СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ "Мелодия звука"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы — преодоление отклонений в речевом развитии и проведение логопедической работы по профилактике и коррекции всех видов дисграфии и дислексии детей для дальнейшей успешной социализации. Задачи программы: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков звуко-слогового анализа и синтеза развитие лексического запаса и грамматического строя речи формирование связной речи развитие неречевых психических процессов: развитие дыхания, артикуляционной и ручной моторики совершенствование зрительного анализа и синтеза развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания расширение объема зрительной и слуховой памяти развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений способность к запоминанию, способность к переключению внимания воспитание навыков и приемов самоконтроля формирование познавательной деятельности развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ "Мелодия звука"»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Мелодия звуков»

1 класс

Пояснительная записка

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы внеурочной деятельности обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонемтическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.

Цель программы — преодоление отклонений в речевом развитии и проведение логопедической работы по профилактике и коррекции всех видов дисграфии и дислексии детей для дальнейшей успешной социализации.

Задачи программы: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков звуко-слогового анализа и синтеза развитие лексического запаса и грамматического строя речи формирование связной речи развитие неречевых психических процессов: развитие дыхания, артикуляционной и ручной моторики совершенствование зрительного анализа и синтеза развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания расширение объема зрительной и слуховой памяти развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений способность к запоминанию, способность к переключению внимания воспитание навыков и приемов самоконтроля формирование познавательной деятельности развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности


Общая характеристика учебного курса.


Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) увязывают с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1-2 классах, включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку . При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.

Программа внеурочной деятельности «Мелодия звуков» направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявлении, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи.

Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному с включением в занятия лексических тем, направленных на уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса детей, развитие связной речи. Этапы занятий предполагают введение в урок упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания памяти, зрительного гнозиса и т.д. Эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных технологий и нейропсихологии.

Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации.

Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, памяти, вербально- логического мышления, зрительно- моторной координации).

Занятия индивидуальные, проводятся 1раз в неделю, отводится 20 минут. занятия проводятся с учеником, нуждающимся в постановке или коррекции звуков. Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом, медицинским персоналом школы и большое внимание уделяет работе по пропаганде логопедических знаний.

При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Нужно отметить, что в школу поступают дети с двуязычием или дети совсем не знающие русского языка, у которых возникают большие трудности в процессе обучения. Встречаются трудности в произношении, в письме.

В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.

Диагностика проводится два раза в год: вводная — в сентябре, итоговая — в мае.


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы


- Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 (в редакции 23.07.2013г.)

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

Программы:

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

- Основная образовательная программа начального, основного и среднего общего образования на 20176-2018учебный год;


Постановления:

- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развития образования» на 2013-2020 годы»;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;


Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности « Мелодия звуков» в 1 классе отводится не менее 34 часа, из расчета 1 ч в неделю. Рабочая программа скорректирована с учётом выходных и праздничных дней и рассчитана на 34 часа.

Ценностные ориентиры содержания курса

Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как развития у обучающихся правильной, чёткой, выразительной связной речи, освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.

Результаты изучения курса

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие речи как явление национальной культуры; понимание того, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: Артикуляторные: хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо; выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.


Содержание программы.


Коррекция нарушений звукопроизношения (6 ч)

1 Обследование учащихся

2 Упражнения на развитие ритма

3 Упражнения на развитие дыхания

4 Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса

5 Упражнения на развитие артикуляционной моторики

6 Упражнения на развитие слухового восприятия и внимания

Уточнение артикуляции сохранных звуков (при нарушении произношения – постановка и автоматизация) (13 ч)

7 Звук А

8 Звук У

9 Звук Ы

10 Звук О

11 Звук И

12 Звук Э

13 Губной согласный П

14 Губной согласный Б

15 Губной согласный М

16 Развитие связной речи, фонематического слуха и восприятия.

