СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Физика и мир" для 5 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности «Физика и мир» предназначена для ознакомления учащихся 5 классов средней школы с широким кругом явлений физики в повседневной жизни, рассчитана на младших подростков и может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной категории.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Физика и мир" для 5 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»


Обсуждено

На заседании МО

Руководитель МО______________

Протокол № 1

от _____20 г.

Принято

Педагогическим советом

Протокол №1 от 25.08.2021


Утверждено

Директор МБОУ « Средняя

общеобразовательная школа№18»

_________ Улитушкина Т.А.

Приказ № от______20 г.







Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Физика и мир»

(общеинтеллектуальное направление)

5 класс








Программу составила:

учитель физики Ипполитова Н.И.

.















Новокузнецкий городской округ, 2021

Программа курса внеурочной деятельности «Физика и мир» предназначена для ознакомления учащихся 5 классов средней школы с широким кругом явлений физики в повседневной жизни, рассчитана на младших подростков и может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной категории.



I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты обучения:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;

  • приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  • приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.


Метапредметные результаты обучения:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.

  • проговаривать последовательность действий на занятии.

  • учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.

  • средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе знакомства с новым явлением..

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях.

  • средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы-опоры, пк, учебный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • слушать и понимать речь других.

  • средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.


II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

п/п

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации и виды деятельности

Мы познаем мир, в котором живем

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы. Физика – наука о природе. Что изучает физика. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.


Беседа. Наблюдение и описание какого-либо явления

Проведение простейшего эксперимента

Индивидуальные консультации.

Групповые консультации.

Работа с раздаточным материалом

Практикум: изготовление линейки и ее использование.

Демонстрации: механические, тепловые, электромагнитные, звуковые и световые явления природы. Различные измерительные приборы.

Тела и вещества

Характеристика тел и веществ (форма, объём, цвет, запах). Свойства тел и физические величины. Измерение физических величин. Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования). Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

Когда глаза и руки нас обманывают (необходимость измерений). Цена деления прибора. Измерение размеров тел. Масса тела. Эталон массы. Весы. Температура. Термометры. Измерение времени. Сутки, месяц, год – особенности движения Земли вокруг своей оси, вокруг Солнца и Луны вокруг Земли. Календарь. Часы, секундомер, метроном. Делимость вещества. Молекулы, атомы, элементарные частицы. Представления о размерах частиц вещества. Движение и взаимодействие частиц вещества и атомов. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома

Беседа с элементами дискуссии

Наблюдение различных тел и определение веществ, из которых они состоят. Наблюдение явления диффузии. Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ. Наблюдение воды в различных агрегатных состояниях.

Практикум: Определение цены деления шкалы прибора. Измерение линейных размеров тел при помощи линейки. Измерение площади поверхности тела правильной и неправильной формы. Измерение объема жидкости и твердого тела с помощью мензурки. Измерение массы с помощью рычажных весов. Измерение температуры воды и воздуха.

Индивидуальные консультации.


Движение и силы

Окружающий мир и механическое движение. Понятие об относительности механического движения. Взаимодействие тел. Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии.

Сила как характеристика взаимодействия. Гравитационное взаимодействие. Деформация. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации. Сила тяжести. Виды сил. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы. Что такое невесомость?

Сила трения. Способы увеличения и уменьшения трения.

Сила давления. Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль – единица измерения давления.

Работа с текстом

Работа в группах с наглядным материалом

Работа с раздаточным материалом

Наблюдение относительности покоя и движения тела. Наблюдение взаимодействия тел. Наблюдение действия силы тяжести, возникновения силы упругости при деформации. Обнаружение веса тела.

Беседа. Знакомство с устройством и принципом действия динамометра. Практикум: Измерение сил динамометром.

Образовательное путешествие.

Мозговой штурм.

Групповые консультации.

Познавательная лаборатория

Свойства жидкостей и газов

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

Сообщающиеся сосуды. Как действуют шлюзы и фонтаны?

Почему мы в воде легче? Плавание тел. оздухоплавание.

Атмосферное давление.

Поверхностное натяжение. Явление смачивания и несмачивания.

Реактивное движение. Как работает ракета?

Подготовка к турниру «Юный физик»

Праздник «Физический фейерверк». Выходная диагностика


Смешанная форма работы – игровое упражнение и беседа.

