СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для сельской начальной школы «Традиционные игры и забавы» предназначена для обучающихся 1-4 классов (135 уч. часов). Содержание программы предполагает занятия 1 раз в неделю по 35 минут каждое в 1 классе- всего 33 уч. часа, и по 45 минут во 2-4 классах, всего по 34 уч. часа в год.
В разработанной образовательной программе по физической культуре для сельской начальной школы отражено три этапа культурного развития младшего школьника, которые закладывают основу для дальнейшего развития и реализации ребенка как всесторонне развитой личности. На первом этапе (1-й класс) происходит ознакомление с предельно общими нормами и ценностями, составляющими базис и фон любой человеческой культуры , т.к. в данном классе все учащиеся относятся к русской национальности , то в основе первого года изучения лежит традиционная славянская культура. Второй этап (2-й и 3-й классы) предполагает освоение норм и ценностей, составляющих содержание собственных культурных традиций, которые должны быть осознаны не как безусловная данность, а как духовно-нравственные ориентиры, включенные в общий контекст жизненного уклада народа и проявляться в нравах и обычаях, нормах бытового поведения, в непосредственной практике межличностного общения. Объектом изучения являются игровые традиции народов России и ближнего зарубежья. На третьем этапе (4-й класс) проводится сравнительный анализ культурных традиций других народов. Итогом должно стать понимание многообразия человеческих культур, общности между эпохами, уважение культурных традиций иных народов, стремление к расширению знаний в этом направлении. Объектом изучения являются игровые традиции народов мира.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для сельской начальной школы «Традиционные игры и забавы» предназначена для обучающихся 1-4 классов (135 уч. часов). Содержание программы предполагает занятия 1 раз в неделю по 35 минут каждое в 1 классе- всего 33 уч. часа, и по 45 минут во 2-4 классах, всего по 34 уч. часа в год.
В разработанной образовательной программе по физической культуре для сельской начальной школы отражено три этапа культурного развития младшего школьника, которые закладывают основу для дальнейшего развития и реализации ребенка как всесторонне развитой личности. На первом этапе (1-й класс) происходит ознакомление с предельно общими нормами и ценностями, составляющими базис и фон любой человеческой культуры , т.к. в данном классе все учащиеся относятся к русской национальности , то в основе первого года изучения лежит традиционная славянская культура. Второй этап (2-й и 3-й классы) предполагает освоение норм и ценностей, составляющих содержание собственных культурных традиций, которые должны быть осознаны не как безусловная данность, а как духовно-нравственные ориентиры, включенные в общий контекст жизненного уклада народа и проявляться в нравах и обычаях, нормах бытового поведения, в непосредственной практике межличностного общения. Объектом изучения являются игровые традиции народов России и ближнего зарубежья. На третьем этапе (4-й класс) проводится сравнительный анализ культурных традиций других народов. Итогом должно стать понимание многообразия человеческих культур, общности между эпохами, уважение культурных традиций иных народов, стремление к расширению знаний в этом направлении. Объектом изучения являются игровые традиции народов мира.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для сельской начальной школы «Традиционные игры и забавы» предназначена для обучающихся 1-4 классов (135 уч. часов). Содержание программы предполагает занятия 1 раз в неделю по 35 минут каждое в 1 классе- всего 33 уч. часа, и по 45 минут во 2-4 классах, всего по 34 уч. часа в год.
В разработанной образовательной программе по физической культуре для сельской начальной школы отражено три этапа культурного развития младшего школьника, которые закладывают основу для дальнейшего развития и реализации ребенка как всесторонне развитой личности. На первом этапе (1-й класс) происходит ознакомление с предельно общими нормами и ценностями, составляющими базис и фон любой человеческой культуры , т.к. в данном классе все учащиеся относятся к русской национальности , то в основе первого года изучения лежит традиционная славянская культура. Второй этап (2-й и 3-й классы) предполагает освоение норм и ценностей, составляющих содержание собственных культурных традиций, которые должны быть осознаны не как безусловная данность, а как духовно-нравственные ориентиры, включенные в общий контекст жизненного уклада народа и проявляться в нравах и обычаях, нормах бытового поведения, в непосредственной практике межличностного общения. Объектом изучения являются игровые традиции народов России и ближнего зарубежья. На третьем этапе (4-й класс) проводится сравнительный анализ культурных традиций других народов. Итогом должно стать понимание многообразия человеческих культур, общности между эпохами, уважение культурных традиций иных народов, стремление к расширению знаний в этом направлении. Объектом изучения являются игровые традиции народов мира.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для сельской начальной школы «Традиционные игры и забавы» предназначена для обучающихся 1-4 классов (135 уч. часов). Содержание программы предполагает занятия 1 раз в неделю по 35 минут каждое в 1 классе- всего 33 уч. часа, и по 45 минут во 2-4 классах, всего по 34 уч. часа в год.
