Рабочая программа внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению
«ДВИЖЕНИЕ – ЕСТЬ ЖИЗНЬ»
1 «А» класса
(адаптированная).
Составитель:
учитель высшей квалификационной категории Е.Н. Рогова.
2024 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа внеурочной деятельности «ДВИЖЕНИЕ – ЕСТЬ ЖИЗНЬ!» по спортивно-оздоровительному направлению разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026.
При разработке программы учитывался контингент детей школы (дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие интеллектуальную недостаточность).
При обучении следует учитывать психофизические особенности ребенка - инвалида и рекомендации его реабилитационной карты.
Основная цель программы внеурочной деятельности является формирование представлений учащихся о здоровом образе жизни, развитие физической активности и двигательных навыков.
Задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;
воспитание ценностного отношения школьников к своему здоровью и жизни, здоровью окружающих людей, воспитание волевых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности юных спортсменов;
содействие гармоничному физическому развитию, начальной физической и технической подготовленности и укрепление здоровья учащихся;
развитие двигательных способностей.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМММЫ
курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа включает разделы: «Секреты здоровья», «Спортивные игры и эстафеты». Все разделы включают в себя направления деятельности:
1. Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ. (включается во все занятия). Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви, инвентаря. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактики и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений.
2. Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия). Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.
3. Подвижные игры. Эстафеты с использованием спортивного инвентаря и оборудования (мячи, скакалки, обручи, кегли и т.д.).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Класс |
Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Секреты здоровья. | 17 | 19 | 19 | 19 |
2. | Спортивные игры и эстафеты. | 16 | 15 | 15 | 15 |
ИТОГО: | 33 | 34 | 34 | 34 |
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы внеурочной деятельности.
Личностными результатам программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Движение- есть жизнь!» является формирование следующих умений:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
- ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
- способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Предметными результатами освоения, учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
-оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарѐм и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; в доступной форме объяснять правила (технику)выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Количество часов |
СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ – 17 часов. |
Правила и техника безопасности – 1. |
1 | Беседа по ТБ, знакомство с правилами поведения и общения во время занятий. | 1 |
Спорт в жизни людей – 2. |
2 | Спорт в жизни людей. Олимпийская символика, девиз олимпийских игр. Подвижные игры «Запрещенное движение», «Море волнуется», | 1 |
3 | Значение утренней гимнастики для здоровья человека. Разучивание комплекса упражнений для утренней зарядки. Подвижные игры: «К своим флажкам», «Зайцы в огороде» | 1 |
Значение осанки в жизни человека – 7. |
4 | Беседа о значении правильной и красивой осанки в жизни человека. | 1 |
5 | Разучивание комплекса упражнений для исправления и укрепления осанки. | 1 |
6 | Освоение простых приёмов самоконтроля осанки. Русские народные игры | 1 |
7 | Красивая осанка. Подвижная игра «Хвостики». | 1 |
8 | Красивая осанка. Подвижная игра «Запрещенное движение» | 1 |
9 | Ловкий. Гибкий. Подвижная игра «Весёлая скакалка». | |
10 | Влияние физических упражнений на работу организма. Подвижная игра «Кошки-мышки». | |
Первая помощь при травмах – 4. |
11 | Знакомство с видами травм. Народная игра «Волк и олени». | 1 |
12 | Знакомство с видами травм. Народная игра «Борьба на палке». | |
13 | Лесная аптека на службе человека. Народная игра «Ловкий оленевод». | 1 |
14 | Лесная аптека на службе человека. Народная игра «Ледяные палочки». | |
Слагаемые здорового образа жизни – 3. |
15 | Закаливание - средство от простуды. Подвижная игра с предметами «Мотальщики катушек». | 1 |
16 | Закаливание - средство от простуды. Подвижная игра с предметами «Горячий хлеб». | |
17 | Профилактика и коррекция плоскостопия. Упражнения для ступни, голеностопного и коленного сустава Подвижная игра «Воздушные акробаты». | 1 |
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ – 16 часов. |
Подвижные игры и эстафеты - 10. |
18 | Разучивание двигательных упражнений без предметов. Подвижные игры: «Невод», «Бездомный заяц». | 1 |
19 | Разучивание двигательных упражнений с различными предметами. Подвижные игры: «Рыбка», «Неуловимый шнур» | 1 |
20 | Подвижная игра «Ловишки», «Быстро встань в колонну». | 1 |
21 | Русская народная игра «Горелки», | 1 |
22 | Русская народная игра «Салки», | 1 |
23 | «Передал-садись», подвижная игра «Удочка». | 1 |
24 | Игры малой подвижности «Затейники», «Эхо». | 1 |
25 | Ловкая и коварная гимнастическая палка, «Гонка с обручем». | 1 |
26 | Эстафета «Необыкновенные бега» | 1 |
27 | Прыжки и воспитание характера. Подвижные игры «Попади в мишень». | 1 |
Игры народов мира – 3. |
28 | Виды игр. Их разнообразие. Техника безопасности во время игры. «Посадка картофеля» (Белоруссия). | 1 |
29 | Хороводные игры «Ясное золото», «Плетень», «Угадай, чей голосок». Правила игры. | 1 |
30 | Хороводные игры «Ручеёк», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди». | 1 |
Подвижные игры с мячом – 3. |
31 | Упражнения с мячом (передача, ловля). Подвижная игра «Вышибалы» | 1 |
32 | Промежуточная аттестация. Педагогическое наблюдение. | 1 |
33 | Подвижные игр - эстафеты с мячами. | 1 |
Итого: | 33 часа |