Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области
Филиал с. Староалександровка
РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДЕНО
методическим советом школы директор школы
протокол № ____ от __________ ___________Т.И.Киселёва
Приказ №
от «___»____________20__ г.
Программа внеурочной деятельности
физкультурно-спортивной направленности
«Азбука здоровья»
класс 1 - 3
20__ - 20___ учебный год
I. Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1-3 класса.
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья обучающихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Азбука здоровья».
II. Цель и задачи программы
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения
III. Особенности программы
Данная программа строится на принципах:
научности - анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников;
доступности - содержание курса определяется в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
системности - определяется взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
- навыки дискуссионного общения;
- опыты;
- игра
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения
IV. Место курса в учебном плане
В 1 классе – 66 часов, 2-4 классы по 68 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут. Программа рассчитана на детей 6-10 лет, реализуется за 4 года.
V. Ожидаемые результаты
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма;
- влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
VI. Тематическое планирование. Содержание программы
1 год обучения - (66 часов)
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 - 2 | Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! | 2 |
3 | Советы доктора Воды. | 1 |
4 | Друзья Вода и Мыло. | 1 |
5 | Глаза – главные помощники человека. | 1 |
6 | Двигательная активность и гиподинамия. | 1 |
7 | Я люблю поиграть. Разучивание и организация народных подвижных игр | 1 |
8 - 9 | Подвижные игры . «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!» | 2 |
10-11 | Чтобы уши слышали. | 2 |
12 | Почему болят зубы. | 1 |
13 | Чтобы зубы были здоровыми. | 1 |
14 | Как сохранить улыбку красивой. | 1 |
15- 16 | Групповые игры | 2 |
17 | «Рабочие инструменты» человека. | 1 |
18 | Зачем человеку кожа | 1 |
19 | Надёжная защита организма | 1 |
20 | Если кожа повреждена | 1 |
21-22 | Подвижные игры | 2 |
23-24 | Большая игра с малым мячом. | 2 |
25-26 | Игры-эстафеты | 1 |
27 | Питание – необходимое условие для жизни человека | 1 |
28 | Здоровая пища для всей семьи | 1 |
29 | Сон – лучшее лекарство | 1 |
30 | Какое настроение? | 1 |
31 | Я пришёл из школы | 1 |
32-33 | Зимние забавы. Зимой на воздухе. «Городки», «Снежный боулинг» | 2 |
34-35 | Зимой на воздухе «Гонки снежных комов». | 2 |
36-37 | Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров» | 2 |
38-39 | Строительные игры из снега. «Скатывание шаров». | 2 |
40-41 | Лыжные гонки. | 2 |
42-43 | Зимой на воздухе. Эстафета «Весёлая лыжня» | 2 |
44-45 | Подвижные игры разных народов | 2 |
46-47 | Я - ученик | 2 |
48-49 | Вредные привычки | 2 |
50-51 | Подвижные игры | 2 |
52 | Скелет – наша опора | 1 |
53 | Осанка – стройная спина | 1 |
54 | Если хочешь быть здоров | 1 |
55-56 | Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. | 2 |
57-58 | Большая игра с малым мячом | 2 |
59 | Правила безопасности на воде | 1 |
60-61 | Подвижные игры | 2 |
62-63 | Обобщающие уроки «Доктора природы» | 2 |
64-65 | Туристические походы. Тематические прогулки. | 2 |
66 | Праздник здоровья и подвижной игры | 1 |
Содержание занятий 2-го года обучения
Тема 1-2. Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! (2 часа)
Вступительное слово учителя.
Тема 3. Советы доктора Воды. (1час)
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко».
Тема 4. Друзья Вода и мыло. (1час)
Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.
Тема 5. Глаза – главные помощники человека. (1час)
Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.
Тема 6. Двигательная активность и гиподинамия. Разучивание и организация совместных подвижных игр для мальчиков и девочек.
Тема 7. Я люблю поиграть. Разучивание и организация народных подвижных игр «Ловушка», «Пятнашки», «Прятки»
Тема 8-9 Подвижные игры. (2 часа)
Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»
Тема 10-11. Чтобы уши слышали. (2 часа)
Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил сохранения слуха.
Тема 12. Почему болят зубы. (1час)
Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.
Тема 13. Чтобы зубы были здоровыми. (1час)
Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворения. Тест.
