СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "ДЕНЕЖНЫЙ СУНДУЧОК"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Денежный сундучок» имеет социально-гуманитарную направленность.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "ДЕНЕЖНЫЙ СУНДУЧОК"»










Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности






« Денежный сундучок»

(название)


_стартовый (ознакомительный)___


Возраст обучающихся: 7-8 лет

Срок реализации программы: 1год







Автор программы:

Лотц Ирина Ивановна,

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория













р.п. Горный, 2023








1.1. Пояснительная записка


Направленность программы: социально-гуманитарная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Денежный сундучок» имеет социально-гуманитарную направленность.


Актуальность программы

Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту финансовую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Денежный сундучок» создает условия для развития не только финансового мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в финансовую жизнь семьи и школы.


Отличительная особенность, новизна

Данная программа отличается широким привлечением разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях. Другой отличительной особенностью программы является ее направленность на детей, возраст которых наиболее восприимчив к усвоению финансовых правил и норм. Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации, формирование ответственности у обучающихся за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.


Целевая аудитория (адресат программы) – программа разработана для детей 7-8 лет. Содержание программы первого года обучения предусматривает игровой формат обучения.


Характеристика обучающихся объединения

Количество обучающихся в группе 25-28, возраст обучающихся: 7-8 лет. Для детей младшего школьного возраста определяются формы организации образовательного процесса групповая и фронтальная.


Количество групп-3

Объём программы рассчитан на 1 учебный год в количестве 33 часа.


Форма обучения – очная.

Язык обучения – русский.


Уровень программы - стартовый (ознакомительный).


Особенности организации образовательного процесса

В младшем школьном возрасте (7-8 лет) учащиеся отличаются постоянным
стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение. Младшие школьники легко вступают в общение. Для них большое значение приобретают оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Неудача вызывает резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться во всем, у них ярко выражено стремление к самореализации.

Формы реализации образовательной программы

Занятия проводятся в групповой, индивидуальной формах. Дети с высоким уровнем познавательной активности могут выполнять задания самостоятельно, при этом задача учителя - своевременно повышать уровень сложности предлагаемых заданий. Для проведения занятий применяются образовательные технологии: игровые, групповое обучение, педагогики сотрудничества, направленные на формирование у учащихся мотивации к познанию.



Режим занятий – Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

          1. 1.2. Цель: развитие финансового образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области финансовых отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных финансовых вопросов в семье.


Задачи программы:

Личностные:

1. Формировать базовые знания и умения в сфере финансовых отношений, способствующих обеспечению личной финансовой безопасности.

2. Развивать финансовый образ мышления.

3.Формировать активную жизненную позицию.

4.Воспитывать ответственность и нравственность поведения в области финансовых отношений в семье.

5. Осознавать личностный смысл учения и интерес к изучению финансовой грамотности.


Предметные:

1.Формировать знания по финансовой грамотности, развивать умения
пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений.

2.Формировать умение применять полученные знания для решения элементарных финансовых вопросов в семье.

3. Формировать знания о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании и рекламе.


Метапредметные:

1.Учить выполнять пробное учебное действие, анализировать ситуацию, выявлять и устранять причины затруднения.

2. Формировать специфические логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление причинно - следственных связей, построение рассуждений), необходимые человеку для полноценного функционирования в современном обществе.

3. Учить работать в парах, группах, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение.


1.3. Содержание программы


Учебный план


Наименование разделов, тем

Количество часов

Форма аттестации

всего

теория

практика

I.

Вводное занятие.

1

1



II.

Финансы в сказках

3

1

2


2

Пословицы и поговорки о деньгах

1


1

Собеседование

3

Сказки, в которых герои получают и тратят деньги

1

1


Творческая работа

4

Игра «Письма от сказочных героев»

1


1

Творческая работа

III.

Потребности

4

2

2


5

Что такое потребности?

Игра «Заветное желание»

1

1


Собеседование

6

Что необходимо человеку?

1


1

Устный опрос

7

Потребности семьи.

Игра «Кому что нужно?»

1

1


Игра,

рассуждение

8

Что мне нужно?

Игра «Хочу и надо»

1


1

Игра

IY.

Я и моя семья

3

1

2


9

Права и обязанности членов семьи

Игра «Что можно и нельзя купить за деньги?»

1

1


Собеседование

10

Игра «Домохозяйство»

Хобби членов семьи

1


1

Наблюдение

11

Игра «Моя семья»

1


1

Наблюдение

V.

Все работы хороши, выбирай любую.

12

6

6


12

Профессии.

Почему все взрослые работают? Экскурсия.

1

1


Собеседование

13

Игра «Угадай профессию».

Игра «Что создается трудом?»

1


1

Игра

14

Игра «Найди ошибку художника»

1


1

Игра

15

Продукты труда: товары и услуги.

1


1

Выставка

16

Игра «Как продукт труда в товар превращается?»

1

1


Игра, наблюдение

17

Игра «Услуга или товар?»

Игра «Расставь товар по полочкам в магазине»

1


1

Игра, наблюдение

17

Что такое стоимость товара?

1

1


Собеседование

19

Игра «Что быстрее купят?»

1


1

Игра

20

Обмен и покупка товаров.

Что такое цена?

1

1


Собеседование

21

Реклама.

Игра «Создай рекламу»

1

1


Творческая работа

22

Правила поведения в магазине

1

1


Собеседование

23

Игра «Все работы хороши, выбирай любую»

1


1

Защита проектов

VI.

Деньги

7

4

3


24

Что такое деньги.

Зачем нужны деньги

1

1


Дискуссия

25

История денег

1

1


Собеседование

26

Современные деньги.

Современные монеты

1

1


Собеседование

27

Игра «Помоги монетке найти свой лом»

1


1

Игра

28

Игра « Поиск сокровищ пирата Финансика»

1


1

Игра

29

География на купюрах

1

1


Собеседование

30

Игра «Деньги вчера, сегодня и завтра»

1


1

Наблюдение

VII

Семейный бюджет

3

2

1


31

Откуда в семье берутся деньги?

Куда тратятся деньги.

1

1


Собеседование

32

Игра «Доходы и расходы»

1


1

Игра

33

Как научиться экономить деньги

Игра «Деньги получили - ерунды накупили»

1

1


Игра



33

17

16



Раздел1. Вводное занятие (1ч)

Тема №1 «Вводное занятие»

Теория «Что такое финансовая грамотность», «Техника безопасности».

