Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Обсуждено На заседании МО Руководитель МО______________ Протокол № 1 от _____20 г. | Принято Педагогическим советом Протокол №1 от 25.08.2021 | Утверждено Директор МБОУ « Средняя общеобразовательная школа№18» _________ Улитушкина Т.А. Приказ № от______20 г. |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Физика и мир»
(общеинтеллектуальное направление)
5 класс
Программу составила:
учитель физики Ипполитова Н.И.
.
Новокузнецкий городской округ, 2021
Программа курса внеурочной деятельности «Физика и мир» предназначена для ознакомления учащихся 5 классов средней школы с широким кругом явлений физики в повседневной жизни, рассчитана на младших подростков и может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной категории.
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты обучения:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
Метапредметные результаты обучения:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий на занятии.
учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе знакомства с новым явлением..
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях.
средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы-опоры, пк, учебный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других.
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации и виды деятельности |
| Мы познаем мир, в котором живем Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы. Физика – наука о природе. Что изучает физика. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. | Беседа. Наблюдение и описание какого-либо явления Проведение простейшего эксперимента Индивидуальные консультации. Групповые консультации. Работа с раздаточным материалом Практикум: изготовление линейки и ее использование. Демонстрации: механические, тепловые, электромагнитные, звуковые и световые явления природы. Различные измерительные приборы. |
| Тела и вещества Характеристика тел и веществ (форма, объём, цвет, запах). Свойства тел и физические величины. Измерение физических величин. Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования). Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Когда глаза и руки нас обманывают (необходимость измерений). Цена деления прибора. Измерение размеров тел. Масса тела. Эталон массы. Весы. Температура. Термометры. Измерение времени. Сутки, месяц, год – особенности движения Земли вокруг своей оси, вокруг Солнца и Луны вокруг Земли. Календарь. Часы, секундомер, метроном. Делимость вещества. Молекулы, атомы, элементарные частицы. Представления о размерах частиц вещества. Движение и взаимодействие частиц вещества и атомов. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома | Беседа с элементами дискуссии Наблюдение различных тел и определение веществ, из которых они состоят. Наблюдение явления диффузии. Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ. Наблюдение воды в различных агрегатных состояниях. Практикум: Определение цены деления шкалы прибора. Измерение линейных размеров тел при помощи линейки. Измерение площади поверхности тела правильной и неправильной формы. Измерение объема жидкости и твердого тела с помощью мензурки. Измерение массы с помощью рычажных весов. Измерение температуры воды и воздуха. Индивидуальные консультации. |
| Движение и силы Окружающий мир и механическое движение. Понятие об относительности механического движения. Взаимодействие тел. Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Сила как характеристика взаимодействия. Гравитационное взаимодействие. Деформация. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации. Сила тяжести. Виды сил. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы. Что такое невесомость? Сила трения. Способы увеличения и уменьшения трения. Сила давления. Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль – единица измерения давления. | Работа с текстом Работа в группах с наглядным материалом Работа с раздаточным материалом Наблюдение относительности покоя и движения тела. Наблюдение взаимодействия тел. Наблюдение действия силы тяжести, возникновения силы упругости при деформации. Обнаружение веса тела. Беседа. Знакомство с устройством и принципом действия динамометра. Практикум: Измерение сил динамометром. Образовательное путешествие. Мозговой штурм. Групповые консультации. Познавательная лаборатория |
