Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г.о. Серпухов
________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ № 18
___________М.С. Арсеньева
Приказ № ___
«___» __________ 20__ г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Волшебный мир искусства»
Класс 6 А, Б, В
Учебный год 2019-2020
Количество часов 35 часов (1 час в неделю)
Учитель Будникова Е.Ю.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Внеурочная деятельность, как составная часть основной образовательной программы ОУ, является образовательной деятельностью, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочной системы обучения.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся школы в соответствии с основными образовательными программами учреждения, создание условий для проявления и развития детьми своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность способствует решению образовательных, воспитательных и развивающих задач:
— создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся;
— расширение и углубление умений и навыков, предусмотренных учебными программами;
— формирование и развитие умений применять знания на практике;
— воспитание потребности в самовоспитании и самообразовании;
— личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
— обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;
— формирование общей культуры обучающихся и здорового образа жизни;
— воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Изобразительная деятельность имеет огромное значение в развитии и воспитании детей. Данная программа педагогически целесообразна, т.к. содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости.
Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, воспитывают волевые качества, способствуют познанию окружающего мира, становлению гармонично — развитой личности.
Цель программы: формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Задачи:
формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
знакомить обучающихся с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки, показывать детям широту их возможного применения;
развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на экскурсии;
прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательные отношения друг к другу;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
Отличительные особенности и новизна программы
Отличительной особенностью данной программы является направленность на новые нетрадиционные, современные виды изобразительного искусства, что дает большое поле для творческого самовыражения ребенка.
Место предмета в учебном плане
Данная программа рассчитана для обучающихся 6 класса, предусматривает 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю.
Формы и методы обучения
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими же предлагаются пути ее решения).
В данной программе используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
— текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
— промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
— итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
— через отчётные просмотры законченных работ.
— через результативное участие обучающихся в конкурсах детских рисунков.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
итоговая выставка лучших творческих работ учащихся;
участие в конкурсах различного уровня, по номинациям «живопись», «рисунок», «декоративно — прикладное искусство».
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающего будут сформированы:
— широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
— устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
— адекватное понимание причин успешности и не успешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
— внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
— выраженной познавательной мотивации;
— устойчивого интереса к новым способам познания;
— адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
— учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
— планировать свои действия;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
— адекватно воспринимать оценку учителя;
— различать способ и результат действия;
— вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
— проявлять познавательную инициативу;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
— преобразовывать практическую задачу в познавательную;
— самостоятельно находить варианты решения творческой задачи
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и
творческих задач и представления их результатов;
— высказываться в устной и письменной форме;
— анализировать объекты, выделять главное;
— осуществлять синтез (целое из частей);
— проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— строить рассуждения об объекте;
— обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
— подводить под понятие;
— устанавливать аналогии;
— проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
— использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
— учитывать разные мнения;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— договариваться, приходить к общему решению;
— соблюдать корректность в высказываниях;
— задавать вопросы по существу;
— использовать речь для регуляции своего действия;
— стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
— контролировать действия партнера;
— владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
— с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
— развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
— расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
— познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
— познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
— использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
— познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
—создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
—совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
— оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
— достичь оптимального для каждого уровня развития;
— сформировать систему универсальных учебных действий;
— сформировать навыки работы с информацией.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание учебного предмета | Виды учебной деятельности учащихся | Формы деятельности учащихся |
РАЗДЕЛ 1. “ВОСХИТИСЬ КРАСОТОЙ НАРЯДНОЙ ОСЕНИ” (12 ч.) |
1-2.Творческая работа «Образ Осени» | Беседа на тему «Осень». Палитра Осени. Представление образа осени (девушка, птица и т.д.). Выбор композиции рисунка. Гуашь. | презентация; беседа; исследования; практическая работа; выставка; самостоятельная работа; экскурсия; коллективное творческое дело. |
3-4.Творческая работа «Осенний букет» | Натюрморт, как жанр изобразительного искусства. Виды натюрморта. Палитра осени. Акварель. | презентация; беседа; исследования; практическая работа; выставка; самостоятельная работа; экскурсия; коллективное творческое дело. |
5-6.Творческая работа «Дары осени» | Сочная палитра Осени. Выбор композиции рисунка в любом жанре (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр и т.д). Использование художественных материалов по выбору. | презентация; беседа; исследования; практическая работа; выставка; самостоятельная работа; экскурсия; коллективное творческое дело. |
7-8.Творческая работа «В осеннем саду» | Красота осенних красок. Листопад. Выбор композиции рисунка. Использование художественных материалов по выбору. | презентация; беседа; исследования; практическая работа; выставка; самостоятельная работа; экскурсия; коллективное творческое дело. |
9-10.Творческая работа «Эскиз витража. Осенняя тематика» | История витража. Выбор сюжета рисунка. Акварель. | презентация; беседа; исследования; практическая работа; выставка; самостоятельная работа; экскурсия; коллективное творческое дело. |