Раздел 2. «Финансы в сказках» (3ч)

Тема №1 «Финансы в сказках»

Теория. Знакомство с пословицами и поговорками о деньгах «Пословицы и поговорки о деньгах». «Сказки, в которых герои получают и тратят деньги». Чтение сказок (отрывки), просмотр отрывков из мультфильмов, фильмов, в которых герои получают и тратят деньги.

Практика. Составление альбома пословиц и поговорок о деньгах с иллюстрациями. Рисование сказочных монет. Игра «Письма от сказочных героев».


Раздел 3. «Потребности» (4ч)

Тема №1 «Потребности»

Теория. «Что такое потребности». Понятия: потребность, пирамида Маслоу. «Что необходимо человеку» Что и когда нужно человеку (материальные и не материальные ценности). Игра «Кому что нужно?» «Потребности семьи» Понятия: потребность, потребности семьи. Как меняются потребности с возрастом. «Что мне нужно» Настоящие и мнимые желания.

Практика. Игра «Заветное желание». Игра «Заветное желание». Игра «Потребности семьи». Игра «Хочу и надо».


Раздел 4. «Я и моя семья» (3ч)

Тема №1 «Я и моя семья»

Теория. «Права и обязанности членов семьи» Понятия: хобби, увлечение.

Какие есть права и обязанности у каждого члена семьи.

Практика. Составление списка обязанностей каждого члена семьи. Игра «Домохозяйство» Игра «Моя семья»


Раздел 5. «Все работы хороши, выбирай любую» (12ч)

Тема №1 «Все работы хороши, выбирай любую»

Теория. «Профессии». Экскурсия: «Знакомство с разнообразием профессий». Понятия: работа, образование, заработная плата. «Почему все взрослые работают» Понятия: труд, товар, услуга. Понятия: товар, стоимость, цена. «Что такое стоимость товара». Понятия: обмен, бартер, покупка. Понятие: цена. Из чего складывается цена товара. Обмен и покупка товаров Понятия: реклама, маркетинг, акция. Понятия: правила, этикет. «Правила поведения в магазине».

Практика. Профессии моих родителей (рассказ, рисунок).

Игра «Угадай профессию» Игра «Найди ошибку художника» Игра «Что создается трудом?» Игра «Как продукт труда в товар превращается?» Игра «Услуга или товар?» Игра «Расставь товар по полочкам в магазине». Игра «Что сколько стоит?» Игра «Что быстрее купят?». Игра «Рекламная акция». Игра «Все работы хороши, выбирай любую».


Раздел 6. «Деньги» (7ч)

Тема №1 «Деньги»

Теория. Что такое деньги. Понятия: деньги. Как выглядят деньги. «Зачем нужны деньги». Понятия: оплата или бартер. История появления денег. «Современные деньги» Знакомство с внешним видом современных купюр и монет. Понятия: купюра, монета. Современные монеты» Понятия: аверс, реверс, гурт, легенда, поле, рельеф, номинал. «География на купюрах»

Практика. Игра «Бартер». Рассматривание и рисование монет. Игра «Помоги монетке найти свой дом» Игра «Поиск сокровищ пирата Финансика». Рассматривание современных купюр. Пазлы (купюры). Игра «Деньги вчера, сегодня и завтра».


Раздел 7. «Семейный бюджет» (3ч)

Тема №1 «Семейный бюджет»

Теория. «Откуда в семье берутся деньги?» «Куда тратятся деньги» Понятия: доход, заработная плата, премия, пенсия, стипендия. Понятия: расход, обязательные платежи, желаемые траты, коммунальные платежи, аренда. «Как научиться экономить деньги» Игра «Деньги получили - ерунды накупили»

Практика. Игра «Доход» Игра «Доходы и расходы» Рассматривание и объяснение иллюстрации «Деньги на ветер».


1.4. Планируемые результаты


Личностные:

По окончанию обучения у обучающихся могут быть развиты следующие личностные качества:

-личная финансовая безопасность;

-финансовый образ мышления;

-активная жизненная позиция;

-ответственность и нравственность поведения в области финансовых отношений в семье;

- личностный смысл учения и интерес к изучению финансовой грамотности.



Предметные:

По окончанию обучения обучающиеся будут иметь представление о:

- финансовой грамотности;

- использовании полученной информации в процессе принятия финансовых решений;

- применении полученных знаний для решения элементарных финансовых вопросов в семье;

- о личных и семейных доходах и расходах.


Метапредметные:

По окончанию обучения обучающиеся будут уметь:

- выполнять пробное учебное действие, анализировать ситуацию, выявлять и устранять причины затруднения;

- выполнять специфические логические операции: (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление причинно - следственных связей, построение рассуждений);

- уметь работать в парах, группах, осуществлять взаимный контроль, адекватно, оценивать своё поведение.


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий


Календарный учебный график (общий)


Год обучения (уровень)

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год обучения стартовый (ознакомительный)

01.09.2023

25.05.2024

33

33

33

1 раз в неделю


2.1 Условия реализации программы

Для реализации программы в образовательном учреждении созданы следующие условия:

Учебно-практическое оборудование:

– простейшие школьные инструменты: ручка; карандаши цветные и простой; линейка; ластик; циркуль; транспортир;

– материалы: бумага (писчая).


Учебные кабинеты №32 №48, №11 соответствуют требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН.

Оборудование класса:

– ученические столы двухместные с комплектом стульев;

– стол учительский с тумбой;

– шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего.


Технические средства обучения:

Оборудование рабочего места учителя:

– магнитная доска;

– ноутбук;

– принтер;

– мультимедийный проектор.


Дидактический материал:

1. Настольные игры.

2. Детская литература.

3. Канцелярские принадлежности.


2.2. Кадровое обеспечение

Программу реализуют:

1.Кириченко Ирина Васильевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории.

2.Лотц Ирина Ивановна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории.

3.Дворинидова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов.


2.3.Формы аттестации: устный опрос, собеседование, наблюдение, творческая работа, игра, защита проектов.


2.4 Оценочные материалы


Характеристика оценочных материалов



Планируемые результаты

Критерии оценки

Виды контроля/промежуточная аттестация

Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики)

Личностные результаты

Ответственность и нравственность поведения в области финансовых отношений в семье

Осознание личностного смысла учения и интерес к финансовой грамотности

Педагогическое наблюдение

Диагностическая карта итогов тестирования (по методике Н.П.Капустина, М.И. Шиловой)

Метапредметные результаты

Умение выполнять пробное учебное действие, анализировать ситуацию, выявлять и устранять причины затруднения

Умение работать в парах, группах, осуществлять взаимный контроль, адекватно

оценивать своё поведение

Педагогическое наблюдение

Диагностическая карта итогов тестирования (по методике Н.П.Капустина, М.И. Шиловой)

Предметные результаты

Опыт самостоятельной деятельности по решению финансовых задач


Использование приобретённых знаний для решения учебно-

практических задач.

