РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Мелодия звуков»
1 класс
Пояснительная записка
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы внеурочной деятельности обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонемтическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.
Цель программы — преодоление отклонений в речевом развитии и проведение логопедической работы по профилактике и коррекции всех видов дисграфии и дислексии детей для дальнейшей успешной социализации.
Задачи программы: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков звуко-слогового анализа и синтеза развитие лексического запаса и грамматического строя речи формирование связной речи развитие неречевых психических процессов: развитие дыхания, артикуляционной и ручной моторики совершенствование зрительного анализа и синтеза развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания расширение объема зрительной и слуховой памяти развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений способность к запоминанию, способность к переключению внимания воспитание навыков и приемов самоконтроля формирование познавательной деятельности развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности
Общая характеристика учебного курса.
Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) увязывают с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1-2 классах, включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку . При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.
Программа внеурочной деятельности «Мелодия звуков» направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявлении, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи.
Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному с включением в занятия лексических тем, направленных на уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса детей, развитие связной речи. Этапы занятий предполагают введение в урок упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания памяти, зрительного гнозиса и т.д. Эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных технологий и нейропсихологии.
Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации.
Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, памяти, вербально- логического мышления, зрительно- моторной координации).
Занятия индивидуальные, проводятся 1раз в неделю, отводится 20 минут. занятия проводятся с учеником, нуждающимся в постановке или коррекции звуков. Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом, медицинским персоналом школы и большое внимание уделяет работе по пропаганде логопедических знаний.
При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Нужно отметить, что в школу поступают дети с двуязычием или дети совсем не знающие русского языка, у которых возникают большие трудности в процессе обучения. Встречаются трудности в произношении, в письме.
В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.
Диагностика проводится два раза в год: вводная — в сентябре, итоговая — в мае.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 (в редакции 23.07.2013г.)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
Программы:
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
- Основная образовательная программа начального, основного и среднего общего образования на 20176-2018учебный год;
Постановления:
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развития образования» на 2013-2020 годы»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности « Мелодия звуков» в 1 классе отводится не менее 34 часа, из расчета 1 ч в неделю. Рабочая программа скорректирована с учётом выходных и праздничных дней и рассчитана на 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания курса
Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как развития у обучающихся правильной, чёткой, выразительной связной речи, освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.
Результаты изучения курса
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие речи как явление национальной культуры; понимание того, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: Артикуляторные: хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо; выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Содержание программы.
Коррекция нарушений звукопроизношения (6 ч)
1 Обследование учащихся
2 Упражнения на развитие ритма
3 Упражнения на развитие дыхания
4 Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса
5 Упражнения на развитие артикуляционной моторики
6 Упражнения на развитие слухового восприятия и внимания
Уточнение артикуляции сохранных звуков (при нарушении произношения – постановка и автоматизация) (13 ч)
7 Звук А
8 Звук У
9 Звук Ы
10 Звук О
11 Звук И
12 Звук Э
13 Губной согласный П
14 Губной согласный Б
15 Губной согласный М
16 Развитие связной речи, фонематического слуха и восприятия.
17 Переднеязычные согласные. Звук Т, Д
18 Звук Н
19 Губно-зубные согласные. Звук В, Ф
Коррекция произношения свистящих звуков (3 ч)
20 Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков С-СЬ
21 Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков З-ЗЬ
22 Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков С-Ц
Коррекция произношения шипящих звуков (6 ч)
23 Постановка и автоматизация звуков Ж- Ш
24 Постановка и автоматизация звуков Ч - Щ
25 Дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ
26 Коррекция звукопроизношения звуков Л - ЛЬ
27 Звуки Р - РЬ
28 Различение звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ, Л-Р, ЛЬ-РЬ
Коррекция произношения заднеязычных звуков (4 ч)
29 Постановка и автоматизация звуков К – КЬ.
30 Постановка и автоматизация звуков Г - ГЬ
31 Постановка и автоматизация звуков Х – ХЬ 1
32 Различение звуков Г – ГЬ, Х – ХЬ
Обобщение материала (2 ч)
33 Повторение пройденного материала
34 Итоговый урок
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Коррекция нарушений звукопроизношения | 6 |
2 | Уточнение артикуляции сохранных звуков (при нарушении произношения – постановка и автоматизация) | 13 |
3 | Коррекция произношения свистящих звуков | 3 |
4 | Коррекция произношения шипящих звуков | 6 |
5 | Коррекция произношения заднеязычных звуков | 4 |
6 | Обобщение материала | 2 |
| Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование курса «Мелодия звуков» 1 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания уроков | основные виды учебной деятельности обучающихся |
Коррекция нарушений звукопроизношения (6 ч) |
1 | Обследование учащихся | 1 | | |
2 | Упражнения на развитие ритма | 1 | Знакомство с понятием ритм. Выполнение упражнений с помощью рук на развитие ритма. | Игровая, познавательная |
3 | Упражнения на развитие дыхания | 1 | Обучение выполнению упражнений дыхательной гимнастики. Игры с использованием ваты, листа бумаги. | Игровая, познавательная, художественное творчество |