| Свойства жидкостей и газов Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Как действуют шлюзы и фонтаны? Почему мы в воде легче? Плавание тел. оздухоплавание. Атмосферное давление. Поверхностное натяжение. Явление смачивания и несмачивания. Реактивное движение. Как работает ракета? Подготовка к турниру «Юный физик» Праздник «Физический фейерверк». Выходная диагностика | Смешанная форма работы – игровое упражнение и беседа. Изучение зависимости давления жидкости на дно и стенки сосуда от высоты и плотности жидкости. Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества, из которого состоит тело, и плотности жидкости. Наблюдение действия атмосферного давления. Наблюдение явления смачивания и несмачивания. Практическая работа «Изучение зависимости давления жидкости на дно и стенки сосуда от высоты и плотности жидкости» Образовательное путешествие. «Атмосферное давление и жизнь на Земле» Мозговой штурм. «Юный физик» Практическая работа «Наблюдение действия атмосферного давления» Практическая работа «Вычисление силы атмосферного давления» Творческая мастерская: «Изготовление фонтана» Проектная деятельность. Учебный проект «Шоу мыльных пузырей» |
III. Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов |
| Мы познаем мир, в котором живем (3 часа) | |
| Что изучает данный курс? Входная диагностика. | 1 |
| Мир, в котором мы живём. Влияние человека на природу. | 1 |
| Методы изучения природы. Практическая работа «Наблюдение и описание какого-либо явления» Практическая работа «Проведение простейшего эксперимента» | 1 |
| Тела и вещества (12 часов) | |
| Тела и вещества. Свойства тел и физические величины. Измерение физических величин. Практическая работа «Наблюдение различных тел и определение веществ, из которых они состоят» | 1 |
| Когда глаза и руки нас обманывают (необходимость измерений). Цена деления прибора. Практическая работа «Определение цены деления шкалы прибора» | 1 |
| Измерение размеров тел. Практическая работа «Измерение линейных размеров тел при помощи линейки». | 1 |
| Практическая работа «Измерение размеров малых тел (диаметра дробинки, зерна пшена, диаметра проволоки, нити)» | 1 |
| Практическая работа «Измерение площади поверхности тела правильной и неправильной формы» | 1 |
| Практическая работа «Измерение объема жидкости и твердого тела с помощью мензурки» | 1 |
| Масса тела. Эталон массы. Весы. Практическая работа «Измерение массы с помощью рычажных весов» | 1 |
| Температура. Термометры. Практическая работа «Измерение температуры воды и воздуха» | 1 |
| Измерение времени. Сутки, месяц, год – особенности движения Земли вокруг своей оси, вокруг Солнца и Луны вокруг Земли. Календарь. Часы, секундомер, метроном. | 1 |
| Делимость вещества. Молекулы, атомы, элементарные частицы. Практическая работа «Наблюдение делимости вещества» | 1 |
| Движение и взаимодействие частиц вещества и атомов. Практическая работа «Наблюдение явления диффузии» Практическая работа «Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ» | 1 |
| Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Практическая работа « Наблюдение воды в различных агрегатных состояниях» | 1 |
| Движение и силы (6 часов) | |
| Окружающий мир и механическое движение. А движется ли тело? Практическая работа «Наблюдение относительности покоя и движения тела» | 1 |
| Взаимодействие тел. Сила как характеристика взаимодействия. Практическая работа «Наблюдение взаимодействия тел» | 1 |
| Почему тела падают? Виды сил. Что такое невесомость? Практическая работа «Наблюдение действия силы тяжести, возникновения силы упругости при деформации. Обнаружение веса тела» | 1 |
| Практическая работа «Знакомство с устройством и принципом действия динамометра. Измерение сил динамометром» | 1 |
| Сила трения. Способы увеличения и уменьшения трения. Практическая работа «Изучение силы трения» | 1 |
| Сила давления. Давление Практическая работа «Изучение зависимости давления от площади опоры» | 1 |
| Свойства жидкостей и газов (13 часов) | |
| Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Практическая работа «Изучение зависимости давления жидкости на дно и стенки сосуда от высоты и плотности жидкости» | 1 |
| Сообщающиеся сосуды. Как действуют шлюзы и фонтаны? | 1 |
| Практическая работа «Изготовление фонтана» | |
| Почему мы в воде легче? Плавание тел. Воздухоплавание. Практическая работа «Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества, из которого состоит тело, и плотности жидкости» | 1 |
| Атмосферное давление. Практическая работа «Наблюдение действия атмосферного давления» Практическая работа «Вычисление силы атмосферного давления» | 1 |
| Деловая игра «Атмосферное давление и жизнь на Земле» | 1 |
| Поверхностное натяжение. Явление смачивания и несмачивания. Практическая работа «Наблюдение явления смачивания и несмачивания» | 1 |
| Учебный проект «Шоу мыльных пузырей» | 1 |
| Реактивное движение. Как работает ракета? Работа над проектом «Ракета» | 1 |
| Защита проекта «Ракета» | 1 |
| Подготовка к турниру «Юный физик» | 1 |
| Турнир «Юный физик» | 1 |
| Праздник «Физический фейерверк». Выходная диагностика | 1 |