В разработанной образовательной программе по физической культуре для сельской начальной школы отражено три этапа культурного развития младшего школьника, которые закладывают основу для дальнейшего развития и реализации ребенка как всесторонне развитой личности. На первом этапе (1-й класс) происходит ознакомление с предельно общими нормами и ценностями, составляющими базис и фон любой человеческой культуры , т.к. в данном классе все учащиеся относятся к русской национальности , то в основе первого года изучения лежит традиционная славянская культура. Второй этап (2-й и 3-й классы) предполагает освоение норм и ценностей, составляющих содержание собственных культурных традиций, которые должны быть осознаны не как безусловная данность, а как духовно-нравственные ориентиры, включенные в общий контекст жизненного уклада народа и проявляться в нравах и обычаях, нормах бытового поведения, в непосредственной практике межличностного общения. Объектом изучения являются игровые традиции народов России и ближнего зарубежья. На третьем этапе (4-й класс) проводится сравнительный анализ культурных традиций других народов. Итогом должно стать понимание многообразия человеческих культур, общности между эпохами, уважение культурных традиций иных народов, стремление к расширению знаний в этом направлении. Объектом изучения являются игровые традиции народов мира.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для сельской начальной школы «Традиционные игры и забавы» предназначена для обучающихся 1-4 классов (135 уч. часов). Содержание программы предполагает занятия 1 раз в неделю по 35 минут каждое в 1 классе- всего 33 уч. часа, и по 45 минут во 2-4 классах, всего по 34 уч. часа в год.
В разработанной образовательной программе по физической культуре для сельской начальной школы отражено три этапа культурного развития младшего школьника, которые закладывают основу для дальнейшего развития и реализации ребенка как всесторонне развитой личности. На первом этапе (1-й класс) происходит ознакомление с предельно общими нормами и ценностями, составляющими базис и фон любой человеческой культуры , т.к. в данном классе все учащиеся относятся к русской национальности , то в основе первого года изучения лежит традиционная славянская культура. Второй этап (2-й и 3-й классы) предполагает освоение норм и ценностей, составляющих содержание собственных культурных традиций, которые должны быть осознаны не как безусловная данность, а как духовно-нравственные ориентиры, включенные в общий контекст жизненного уклада народа и проявляться в нравах и обычаях, нормах бытового поведения, в непосредственной практике межличностного общения. Объектом изучения являются игровые традиции народов России и ближнего зарубежья. На третьем этапе (4-й класс) проводится сравнительный анализ культурных традиций других народов. Итогом должно стать понимание многообразия человеческих культур, общности между эпохами, уважение культурных традиций иных народов, стремление к расширению знаний в этом направлении. Объектом изучения являются игровые традиции народов мира.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для сельской начальной школы «Традиционные игры и забавы» предназначена для обучающихся 1-4 классов (135 уч. часов). Содержание программы предполагает занятия 1 раз в неделю по 35 минут каждое в 1 классе- всего 33 уч. часа, и по 45 минут во 2-4 классах, всего по 34 уч. часа в год.
В разработанной образовательной программе по физической культуре для сельской начальной школы отражено три этапа культурного развития младшего школьника, которые закладывают основу для дальнейшего развития и реализации ребенка как всесторонне развитой личности. На первом этапе (1-й класс) происходит ознакомление с предельно общими нормами и ценностями, составляющими базис и фон любой человеческой культуры , т.к. в данном классе все учащиеся относятся к русской национальности , то в основе первого года изучения лежит традиционная славянская культура. Второй этап (2-й и 3-й классы) предполагает освоение норм и ценностей, составляющих содержание собственных культурных традиций, которые должны быть осознаны не как безусловная данность, а как духовно-нравственные ориентиры, включенные в общий контекст жизненного уклада народа и проявляться в нравах и обычаях, нормах бытового поведения, в непосредственной практике межличностного общения. Объектом изучения являются игровые традиции народов России и ближнего зарубежья. На третьем этапе (4-й класс) проводится сравнительный анализ культурных традиций других народов. Итогом должно стать понимание многообразия человеческих культур, общности между эпохами, уважение культурных традиций иных народов, стремление к расширению знаний в этом направлении. Объектом изучения являются игровые традиции народов мира.