Тестирование

Диагностическая карта итогов тестирования (по методике Н.П.Капустина, М.И. Шиловой)



  1. 2.5. Методическое обеспечение программы

Методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа);

- наглядный (показ видеоматериалов, использование схематических изображений-алгоритмов денежных средств, иллюстраций, наблюдение, показ образца с одновременным объяснением);

- практический (обыгрывание финансовых ситуаций в жизни).

Педагогические технологии: групповое обучение, игровая деятельность, технология обучения в сотрудничестве.


Дидактический материал: схемы, фотографии, дидактические карточки, памятки, видеозаписи, презентации, подборка мультфильмов, аудиозаписи и др.

Формы организации учебного занятия:

- интеллектуальные и практические игры;

- выставка;

- беседа;

- творческая работа;

- проект;

- экскурсия.


Алгоритм учебного занятия:

Организационный момент.

Актуализация знаний и умений.

Мотивация.

Целеполагание.

Организация восприятия.

Организация осмысления.

Первичная проверка понимания.

Организация первичного закрепления.

Анализ.

Рефлексия


2.7. Рабочая программа воспитания

Цель воспитания - развитие личности на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Задачи воспитания:

-осознание российской гражданской идентичности,

-формирование готовности к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению,

- формирование внутренней позиции личности, как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.


Направления воспитания, формы и содержание деятельности


Гражданское воспитание - усвоение детьми знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество осуществляется при изучении темы «Все работы хороши, выбирай любую», «Я и моя семья», «Семейный бюджет», обучающиеся познают «Права и обязанности членов семьи».

Реализуя работу по гражданскому воспитанию используются формы работы: интеллектуальная игра, выставка, беседа, творческая работа, экскурсия, проект, участие во Всероссийской неделе и викторинах по финансовой грамотности.

Экологическое воспитание - воспитание бережного отношения к природным ресурсам, к потребляемым продуктам и вещам воспитывается на занятиях «Что необходимо человеку» «Потребности семьи».

Духовно-нравственное воспитание - формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим.

Формирование культуры здорового образа жизни - развитие и совершенствование коммуникативных способностей, воспитание уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности на примере тем «Откуда берутся в семье деньги?» «Игра «Как потратить деньги с пользой»

Трудовое воспитание - совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников. Профориентационные игры: деловые игры, (ситуации, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности. Экскурсия по посёлку даст школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии.

Ценности научного познания - воспитание стремления к познанию в сфере финансов, получении знаний о семейном бюджете, товаре, услугах. Получение базовых знаний о финансовых отношениях.

«Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: индивидуальные консультации (беседы) по мере необходимости.


Формы и содержание деятельности

Основные школьные дела - «Бизнес-неделя»

Внешкольные мероприятия – экскурсия на предприятия посёлка

Взаимодействие с родителями (законными представителями) - индивидуальные беседы, консультации, анкетирование.


Особенности организуемого воспитательного процесса в учреждении


Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка;

- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

- реализация процесса воспитания главным образом через создание детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

- создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

- ориентир на формирование коллектива в рамках объединения, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

- ключевой фигурой воспитания является педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.



Планируемые результаты:

- социально-активная личность, обладающая духовно-нравственными качествами;

- личность, любящая свою Родину;

- личность, свободно общающаяся со своими ровесниками.


2.8. Календарный план воспитательной работы



Направления

воспитательной работы


Название мероприятия, события, форма его проведения


Цель

Краткое содержание

Сроки

Ответственный исполнитель

Воспитание гражданственности, патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Квест «Финансовый детектив»

Познакомить с понятиями: бюджет, доход, расход; заложить основы планирования семейного бюджета


Занятие в виде путешествия по станциям, на которых детям предлагается решить ряд финансовых задач

10.10.

2023






17.10.2023

Кириченко И.В.

Лотц И.И.

Дворинидова Т.В.

Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Игра "Создай бюджет - добейся цели"

Сформировать представление учащихся о бюджете семьи как основной

категории домашней экономики


Занятие в виде игры, ребятам предлагается набор карточек «Семья», «Работа», «Умения», «Дополнительные сбережения», «Обязательные расходы»

24.10.

2023







07.11.2023

Кириченко И.В.


Лотц И.И.

Дворинидова Т.В.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни,

профориентация

Игровая программа «Экономический калейдоскоп»






Формирование базового уровня экономической и финансовой грамотности учащихся

 Передвижение команд по станциям, выполнение конкурсных заданий.

30.04.

2024








14.05.2024

Кириченко И.В.

Лотц И.И.

Дворинидова Т.В.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни,

профориентация

«Бизнес-Неделя»

Формирование базового уровня экономической и финансовой грамотности учащихся.

В течение недели учащимся предлагается выполнять различную работу, выбирая дело по интересам, за которую они получают оплату. В конце недели подведение итогов.

28.11.

2023

Кириченко И.В.

Лотц И.И.

Дворинидова Т.В.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Квест «Дружи с финансами »

Способствовать формированию основ финансовой грамотности для успешной социализации в обществе.

Мероприятие проходит по маршрутному листу, путешествие по станциям.

19.12.2023




26.12.

2023

Кириченко И.В.

Лотц И.И.

Дворинидова Т.В.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Игра «Мы-ребята деловые»

 Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту.

Самостоятельная работа учащихся над проектом «Реклама» Представление результата своей деятельности.



06.02.2024

Кириченко И.В.

Лотц И.И.

Дворинидова Т.В.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

«Сказки, в которых герои получают и тратят деньги»

Воспитывать нравственно-экономические качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в финансовой сфере.

Занятие-игра по станциям


19.09.

2023

Кириченко И.В.

Лотц И.И.

Дворинидова Т.В.

Работа с родителями

«Правила поведения в магазине»

Воспитывать бережливость в повседневной практической деятельности.


Ролевая игра «Покупки».

13.02

.2024

Кириченко И.В.

Лотц И.И.

Дворинидова Т.В.




Раздел 3. Список литературы и использованных ресурсов


Нормативно - правовые документы:

  1. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 с изм. 01.07.2020);

  2. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года»;

  3. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности РФ»;

  4. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

  5. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);

  6. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  7. Федеральный закон от 30.04.2021 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ-127);

  8. Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» от 14.07.2022 №261-ФЗ (далее- ФЗ-261);

  9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

  10. Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.12.2021 № 3427);

  11. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678) (далее - Концепция);

  12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

  13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

  14. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);

  15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);

  16. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;

  17. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

  18. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  19. Концепция развития креативных индустрий в Новосибирской области (утв. постановлением Правительства НСО от 08.062021 № 212-П).