11-12.Творческая работа « Осень в графике» | Красота осенних листьев. Рисунок осеннего листа, украшенный декоративным орнаментом. Карандаш, черная гелевая ручка. | презентация; беседа; исследования; практическая работа; выставка; самостоятельная работа; экскурсия; коллективное творческое дело. |
РАЗДЕЛ 2. “ЛЮБУЙСЯ УЗОРАМИ КРАСАВИЦЫ ЗИМЫ” (13 ч.) |
13-14.Творческая работа «В гостях у Снежной королевы» | Сказочный жанр. Иллюстрация к сказке «Снежная королева». Холодные цвета. Использование художественных материалов по выбору. | презентация; беседа; исследования; практическая работа; выставка; самостоятельная работа; экскурсия; коллективное творческое дело. |
15-16.Творческая работа «Сказки зимнего леса» | Пейзаж, как жанр изобразительного искусства. Палитра зимы. Выбор композиции рисунка. Гуашь. | презентация; беседа; исследования; практическая работа; выставка; самостоятельная работа; экскурсия; коллективное творческое дело. |
17-18.Творческая работа «Образ Зимы» | Беседа на тему «Зима». Палитра Зимы. Представление образа зимы (девушка, птица и т.д). Выбор композиции рисунка. Художественные материалы по выбору. Творческая работа «Зима в графике» Граттаж (черно-белый). Выбор композиции рисунка. Использование цветных мелков, черная гуашь. | презентация; беседа; исследования; практическая работа; выставка; самостоятельная работа; экскурсия; коллективное творческое дело. |
19-20.Творческая работа «Эскиз новогодней игрушки» | Компоновка рисунка на листе бумаги. Цветовое решение рисунка. Художественные материалы по выбору. | презентация; беседа; исследования; практическая работа; выставка; самостоятельная работа; экскурсия; коллективное творческое дело. |
21-25.Творческая работа «Зима» | Гравюра (черно-белая). Выбор композиции рисунка. Гуашь. | презентация; беседа; исследования; практическая работа; выставка; самостоятельная работа; экскурсия; коллективное творческое дело. |
РАЗДЕЛ 3. “РАДУЙСЯ МНОГОЦВЕТЬЮ ВЕСНЫ И ЛЕТА” (10 ч.) |
26-27.Творческая работа «Красота весенней природы » | Пейзаж. Палитра Весны. Выбор композиции рисунка. Акварель. | презентация; беседа; исследования; практическая работа; выставка; самостоятельная работа; экскурсия; коллективное творческое дело. |
28-29.Творческая работа «Образ весны» | Беседа на тему «Весна». Палитра Весны. Представление образа весны (девушка, птица). Выбор композиции рисунка. Гуашь. | презентация; беседа; исследования; практическая работа; выставка; самостоятельная работа; экскурсия; коллективное творческое дело. |
30-32.Творческая работа «Весна» | Коллаж. Коллективное творческое дело. Использование художественных материалов по выбору. | презентация; беседа; исследования; практическая работа; выставка; самостоятельная работа; экскурсия; коллективное творческое дело. |
33-34.Творческая работа «Какого цвета страна родная?» | Выбор композиции рисунка. Красота родного края. Цветовое решение рисунка. Художественные материалы по выбору. | презентация; беседа; исследования; практическая работа; выставка; самостоятельная работа; экскурсия; коллективное творческое дело. |
35.Творческая работа «Образ Лета » | Беседа на тему « Лето». Палитра Лета. Представление образа лета (девушка, птица и т.д.). Выбор композиции рисунка. Гуашь. | презентация; беседа; исследования; практическая работа; выставка; самостоятельная работа; экскурсия; коллективное творческое дело. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.: 5 класс: – М.: Просвещение, 2014. – 128 с.
Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 5 класс. / [Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.] – М.: Просвещение, 2017.
Затай Б.Ф. Обучение рисованию в общеобразовательной школе // Изобразительное искусство в школе. – 2015. – №4.
Основы живописи и рисования / пер. с англ. Л. Степановой. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 80 с.
Грабовский, Р. Основы теории и истории искусств. Изобразительное искусство. Театр. Кино: Учебное пособие / Р. Грабовский. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 456 c.
Как научиться рисовать. Простое руководство по всем техникам / А. Шимшилашвили. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 176 с.
Учимся рисовать акварелью / пер. с англ. А. Степановой, И. Сергеевой – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 96 с.
Ян Вермеер. Композиция и перспектива. – СПб.: ЗАО «Полиграфическое предприятие № 3», 2018. – 140 стр.
Основы цветоведения и колористики. Цвет в живописи, архитектуре и дизайне: курс лекций / А.П. Рац ; М-во образования и науки Росс. Федерации, Моск. гос. строит. ун-т. Москва : МГСУ, 2014. 128 с.
Барбер Б. Рисование для начинающих. Оттачиваем мастерство. – СПб.: Питер, 2014. – 128 с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | 6 «А» | 6 «Б» | 6 «В» | Примечания |
План | Факт | План | Факт | План | Факт | |
| Раздел 1. “Восхитись красотой нарядной осени” | 12 | | | | | | | |
| Творческая работа «Образ Осени» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Образ Осени» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Осенний букет» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Осенний букет» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Дары осени» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Дары осени» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «В осеннем саду» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «В осеннем саду» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Эскиз витража. Осенняя тематика» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Эскиз витража. Осенняя тематика» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Осень в графике» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Осень в графике» | 1 | | | | | | | |
| Раздел 2. “Любуйся узорами красавицы зимы» | 12 | | | | | | | |
| Творческая работа «В гостях у Снежной королевы» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «В гостях у Снежной королевы» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Сказки зимнего леса» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Сказки зимнего леса» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Образ Зимы» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Образ Зимы» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Зима в графике» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Зима в графике» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Эскиз новогодней игрушки» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Эскиз новогодней игрушки» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Зима. Гравюра» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Зима. Гравюра» | 1 | | | | | | | |
| Раздел 3. “Радуйся многоцветью весны и лета” | 11 | | | | | | | |
| Творческая работа «Красота весенней природы» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Красота весенней природы» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Образ весны» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Образ весны» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Весна. Коллаж» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Весна. Коллаж» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Какого цвета страна родная?» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Какого цвета страна родная?» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Образ Лета» | 1 | | | | | | | |
| Творческая работа «Образ Лета» | 1 | | | | | | | |
| Итоговое занятие. Выставка лучших рисунков. | 1 | | | | | | | |
| Итого | 35 | | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
________/_________________
Протокол №____
«___» ________ 2019г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
_________/ ________________
«___» ________ 2019г.