СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности для 5 класса «Занимательная математика» 2019-2020 уч.год

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 5 класса «Занимательная математика» 2019-2020 уч.год»



Муниципальное образовательное учреждение

Мышкинская средняя общеобразовательная школа


"Согласовано" "Согласовано" "Утверждаю"

Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор

____________/______ _____________/______ _________/_____







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»









Учитель: Балашова Л. Н.





















1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Занимательная математика» (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в рамках обще интеллектуального направления развития личности на основе нормативно-правовой базы:

  • закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2,4,2,2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 13.12.2013г. №1342, от 28.05.2014г. №598)

  • письма Министерства Образования и науки от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;

  • стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;

  • рекомендаций по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03).

Программа «Занимательная математика» разработана на основе «Примерные программы  по внеклассной работе по математике «Стандарты   второго поколения. Математика 5 – 9 класс»  – М.: Просвещение,  2011 г. и на основе учебно-методического пособия «Математика. 5-6 классы. Организация познавательной деятельности/ автор-составитель Г.М. Киселева.- Волгоград: Учитель, 2015.

Предназначена обучающимся 5 класса и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 40 минут.

Срок реализации программы 1 год.


2. Цели и задачи материала кружка

Цель: формирование у обучающихся устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности, развитие интереса к математическому творчеству, расширение математического кругозора и эрудиции.    

Задачи :

-   создание условий для самостоятельной познавательной и творческой деятельности;

- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления, любознательности, умения проводить самостоятельные наблюдения, сравнивать, анализировать жизненные ситуации;

- расширение кругозора учащихся;

- развитие мелкой моторики рук;

- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.


3. Планируемые результаты освоения программы

Внеурочная деятельность по программе «Занимательная математика» способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, - качеств весьма важные в практической деятельности любого человека.

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- критичность мышления, внимательность, находчивость, настойчивость, целеустремленность, любознательность;

- инициатива, активность и сообразительность при выполнении разнообразных заданий, при решении математических задач, в том числе, проблемного и эвристического характера;

- умение преодолевать трудности.


Метапредметные результаты:

- сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания;

- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма выполнения задания; использование его в ходе самостоятельной работы;

- применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы;

- действие в соответствии с заданными правилами;

- участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование своей позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения;

- сопоставление полученного результата с заданным условием;

- контроль своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок;

- анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин);

- поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделирование ситуации, описанной в тексте задачи;

- конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи;

- объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий;

- воспроизведение способа решения задачи.

- анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных, выбор наиболее эффективного;

- оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).

Предметные результаты:

- создание фундамента для математического развития;

- формирование  механизмов  мышления, характерных для математической деятельности;

- осознание значения математики для повседневной жизни человека;

- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования;

- применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умение: выполнение вычислений с натуральными числами, решение текстовых задач арифметическим способом и с помощью уравнения, читать и использовать информацию в виде таблиц, диаграмм, решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов








































4. Учебно–тематический план.



Темы

Всего

часов

В том числе

Содержание

Дата

теория

практика

контроль

1

Как возникло слово «математика». Счет у первобытных людей

2

0,5

1,5

-

Сообщается история возникновения слова «математика».Происходит знакомство детей с интересными сведениями из истории развития счета: начиная от счета на пальцах до счета в наши дни. Запись чисел в Древнем Египте, Древней Греции, на Руси, позиционная (арабская) система нумерации.



2

Приемы устного счета

2

0,5

1,5

-

Показ выгодности использования приемов устного счета для облегчения математических расчетов. Приемы устного счета: возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5, умножение двузначных чисел на 11, деление на 5, 50,25.


3

Числа. Четность и нечетность.

2

0,5

1,5

-

Классификация натуральных чисел: четные и нечетные, однозначные и многозначные, простые и составные. Изучаются свойства четных чисел. Решаются задачи практического характера на применение этих свойств.


4

Переливания.

2

0,5

1,5

-

Показ практической значимости данной темы. Выстраивание алгоритма рассуждений. Поиск альтернативных путей решения. Решение задач на переливание (выполнение тренировочных упражнений)


5

Взвешивания.

2

-

2

-

Показ практической значимости данной темы. Выстраивание алгоритма рассуждений. Поиск альтернативных путей решения. Решение задач на взвешивание с использованием для наглядности рычажных весов.