Литература для педагога:

  1. Воробьёва Л.В. Основы микро – и макроэкономики: Учебное пособие. / Л.В.Воробьёва, Л.В.Лемишевская, М.И.Плотницкий. –М.: Книжный дом, 2015.

  2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — М.: Российская экономическая школа, 2013.

  3. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная,— М.: Интеллект-Центр, 2013.

  4. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. –М.: Вита-Пресс, 2000.

  5. Сасова И.А. Социально-экономическое образование и воспитание учащихся/И.А.Сасова // Народное образование,2009.

  6. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методичес­кие рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1-й год обучения). - Самара : Изда­тельство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров, 2011.

  7. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекоменда­ции к факультативному курсу «Экономика». - Самара : Изда­тельство «Учебная литература : Издательский дом «Федоров», 2014.


Для обучающихся:

  1. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. –М.: Вита-Пресс, 2013.

  2. Липсиц И. В. Путеводитель по стране Экономика. –М.: Вита-Пресс, 2013.

  3. Райзберг Б. А. Экономика для детей. – М.: Экономика, 2015.

  4. Сасова И.А. Экономика для младших школьников. – М.: Вита-Пресс, 2008.


Интернет – ресурсы:

Портал «Игры по финансовой грамотности» http://neshkola.ru/wordpress/finansovaya-gramotnost-igri (29.03.2023)

  1. Библиотека: Финансовая грамотность для школьников — https://yandex.ru/search/?text=http%3A%2F%2Fwww.liveinternet.ru%2Fcommunity%2F5610805%2Fpost395415497&search_source=dzen_desktop_safe&src=suggest_Pers&lr=117736 (29.03.2023)
  2. «Банк методических разработок по финансовой грамотности» — https://fmc.hse.ru/methbank (29.03.2023)


























Приложение №1


Календарный учебный график

1 группа Кириченко И.В.


Название события, дела, мероприятия

Форма проведения

Цель

Краткое

содержание

Сроки

проведения

Ответственные

I раздел Вводное занятие-1ч

1

Вводное занятие

Беседа.

Познакомить с техникой безопасности на занятиях

Ознакомить с техникой безопасности.

5.09.

2023

Кириченко И.В.

II раздел: «Финансы в сказках»(3ч)


2

Пословицы и поговорки о деньгах.

Беседа.

Изучить пословицы, содержание которых связано с деньгами

Познакомить с пословицами и поговорками: о деньгах Составление альбома пословиц с иллюстрациями.

12.09.2023

Кириченко И.В.

3

Сказки, в которых герои получают и тратят деньги.

Беседа, творческая работа.

Познакомить со сказками, в которых

присутствуют денежные отношения.

Чтение и анализ сказки Ш.Перро «Золушка», беседа, работа с карточками, игровое упражнение.

19.09.2023

Кириченко И.В.

4

Игра «Письма от сказочных героев»

Беседа, игра.

Продолжить изучение сказок, в игровой форме создать сказочные монеты.

Рисование сказочных монет. Игра «Письма от сказочных героев».


26.09.2023

Кириченко И.В.

IIIраздел «Потребности»(4часа)

5

Что такое потребности? Игра «Заветное желание»

Беседа, игра.

Познакомить с понятием «Потребность»

Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки,

дидактическая игра «Потребности семьи»

03.10.2023

Кириченко И.В.

6

Что необходимо человеку?

Беседа.

На примерах из жизни обсудить, что и когда нужно человеку (материальные и не материальные ценности).

Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?», изобразительная деятельность.

10.10.2023

Кириченко И.В.

7

Потребности семьи. Игра «Кому это нужно?»

Дискуссия, игра.

Изучить понятие «Потребности семьи»

Чтение и анализ народной сказки «Морозко», беседа,

Игра «Заветное желание».


17.10.2023

Кириченко И.В.

8

Что мне нужно? Игра «Хочу и надо»

Беседа, игра.

Научить отличать настоящие и мнимые желания.

Просмотр мультфильма «Нехочуха» Беседа и анализ содержания мультфильма. Игра «Хочу и надо».


24.10.2023

Кириченко И.В.

IYраздел»Я и моя семья» (3часа)

9

Права и обязанности членов семьи. Игра «Что можно и нельзя купить на деньги?»

Тематическое задание по группам.

Изучить какие есть права и обязанности у каждого члена семьи.

Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» Беседа о правах и обязанностях членов семьи, создание проблемной ситуации для размышления.

07.11.2023

Кириченко И.В.

10

Игра «Домохозяйство» Хобби членов семьи.

Беседа.


Учить распределять обязанности каждого члена семьи.

Составление списка обязанностей каждого члена семьи. Игра «Домохозяйство»


14.11.2023

Кириченко И.В.

11

Игра «Моя семья»

Беседа, игра

Учить распределять обязанности каждого члена семьи.

Чтение фрагментов сказки Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», Беседа и анализ предложенных ситуаций. Игра «Моя семья»

21.11.2023

Кириченко И.В.

Y раздел «Все работы хороши, выбирай любую»(12 часов)

12

Профессии. Почему все взрослые работают?

Экскурсия.

Провести экскурсию на предприятие п. Горный, с целью знакомства с профессиями.

Экскурсия: «Знакомство с разнообразием профессий, беседа, отгадывание загадок.

28.11.2023

Кириченко И.В.

13

Игра «Угадай профессию» Игра «Что создаётся трудом?»

Игра.

Продолжить знакомство с профессиями

Чтение художественной литературы, демонстрация фрагмента мультфильма по мотивам произведения Э.Успенского, беседа, ситуативный разговор, игровые упражнения Игра «Угадай профессию»

05.12.2023

Кириченко И.В.

14

Игра «Найди ошибку художника»

Творческая работа, игра.

Провести игру по узнаванию профессий на иллюстрациях. Находить отличительные знаки профессий.

Беседа-визуализация, изобразительная деятельность, решение проблемной ситуации. Игра «Найди ошибку художника»

12.12.2023

Кириченко И.В.

15

Продукты труда: товары и услуги.

Беседа, творческая работа.

Познакомить с понятиями труд, товар, услуга.

Интерактивная игра, беседа, отгадывание загадок.

19.12.2023

Кириченко И.В.

16

Игра «Продукт труда в товар превращается?»

Тематическое задание по группам.

На примерах людей разных профессий рассмотреть, как продукт труда в товар превращается.

Решение экономических задач. Игра «Как продукт труда в товар превращается?»