Тема 14. Как сохранить улыбку красивой? (1час)
Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.
Тема 15-16. Групповые игры (2 часа) Разучивание игр «Охотник и сторож», «Чай-чай-выручай», «Карусель», «Совушка», «Штандр»
Тема 17. «Рабочие инструменты» человека. (1час)
Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа.
Тема 18. Зачем человеку кожа. (1час)
Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.
Тема 19. Надёжная защита организма. (1час)
Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест.
Тема 20. Если кожа повреждена. (1час)
Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»
Тема 21-22 Подвижные игры. (2 часа)
Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч».
Тема 23-24. Большая игра с малым мячом.. Разучивание игр «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча»
Тема 25-26. Игры-эстафеты. (2 часа)
Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам» и т.д.
Эстафеты с бегом и прыжками, преодолением препятствий.
Тема 27. Питание – необходимое условие для жизни человека. (1час)
Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».
Тема 28. Здоровая пища для всей семьи. (1час)
Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.
Тема 29. Сон – лучшее лекарство. (1час)
Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».
Тема 30. Как настроение? (1час)
Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест.
Тема 31. Я пришёл из школы. (1час)
Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».
Тема 32-43 Зимние забавы. (12 часов) Зимой на воздухе. «Городки», «Снежный боулинг» «Гонки снежных комов». Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». «Скатывание шаров». Лыжные гонки.
Тема 44-45 Подвижные игры разных народов. Разучивание игр «Котел», «Салки», «Серый волк», «Скок-перескок»
Тема 46-47 Я – ученик. (2 часа)
Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».
Тема 48-49. Вредные привычки. (2 часа)
Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.
Тема 50-51 Подвижные игры. (1час)
Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд».
Тема 52. Скелет – наша опора. (1час)
Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи.
Тема 53. Осанка – стройная спина! (1час)
Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.
Тема 54. Если хочешь быть здоров. (1час)
Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»
Тема 55-56. Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением. Эстафеты.
Тема 57-58 Большая игра с малым мячом. (2 часа) Разучивание игр «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
Тема 59. Правила безопасности на воде. (1час)
Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.
Тема 60-61. Подвижные игр. (2 часа) Подвижные игры по выбору детей. Весёлые старты.
Тема 62-63 Обобщающие занятия «Доктора здоровья». (2часа)
Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.
Тема 64-65. Туристические походы. Тематические прогулки. (2 часа) Экскурсии на луг, к водоёму.
Тема 66. Праздник здоровья и подвижной игры (1 час)
Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»
2 год обучения - (68 часов)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1-2 | Причина болезни | 2 |
3 | Признаки болезни | 1 |
4-5 | Как здоровье? | 2 |
6 | Как организм помогает себе сам | 1 |
7-8 | Здоровый образ жизни | 2 |
9-10 | Занимательные игры | 2 |
11 | Какие врачи нас лечат | 1 |
12-13 | Инфекционные болезни | 2 |
14 | Прививки от болезней | 1 |
15-16 | Какие лекарства мы выбираем | 2 |
17 | Домашняя аптека | 1 |
18-19 | Подвижные игры | 2 |
20-21 | Отравление лекарствами | 2 |
22-23 | Пищевые отравления | 2 |
24 | Если солнечно и жарко | 1 |
25 | Если на улице дождь и гроза | 1 |
26-27 | Опасность в нашем доме | 2 |
28-29 | Как вести себя на улице | 2 |
30-31 | Вода - наш друг | 2 |
32 | Как уберечься от мороза | 1 |
33-34 | Зимние забавы. Зимой на воздухе. «Городки», «Снежный боулинг» | 2 |
35-36 | Зимой на воздухе «Гонки снежных комов». | 2 |
37-38 | Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров» | 2 |
39-40 | Строительные игры из снега. «Скатывание шаров». | 2 |
41-42 | Лыжные гонки. | 2 |
43-44 | Зимой на воздухе. Подвижные игры | 2 |
45-46 | Чтобы огонь не причинил вреда | 2 |
47 | Чем опасен электрический ток | 1 |
48-49 | Травмы | 2 |
50 | Укусы насекомых | 1 |
51 | Что мы знаем про собак и кошек | 1 |
52-53 | Игры-эстафеты. | 2 |
54 | Отравление ядовитыми веществами | 1 |
55 | Отравление угарным газом | 1 |
56 | Как помочь себе при тепловом ударе | 1 |
57 | Растяжение связок и вывих костей | 1 |
58 | Переломы | 1 |
59-60 | Подвижные игры разных народов | 2 |
61 | Если ты ушибся или порезался | 1 |
62 | Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело | 1 |
63 | Укус змеи | 1 |
64 | Расти здоровым | 1 |
65 | Воспитай себя | 1 |
66-67 | Подвижные игры | 2 |
68 | Я выбираю движение | 1 |
Содержание программы 2-го года обучения
Тема 1-2. Причины болезни. (2 часа)
Слово учителя. Повторение девиза «Уроков здоровья». Анализ стихотворения. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов.