6

Составление выражений.

2

-

2

-

Выполнение разнообразных заданий на отработку навыка решения примеров в несколько действий. Самостоятельно конструируя выражения

(расставляя в них различным способом скобки, знаки действий), учащиеся отрабатывают вычислительные навыки, в том числе и навыки устного счета.


7

Головоломки и числовые ребусы.

2

-

1,5

0,5

Развивается логическое мышление, умение анализировать ситуацию, находить альтернативные пути решения. Головоломки и числовые ребусы – задания, которые способны совершенствовать вычислительную культуру учащихся.



8

Метрическая система мер

2

-

1,5

0,5

Сообщаются интересные исторические сведения о различных мерах длины, площади, массы, существовавшие на Руси с давних времен. Обзорное знакомство с метрическими мерами в других странах: Англии, Японии, Франции. Решение задач практического содержания.


9

Логические задачи

2

-

1,5

0,5

Развивается логическое мышление, умение анализировать условие, находить альтернативные пути решения. Логические задачи – это задания, которые способны научить учащихся культуре рассуждений. Развиваются коммуникативные способности.


10

Задачи на уравнивание

2

-

2

-

Организация реальной деятельности по уравниванию величин, рассматриваемых в условии задач. Выработка общего подхода к решению задач данного вида. Для каждой задачи рассматриваются альтернативные пути решения.


11

Задачи на части

2

-

2

-

Развитие навыков анализа условия задачи. Овладение приемами рассуждений, которые выполняются при решении задач на части. Задачи на смеси, сплавы имеют большую практическую значимость и межпредметную связь.


12

Задачи на составление уравнений.

2

-

2

-

Показ ученикам альтернативного пути решения задач на части и уравнивания – способом составления уравнения. Объяснить алгоритм рассуждений, который необходимо проводить для решения задач данным способом, установить его преимущества и недостатки.


13

Задачи на движение.

2

0,5

1,5

-

Показ способов рассуждения и приемов решения основных типов задач на движение. Показ значимости и удобства записи краткого условия в виде схематического рисунка.


14

Принцип Дирихле.

2

0,5

1,5

-

Сообщить ученикам краткую историческую справку о П.Г. Дирехле, дать простейшую формулировку его принципа. Задачи на применение принципа Дирехле относятся к классу логических задач. Поэтому главное – научить детей анализировать условие, проводить рассуждения и находить логические связи в задаче.


15

Задачи-шутки

2

0,5

1,5

-

Задачи данного типа не требуют от учеников специальных математических знаний. Они призваны развивать мышление учащихся, умение вдумчиво работать с текстом, улавливать смысловые несоответствия в словах задачи, способствуют развитию интереса к математике. Отчет учащихся о выполнении творческого задания.


16

Решение олимпиадных задач

3

0,5

2,5

-

Решение задач повышенной степени трудности, требующих от учеников напряженной умственной работы. Подготовка к итоговому занятию данного курса.


17

Итоговое занятие

1

-

1

-

Олимпиада среди учащихся, выявление призеров и победителя. Награждение.














5. Описание условий реализации программы кружка.

Занятия проводятся в кабинете математики.

Оборудование: набор линеек и угольников, набор цветной бумаги, ножницы, набор цветных карандашей, демонстрационные плакаты с формулами движения, раздаточный материал для проведения практических работ (игральный кубик, спички, монеты), калькулятор, компьютер для демонстрации пространственных фигур.



6. Информационно-методическое обеспечение программы.

 - Гончарова Л.В. «Предметные недели в школе. Математика.» Волгоград, 2003.

- Григорьева И.И. «Математика. Предметная неделя в школе». Москва, «Глобус» 2008.

- Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 5 классов: учеб. пособие/ Составители А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010.

- Калугин М.А. «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, «Академия развития», 2011

 - Нагибин Ф.Ф., Е.С. Канин «Математическая шкатулка», М, «Просвещение» 1988.

- Ткачёва М. В. Домашняя математика: Кн. для учащихся 7 кл. сред. шк.-М.: Просвещение, 1993.

 - Фальке Л.Я. «Час занимательной математики»,  Москва, 2003

 - Шарыгин И.Ф., А.В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5-6 классы» Москва, «Просвещение», 2009

 - «Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей», Москва, АСТ-ПРЕСС, 2009