26.12.2023

Кириченко И.В.

17

Игра «Услуга или товар?»

Игра «Расставь товар по полочкам в магазине»

Игра, творческая работа.

Провести игру, которая учит детей распределять товар в магазине

Беседа, сюжетная игра, игра с правилами «Расставь товар по полочкам в магазине».

09.01.2024

Кириченко И.В.

18

Что такое стоимость товара?

Беседа.

Изучить понятия товар, стоимость, цена.

Беседа, упражнения, ролевая игра «Мы в магазине»

16.01.2024

Кириченко И.В.

19

Игра «Что быстрее купят?»

Тематическое задание по группам.

Провести игру «Что быстрее купят?» Дать понятие из чего складывается цена товара.

Ситуация проектирования, чтение художественной литературы С.В.Михалкова «Как старик корову продавал» обобщение полученных знаний, игра «Что быстрее купят?».

23.01.2024

Кириченко И.В.

20

Обмен и покупка товаров. Что такое цена?

Беседа.

Изучить понятия обмен, бартер, покупка.

Чтение художественной литературы (отрывок сказки Л.Н.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Беседа, решение экономических задач.

30.01.2024

Кириченко И.В.

21

Реклама. Игра «Создай рекламу»

Беседа. Творческая работа.

Провести игру по созданию рекламы товара

Беседа по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» Мастерская по изготовлению рекламы. Игра «Рекламная акция».

06.02.2024

Кириченко И.В.

22

Правила поведения в магазине.

Беседа, игра.

Изучить правила поведения в магазине

Упражнения, отгадывание загадок, объяснение, дидактическая игра, составление описательного рассказа, дидактическая игра «Что сколько стоит?»

13.02.2024

Кириченко И.В.

23

Игра «Все работы хороши, выбирай любую»

Тематическое задание по группам.

Продолжить формирование знаний о профессиях.

Рассказ, сюжетно-ролевая игра «Все работы хороши, выбирай любую».



27.02.2024

Кириченко И.В.

YI раздел «Деньги» (7часов)

24

Что такое деньги? Зачем нужны деньги?

Дискуссия.

Изучить понятие «деньги».

Как выглядят деньги.

Рассказ, беседа, просмотр мультфильма «Муха-цокотуха»


05.03.2024

Кириченко И.В.

25

История денег.

Беседа.

Изучить историю появления денег.

Виртуальная экскурсия в прошлое истории денег, беседа.

12.03.2024

Кириченко И.В.

26

Современные деньги. Современные монеты.

Беседа.

Изучить понятия купюра, монета. Современные деньги, монеты.

Беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность современных монет.

19.03.2024

Кириченко И.В.

27

Игра «Помоги монетке найти свой лом»

Беседа, игра.

Изучить понятия:

аверс, реверс, гурт, легенда, поле, рельеф, номинал.

Обобщение полученных знаний, показ, объяснение, упражнения, закрепление знаний посредством практических действий. Игра «Помоги монетке найти свой дом»

02.04.2024

Кириченко И.В.

28

Игра «Поиск сокровищ пирата Финансика»

Сюжетно-ролевая игра

Провести игру «Поиск сокровищ пирата Финансика».

Беседа, сюжетная игра с правилами «Поиск сокровищ пирата Финансика».

09.04.2024

Кириченко И.В.

29

География на купюрах.

Беседа

Изучить географию купюр на примере купюр других государств.

Виртуальная экскурсия по странам мира, беседа, дидактическая игра «Чья купюра?»


16.04.2024

Кириченко И.В.

30

Игра «Деньги вчера, сегодня и завтра»

Беседа

Учить отличать современные деньги от старинных.

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Рассматривание и рисование монет.

23.04.2024

Кириченко И.В.

YIIСемейный бюджет(3 часа)

31

Откуда в семье берутся деньги? Куда тратятся деньги.

Беседа рассуждение

Изучить понятия: доход, заработная плата, премия, пенсия, стипендия.

Познакомить с пословицами. Беседа, решение экономических задач.


30.04.2024

Кириченко И.В.

32

Игра «Доходы и расходы»

Игра

Изучить Понятия: расход, обязательные платежи, желаемые траты, коммунальные платежи, аренда. Как научиться экономить деньги

Ситуация проектирования, чтение художественной литературы, обобщение полученных знаний, показ, объяснение, упражнения, закрепление знаний посредством практических действий

07.05.2024

Кириченко И.В.

33

Как научиться экономить деньги. Игра «Деньги получили -ерунды накупили»

Беседа,

игра.

Учить детей правильному расходу денег.

Беседа, упражнения, Игра «Деньги получили - ерунды накупили»

14.05.2024

Кириченко И.В.









2 группа Дворинидовой Т.В.

Название события, дела, мероприятия

Форма проведения

Цель

Краткое

содержание

Сроки

проведения

Ответственные

I раздел Вводное занятие-1ч

1

Вводное занятие

Беседа.

Познакомить с техникой безопасности на занятиях

Беседа на тему «Что такое финансовая грамотность». Ознакомить с техникой безопасности.

5.09.

2023

Дворинидова Т.В.

II раздел: «Финансы в сказках»(3ч)


2

Пословицы и поговорки о деньгах.

Беседа.

Изучить пословицы, содержание которых связано с деньгами

Познакомить с пословицами и поговорками о деньгах. Составление альбома пословиц с иллюстрациями.

12.09.2023

Дворинидова Т.В.

3

Сказки, в которых герои получают и тратят деньги.

Беседа, творческая работа.

Познакомить со сказками, в которых

присутствуют денежные отношения.

Чтение и анализ сказки Ш.Перро «Золушка», беседа, работа с карточками, игровое упражнение.

19.09.2023

Дворинидова Т.В.

4

Игра «Письма от сказочных героев»

Беседа, игра.

Продолжить изучение сказок, в игровой форме создать сказочные монеты.

Рисование сказочных монет. Игра «Письма от сказочных героев».


26.09.2023

Дворинидова Т.В.

IIIраздел «Потребности»(4часа)

5

Что такое потребности? Игра «Заветное желание»

Беседа, игра.

Познакомить с понятием «Потребность»

Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки,

дидактическая игра «Потребности семьи»

03.10.2023

Дворинидова Т.В.

6

Что необходимо человеку?

Беседа.

На примерах из жизни обсудить, что и когда нужно человеку (материальные и не материальные ценности).

Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?», изобразительная деятельность.

10.10.2023

Дворинидова Т.В.

7

Потребности семьи. Игра «Кому это нужно?»

Дискуссия, игра.