Муниципальное образовательное учреждение
«Воскресенская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор школы
___________ В.Н.Марасанова
«_____» ________ 2014
Составитель:
учитель физической культуры
Марасанова Л.В
МОУ «Воскресенская ООШ»
Угличского МР
Ярославской области
2014г
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для сельской начальной школы «Традиционные игры и забавы» для обучающихся 1-4 классов (132 уч. часа).
Актуальность
На современном этапе общественного развития главное значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при современных усилиях школы и семьи.
Предлагаемая учебная программа способствует укреплению здоровья, физическому развитию, формированию формирования первичных умений и навыков ,воспитания здорового образа жизни ребенка через занятия подвижными играми . Эта программа знакомит учащихся с народными играми.
Народная игра - это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.
Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов.
Игра - деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты ни были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры не мыслимо формирование человека, как полноценной личности.
И культура славян - один из лучших тому примеров, т.к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр.
Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа в физкультурном аспекте деятельности.
Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Характерная особенность народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Цель: воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития современной игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:
Обучающие:
приобретение знаний о русских народных играх, о традициях, истории и культуре русского народа;
обучение разнообразным правилам русских народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.
Развивающие:
Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
Гармоническое развитие функциональных систем организма ребёнка, повышение жизненного тонуса;
Повышение физической и умственной работоспособности школьника.
Воспитывающие:
формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
привить учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
Принципы:
Принцип развития. Основная задача - это развитие школьника, и в первую очередь - целостное развитие его личности и готовность к дальнейшему развитию. Следует выделить мышление как главный процесс, основной фактор развития и осуществление ведущего в данном возрасте типа деятельности - учебной деятельности. Однако нельзя не учитывать в учебном процессе того, что в это время бурными темпами идет и формирование организма ребенка. Данные возрастной физиологии позволяют говорить о существовании сенситивных периодов развития таких физических качеств, как сила, ловкость, координация в школьном возрасте.
Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника, атмосферы.
Принцип систематичности. Должно быть систематично, соответствовать закономерностям развития ребенка и входить в общую систему непрерывного образования.
Принцип системного чередование нагрузок и отдыха. Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе игры является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий.
Организация образовательного процесса
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для сельской начальной школы «Традиционные игры и забавы» предназначена для обучающихся 1-4 классов (135 уч. часов). Содержание программы предполагает занятия 1 раз в неделю по 35 минут каждое в 1 классе- всего 33 уч. часа, и по 45 минут во 2-4 классах, всего по 34 уч. часа в год.
В разработанной образовательной программе по физической культуре для сельской начальной школы отражено три этапа культурного развития младшего школьника, которые закладывают основу для дальнейшего развития и реализации ребенка как всесторонне развитой личности.
На первом этапе (1-й класс) происходит ознакомление с предельно общими нормами и ценностями, составляющими базис и фон любой человеческой культуры , т.к. в данном классе все учащиеся относятся к русской национальности , то в основе первого года изучения лежит традиционная славянская культура.
Второй этап (2-й и 3-й классы) предполагает освоение норм и ценностей, составляющих содержание собственных культурных традиций, которые должны быть осознаны не как безусловная данность, а как духовно-нравственные ориентиры, включенные в общий контекст жизненного уклада народа и проявляться в нравах и обычаях, нормах бытового поведения, в непосредственной практике межличностного общения. Объектом изучения являются игровые традиции народов России и ближнего зарубежья.
На третьем этапе (4-й класс) проводится сравнительный анализ культурных традиций других народов. Итогом должно стать понимание многообразия человеческих культур, общности между эпохами, уважение культурных традиций иных народов, стремление к расширению знаний в этом направлении. Объектом изучения являются игровые традиции народов мира.
В основе предлагаемой программы лежит использование народных игр и развлечений в физкультурном образовании младших школьников в сельской местности, основанное на реализации принципа сопряженности двигательного обучения и активизации познавательных процессов через формирование основ русской культуры.