17 Переднеязычные согласные. Звук Т, Д

18 Звук Н

19 Губно-зубные согласные. Звук В, Ф

Коррекция произношения свистящих звуков (3 ч)

20 Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков С-СЬ

21 Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков З-ЗЬ

22 Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков С-Ц

Коррекция произношения шипящих звуков (6 ч)

23 Постановка и автоматизация звуков Ж- Ш

24 Постановка и автоматизация звуков Ч - Щ

25 Дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ

26 Коррекция звукопроизношения звуков Л - ЛЬ

27 Звуки Р - РЬ

28 Различение звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ, Л-Р, ЛЬ-РЬ

Коррекция произношения заднеязычных звуков (4 ч)

29 Постановка и автоматизация звуков К – КЬ.

30 Постановка и автоматизация звуков Г - ГЬ

31 Постановка и автоматизация звуков Х – ХЬ 1

32 Различение звуков Г – ГЬ, Х – ХЬ

Обобщение материала (2 ч)

33 Повторение пройденного материала

34 Итоговый урок

Учебно-тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

1

Коррекция нарушений звукопроизношения

6

2

Уточнение артикуляции сохранных звуков (при нарушении произношения – постановка и автоматизация)

13

3

Коррекция произношения свистящих звуков


3

4

Коррекция произношения шипящих звуков


6

5

Коррекция произношения заднеязычных звуков


4

6

Обобщение материала


2


Итого:

34


Календарно-тематическое планирование курса «Мелодия звуков» 1 класс



Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания уроков

основные виды учебной деятельности обучающихся

Коррекция нарушений звукопроизношения (6 ч)

1

Обследование учащихся


1

 


2

Упражнения на развитие ритма

1

Знакомство с понятием ритм. Выполнение

упражнений с помощью рук на развитие ритма.

Игровая, познавательная

3

Упражнения на развитие дыхания

1

Обучение выполнению упражнений дыхательной гимнастики. Игры с использованием ваты, листа бумаги.

Игровая, познавательная, художественное творчество

4

Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса

1

Повторение дыхательных упражнений. Обучение выполнению упражнений на развитие голоса. Знакомство с потешками, рифмованными упражнениями.

Игровая, познавательная

5

Упражнения на развитие артикуляционной моторики

1

Умение правильно показывать органы речи: язык, рот, зубы. Обучение выполнению упражнений на развитие артикуляционной моторики. Использование зеркал, настольных игр, схемы.

Игровая, познавательная

6

Упражнения на развитие слухового восприятия и внимания

1

Выполнение упражнений на развитие слухового восприятия и внимания. Использование игр на внимание, дид. пособия.

Игровая, познавательная

Уточнение артикуляции сохранных звуков (при нарушении произношения – постановка и автоматизация) (13 ч)


7

Звук А

1

Уточнение артикуляции [а]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами арбуз, апельсин.

Игровая, познавательная

8

Звук У

1

Уточнение артикуляции [у]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами улитка, утка.

Игровая, познавательная

9

Звук Ы

1

Уточнение артикуляции [ы]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами сыр, мышь.

Игровая, познавательная

2 четверть

10

Звук О

1

Уточнение артикуляции [о]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами окно, очки.

Игровая, познавательная

11

Звук И

1

Уточнение артикуляции [и]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами игла, индюк

Игровая, познавательная

12

Звук Э

1

Уточнение артикуляции [э]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами Эльза, экскаватор.

Игровая, познавательная

13

Губной согласный П

1

Уточнение артикуляции [п]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами поле, петух.

Игровая, познавательная

14

Губной согласный Б

1

Уточнение артикуляции [б]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами булка, бидон.

Игровая, познавательная

15

Губной согласный М

1

Уточнение артикуляции [м]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами молоко, миска.

Игровая, познавательная

16

Развитие связной речи, фонематического слуха и восприятия.



Работа по сюжетным картинкам, проведение различных игр.. Выполнение упражнений.

