МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
Лужского муниципального района
Ленинградской области
ПРИНЯТА На педагогическом совете: Протокол №___ от «___» августа 2020г. | УТВЕРЖДАЮ Приказ №____от «___» августа 2020г. По МОУ СОШ № 4 |
программа внеурочной деятельности
экологической направленности
«Эколята»
Возраст:13-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Фомина Анастасия Алексеевна,
учитель географии I квалификационной категории,
классный руководитель 8Б класса
Г. Луга
2020-2021 учебный год
Оглавление
Пояснительная записка
Содержание программы
Учебно-тематический план
Перечень учебно-методического обеспечения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краткая аннотация:
Воспитание у обучающихся бережного отношения к природе – это забота о сохранности природы, бережное использование ее ресурсов, приучение ребят с детских лет заботиться о природных богатствах. Деятельность учащихся на данных занятиях может способствовать реализации задач экологического воспитания. Программа включает в себя знания по охране окружающей среды, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.
Программа направлена на познание окружающей среды и способствует успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активными мероприятиями по ее защите; немаловажную роль в защите природы играет работа с широкой общественностью, а также вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы, газеты).
Формы организации обучения: групповые и индивидуальные.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, метод взаимодействия, метод коллективной творческой деятельности, метод проектной деятельности, словесные и наглядные методы, практические. Виды деятельности: беседы, дискуссии, конкурсы, акции, викторины, творческие игры, практические работы, экскурсии.
Режим работы Занятия проводятся 1 раза в неделю по одному академическому часу.
Цели и результаты внеурочной деятельности в 8 классе формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.
Новизна:
Стратегические цели школьного экологического здоровье-сберегающего образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды; здоровья и экологической безопасности граждан страны; международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направленной на выживание человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.
Актуальность:
Программа направлена на формирование нравственных ценностей и повышение своей экологической грамотности: ценностей жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самооценки, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Цель курса — формирование основ экосистемной познавательной модели как средства развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных умений находить информацию об экологических опасностях, проверять её, преобразовывать, определять её личный смысл, публично представлять в просветительских целях, использовать для проектирования экологически безопасного образа жизни.
Задачи:
сформировать представления о природе как о развивающейся системе;
сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях биологии и экологии для их использования в практической жизни;
приобщить учащихся к исследовательской и общественно-полезной деятельности;
приобщить учащихся к здоровому образу жизни;
сформировать у школьников предметные умения и навыки;
создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.
Планируемые результаты. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Результатом курса «Моя экологическая грамотность» является формирование основ экосистемой познавательной модели как средства развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных умений находить информацию об экологических опасностях, проверять ее, преобразовывать, определять ее личный смысл. Публично представлять в просветительских целях, использовать для проектирования экологически безопасного образа жизни.
Личностные результаты предусматривают умения:
оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными результатами являются умения:
объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;
рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;
представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;
выполнять проект;
называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;
позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Предметными результатами являются представления:
о научной области экологии, предмете её изучения;
о принципе предосторожности;
о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;
о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);
о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;
а также умения:
давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;
применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;
устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;
называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.
Требования к уровню подготовки обучающихся
по итогам освоения учащимися программы внеурочной деятельности
«Моя экологическая грамотность»
Учащиеся должны уметь:
Называть предмет изучения науки экологии.
Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность».
Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой.
Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности.
Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека).
В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её.
Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек.
Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека.
Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.
Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов.
Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека.
Называть цели просветительской работы и её формы.
Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде.
Описывать личный опыт экологически грамотного поведения.
Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов).
Содержание программы
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению — 5 часов.
Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем, необходимый каждому человеку. Потребность человека в благоприятной среде жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление — условие развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность. Экологический риск как вероятность опасности. «Экологический след». Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.). Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение.
Способы предупреждения населения об экологической опасности. Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны. Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, её правильного использования в целях экологической безопасности. Кружок «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» как формы получения опыта поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления достоверной экологической информации. Правила работы в малых группах сотрудничества.
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого — 4 часа.
Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Способы фиксации информации, выделение главного, пересказ своими словами.
Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологическая культура коренных народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию. Возможность использования традиций прошлого в современном мире.
Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности - 7 часов.
Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверности информации («предупреждён — значит вооружён»). Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы её проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках.