4 | Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса | 1 | Повторение дыхательных упражнений. Обучение выполнению упражнений на развитие голоса. Знакомство с потешками, рифмованными упражнениями. | Игровая, познавательная |
5 | Упражнения на развитие артикуляционной моторики | 1 | Умение правильно показывать органы речи: язык, рот, зубы. Обучение выполнению упражнений на развитие артикуляционной моторики. Использование зеркал, настольных игр, схемы. | Игровая, познавательная |
6 | Упражнения на развитие слухового восприятия и внимания | 1 | Выполнение упражнений на развитие слухового восприятия и внимания. Использование игр на внимание, дид. пособия. | Игровая, познавательная |
Уточнение артикуляции сохранных звуков (при нарушении произношения – постановка и автоматизация) (13 ч) |
7 | Звук А | 1 | Уточнение артикуляции [а]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами арбуз, апельсин. | Игровая, познавательная |
8 | Звук У | 1 | Уточнение артикуляции [у]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами улитка, утка. | Игровая, познавательная |
9 | Звук Ы | 1 | Уточнение артикуляции [ы]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами сыр, мышь. | Игровая, познавательная |
2 четверть |
10 | Звук О | 1 | Уточнение артикуляции [о]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами окно, очки. | Игровая, познавательная |
11 | Звук И | 1 | Уточнение артикуляции [и]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами игла, индюк | Игровая, познавательная |
12 | Звук Э | 1 | Уточнение артикуляции [э]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами Эльза, экскаватор. | Игровая, познавательная |
13 | Губной согласный П | 1 | Уточнение артикуляции [п]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами поле, петух. | Игровая, познавательная |
14 | Губной согласный Б | 1 | Уточнение артикуляции [б]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами булка, бидон. | Игровая, познавательная |
15 | Губной согласный М | 1 | Уточнение артикуляции [м]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами молоко, миска. | Игровая, познавательная |
16 | Развитие связной речи, фонематического слуха и восприятия. | | Работа по сюжетным картинкам, проведение различных игр.. Выполнение упражнений. | Проблемно-ценностное общение, игровая |
3 четверть |
17 | Переднеязычные согласные. Звук Т, Д | 1 | Уточнение артикуляции [т]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами топор, тело. Уточнение артикуляции [д]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами дом, дед. | Игровая, познавательная |
18 | Звук Н | 1 | Уточнение артикуляции [н]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами носки, нитки. | Игровая, познавательная |
19 | Губно-зубные согласные Звук В, Ф | 1 | Уточнение артикуляции [в]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами волк, вилка. Уточнение артикуляции [ф]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами фонарь, филин. | Игровая, познавательная |
Коррекция произношения свистящих звуков (3 ч) |
20 | Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков С-СЬ | 1 | Изучение артикуляции [с-сь]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, дифференциация соль-сила. | Игровая, познавательная |
21 | Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков З-ЗЬ | 1 | Изучение артикуляции [з-зь]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, дифференциация зонт-Зина. | Игровая, познавательная |
22 | Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков С-Ц | 1 | Изучение артикуляции [с-ц]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, дифференциация цапля, цыплёнок, сом-царь. | Игровая, познавательная |
Коррекция произношения шипящих звуков (6 ч) |
23 | Постановка и автоматизация звуков Ж- Ш | 1 | Изучение артикуляции [ш]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой. Изучение артикуляции [ж]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой. | Игровая, познавательная |
24 | Постановка и автоматизация звуков Ч - Щ | 1 | Изучение артикуляции [ч]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой. Изучение артикуляции [щ]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой. | Игровая, познавательная |
25 | Дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ | 1 | Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ. Называние слов с данными буквами. | Игровая, познавательная |
26 | Коррекция звукопроизношения звуков Л - ЛЬ | 1 | Изучение артикуляции [л]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой. Изучение артикуляции [ль]. Произнесение с гласными 2 ряда. Называние слов с данной буквой. | Игровая, познавательная |
4 четверть |
27 | Звуки Р - РЬ | 1 | Изучение артикуляции [р]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой. Изучение артикуляции [рь]. Произнесение с гласными 2 ряда. Называние слов с данной буквой. | Игровая, познавательная |
28 | Различение звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ, Л-Р, ЛЬ-РЬ. | 1 | Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами. | Игровая, познавательная |
Коррекция произношения заднеязычных звуков (4 ч) |
29 | Постановка и автоматизация звуков К – КЬ. | 1 | Изучение артикуляции [к]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой. Изучение артикуляции [кь]. Произнесение с гласными 2 ряда. Называние слов с данной буквой. | Игровая, познавательная |
30 | Постановка и автоматизация звуков Г - ГЬ | 1 | Изучение артикуляции [г]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой. Изучение артикуляции [гь]. Произнесение с гласными 2 ряда. Называние слов с данной буквой. | Игровая, познавательная |
31 | Постановка и автоматизация звуков Х – ХЬ | 1 1 | Изучение артикуляции [х]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой. Изучение артикуляции [хь]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой. | Игровая, познавательная |
32 | Различение звуков Г – ГЬ, Х – ХЬ | | Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами. | Игровая, познавательная |
Обобщение материала (2 ч) |
33 | Повторение пройденного материала | 1 | Повторение пройденных звуков и букв. Алфавит. Называние слов с пройденными буквами, | Игровая, познавательная |
34 | Итоговый урок | 1 | Обобщение пройденного материала | Игровая, познавательная |
Описание материально-технического обеспечения
Учебно-методический комплект
Дополнительная литература: Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»: пособие для логопеда/М.: Гумантар. изд. центр ВЛАДОС,2004
Л.П.Успенская, М.Б.Успенский «Учитесь правильно говорить»: Кн. для учащихся. В 2-х частях/М.: Просвещение: АО «Учеб.лит»,1995
Журналы «Школьный логопед» 2(17), 4 (19),2007,М.: Издательский дом «Образование плюс»
Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство – пресс,1999
Дидактический демонстрационный и раздаточный материал
Интернет ресурсы
Технические средства обучения.
Медиапроектор, компьютер, интерактивная доска.