СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "Волшебный мир искусства" (изобразительное искусство)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 6 класса "Волшебный мир искусства" (изобразительное искусство)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18» г.о. Серпухов

________________________________________________________________________________

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ СОШ № 18

___________М.С. Арсеньева

Приказ № ___

«___» __________ 20__ г.











Рабочая программа по внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Волшебный мир искусства»



Класс 6 А, Б, В

Учебный год 2019-2020

Количество часов 35 часов (1 час в неделю)

Учитель Будникова Е.Ю.




















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      В соответствии с ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

   Внеурочная деятельность, как составная часть основной образовательной программы ОУ, является образовательной деятельностью, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочной системы обучения.

   Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся школы в соответствии с основными образовательными программами учреждения, создание условий для  проявления и развития детьми своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

    Внеурочная деятельность способствует решению образовательных, воспитательных и развивающих задач:

— создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся;

— расширение и углубление умений и навыков, предусмотренных учебными программами;

— формирование и развитие умений применять знания на практике;

— воспитание потребности в самовоспитании и самообразовании;

— личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;

— обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;

— формирование общей культуры обучающихся и здорового образа жизни;

— воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

  Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

 

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

    Изобразительная деятельность имеет  огромное значение в развитии и воспитании детей. Данная программа педагогически целесообразна, т.к.  содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости.

Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств,  воспитывают волевые качества, способствуют познанию окружающего мира, становлению гармонично — развитой личности.

 

      Цель программы: формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.

 

       Задачи:

  • формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;

  • знакомить обучающихся с различными видами изобразительной деятельности, многообразием  художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки, показывать детям широту их возможного применения;

  • развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

  • обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок,  выходов на экскурсии;

  • прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательные отношения друг к другу;

  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.

 

Отличительные особенности и новизна программы

  Отличительной особенностью данной программы является направленность на новые нетрадиционные, современные виды изобразительного искусства, что дает большое поле для творческого самовыражения ребенка.

Место предмета в учебном плане

Данная программа рассчитана для  обучающихся 6 класса, предусматривает 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю.

Формы и методы обучения

Образовательный  процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими же предлагаются пути ее решения).

В данной программе используются формы индивидуальной  работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть дается  в форме бесед с просмотром иллюстративного материала  и подкрепляется практическим освоением темы.

Способы проверки результатов

В процессе обучения детей  по данной программе отслеживаются три вида результатов:

— текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

— промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

— итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

— через отчётные просмотры законченных работ.

 — через результативное участие обучающихся в конкурсах детских рисунков.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

 

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

  • итоговая выставка лучших творческих работ учащихся;

  • участие в конкурсах различного уровня, по номинациям «живопись», «рисунок», «декоративно — прикладное искусство».

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные универсальные учебные действия

У обучающего будут сформированы:

— широкая мотивационная основа художественно-творческой   деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

— устойчивый познавательный интерес к новым видам   прикладного творчества, новым способам исследования технологий и   материалов, новым способам самовыражения;

— адекватное понимание причин успешности и не успешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

— внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой   деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

— выраженной познавательной мотивации;

— устойчивого интереса к новым способам познания;

— адекватного понимания причин успешности/не успешности   творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

— учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

— планировать свои действия;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

— адекватно воспринимать оценку учителя;

— различать способ и результат действия;

— вносить коррективы в действия на основе их оценки   и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

— проявлять познавательную инициативу;

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия   в незнакомом материале;

— преобразовывать практическую задачу в познавательную;

— самостоятельно находить варианты решения творческой задачи

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и

творческих задач и представления их результатов;

— высказываться в устной и письменной форме;

— анализировать объекты, выделять главное;

— осуществлять синтез (целое из частей);

— проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— строить рассуждения об объекте;

— обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

— подводить под понятие;

— устанавливать аналогии;

— проводить наблюдения и эксперименты, высказывать   суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

— использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

— учитывать разные мнения;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться, приходить к общему решению;

— соблюдать корректность в высказываниях;

— задавать вопросы по существу;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

— контролировать действия партнера;

— владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

— с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:

— развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности,  сформировать познавательные интересы;

— расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

— познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

— познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

— использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

— познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

—создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

—совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

— оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

— достичь оптимального для каждого уровня развития;

— сформировать систему универсальных учебных действий;

— сформировать навыки работы с информацией.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание учебного предмета

Виды учебной деятельности учащихся

Формы деятельности учащихся

РАЗДЕЛ 1. “ВОСХИТИСЬ КРАСОТОЙ НАРЯДНОЙ ОСЕНИ” (12 ч.)

1-2.Творческая работа «Образ Осени»


Беседа на тему «Осень». Палитра Осени. Представление образа осени (девушка, птица и т.д.). Выбор композиции рисунка. Гуашь.


презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.

3-4.Творческая работа  «Осенний букет»


Натюрморт, как жанр изобразительного искусства. Виды натюрморта. Палитра осени. Акварель.

презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.

5-6.Творческая работа «Дары осени»


Сочная палитра Осени. Выбор композиции рисунка в любом жанре (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр и т.д). Использование художественных материалов по выбору.

презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.

7-8.Творческая работа «В осеннем саду»


Красота осенних красок. Листопад. Выбор композиции рисунка. Использование художественных материалов по выбору.

презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.

9-10.Творческая работа «Эскиз витража. Осенняя тематика»

История витража. Выбор сюжета рисунка. Акварель.


презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.

11-12.Творческая работа « Осень в графике»


Красота осенних листьев. Рисунок осеннего листа, украшенный декоративным орнаментом. Карандаш, черная гелевая ручка.

презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.