Предосторожность в принятии решений о направлении действий. Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»). Надёжные и проверенные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них.
Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым -6 часов
Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, не расточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.
Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни.
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде — 8 часов.
Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников питьевой воды и др.).
Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, его познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры.
Раздел 6.Мой вклад в экологическое просвещение — 4 часа.
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде.
Учебно-тематический план «Эколята»
Название раздела | Всего часов |
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность:учусь экологическому мышлению | 5 |
Раздел 2.Экологическая грамотность: уроки прошлого | 4 |
Раздел 3.Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности | 7 |
Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым | 6 |
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде | 2 |
Раздел 6. Экология человека. | 6 |
Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение | 4 |
Итого: | 34 ч |
Календарно-тематический план
№ урока | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме) | Плановые сроки прохожде-ния | Скорректи-рованные сроки прохождения |
Моя экологическая грамотность - 34 часов (1 час в неделю по учебному плану). |
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению - 5 часов (1 час в неделю по учебному плану). |
1 | Экология как область научного знания | Называет предмет изучения науки экологии. Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность». Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой. Практические задания, развивающие игры. | | |
2 | Потребность человека в экологически благоприятной среде жизни | Приводить примеры потребностей человека в экологически благоприятной среде жизни, применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности. Практические задания, развивающие игры. | | |
3 | Экологические опасности в окружающем мире | Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек. Практические задания, развивающие игры. | | |
4 | Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека | Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека). Практические задания, развивающие игры. | | |
5 | Экологическая безопасность | Называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности (телевидение, радио, Интернет, система гражданской обороны и др.); формы оповещения о ней (сигналы гражданской обороны, объявление, выпуск новостей и др.). Давать определение экологической безопасности. Практические задания, развивающие игры. | | |
Раздел 2.Экологическая грамотность: уроки прошлого — 4 часа (1 час в неделю по учебному плану). |
6 | Экологическая культура разных народов | Называть источники получения информации об экологической культуре разных времён и народов. Называть и применять способы фиксации информации. Выделять главную мысль, пересказывать её своими словами. Практические задания, развивающие игры. | | |
7 | Экологические традиции и обычаи народов России | Анализировать традиции и обычаи народов России с точки зрения их вклада в экологическую безопасность. Высказывать аргументированное мнение о значении этой информации в сегодняшней жизни и в будущем. Практические задания, развивающие игры. | | |
8 | Народная мудрость об экологической безопасности | Анализировать источники информации (телевидение, радио, Интернет, книги, журналы) о народной мудрости об экологической безопасности. Практические задания, развивающие игры. | | |
9 | Основы природополь-зования | Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни народов своего региона (традиции природопользования, пита, устройства жилища и др.), их отношения к расточительному природопользованию, вредным привычкам, экологическому вандализму. Представлять полученную информацию своими словами. Практические задания, развивающие игры. | | |
Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности — 7 часов (1 час в неделю по учебному плану). |
10 | Достоверная и ложная экологическая информация | Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения. Описывать признаки ложной информации. Называть способы проверки экологической информации на достоверность. Практические задания, развивающие игры. | | |
11 | Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации | Выявлять причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Анализировать и делать выводы, дискутировать с одноклассниками. Практические задания, развивающие игры. | | |
12 | Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха | Объяснять своими словами смысл принципа предосторожности. Применять его в работе с экологической информацией. Перечислять проверенные способы снижения экологических рисков от питьевой воды, окружающего воздуха,Различать достоверные знания (факты) и мнения о них. Взаимодействовать в группе сотрудничества по созданию популярных экологических текстов, содержащих факты и мнения. Публично представлять экологическую информацию, разделяя в ней факты и мнения (урок). Представлять достоверные знания (факты) в кратком виде, без искажения их смысла. Практические задания, развивающие игры. | | |
13 | Информация о качестве потребляемых продуктов питания | Перечислять проверенные способы снижения экологических рисков от потребляемых продуктов питания. Различать достоверные знания (факты) и мнения о них. Взаимодействовать в группе сотрудничества по созданию популярных экологических текстов, содержащих факты и мнения. Публично представлять экологическую информацию, разделяя в ней факты и мнения (урок). Представлять достоверные знания (факты) в кратком виде, без искажения их смысла. Практические задания, развивающие игры. | | |