Проблемно-ценностное общение, игровая

3 четверть

17


Переднеязычные согласные.

Звук Т, Д

1

Уточнение артикуляции [т]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами топор, тело. Уточнение артикуляции [д]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами дом, дед.

Игровая, познавательная

18

Звук Н

1

Уточнение артикуляции [н]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами носки, нитки.

Игровая, познавательная

19

Губно-зубные согласные

Звук В, Ф

1

Уточнение артикуляции [в]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами волк, вилка. Уточнение артикуляции [ф]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами фонарь, филин.

Игровая, познавательная

Коррекция произношения свистящих звуков (3 ч)


20

Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков С-СЬ

1

Изучение артикуляции [с-сь]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, дифференциация соль-сила.

Игровая, познавательная

21

Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков З-ЗЬ

1

Изучение артикуляции [з-зь]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, дифференциация зонт-Зина.

Игровая, познавательная

22

Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков С-Ц

1

Изучение артикуляции [с-ц]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, дифференциация цапля, цыплёнок, сом-царь.

Игровая, познавательная

Коррекция произношения шипящих звуков (6 ч)

23


Постановка и автоматизация звуков Ж- Ш


1

Изучение артикуляции [ш]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой. Изучение артикуляции [ж]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой.

Игровая, познавательная

24

Постановка и автоматизация звуков Ч - Щ

 1

Изучение артикуляции [ч]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой. Изучение артикуляции [щ]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой.

Игровая, познавательная

25

Дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ


1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ.

Называние слов с данными буквами.

Игровая, познавательная

26

Коррекция звукопроизношения звуков Л - ЛЬ

1

Изучение артикуляции [л]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой.

Изучение артикуляции [ль]. Произнесение с гласными 2 ряда. Называние слов с данной буквой.

Игровая, познавательная

4 четверть

27

Звуки Р - РЬ

1

Изучение артикуляции [р]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой.

Изучение артикуляции [рь]. Произнесение с гласными 2 ряда. Называние слов с данной буквой.

Игровая, познавательная

28

Различение звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ, Л-Р, ЛЬ-РЬ.

1

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.

Игровая, познавательная

Коррекция произношения заднеязычных звуков (4 ч)

29

Постановка и автоматизация звуков К – КЬ.

1


Изучение артикуляции [к]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой.

Изучение артикуляции [кь]. Произнесение с гласными 2 ряда. Называние слов с данной буквой.

Игровая, познавательная

30

Постановка и автоматизация звуков Г - ГЬ

1


Изучение артикуляции [г]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой.

Изучение артикуляции [гь]. Произнесение с гласными 2 ряда. Называние слов с данной буквой.

Игровая, познавательная

31


Постановка и автоматизация звуков Х – ХЬ

1

1

Изучение артикуляции [х]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой.

Изучение артикуляции [хь]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой.

Игровая, познавательная

32

Различение звуков Г – ГЬ, Х – ХЬ


Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.

Игровая, познавательная

Обобщение материала (2 ч)

33

Повторение пройденного материала

1

Повторение пройденных звуков и букв. Алфавит. Называние слов с пройденными буквами,


Игровая, познавательная

34

Итоговый урок

1

Обобщение пройденного материала


Игровая, познавательная


Описание материально-технического обеспечения

Учебно-методический комплект

Дополнительная литература: Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»: пособие для логопеда/М.: Гумантар. изд. центр ВЛАДОС,2004

Л.П.Успенская, М.Б.Успенский «Учитесь правильно говорить»: Кн. для учащихся. В 2-х частях/М.: Просвещение: АО «Учеб.лит»,1995

Журналы «Школьный логопед» 2(17), 4 (19),2007,М.: Издательский дом «Образование плюс»

Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство – пресс,1999

Дидактический демонстрационный и раздаточный материал

Интернет ресурсы


Технические средства обучения.


Медиапроектор, компьютер, интерактивная доска.