РАЗДЕЛ 2. “ЛЮБУЙСЯ УЗОРАМИ КРАСАВИЦЫ ЗИМЫ” (13 ч.)

13-14.Творческая работа «В гостях у Снежной королевы»


Сказочный жанр. Иллюстрация к сказке «Снежная королева». Холодные цвета. Использование художественных материалов по выбору.

презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.

15-16.Творческая работа «Сказки зимнего леса»

Пейзаж, как жанр изобразительного искусства. Палитра зимы. Выбор композиции рисунка. Гуашь.

презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.

17-18.Творческая работа «Образ Зимы»


Беседа на тему «Зима». Палитра Зимы. Представление образа зимы (девушка, птица и т.д). Выбор композиции рисунка. Художественные материалы по выбору.

Творческая работа «Зима в графике»

Граттаж (черно-белый). Выбор композиции рисунка. Использование цветных мелков, черная гуашь.

презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.

19-20.Творческая работа «Эскиз новогодней игрушки»

Компоновка рисунка на листе бумаги. Цветовое решение рисунка. Художественные материалы по выбору.

презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.

21-25.Творческая работа «Зима»

Гравюра (черно-белая). Выбор композиции рисунка. Гуашь.

презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.

РАЗДЕЛ 3. “РАДУЙСЯ МНОГОЦВЕТЬЮ ВЕСНЫ И ЛЕТА” (10 ч.)

26-27.Творческая работа «Красота весенней природы »

Пейзаж. Палитра Весны. Выбор композиции рисунка. Акварель.


презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.

28-29.Творческая работа «Образ весны»


Беседа на тему «Весна». Палитра Весны. Представление образа весны (девушка, птица). Выбор композиции рисунка. Гуашь.

презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.

30-32.Творческая работа «Весна»


Коллаж. Коллективное творческое дело. Использование художественных материалов по выбору.

презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.

33-34.Творческая работа «Какого цвета страна родная?»

Выбор композиции рисунка. Красота родного края. Цветовое решение рисунка. Художественные материалы по выбору.

презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.

35.Творческая работа «Образ Лета »


Беседа на тему « Лето». Палитра Лета. Представление образа лета (девушка, птица и т.д.). Выбор композиции рисунка. Гуашь.

презентация;

беседа;

исследования;

практическая работа;

выставка;

самостоятельная работа;

экскурсия;

коллективное творческое дело.

                                               


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.: 5 класс: – М.: Просвещение, 2014. – 128 с.

  2. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 5 класс. / [Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.] – М.: Просвещение, 2017.

  3. Затай Б.Ф. Обучение рисованию в общеобразовательной школе // Изобразительное искусство в школе. – 2015. – №4.

  4. Основы живописи и рисования / пер. с англ. Л. Степановой. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 80 с.

  5. Грабовский, Р. Основы теории и истории искусств. Изобразительное искусство. Театр. Кино: Учебное пособие / Р. Грабовский. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 456 c.

  6. Как научиться рисовать. Простое руководство по всем техникам / А. Шимшилашвили. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 176 с.

  7. Учимся рисовать акварелью / пер. с англ. А. Степановой, И. Сергеевой – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 96 с.

  8. Ян Вермеер. Композиция и перспектива. – СПб.: ЗАО «Полиграфическое предприятие № 3», 2018. – 140 стр.

  9. Основы цветоведения и колористики. Цвет в живописи, архитектуре и дизайне: курс лекций / А.П. Рац ; М-во образования и науки Росс. Федерации, Моск. гос. строит. ун-т. Москва : МГСУ, 2014. 128 с.

  10. Барбер Б. Рисование для начинающих. Оттачиваем мастерство. – СПб.: Питер, 2014. – 128 с.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

6 «А»

6 «Б»

6 «В»

Примечания

План

Факт

План

Факт

План

Факт



Раздел 1. “Восхитись красотой нарядной осени”

12








Творческая работа «Образ Осени»

1








Творческая работа «Образ Осени»

1








Творческая работа «Осенний букет»

1








Творческая работа «Осенний букет»

1








Творческая работа «Дары осени»

1








Творческая работа «Дары осени»

1








Творческая работа «В осеннем саду»

1








Творческая работа «В осеннем саду»

1








Творческая работа «Эскиз витража. Осенняя тематика»

1








Творческая работа «Эскиз витража. Осенняя тематика»

1








Творческая работа «Осень в графике»

1








Творческая работа «Осень в графике»

1









Раздел 2. “Любуйся узорами красавицы зимы»

12








Творческая работа «В гостях у Снежной королевы»

1








Творческая работа «В гостях у Снежной королевы»

1








Творческая работа «Сказки зимнего леса»

1








Творческая работа «Сказки зимнего леса»

1








Творческая работа «Образ Зимы»

1








Творческая работа «Образ Зимы»

1








Творческая работа «Зима в графике»

1








Творческая работа «Зима в графике»

1








Творческая работа «Эскиз новогодней игрушки»

1








Творческая работа «Эскиз новогодней игрушки»

1








Творческая работа «Зима. Гравюра»

1








Творческая работа «Зима. Гравюра»

1









Раздел 3. “Радуйся многоцветью весны и лета”

11








Творческая работа «Красота весенней природы»

1








Творческая работа «Красота весенней природы»

1








Творческая работа «Образ весны»

1








Творческая работа «Образ весны»

1








Творческая работа «Весна. Коллаж»

1








Творческая работа «Весна. Коллаж»

1








Творческая работа «Какого цвета страна родная?»

1








Творческая работа «Какого цвета страна родная?»

1








Творческая работа «Образ Лета»

1








Творческая работа «Образ Лета»

1








Итоговое занятие. Выставка лучших рисунков.

1









Итого

35











СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

________/_________________

Протокол №____

«___» ________ 2019г.




СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_________/ ________________

«___» ________ 2019г.