Тема 3. Признаки болезни. (1час)
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?»
Тема 4-5. Как здоровье? (2 часа)
Игра- соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье», Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам».
Тема 6. Как организм помогает себе. (1час)
Повторение причин болезни. Рассказ учителя. Режим дня. Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки».
Тема 7-8. Здоровый образ жизни. (2 часа)
Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации. Игра «Вставь словечко». Оздоровительная минутка. Мудрые слова доктора Свежий Воздух.
Тема 9-10. Занимательные игры (2 часа)
Русские народные игры «Ловушка», «Пятнашки», «Прятки»
Тема 11. Какие врачи нас лечат. (1час)
Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.
Тема 12-13. Инфекционные болезни. (2 часа)
Слово учителя. Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…»
Тема 14. Прививки от болезней. (1час)
Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно».
Тема 15-16. Какие лекарства мы выбираем. (2 часа)
Игра «Кто больше знает?» Беседа «Из чего получают лекарства». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова.
Тема 17. Домашняя аптечка. (1час)
Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Работа над стихотворением С. Михалкова «Для больного человека…» Аптека дома. Оздоровительная минутка. Это полезно знать!
Тема 18-19 Групповые игры. (2 часа). Разучивание игр «Охотник и сторож», «Чай-чай-выручай», «Карусель», «Совушка», «Штандр» и т.д.
Тема 20-21. Отравление лекарствами. (2 часа)
Беседа по теме. Игра – соревнование «Кто больше?» Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа.
Тема 22-23. Пищевые отравления. (2 часа)
Повторение признаков лекарственного отравления. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлениях.
Тема 24. Если солнечно и жарко. (1 час)
Повторение правил поведения при пищевом отравлении. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед…» Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!»
Тема 25. Если на улице дождь и гроза. (1 час)
Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!
Тема 26-27. Опасность в нашем доме. (2 часа)
Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».
Тема 28-29. Как вести себя на улице. (2 часа)
Рассказ учителя. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте.
Тема 30-31. Вода – наш друг. (2 часа)
Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом.
Тема 32. Как уберечься от мороза. (1час)
Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно».
Тема 33-44 Зимние забавы. (12 часов)
Зимой на воздухе. «Городки», «Снежный боулинг» «Гонки снежных комов». Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». «Скатывание шаров». Лыжные гонки. Подвижные игры, основанные на элементах лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»
Тема 45-46. Чтобы огонь не причинил вреда. (2 часа)
Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».
Тема 47. Чем опасен электрический ток. (1час)
Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».
Тема 48-49. Травмы. (2 часа)
Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов.
Тема 50. Укусы насекомых. (1час)
Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа. Заучивание слов.
Тема 51. Что мы знаем про собак и кошек. (1час).
Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно!
Тема 52-53 Игры-эстафеты (2 часа)
Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам» .Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча»
Эстафеты с бегом и прыжками, преодолением препятствий.
Эстафеты с гимнастическими палками и скакалками, обручами, кеглями
Тема 54. Отравление ядовитыми веществами. (1час)
Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа. Первая помощь при отравлениях.
Тема 55. Отравление угарным газом. (1час)
Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом. Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова».
Тема 56. Как помочь себе при тепловом ударе. (1час)
Рассказ учителя. Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья».
Тема 57. Растяжение связок и вывих костей. (1час)
Повторение «Какие бывают травмы». Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Оздоровительная минутка. Практическая работа в группах.
Тема 58. Переломы. (1час)
Виды переломов. Знакомство с правилами. Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах.