Изучить понятие «Потребности семьи»

Чтение и анализ народной сказки «Морозко», беседа,

Игра «Заветное желание».


17.10.2023

Дворинидова Т.В.

8

Что мне нужно? Игра «Хочу и надо»

Беседа, игра.

Научить отличать настоящие и мнимые желания.

Просмотр мультфильма «Нехочуха» Беседа и анализ содержания мультфильма. Игра «Хочу и надо».


24.10.2023

Дворинидова Т.В.

IYраздел»Я и моя семья» (3часа)

9

Права и обязанности членов семьи. Игра «Что можно и нельзя купить на деньги?»

Тематическое задание по группам.

Изучить какие есть права и обязанности у каждого члена семьи.

Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» Беседа о правах и обязанностях членов семьи, создание проблемной ситуации для размышления.


07.11.2023

Дворинидова Т.В.

10

Игра «Домохозяйство» Хобби членов семьи.

Беседа.


Учить распределять обязанности каждого члена семьи.

Составление списка обязанностей каждого члена семьи. Игра «Домохозяйство»


14.11.2023

Дворинидова Т.В.

11

Игра «Моя семья»

Беседа,

игра

Учить распределять обязанности каждого члена семьи.

Чтение фрагментов сказки Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»,Беседа и анализ предложенных ситуаций. Игра «Моя семья»

21.11.2023

Дворинидова Т.В.

Y раздел «Все работы хороши, выбирай любую»(12 часов)

12

Профессии. Почему все взрослые работают?

Экскурсия.

Провести экскурсию на предприятие п. Горный, с целью знакомства с профессиями.

Экскурсия: «Знакомство с разнообразием профессий, беседа, отгадывание загадок.

28.11.2023

Дворинидова Т.В.

13

Игра «Угадай профессию» Игра «Что создаётся трудом?»

Игра.

Продолжить знакомство с профессиями

Чтение художественной литературы, демонстрация фрагмента мультфильма по мотивам произведения Э.Успенского, беседа, ситуативный разговор, игровые упражнения Игра «Угадай профессию»

05.12.2023

Дворинидова Т.В.

14

Игра «Найди ошибку художника»

Творческая работа, игра.

Провести игру по узнаванию профессий на иллюстрациях. Находить отличительные знаки профессий.

Беседа-визуализация, изобразительная деятельность, решение проблемной ситуации. Игра «Найди ошибку художника»

12.12.2023

Дворинидова Т.В.

15

Продукты труда: товары и услуги.

Беседа, творческая работа.

Познакомить с понятиями труд, товар, услуга.

Интерактивная игра, беседа, отгадывание загадок.

19.12.2023

Дворинидова Т.В.

16

Игра «Продукт труда в товар превращается?»

Тематическое задание по группам.

На примерах людей разных профессий рассмотреть, как продукт труда в товар превращается.

Решение экономических задач. Игра «Как продукт труда в товар превращается?»

26.12.2023

Дворинидова Т.В.

17

Игра «Услуга или товар?»

Игра «Расставь товар по полочкам в магазине»

Игра, творческая работа.

Провести игру, которая учит детей распределять товар в магазине

Беседа, сюжетная игра, игра с правилами «Расставь товар по полочкам в магазине».

09.01.2024

Дворинидова Т.В.

18

Что такое стоимость товара?

Беседа.

Изучить понятия товар, стоимость, цена.

Беседа, упражнения , ролевая игра «Мы в магазине»

16.01.2024

Дворинидова Т.В.

19

Игра «Что быстрее купят?»

Тематическое задание по группам.

Провести игру «Что быстрее купят?» Дать понятие из чего складывается цена товара.

Ситуация проектирования, чтение художественной литературы С.В.Михалкова «Как старик корову продавал» обобщение полученных знаний, игра «Что быстрее купят?».

23.01.2024

Дворинидова Т.В.

20

Обмен и покупка товаров. Что такое цена?

Беседа.

Изучить понятия обмен, бартер, покупка.

Чтение художественной литературы (отрывок сказки Л.Н.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»). Беседа, решение экономических задач.

30.01.2024

Дворинидова Т.В.

21

Реклама. Игра «Создай рекламу»

Беседа. Творческая работа.

Провести игру по созданию рекламы товара

Беседа по сказке Ш Перро «Кот в сапогах» Мастерская по изготовлению рекламы .Игра «Рекламная акция».

06.02.2024

Дворинидова Т.В.

22

Правила поведения в магазине.

Беседа, игра.

Изучить правила поведения в магазине

Упражнения, отгадывание загадок, объяснение, дидактическая игра, составление описательного рассказа, дидактическая игра «Что сколько стоит?»

13.02.2024

Дворинидова Т.В.

23

Игра «Все работы хороши, выбирай любую»

Тематическое задание по группам.

Продолжить формирование знаний о профессиях.

Рассказ, сюжетно-ролевая игра «Все работы хороши, выбирай любую».

27.02.2024

Дворинидова Т.В.

YI раздел «Деньги» (7часов)

24

Что такое деньги? Зачем нужны деньги?

Дискуссия.

Изучить понятие «деньги».

Как выглядят деньги.

Рассказ, беседа, просмотр мультфильма «Муха-цокотуха»


05.03.2024

Дворинидова Т.В.

25

История денег.

Беседа.

Изучить историю появления денег.

Виртуальная экскурсия в прошлое истории денег, беседа.

12.03.2024

Дворинидова Т.В.

26

Современные деньги. Современные монеты.

Беседа.

Изучить понятия купюра, монета. Современные деньги, монеты.

Беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность современных монет.

19.03.2024

Дворинидова Т.В.

27

Игра «Помоги монетке найти свой лом»

Беседа, игра.

Изучить понятия :аверс, реверс, гурт, легенда, поле, рельеф, номинал.

Обобщение полученных знаний, показ, объяснение, упражнения, закрепление знаний посредством практических действий. Игра «Помоги монетке найти свой дом»

02.04.2024

Дворинидова Т.В.

28

Игра «Поиск сокровищ пирата Финансика»

Сюжетно-ролевая игра

Провести игру «Поиск сокровищ пирата Финансика».

Беседа, сюжетная игра с правилами «Поиск сокровищ пирата Финансика».

09.04.2024

Дворинидова Т.В.

29

География на купюрах.

Беседа

Изучить географию купюр на примере купюр других государств.

Виртуальная экскурсия по странам мира, беседа, дидактическая игра «Чья купюра?»

16.04.2024

Дворинидова Т.В.

30

Игра «Деньги вчера, сегодня и завтра»

Беседа

Учить отличать современные деньги от старинных.

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Рассматривание и рисование монет.

23.04.2024

Дворинидова Т.В.

