Авторы
Клопова Е.А.
Чернова Д.Д.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Азбука этикета»
(духовно-нравственное направление)
2 класс
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 уровень результатов | 2 уровень результатов | 3 уровень результатов |
знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп | получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами сформировать доброж отношение | сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов в открытой общественной среде |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1. ЭТИКА ОБЩЕНИЯ (7 ЧАСОВ):
1. Добрые слова дороже богатства
Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Добрые слова дороже богатства». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». «От улыбки станет всем светлей» (разучивание песни). Запуск игры «Таинственный поклонник»
2. А вы вежливы?
Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Инсценирование сказки Л.Н.Толстого «Белка и волк».
3. В гостях у Мойдодыра
Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.
4. Мир вокруг нас
Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.
5. Делу – время, потехе - час
Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Изготовление значка – вежливость (работа в группах)
6. Лучшее средство от обиды – прощение
Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик»
7. «Таинственный поклонник»
Подвижные игры. Чаепитие.
РАЗДЕЛ 2. ЭТИКЕТ (8 ЧАСОВ):
8. Такой простой этикет
Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.
9. Этикет на каждый день
Разбор ситуаций. Стихотворение А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».
10. О правилах хорошего тона с юмором
Работа с картинками. Сценки-миниатюры.
11.Идём в магазин
Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.
12. А как вести себя за столом?
Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Сервировка стола.
13-14. Путешествие в страну Этикета
Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».
15. Просим к столу. Новогодний праздник
Выставка детских рисунков.
РАЗДЕЛ 3. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ (10 ЧАСОВ):
16. Хорошие песни к добру ведут
Разучивание песни Барбариков «Дружба – это не работа». Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.
17-18. Мой дом – моя семья
Создание генеалогического древа. Защита проекта
19. Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Фотогалерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу.
20. Береги землю родимую, как мать любимую
Карта мест отдыха города Челябинска. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.
21-22. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть
Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке
23. Люби всё живое
Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «На лужайке». Народные изречения о природе.
24. Нет милее дружка, чем родная матушка
Стихотворение Благининой «В тишине». Собирательный образ мамы. Сочинение о маме.
25. С праздником, милые мамы!
Концерт детей. Выставка рисунков, сочинений, поделок.
РАЗДЕЛ 4.ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ (9 ЧАСОВ):
26. От радости и старики молодеют
Правила для всех «Уважая человека, уважаешь себя».
27-28. Мой класс – мои друзья
Работа над проектом, защита проекта.
29. Кто скоро помог, тот дважды помог
Беседа об эгоизме и альтруизме. Рассказ о ДПСО Лиза Алерт.
30. Всякий совет к разуму хорош
Игра-разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»
31. О дружбе мальчиков и девочек
Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам (каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы).
32-33. Путешествие в мир мудрых мыслей
Создание книги мудрости (собрание пословиц, рисунков, фотографий, сочинений).
34. Премудрость в народе живёт
Итоговое занятие. Игры. Песни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
РАЗДЕЛ 1. ЭТИКА ОБЩЕНИЯ (7 ЧАСОВ) |
1 | Добрые слова дороже богатства | 1 | Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Добрые слова дороже богатства». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». «От улыбки станет всем светлей» (разучивание песни). Запуск игры «Таинственный поклонник» |
2 | А вы вежливы? | 1 | Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Инсценирование сказки Л.Н.Толстого «Белка и волк». |
3 | В гостях у Мойдодыра | 1 | Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков. |
4 | Мир вокруг нас | 1 | Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила. |
5 | Делу – время, потехе - час | 1 | Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Изготовление значка – вежливость (работа в группах) |
6 | Лучшее средство от обиды – прощение | 1 | Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик» |
7 | «Таинственный поклонник» | 1 | Подвижные игры. Чаепитие. |
РАЗДЕЛ 2. ЭТИКЕТ (8 ЧАСОВ) |
8 | Такой простой этикет | 1 | Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета. |
9 | Этикет на каждый день | 1 | Разбор ситуаций. Стихотворение А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя». |
10 | О правилах хорошего тона с юмором | 1 | Работа с картинками. Сценки-миниатюры. |
11 | Идём в магазин | 1 | Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций. |
12 | А как вести себя за столом? | 1 | Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Сервировка стола. |
13 14 | Путешествие в страну Этикета | 2 | Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало». |
15 | Просим к столу. Новогодний праздник | 1 | Выставка детских рисунков. |
РАЗДЕЛ 3. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ (10 ЧАСОВ) |
16 | Хорошие песни к добру ведут | 1 | Разучивание песни Барбариков «Дружба – это не работа». Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков. |
17 18 | Мой дом – моя семья | 2 | Создание генеалогического древа. Защита проекта |
19 | Не имей сто рублей, а имей сто друзей | 1 | Фотогалерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу. |
20 | Береги землю родимую, как мать любимую | 1 | Карта мест отдыха города Челябинска. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте. |
21 22 | Лес, речка, луг, где можно отдохнуть | 2 | Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке |
23 | Люби всё живое | 1 | Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «На лужайке». Народные изречения о природе. |
24 | Нет милее дружка, чем родная матушка | 1 | Стихотворение Благининой «В тишине». Собирательный образ мамы. Сочинение о маме. |
25 | С праздником, милые мамы! | 1 | Концерт детей. Выставка рисунков, сочинений, поделок. |
РАЗДЕЛ 4.ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ (9 ЧАСОВ) |
26 | От радости и старики молодеют | 1 | Правила для всех «Уважая человека, уважаешь себя». |
27 28 | Мой класс – мои друзья | 2 | Работа над проектом, защита проекта. |
29 | Кто скоро помог, тот дважды помог | 1 | Беседа об эгоизме и альтруизме. Рассказ о ДПСО Лиза Алерт. |
30 | Всякий совет к разуму хорош | 1 | Игра-разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?» |
31 32 | О дружбе мальчиков и девочек | 2 | Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам (каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы). |
33 | Путешествие в мир мудрых мыслей | 1 | Создание книги мудрости (собрание пословиц, рисунков, фотографий, сочинений). |
34 | Премудрость в народе живёт | 1 | Итоговое занятие. Игры. Песни. |
| ИТОГО | 34 | |