Тема 59-60 Подвижные игры разных народов (2 часа)
Игры белорусского народа. «Михасик», «Прела-горела».
Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»
Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки».
Игры украинского народа. « Высокий дуб», «Колдун».
Тема 61. Если ты ушибся или порезался. (1час)
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа. Практическая работа в парах.
Тема 62. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело. (1час)
Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы».
Тема 63. Укусы змей. (1час)
Рассказ учителя. Это интересно! Признаки укусы змеи. Оздоровительная минутка. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда.
Тема 64. Расти здоровым. (1час)
Рассказ учителя о неизлечимых болезнях века. Оздоровительная минутка. Решение задач.
Тема 65. Воспитай себя. (1час)
Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка.
Тема 66-67 Подвижные игры (2 часа)
Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;
легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;
Тема 68. Я выбираю движение. Обобщающий урок.(1час)
Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»
3 год обучения - (68 часов)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
| Безопасное поведение | 6 |
1 | Ответственное поведение | 1 |
2 | В окружении незнакомых людей | 1 |
3 | Вода – наш друг | 1 |
4 | В лес за грибами | 1 |
5 | Чтобы огонь не причинил вреда | 1 |
6 | Обращение с электроприборами | 1 |
| Спортивно-оздоровительные мероприятия | 6 |
7 | Комплекс упражнений для правильной осанки | 1 |
8 | Упражнения психофизической тренировки | 1 |
9 | Подвижные игры | 1 |
10 | Подвижные игры «Кто как ходит?», «Не попадись» | 1 |
11 | Правильное дыхание | 1 |
12 | Соревнование «Малая Спортландия» | |
| Вредные привычки | 5 |
13 | Почему вредные привычки называются вредными | 1 |
14 | Как отучить себя от вредных привычек | 1 |
15 | Курить – здоровью вредить | 1 |
16 | «Как заяц научился курить» обсуждение мультфильма | 1 |
17 | Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!» | 1 |
| Спортивно-оздоровительные мероприятия | 5 |
18 | Игра с мячом «Охотники и утки» | 1 |
19 | Весёлые старты с мячом. | 1 |
20 | Весёлые старты с обручами и скакалкой | 1 |
21 | Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки» | 1 |
22 | Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель» | 1 |
| Дорожная азбука | 6 |
23 | В гостях у Светофорчика | 1 |
24 | Правила дорожного движения | 1 |
25 | Конкурс знатоков безопасности | 1 |
26 | Экскурсия по городу. Организация движения | 1 |
27 | Викторина «А ну-ка, знатоки» | 1 |
28 | Железная дорога – зона повышенной опасности | 1 |
| Спортивно-оздоровительные мероприятия | 6 |
29 | Подвижные игры на воздухе «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней» | 1 |
30 | Минифутбол | 1 |
31 | Упражнения на релаксацию | 1 |
32 | Подвижные игры. Игра «Салки с мячом». | 1 |
33 | Подвижные игры. | 1 |
34 | Подвижные игры. | 1 |
| Я здоровье сберегу – сам себе я помогу | 8 |
35 | Здоровая пища для всей семьи | 1 |
36 | Как сделать сон полезным | 1 |
37 | Ядовитые растения | 1 |
38 | Как избежать отравлений | 1 |
39 | Суд над растениями | 1 |
40 | Одеваемся по погоде | 1 |
41 | Кто с закалкой дружит, никогда не тужит | 1 |
42 | Лето красное – для здоровья время прекрасное | 1 |
| Спортивно-оздоровительные мероприятия | 8 |
43 | Зимние игры и забавы. Игра «Снежная крепость» | 1 |
44 | Зимние игры и забавы. Игра «Снежная крепость» | 1 |
45 | Зимние забавы. Зимой на воздухе. «Городки», «Снежный боулинг» | 1 |
46 | Зимой на воздухе «Гонки снежных комов». | 1 |
47 | Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров» | 1 |
48 | Строительные игры из снега. «Скатывание шаров». | 1 |
49 | Лыжные гонки. | 1 |
50 | Зимой на воздухе. Подвижные игры | 1 |
| Ребенок за компьютером | 3 |
51 | Компьютер в жизни школьника | 1 |
52 | Безопасность работы за компьютером | 1 |
53 | Сделай компьютер своим другом | 1 |
54 | Спортивно-оздоровительные мероприятия | 3 |
55 | Упражнения для глаз при работе с компьютером | 1 |
