Тема 4.7 Мини-проект на выбор
Практика. Изготовление сувенира. Изучение техники скручивания, скатывание шариков для сердцевины подсолнуха, применения форм для изготовления лепестка.
Раздел 5. Выставка работ. Итоговый контроль.
Тема 5.1 «Веселое настроение!» итоговое мероприятие
Практика. Участие в культурно-досуговом мероприятии. Выставка работ обучающихся, выполненных в течение года. Обсуждение и определение лучших работ года. Их оценка. Вручение дипломов за лучшие работы.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы.
технические средства обучения (мультимедийное оборудование, фотоаппарат)
рабочие столы, стулья.
Выставочные стенды.
Для работы с учащимся потребуются следующие материалы:
офисная цветная и белая бумага;
влажные салфетки; декоративные элементы;
карандаши;
ножницы;
клей ПВА;
клеевые карандаши;
пластилин;
соленое тесто (мука, соль);
ткань разного качества;
подручный материал (одноразовые тарелки, ложки, ватные диски, шпагат, и другое).
Информационное обеспечение
Интернет ресурсы:
Методическое обеспечение программы
Данная программа может быть эффективно реализована во взаимосвязи учебно-информационного и методического обеспечения, что в целом обеспечиваетрезультативностьпроцессаобученияивоспитания,эффективность деятельности педагога и учащегося средствами информационно- коммуникационного сопровождения.
Учебные и методические пособия:
Специальная, методическая литература (См. список литературы).
Материалы из опыта работы педагога:
Дидактические материалы:
Шаблоны;
Репродукции;
Карточки;
Открытки;
Книжные иллюстрации;
Диски с музыкой;
Наглядное пособие - «Фотографии работ».
Схемы, иллюстрации книг, фотографии и др.
Интернет ресурсы:
Методические разработки:
-методики педагогической диагностики детского коллектива.
Компьютерные презентации:
Материалы по работе с детским коллективом (методики педагогической диагностики коллектива, перечень игровых методик).
Данная программа может быть эффективно реализована во взаимосвязи методического обеспечения программы и материально-технических условий.
Список литературы используемый для составления программы
Афонькина, Е. Ю. Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл,2015.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст]/Е.Ю.
Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 2017.
Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение,2015
Ветлугина, Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» [Текст] / /Н.А. Ветлугина Т.Н Казакова, Г.Н. Пантелеев– М.: Просвещение,2016
Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября,2015.
Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг,2017.
Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/И.А.Коротеев.-М .:Просвещение: АОУчебная литература,2017.
Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс,2016
Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2014
«Примерные требования к программам дополнительного образования детей». Приложение к письму Минобрнауки России //Дополнительное образование№3/07.
Литература для педагогов
Бардина Р.Л. Изделия художественных народных промыслов и сувениров
/ Р.Л. Бардина. – М.: Высшая школа, 20014.
Васинская Е.Б. Программное обеспечение деятельности сотрудников учреждений дополнительного образования детей / Е.Б. Васинская. – Кемерово,2017.
Заварова Л.В.Композиция в декоративном искусстве/ Л.В.Заварова.– Киев,2014.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания / Н.М. Сокольникова. – М.: АСАДЕМА,20016.
Литература для обучающихся
Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина / В.С. Горичева. – Ярославль: Академия развития,2015.
Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н.А. Горяева.– М.: Просвещение,2014.