YIIСемейный бюджет(3 часа)

31

Откуда в семье берутся деньги? Куда тратятся деньги.

Беседа рассуждение

Изучить понятия: доход, заработная плата, премия, пенсия, стипендия.

Познакомить с пословицами. Беседа, решение экономических задач.


30.04.2024

Дворинидова Т.В.

32

Игра «Доходы и расходы»

Игра

Изучить Понятия: расход, обязательные платежи, желаемые траты, коммунальные платежи, аренда. Как научиться экономить деньги

Ситуация проектирования, чтение художественной литературы, обобщение полученных знаний, показ, объяснение, упражнения, закрепление знаний посредством практических действий,

07.05.2024

Дворинидова Т.В.

33

Как научиться экономить деньги. Игра «Деньги получили -ерунды накупили»

Беседа,

игра.

Учить детей правильному расходу денег.

Беседа, упражнения, Игра «Деньги получили - ерунды накупили»

14.05.2024

Дворинидова Т.В.





3 группа Лотц И.И.


Название события, дела, мероприятия

Форма проведения

Цель

Краткое

содержание

Сроки

проведения

Ответственные

I раздел Вводное занятие-1ч

1

Вводное занятие

Беседа.

Познакомить с техникой безопасности на занятиях

Беседа на тему «Что такое финансовая грамотность». Ознакомить с техникой безопасности.

5.09.

2023

Лотц И.И.

II раздел: «Финансы в сказках»(3ч)


2

Пословицы и поговорки о деньгах.

Беседа.

Изучить пословицы, содержание которых связано с деньгами

Познакомить с пословицами и поговорками о деньгах Составление альбома пословиц с иллюстрациями.

12.09.2023

Лотц И.И.

3

Сказки, в которых герои получают и тратят деньги.

Беседа, творческая работа.

Познакомить со сказками, в которых

присутствуют денежные отношения.

Чтение и анализ сказки Ш.Перро «Золушка», беседа, работа с карточками, игровое упражнение.

19.09.2023

Лотц И.И.

4

Игра «Письма от сказочных героев»

Беседа, игра.

Продолжить изучение сказок, в игровой форме создать сказочные монеты.

Рисование сказочных монет. Игра «Письма от сказочных героев».


26.09.2023

Лотц И.И.

IIIраздел «Потребности»(4часа)

5

Что такое потребности? Игра «Заветное желание»

Беседа, игра.

Познакомить с понятием «Потребность»

Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки,

дидактическая игра «Потребности семьи»

03.10.2023

Лотц И.И.

6

Что необходимо человеку?

Беседа.

На примерах из жизни обсудить, что и когда нужно человеку (материальные и не материальные ценности).

Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?», изобразительная деятельность.

10.10.2023

Лотц И.И.

7

Потребности семьи. Игра «Кому это нужно?»

Дискуссия, игра.

Изучить понятие «Потребности семьи»

Чтение и анализ народной сказки «Морозко», беседа,

Игра «Заветное желание».


17.10.2023

Лотц И.И.

8

Что мне нужно? Игра «Хочу и надо»

Беседа, игра.

Научить отличать настоящие и мнимые желания.

Просмотр мультфильма «Нехочуха» Беседа и анализ содержания мультфильма. Игра «Хочу и надо».


24.10.2023

Лотц И.И.

IYраздел»Я и моя семья» (3часа)

9

Права и обязанности членов семьи. Игра «Что можно и нельзя купить на деньги?»

Тематическое задание по группам.

Изучить какие есть права и обязанности у каждого члена семьи.

Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» Беседа о правах и обязанностях членов семьи, создание проблемной ситуации для размышления.


07.11.2023

Лотц И.И.

10

Игра «Домохозяйство» Хобби членов семьи.

Беседа.


Учить распределять обязанности каждого члена семьи.

Составление списка обязанностей каждого члена семьи. Игра «Домохозяйство»


14.11.2023

Лотц И.И.

11

Игра «Моя семья»

Беседа,

игра

Учить распределять обязанности каждого члена семьи.

Чтение фрагментов сказки Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Беседа и анализ предложенных ситуаций. Игра «Моя семья»

21.11.2023

Лотц И.И.

Y раздел «Все работы хороши, выбирай любую»(12 часов)

12

Профессии. Почему все взрослые работают?

Экскурсия.

Провести экскурсию на предприятие п. Горный, с целью знакомства с профессиями.

Экскурсия: «Знакомство с разнообразием профессий, беседа, отгадывание загадок.

28.11.2023

Лотц И.И.

13

Игра «Угадай профессию» Игра «Что создаётся трудом?»

Игра.

Продолжить знакомство с профессиями

Чтение художественной литературы, демонстрация фрагмента мультфильма по мотивам произведения Э.Успенского, беседа, ситуативный разговор, игровые упражнения Игра «Угадай профессию»

05.12.2023

Лотц И.И.

14

Игра «Найди ошибку художника»

Творческая работа, игра.

Провести игру по узнаванию профессий на иллюстрациях. Находить отличительные знаки профессий.

Беседа-визуализация, изобразительная деятельность, решение проблемной ситуации. Игра «Найди ошибку художника»

12.12.2023

Лотц И.И.

15

Продукты труда: товары и услуги.

Беседа, творческая работа.

Познакомить с понятиями труд, товар, услуга.

Интерактивная игра, беседа, отгадывание загадок.

19.12.2023

Лотц И.И.

16

Игра «Продукт труда в товар превращается?»

Тематическое задание по группам.

На примерах людей разных профессий рассмотреть, как продукт труда в товар превращается.

Решение экономических задач. Игра «Как продукт труда в товар превращается?»

26.12.2023

Лотц И.И.

17

Игра «Услуга или товар?»

Игра «Расставь товар по полочкам в магазине»

Игра, творческая работа.

Провести игру, которая учит детей распределять товар в магазине

Беседа, сюжетная игра, игра с правилами «Расставь товар по полочкам в магазине».

09.01.2024

Лотц И.И.

18

Что такое стоимость товара?

Беседа.

Изучить понятия товар, стоимость, цена.

Беседа, упражнения , ролевая игра «Мы в магазине»

16.01.2024

Лотц И.И.

19

Игра «Что быстрее купят?»

Тематическое задание по группам.

Провести игру «Что быстрее купят?» Дать понятие из чего складывается цена товара.

Ситуация проектирования, чтение художественной литературы С.В.Михалкова «Как старик корову продавал» обобщение полученных знаний, игра «Что быстрее купят?».

23.01.2024

Лотц И.И.

20

Обмен и покупка товаров. Что такое цена?

Беседа.