56 | Правильная осанка. Упражнения для профилактики | 1 |
57 | Разучивание упражнений, снимающих напряжение при работе с компьютером. | 1 |
| Мир вокруг и я в нём. | 8 |
58 | Давай разберёмся вместе. Драться или не драться. | 1 |
59 | Учусь держать себя «в руках». | 1 |
60 | Почему мы лжём? | 1 |
61 | Отношения с родителями. | 1 |
62 | Подарки. Как их принимать. | 1 |
63 | « По одежке встречают…» | 1 |
64 | Поведение в общественных местах, в гостях. | 1 |
65 | «Нехорошие слова», недобрые шутки. | 1 |
| Спортивно-оздоровительные мероприятия | 3 |
66 | Доктор – активный отдых (комплекс упражнений) | 1 |
67 | Комплекс упражнений на релаксацию | 1 |
68 | «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!» (Урок-праздник) | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 год обучения
№ п/п | Тема занятий | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Безопасное поведение | 6 | 3 | 3 |
2. | Вредные привычки | 5 | 4 | 1 |
3. | Дорожная азбука | 6 | 3 | 3 |
4. | Я здоровье сберегу, сам себе я помогу | 8 | 3 | 5 |
5. | Ребенок за компьютером | 3 | 2 | 1 |
6. | Мир вокруг и я в нём | 8 | 4 | 4 |
7. | Спортивно-оздоровительные мероприятия | 31 | | 31 |
| Итого: | 68 | 18 | 16 |
Содержание программы 3 года обучения
Безопасное поведение (6 ч) Поведение в лесу. Поведение на воде (практическое занятие в бассейне). Как вести себя с незнакомыми людьми. Правила обращения с огнем. Правила обращения с электроприборами.
Вредные привычки (5 ч) Определение вредных привычек. Просмотр и обсуждение тематического мультфильма. Вред курения. Как отучить себя от вредных привычек. Конкурс рисунков.
Дорожная азбука (6 ч) Правила дорожного движения. Организация движения. Дорожные знаки. Экскурсия по городу. Дидактические игры. Железная дорога.
Я здоровье сберегу, сам себе я помогу (8 ч) Здоровая пища. Польза сна. Одежда в любую погоду. Ядовитые растения. Лечебные травы. Закаливание (солнечные ванны, воздушные ванны, водные процедуры, умывание, обтирание и т.д.). Правила приема закаливающих процедур. Летние подвижные игры на воздухе.
Ребенок за компьютером (6 ч) Роль компьютера в жизни школьника. Определение правил безопасной работы. Профилактика нарушения зрения.
Мир вокруг и я в нём (8 часов)
Раскрыть изменения, происходящие c ребёнком. Что такое конфликтная ситуация. Как избежать конфликта, какие решения надо принимать для погашения назревшего конфликта. Может ли решить проблему драка. Что является причиной невыдержанности, как воспитать в себе сдержанность, капризные дети, как к ним относятся окружающие люди. В каких случаях и почему мы обманываем, к чему может привести притворство и хвастовство, как ложь становиться привычкой, «неправда – ложь» в пословицах и поговорках. Хорошо ли мы знаем своих родителей, чем они озабочены и чего ждут от нас, все родители хотят видеть своих детей счастливыми и успешными, гордиться детьми, как доставить радость родителям. Почему дарят подарки, как принимать подарок, когда надо отказаться от подарка, подарки не просят. Хорошо ли ведут себя дети в школьной столовой, дома в гостях, сервировка стола, правила поведения за столом. Внешняя и внутренняя культура человека, как научиться контролировать своё поведение. Умеем ли мы правильно говорить, слова-паразиты, жаргон, как говорить по телефону, обращение к людям, над чем нельзя шутить и смеяться.
Спортивно-оздоровительные мероприятия (31 ч) Психофизическая тренировка. Релаксация. Профилактика ослабления работоспособности, ухудшения здоровья. Комплекс упражнений для исправления нарушения осанки. Зимние подвижные игры и развлечения на воздухе.
VII. Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Уроки докторов Здоровья» необходимы следующие принадлежности:
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель биологии, либо любой другой специалист в области естествознания, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
VIII. Литература
Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.
Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
8. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.
9. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.