В теоретический материал включено изучение истории возникновения народных игр, традиций, обычаев и развлечений, знакомство с физическими упражнениями, применяемыми во время народных праздников. Теоретический материал дается непосредственно во время прохождения запланированного учебного материала по разделам программы.
Практический материал предлагается в виде разделов программы с видовой дифференциацией применяемых народных игр, а также в виде блоков. Структура блока включает: народные игры, применяемые в течение четверти; игры, которые соответствуют народным праздникам в данный временной период; игры, которые применимы на предстоящих каникулах.
Для реализации программы требуется несложное нестандартное оборудование, которое можно изготовить в условиях сельской школы без больших материальных затрат. Проведение более70% занятий запланировано на свежем воздухе . Занятия в помещении рекомендуется проводить в облегченной одежде и без обуви. Таким образом, программа не требует особых условий для выполнения.
Основу учебного материала составляют игры, сходные по определённым признакам:
по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла);
по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);
по физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);
по отношению к структуре занятий (для подготовительной, основной, заключительной частей занятий).
Форма занятий: сюжетно- ролевая игра, игра- соревнование, игровая, комбинированная.
Для первого и второго класса программой предусматривается преимущественно такие подвижные игры, в которых нет деления играющих на группы, команды (“ Гуси – лебеди”, “Совушка”, “ Два Мороза”). Здесь многие игры имеют определенный сюжет и включают подражательные движения. Это в значительной степени облегчает понимание содержания и правил игры, а также способствует повышению эмоциональности и творческих проявлений детей.
Для третьего и четвертого класса программой предусматривается преимущественно такие как бессюжетные народные подвижные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим школьникам.Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами.
В программе для I-II класса есть также игры с элементами соревнования, готовящие детей к простейшим командным играм (“ Гонка мячей”, “Мяч среднему”).
В III-IV классах проводятся более сложные игры: с водящими (“ Караси и щука”, “Пятнашки - ноги от земли”); с делением на команды (“День и ночь”, “ Охотники и утки”).
Знания и умения
К концу первого года обучения дети должны знать:
краткие исторические сведения о прохождении и развитии народных игр;
традиции и обычаи в зависимости от времени года.
понятие о пульсе, найти пульс.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
соблюдать правила поведения и безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке;
соблюдать режим дня и правила личной гигиены;
соблюдать значение физических упражнений для здоровья человека;
К концу второго года обучения дети должны знать:
значение “Народная игра как один из способов укрепления организма;
знать культурные традиции игр как мостик между поколениями;
К концу второго года обучения дети должны уметь:
соблюдать правила поведения и безопасности игр в спортивном зале и на улице;
соблюдать значение утренней гигиенической гимнастики;
соблюдать гигиенические правила при проведении игр.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
значение “Народная игра как один из способов укрепления организма;
традиции и обычаи в зависимости от времени года.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
соблюдать правила поведения и безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке;
соблюдать значение утренней гигиенической гимнастики;
соблюдать гигиенические правила при проведении игр.
К концу четвертого года обучения дети должны знать:
русские народные игры, подводящие к отдельным видам спорта;
о русских народных праздниках как о возможности сохранения традиций русского народа;
о взаимосвязи между русскими народными играми, эмоциональным состоянием и духовным развитием человека;
влияние русских народных игр на укрепление здоровья, осанку, повышение умственной и физической работоспособности, общую культуру школьника.
К концу четвертого года обучения дети должны уметь:
оказание первой помощи при травмах;
соблюдать правила гигиены и самоконтроля
соблюдать правила поведения и безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке;
Тематическое планирование 1 класс
№ | Тема занятия | Содержание | Дата |
1 | Знакомство с понятием «Русская народная игра» Игры : « У медведя во бору» и «Отгадай, чей голосок ?»