14 | Информация о качестве используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов | Перечислять проверенные способы снижения экологических рисков от бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Различать достоверные знания (факты) и мнения о них. Взаимодействовать в группе сотрудничества по созданию популярных экологических текстов, содержащих факты и мнения. Публично представлять экологическую информацию, разделяя в ней факты и мнения (урок). Представлять достоверные знания (факты) в кратком виде, без искажения их смысла. Практические задания, развивающие игры. | | |
15 | Способы снижения экологического риска | Анализировать информацию о способах снижения экологического риска, связанного с окружающей средой обитания. Практические задания, развивающие игры. | | |
16 | Обобщение и систематизация знаний по разделу. | Анализируют полученную информацию по разделу, делают выводы, дискутируют в группах. Практические задания | | |
Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым — 6 часов (1 час в неделю по учебному плану). |
17 | Ограниченность природных ресурсов на планете | Анализировать деятельность человека по расточительному использованию природных ресурсов, объяснять причины ограниченности природных ресурсов. Практические задания | | |
18 | Ресурсо-сбережение. | Обосновывать роль ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья. Высказывать своё мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. Представлять результаты проектов в классной газете. Выполнение проекта. | | |
19 | Энерго-сбережение | познакомить обучающихся с энергосбережением, проблемами энергосбережения в быту и возможными путями их решения, мотивировать старшеклассников на энергосберегающий образ жизни. | | |
20 | Экономное расходование пресной воды | Выполнять проект в области ресурсосбережения: энергосбережения, бережного расходования пресной воды. Выполнение проекта. | | |
21 | Охрана лесных ресурсов | Выполнять проект в области ресурсосбережения: энергосбережения, бережного отношения к лесным ресурсам, изделиям из дерева и др. Выполнение проекта. | | |
22 | Хартия Земли | Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе. Практические задания | | |
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде - 8 часов (1 час в неделю по учебному плану). |
23 | Безопасность общения с природой для человека | Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека. Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования. Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов. Практические задания, развивающие игры. | | |
24 | Промышленные и бытовые отходы. Современные проблемы утилизации мусора | Основные виды твердых отходов. Современные проблемы утилизации мусора: пищевые отходы, макулатура, изделия из ткани, деревянные изделия, консервные банки, металлолом, фольга, банки изпод пива и других напитков, стеклотара, кирпич, упаковки для пищевых продуктов, батарейки. | | Проект «Утилизация мусора» |
Раздел 6. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА |
25 | Природа в жизни человека | Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.). Практические задания, развивающие игры. | | |
26 | Человек - часть природы. В здоровом теле здоровый дух. Режим дня. | Водные процедуры, закаливание водой. Режим дня и его значение | | |
27 | Поговорим о моде, косметике и гигиене. | Ознакомить учащихся с историей косметики, с анатомическим устройством кожи и ее функциями в организме человека. | | |
28 | Духовное общение человека с природой, культурные традиции у разных народов | Определяют значение духовного общения человека с природой, предлагают информацию для обсуждения о культурных традициях у разных народов. Практические задания, развивающие игры. | | |
29 | Химия и питание, или что мы едим. | Содержания химических элементов в продуктах и их норма. | | |
30 | Вредные привычки. | Вредные привычки их влияние на человека. | | Акция: «Нет вредным привычкам!». |
Раздел 7. Мой вклад в экологическое просвещение — 4 часа (1 час в неделю по учебному плану). |
31 | Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека | Называть цели просветительской работы и её формы. Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов). Практические задания, развивающие игры. | | |
32 | Формы просвещения | Называть формы просветительской деятельности для повышения экологической грамотности обучающихся. Описывать личный опыт экологически грамотного поведения.Практические задания, развивающие игры. | | |
33 | Правила экологически грамотного поведения в школе и дома | Формулироватьправила экологически грамотного поведения в школе и дома.Описывать личный опыт экологически грамотного поведения. Практические задания, развивающие игры. | | |
34 | Экологически грамотное поведение в природной среде | Формулировать правила экологически грамотного поведения в природной среде. Описывать личный опыт экологически грамотного поведения. Практические задания, развивающие игры. | | |
Итого: 34 часа |
Перечень учебно-методического обеспечения
«Моя экологическая грамотность» Е.Д. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров: - М.: Просвещение, 2012 г.
2. Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь учиться» / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2008.
3. Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.
4. Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлебный. — М.: Педагогика, 1999.
5.Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. — М.: Просвещение, 1984.