Изучить понятия обмен, бартер, покупка.

Чтение художественной литературы (отрывок сказки Л.Н.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Беседа, решение экономических задач.

30.01.2024

Лотц И.И.

21

Реклама. Игра «Создай рекламу»

Беседа. Творческая работа.

Провести игру по созданию рекламы товара

Беседа по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» Мастерская по изготовлению рекламы .Игра «Рекламная акция».

06.02.2024

Лотц И.И.

22

Правила поведения в магазине.

Беседа, игра.

Изучить правила поведения в магазине

Упражнения, отгадывание загадок, объяснение, дидактическая игра, составление описательного рассказа, дидактическая игра «Что сколько стоит?»

13.02.2024

Лотц И.И.

23

Игра «Все работы хороши, выбирай любую»

Тематическое задание по группам.

Продолжить формирование знаний о профессиях.

Рассказ, сюжетно-ролевая игра «Все работы хороши, выбирай любую».

27.02.2024

Лотц И.И.

YI раздел «Деньги» (7часов)

24

Что такое деньги? Зачем нужны деньги?

Дискуссия.

Изучить понятие «деньги».

Как выглядят деньги.

Рассказ, беседа, просмотр мультфильма «Муха-цокотуха»


05.03.2024

Лотц И.И.

25

История денег.

Беседа.

Изучить историю появления денег.

Виртуальная экскурсия в прошлое истории денег, беседа.

12.03.2024

Лотц И.И.

26

Современные деньги. Современные монеты.

Беседа.

Изучить понятия купюра, монета. Современные деньги, монеты.

Беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность современных монет.

19.03.2024

Лотц И.И.

27

Игра «Помоги монетке найти свой лом»

Беседа, игра.

Изучить понятия: аверс, реверс, гурт, легенда, поле, рельеф, номинал.

Обобщение полученных знаний, показ, объяснение, упражнения, закрепление знаний посредством практических действий. Игра «Помоги монетке найти свой дом»

02.04.2024

Лотц И.И.

28

Игра «Поиск сокровищ пирата Финансика»

Сюжетно-ролевая игра

Провести игру «Поиск сокровищ пирата Финансика».

Беседа, сюжетная игра с правилами «Поиск сокровищ пирата Финансика».

09.04.2024

Лотц И.И.

29

География на купюрах.

Беседа

Изучить географию купюр на примере купюр других государств.

Виртуальная экскурсия по странам мира, беседа, дидактическая игра «Чья купюра?»

16.04.2024

Лотц И.И.

30

Игра «Деньги вчера, сегодня и завтра»

Беседа

Учить отличать современные деньги от старинных.

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Рассматривание и рисование монет.

23.04.2024

Лотц И.И.

YIIСемейный бюджет(3 часа)

31

Откуда в семье берутся деньги? Куда тратятся деньги.

Беседа рассуждение

Изучить понятия: доход, заработная плата, премия, пенсия, стипендия.

Познакомить с пословицами. Беседа, решение экономических задач.


30.04.2024

Лотц И.И.

32

Игра «Доходы и расходы»

Игра

Изучить Понятия: расход, обязательные платежи, желаемые траты, коммунальные платежи, аренда. Как научиться экономить деньги

Ситуация проектирования, чтение художественной литературы, обобщение полученных знаний, показ, объяснение, упражнения, закрепление знаний посредством практических действий,

07.05.2024

Лотц И.И.

33

Как научиться экономить деньги. Игра «Деньги получили -ерунды накупили»

Беседа,

игра.

Учить детей правильному расходу денег.

Беседа, упражнения, Игра «Деньги получили - ерунды накупили»

14.05.2024

Лотц И.И.



































Приложение №2


Определение уровня воспитанности ученика, класса

(из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой)

Долг и ответственность

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше

4

3

2

1

0

2

Вношу предложения по совершенствованию работы класса

4

3

2

1

0

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе

4

3

2

1

0

4

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач

4

3

2

1

0

Бережливость

1

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами

4

3

2

1

0

2

Бережно отношусь к школьной мебели (не рисую, не черчу на партах

4

3

2

1

0

3

Бережно отношусь к своей одежде (слежу за чистотой и опрятностью)

4

3

2

1

0

4

Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради)

4

3

2

1

0

Дисциплинированность

1

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы

4

3

2

1

0

2

Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя

4

3

2

1

0

3

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе (в школе)

4

3

2

1

0

4

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса

4

3

2

1

0

Ответственное отношение к учебе

1

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием

4

3

2

1

0

2

При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых

4

3

2

1

0

3

Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета)

4

3

2

1

0

4

Аккуратен, исполнителен, точен

4

3

2

1

0

Отношение к общественному труду

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания

4

3

2

1

0

2

Принимаю участие в трудовых рейдах (уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры)

4

3

2

1

0

3

Выполняю трудовые поручения родителей

4

3

2

1

0

4

Добросовестно выполняю все поручения

4

3

2

1

0

Коллективизм, чувство товарищества

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам

4

3

2

1

0

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях

4

3

2

1

0

3

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых

4

3

2

1

0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей

4

3

2

1

0

Доброта и отзывчивость

1

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними

4

3

2

1

0

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим

4

3

2

1

0

3

Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим

4

3

2

1

0

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью

4

3

2

1

0

Честность и справедливость

1

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки

4

3

2

1

0

2

Честно сознаюсь, если что-то натворил

4

3

2

1

0

3

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре

4

3

2

1

0

4

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом

4

3

2

1

0

Простота и скромность

1

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей

4

3

2

1

0

2

Понимаю, что человека уважают не за деньги

4

3

2

1

0

3

Иногда люблю похвастаться

4

3

2

1

0

4

Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

4

3

2

1

0

Культурный уровень

1

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц

4

3

2

1

0

2

Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую

4

3

2

1

0

3

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно

4

3

2

1

0

4

Соблюдаю правила поведения в общественных местах (в том числе транспорте)

4

3

2

1

0


Расчет делать по каждому пункту

Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале (расшифровка дана на доске)”

  • “0” - всегда нет или никогда;

  • “1” - очень редко, чаще случайно;

  • “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю;

  • “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю;

  • “4”- всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное кол-во баллов)

( 3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9.

(1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9

  • До 0,5 – низкий уровень воспитанности;

  • 0,6- уровень воспитанности ниже среднего;

  • 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности;

  • До 0,9 уровень воспитанности выше среднего;

  • 1- высокий уровень воспитанности.

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).

Так же оценивают родители.

Затем показатели сравниваются и делаются выводы.

  • Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны;

  • Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция;

  • Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна;

  • Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.