| У медведя во бору. Все играющие стоят, свободно группируясь на одной стороне площадки, на противоположной стороне проводится линия За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя. Играющие подходят к медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и приговаривают: У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит. Когда дети произнесут последнее слово — «рычит», «медведь» с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится водящим Отгадай, чей голосок ? Повернулись разом вдруг А как скажем «Скок,скок,скок» Отгадай чей голосок | Сентябрь 4, |
2 | Сезонность русских игровых традиций. Игры « Репа» «Пахари и Жнецы»
| Репа Игра у столба. Один из играющих держится за столб, остальные становятся за ним в цепочку и пытаются отцепить его от столба Пахари и ЖнецыПо краям игровой площадки чертят два круга: один обозначает «ниву», другой — «пашню». Между кругами на равном расстоянии проводят черту. Все участники игры делятся на две команды. Одна команда — Пахари, она становится по одну сторону черты — где «пашня»; другая команда — Жнецы — становится по другую сторону черты — где «нива». В стороне стоит водящий. Пахари, обращаясь к Жнецам, поют: Мы пашенку пахали, Жнецы отвечают: А мы жнецы молодые, Тут кричит: «Раз, два, три — на ниву беги!» По этой команде Жнецы бегут ни «ниву», а Пахари, перебежав черту, догоняют их, стараясь поймать. Жнецы, успевшие забежать на «ниву», пойманными уже быть не могут. Пойманные Жнецы переходят в команду Пахарей. Затем все возвращаются на свои места к черте. Водящий опять кричит «Раз, два, три — на пашню беги!» Играют до тех пор, пока одна из команд не переловит всех участников другой команды | Сентябрь 11 |
3 | Сюжктно-ролевые игры отражающие повадки животных» Игра «Коршун, курица , цыплята» |
Коршун, курица , цыплята Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные - цыплята.Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: "Ши, ши, злодей!" Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.
| Сентябрь18 |
4 | Сюжктно-ролевые игры отражающие повадки животных» Игра «Белки, орехи и шишки»
| Белки, орехи и шишки Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто - орехом, кто -шишкой. Водящий один, гнезда у него нет. Есть в этой игре еще и ведущий, который произносит слова: белки, шишки, орехи. Если он сказал белки, то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если ведущий говорит: орехи, то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом. Водящий и ведущий могут быть разными людьми, а может обе функции выполнять один человек. Ведущим может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.
| Сентябрь 25 |
5 | Сюжктно-ролевые игры отражающие повадки животных Игра «Гуси» |
Гуси На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. С одной стороны от волка «дом» с другой «луг». Волк говорит - Гуси, гуси! - Га-га-га! - Есть хотите! - Да,да,да! - Так летите - Нет,нет,нет! Серый волк подгорой Непускает нас домой - Так летите как хотите, Только крылья берегите. С окончанием последних слов гуси пытаются перелететь из дома на луг ,а волк выбегает из круга и старается поймать гуся Игра повторяется, пока волк не переловит всех гусей
| Октябрь 2 |
6 | Сюжктно-ролевые игры отражающие занятия людей. Игра «Охотники и утки»» | «Охотники и утки» Все играющие становятся по кругу, взявшись за руки. После расчёта на первый – второй вторые номера – «утки» - входят в круг, первые –«охотники»- остаются на местах. У одного из охотников волейбольный мяч. По сигналу учителя охотники стараются попасть мячом в уток. Выбитая утка выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока все утки не будут осалены. Отмечается время, затраченное на охоту. После этого команды меняются ролями. выигрывает та команда, затратившая на охоту меньше времени. Вариант игры: на игру даётся определённое время (в этом случае подбитые утки из игры не выбывают, а подсчитывается количество попаданий).