Изучение зависимости давления жидкости на дно и стенки сосуда от высоты и плотности жидкости. Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества, из которого состоит тело, и плотности жидкости. Наблюдение действия атмосферного давления. Наблюдение явления смачивания и несмачивания.

Практическая работа «Изучение зависимости давления жидкости на дно и стенки сосуда от высоты и плотности жидкости»

Образовательное путешествие. «Атмосферное давление и жизнь на Земле»

Мозговой штурм. «Юный физик»

Практическая работа «Наблюдение действия атмосферного давления»

Практическая работа «Вычисление силы атмосферного давления»

Творческая мастерская: «Изготовление фонтана»

Проектная деятельность. Учебный проект «Шоу мыльных пузырей»

III. Тематическое планирование





Тема занятия

Количество часов


Мы познаем мир, в котором живем (3 часа)


Что изучает данный курс? Входная диагностика.

1

Мир, в котором мы живём. Влияние человека на природу.

1

Методы изучения природы.

Практическая работа «Наблюдение и описание какого-либо явления»

Практическая работа «Проведение простейшего эксперимента»

1


Тела и вещества (12 часов)


Тела и вещества. Свойства тел и физические величины. Измерение физических величин.

Практическая работа «Наблюдение различных тел и определение веществ, из которых они состоят»

1

Когда глаза и руки нас обманывают (необходимость измерений). Цена деления прибора.

Практическая работа «Определение цены деления шкалы прибора»

1

Измерение размеров тел. Практическая работа «Измерение линейных размеров тел при помощи линейки».

1

Практическая работа «Измерение размеров малых тел (диаметра дробинки, зерна пшена, диаметра проволоки, нити)»

1

Практическая работа «Измерение площади поверхности тела правильной и неправильной формы»

1

Практическая работа «Измерение объема жидкости и твердого тела с помощью мензурки»

1

Масса тела. Эталон массы. Весы.
Практическая работа «Измерение массы с помощью рычажных весов»

1

Температура. Термометры.

Практическая работа «Измерение температуры воды и воздуха»

1

Измерение времени. Сутки, месяц, год – особенности движения Земли вокруг своей оси, вокруг Солнца и Луны вокруг Земли. Календарь. Часы, секундомер, метроном.

1

Делимость вещества. Молекулы, атомы, элементарные частицы.

Практическая работа «Наблюдение делимости вещества»

1

Движение и взаимодействие частиц вещества и атомов.

Практическая работа «Наблюдение явления диффузии»

Практическая работа «Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ»

1

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

Практическая работа « Наблюдение воды в различных агрегатных состояниях»

1


  1. Движение и силы (6 часов)


Окружающий мир и механическое движение. А движется ли тело?

Практическая работа «Наблюдение относительности покоя и движения тела»

1

Взаимодействие тел. Сила как характеристика взаимодействия.

Практическая работа «Наблюдение взаимодействия тел»

1

Почему тела падают? Виды сил. Что такое невесомость?

Практическая работа «Наблюдение действия силы тяжести, возникновения силы упругости при деформации. Обнаружение веса тела»

1

Практическая работа «Знакомство с устройством и принципом действия динамометра. Измерение сил динамометром»

1

Сила трения. Способы увеличения и уменьшения трения.

Практическая работа «Изучение силы трения»

1

Сила давления. Давление

Практическая работа «Изучение зависимости давления от площади опоры»

1


  1. Свойства жидкостей и газов (13 часов)


Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Практическая работа «Изучение зависимости давления жидкости на дно и стенки сосуда от высоты и плотности жидкости»

1

Сообщающиеся сосуды. Как действуют шлюзы и фонтаны?

1

Практическая работа «Изготовление фонтана»


Почему мы в воде легче? Плавание тел. Воздухоплавание.

Практическая работа «Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества, из которого состоит тело, и плотности жидкости»

1

Атмосферное давление. Практическая работа «Наблюдение действия атмосферного давления»

Практическая работа «Вычисление силы атмосферного давления»

1

Деловая игра «Атмосферное давление и жизнь на Земле»

1

Поверхностное натяжение. Явление смачивания и несмачивания.

Практическая работа «Наблюдение явления смачивания и несмачивания»

1

Учебный проект «Шоу мыльных пузырей»

1

Реактивное движение. Как работает ракета? Работа над проектом «Ракета»

1

Защита проекта «Ракета»

1

Подготовка к турниру «Юный физик»

1

Турнир «Юный физик»

1

Праздник «Физический фейерверк». Выходная диагностика

1