| Октябрь 9 |
7 | Праздник Покрова. Свадебные заигрыши. Игры «Третий лищний» , «Колечко» | «Третий лишний» Все играющие стоят парами по кругу, лицом к центру. За кругом двое водящих: один убегает, другой догоняет. Убегающий становится впереди одного из игроков, стоящих по кругу. Тот, кто оказался стоящим сзади, убегает. Если догоняющий запятнал убегающего, то они меняются ролями. «Колечко» Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у ведущего лежит небольшой блестящий предмет (это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит: Вот по кругу я иду, Всем колечко вам кладу, Ручки крепче зажимайте Да следите, не зевайте! Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у которого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустить из круга. | Октябрь 16 |
8 | Покровские ярмарки: "Приспей товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке"; Игра «Горшки» | Горшки
| Октябрь 23, |
9 | Сюжктно-ролевые игры отражающие повадки животных Игра« Кошки-мышки»
| Кошки-мышки Для игры выбираются два человека: один – кошка, другой – мышка. В некоторых случаях количество кошек и мышек может быть больше. Это делается для того, чтобы оживить игру. Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки – ворота. Задача кошки догнать (дотронуться рукой) мышку. При этом мышка и кошка могут бегать внутри круга и снаружи. Играющие стоящие в кругу сочувствуют мышке и чем могут помогают ей. Например, пропустив через ворота мышку в круг, они могут закрыть их для кошки. Когда кошка поймает мышку, из числа играющих выбирается новая пара. | Октябрь 30 |
10 | Сюжктно-ролевые игры отражающие повадки животных Игра «Заяц без дома»
| Заяц без дома» Играющие, кроме двух, становятся парами по кругу (лицом друг к другу), взявшись за руки. Один из игроков – «заяц», другой- «волк». Заяц, спасаясь от преследования, становится в середину пары. Тот, к кому заяц встал спиной, становится бездомным. Если догоняющий запятнал убегающего, они меняются ролями. Вариант: пары становятся не по кругу, а произвольно на площадке, водящие бегают между парами. | Ноябрь 13 |
11 | Игры отражающие быт и занятия русского народа «Удочка» | Удочка Детали:
| Ноябрь 20 |
12 | Игры отражающие быт и занятия русского народа «Почта» | Почта Игра начинается с переклички водящего с игроками: - Динь, динь, динь! - Кто там? - Почта! - Откуда? - Из города... - А что в городе делают? Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется. Задания могут придумывать и сами участники игры.
| Ноябрь 27 |
13 | Игры отражающие отношение к окружающей природе «Два мороза» | Два мороза На противоположных сторонах площадки отмечаються два "города". Участники игры, разделившись на две группы располагаються в своем городе. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Они говорят слова: Морозы стараются поймать перебезчиков. Считаеться замороженным тот, кого Морозы поймали. Он остается на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграждать путь играющим при следующих пробежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Побеждают те, кто не заморозился
Малечина Поставив палочку на палец, ладонь, ногу или другую часть тела, стараются поддержать ее в равновесии, пока произносят слова: «Малечина-калечина, сколько часов до вечера, до вечера до зимнего? Раз, два, три… десять»
| Декабрь 4 |
14 | Символические игры отражающие борьбу добра против зла. Игра «Хвост и голова дракона»
| Хвост и голова дракона Чем больше играющих, тем интереснее. «Голова» начинает охотиться за «хвостом», а «хвост» должен все время увертываться от «головы». | Декабрь 11 |
15 | Зимние посиделки. Игра «Молчанка» Танец «Вдоль по улице метелица метет» | Молчанка. Перед началом игры все играющие произносят певалку: Первенчики, первенчики, Летали голубенчики По свежей росе, По чужой полосе, Там чашки, орешки, Медок, сахарок - Молчанок. Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет одно слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают; по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения. Танец «Вдоль по улице метелица метет» | Декабрь18 |
16 | Зимние посиделки. Игра «Фанты» Новогодний хоровод
| Фанты Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит: Вам прислали сто рублей - Что продается в булочной? - Хлеб. - Какой? - Мягкий. - А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый? - Всякий. - Из какой муки пекут булки? - Из пшеничной. И т. д. При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, рассказывают короткие смешные истории ит.д.
Новогодний хоровод
| Декабрь 25 |
17 | Святочные гуляния. Символические игры отражающие борьбу добра против зла. Игра «Дедушка-рожок»
| Дедушка-рожок В наше время игра известна под названием ?колдунчики?. Пока дедушка-рожок занят ловлей кого-нибудь из бегущих, пойманных им игроков могут выручать их товарищи. Для этого надо подбежать к дому колдуна и дотронуться рукой до пойманного. Этот игрок считается расколдованным. Он может покинуть дом и присоединиться к своей прежней группе. Если дедушка-рожок переловит всех, то водить в следующей игре начинает тот, кого изловили первым. Пойманный колдуном игрок, желающий, чтобы его расколдовали, должен вытянуть в стороны руки со словами: ?Чай-чай, выручай!? Катание с горки на санках | Январь 15 |
18 | Святочные гуляния. Символические игры отражающие борьбу добра против зла. Игры «Баба-Яга», «Снежный ком»
| Баба-Яга По считалке выбирается Баба Яга. Затем рисуется круг. Баба Яга берёт в руки ветку-помело и становится в центр круга. Ребята бегают вокруг круга и дразнят: Баба Яга, Баба Яга скачет по кругу на одной ноге и старается коснуться ребят «помелом». Кого она запятнает, тот замирает на месте. Кто из играющих приподнимет запятнанного и внесёт в круг, но сам при этом не будет запятнан, тот становится новой Бабой Ягой
Играющие распределяются на группы по 2-5 человек. Каждая из них получает задание: в течение установленного времени 8-10 минут скатать снежный ком возможно большей величины. выигрывает группа, скатавшая самый большой снежный ком.
| Январь 22 |
19 | «Военные игры» русского народа «Снежки» | Снежки
| Январь 29, |
20 | «Военные игры» русского народа «Снежные фигуры», «Охотники» | Снежные фигуры. Играющие за 15-20 минут лепят из снега фигуры животных .Выигрывает та команда, которая слепила лучшую фигуру. «Охотники» На заборе или стене рисуют два круга диаметром 80 см. Внутри больших кругов закрашивают мелом малые в 30см («яблочко»). Мишени можно прибивать к деревянным столикам, крепко воткнутым в снег. В 8-10 м выстраиваются две команды по 6-10 человек. По сигналу руководителя участники соревнований начинают лепить снежки и бросать в щиты. Каждый делает по 5 бросков. За попадание в «яблочко»даётся два очка, в остальную часть круга – одно. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Можно продолжать соревнование до тех пор , пока одной из команд полностью не удастся залепить малый круг снегом.
| Февраль 5 |
21 | «Военные игры» русского народа «Взятие крепости»» | Взятие крепости
| Февраль 19 |
22 | Масленичные гуляния «Катание на тройках» | «Катание на тройках» В этом состязании участвуют все члены команд. Три человека – лошадки, один- седок. Трое берутся за веревочку санок и быстро катят своего седока по кругу пытаясь обогнать другие тройки. Игра продолжается пока все члены команды не побудут седоками.
| Февраль 26, |
23 | Масленичные гуляния .Состязания «Ходули», «Дуга» | Ходули Ходули бывают разной высоты: кто дальше пройдет Дуга Необходимо пролезть под дугой, стоящей на земле, так, чтобы не упасть самому и не уронить дугу.
Катание с горки на санках
| Март 5 |
24 | Игры отражающие отношение к окружающей природе «Ручеек» | Ручеёк Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют: Разливался родник ключевой,
Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом каждый мешает своему соседу. Тот, кто коснулся воды, из игры выбывает
| Март 12 |
25 | Символические игры отражающие борьбу добра против зла. Игра «Водяной» | Водяной Дедушка водяной,
Круг останавливается и водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Детали:
| Март 19. |
26 | Детские игры и развлечения «Люлька» | Люлька
Веревку держат двое, держа каждый один из концов. Можно один конец привязать к столбику или дереву, и тогда держать сможет один человек. Веревку не крутят, а лишь раскачивают над землей на разной высоте — от 10—20 см до 50 и выше. Участники по одному (или парами) разбегаются и перепрыгивают через раскачиваемую веревку или же начинают прыгать разными способами: с сомкнутыми ногами, на одной ноге, со скрещенными ногами, с поворотом при прыжке и т. д. Прыгают, пока не совершат ошибки. Допустивший ошибку сменяет одного из качающих веревку.
| Апрель 2 |
27 | Детские игры и развлечения «Скакалка» | Скакалка
Развивает координацию движений. Незамысловатая веревка помогает умельцам показывать хитроумные и самые неожиданные прыжки.
| Апрель 9 |
28 | Игры отражающие быт и занятия русского народа «Невод» | Невод
| Апрель 16 |
29 | Игры отражающие быт и занятия русского народа «Птицелов» | Птицелов
В лесу, во лесочке, Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя пойманного. После чего этот игрок сам становится птицеловом. Если птицелов ошибается ? игра продолжается в тех же ролях.
| Апрель 23 |
30 | Игры отражающие быт и занятия русского народа «Чехарда» | Чехарда
| Апрель 30. |
31 | Свадебные заигрыши. Игра «Заря» | Заря Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит: Заря-зарница,
| Май 7 |
32 | Свадебные заигрыши. Игра «Горелки» | Горелки Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Стой подоле, Гляди на поле, Едут там трубачи Да едят калачи. Погляди на небо: Звезды горят, Журавли кричат: - Гу, гу, убегу. Раз, два, не воронь, А беги, как огонь! После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
| Май 14 |
33 | Детские игры и развлечения «Котлы"» | Котлы. Классы. На земле чертят фигуру. Каждый квадрат фигуры называется классом. Играющие устанавливают очередь: кто начнёт игру первым, кто будет вторым, третьим …. Первый из игроков бросает камешек в первый класс, встаёт на одну ногу, перепрыгивает через черту в тот же класс. Носком ноги выбивает камешек из первого класса и выпрыгивает сам. Снова бросает камешек, но уже во второй класс. Прыгает на одной ноге в первый, затем во второй класс и вновь выбивает камешек носком ноги и т. д. В четвёртом классе камешек нужно взять в руки и встать так, чтобы одна нога в четвёртом классе, а другая – в седьмом. Подпрыгнуть и переставить ноги так, чтобы одна была в шестом, а другая в пятом классе. Дальше играющий на одной ноге выпрыгивает в восьмой класс, а затем в полукруг, где некоторое время отдыхает. Стоя в полукруге, играющий бросает камешек в восьмой класс. На одной ноге перепрыгивает в этот же класс и передвигает камешек носком ноги в седьмой класс. Вновь подпрыгивает, во время прыжка поворачивается в право и ставит ноги в седьмой и четвёртый классы. Передвигает камешек в шестой класс, подпрыгивает и встаёт ногами в шестой и пятый классы. Дальше, стоя на одной ноге в шестом классе, передвигает камешек и встаёт опять в седьмой и четвёртый классы. Камешек передвигает в четвёртый класс и, стоя на одной ноге в четвёртом классе, передвигает его в третий, затем во второй и первый. После этого выталкивает камешек из классов и выпрыгивает сам. Если играющий прошёл через все классы, его ждёт экзамен. Он кладёт камешек на носок и идёт на каблуке через все классы. Нужно пройти осторожно, чтобы не уронить камешек и не наступить на черту. Только после экзамена каждый участник заканчивает игру.
| Май 21. |
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Материально- техническое обеспечение программы
- гимнастическая дорожка (4 мата);
- 10 теннисных мячей;
- 2 набора кубиков (по 9 штук в каждом);
- 10 гимнастических обручей;
- 10 гимнастических палок;
- 10 мячей – прыгунок;
- 6 мячей для минибаскетбола;
- 10 платочков;
- 10 скакалок;
- 30 камешков одного размера (галька);
- 2 декоративные удочки;
- 10 флажков;
- 2 набора кегль
- 2 набора «Городки»;
Литература
Аникеев Н. Воспитание игрой. – Москва, 1987
Газман О.С., Н.Е.Харитонова “В школу с игрой” Москва Просвещение 1991 год
Елкина Н.В., Мариничева О.В. “Учим детей наблюдать и рассказывать” Ярославль “Академия развития” 1997 год
Качашкин В.М. “Методика физического воспитания” “Просвещение” 1980 год
Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / А. В. Кенеман. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
Кузнецова И.В. “Школа здоровья” Москва, 2003
Матюшок М.Т. “Анатомия, физиология и гигиена младшего школьного возраста” Москва, 1994
Мартынова А. Н. Потешки. Считалки. Небылицы. [Текст] / А. Н. Мартынова. – М.: Современник, 1989. – 348 с.
Минскин Е.М. “Игры и развлечения в группе продленного дня” Москва “Просвещение” 2002 год
Монженко Е.Г. “Опыт работы по охране здоровья детей и подростков в образовательных школах” Иркутск, 2001
“Народное образование” №2 1995 год. “Экспериментальная программа кружка “Русские народные игры”
Павлов Н. Г. 300+1 игра для детей [Текст] / Н. Г Павлов. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. – 320 с.
Панкеев И. А. Русские народные игры [Текст] / И. А. Панкеев. – М.: Яуза, 1998. – 240 с.
Пичугин, С. С. Подвижные народные игры как форма организации и проведения динамической паузы с детьми младшего школьного возраста. [Текст] / С. С. Пичугин // Начальная школа: до и после. – 2006. – № 1. – С. 26–29.
Тубельская Т. “Детские праздники в семье” Москва, Сфера, 2000
Шмаков С. Досуг школьника. Липецк, Ориус 1993
С. Шмаков, К. Безбородов От игры к самоуправлению. Сборник игр-коррекций-1993