Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Занимательный французский»
как второй иностранный язык 1 год обучения
Личностные результаты
В сфере личностных универсальных учебных действий формируются внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, знание моральных норм, самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
В соответствии с Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтничекой коммуникации;
толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира.
Метапредметные результаты
Метапредметныерезультаты – это комплекс познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Виды регулятивных УУД:
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся приобретают способность воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Виды познавательных УУД:
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
моделирование;
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков;
синтез как составная целого из частей;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные результаты
Предметные результаты предполагают формирование навыков (произносительных, лексических, грамматических) и развитие умений в 4-х основных видах деятельности, а именно: говорении, чтении, аудировании, письме.
Говорение:
• участие в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
• умение расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (Кто?, Что?, Где?, Когда?, Почему?), и отвечать на них;
• кратко рассказ о себе, своей семье, друге;
• составление небольшого описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;
Чтение:
чтение вслух с соблюдением правила произношения и соответствующую интонацию, доступных по объему тексты, построенных на изученном языковом материале;
чтение про себя с пониманием основного содержания доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;
Аудирование:
внимательное прослушивание материалов;
выполнение четких указаний и инструкций;
прослушивание «в целях выделения (нахождения) определенной информации;
Письмо:
списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;
писать краткое поздравление (с днём рождения, с Новым годом) с опорой на образец;
Коммуникативные результаты
Коммуникативные - обеспечивают социальную компетентность и учет позиций других людей (партнера) по общению и деятельности, умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрировать в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и со сверстниками.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Для успешной реализации задач курса необходимы:
учет знаний учащихся, как в родном языке, так и в первом иностранном при отборе языкового материала;
рациональное использование открытых сопоставлений с несовпадающими элементами ранее усвоенных языков и межъязыковых опор при наличии аналогии с целью обеспечения положительного переноса и преодоления интерференции;
высокая степень самостоятельности и творчества обучающихся;
интенсификация учебного процесса с применением технических средств обучения;
внедрение элементов самоконтроля в работу обучающихся, индивидуализация обучения;
опора на умения и навыки работы над языком, приобретенные обучающимися при изучении первого языка
Содержание курса внеурочной деятельности
Дополнительная образовательная программа обучения французскому языку направлена на дальнейшее развитие у учащихся способности к межкультурному общению на втором (французском) иностранном языке. Как известно, вторым иностранным языком овладеть легче, чем первым. Обучение предполагает формирование положительного переноса знаний, умений и навыков, полученных при изучении первого иностранного языка. Объем курса второго иностранного языка компенсируется значительным лингвистическим опытом учащихся, приобретенным ими при изучении родного и первого иностранного (английского) языков.
Отбор содержания проводится с учетом необходимости и достаточности содержания для достижения поставленной цели обучения, с учетом возрастных особенностей учащихся, с учетом возможностей учащихся усвоить отобранный материал, а также в соотнесении с опытом изучения первого иностранного языка.
Содержание обучения второму иностранному языку составляют:
языковой материал (фонетический, лексический, грамматический) и способы его употребления в различных сферах общения;
тематика, проблемы и ситуации в различных сферах общения;
речевые умения, характеризующие уровень практического владения иностранным языком;
знания о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка;
общеучебные и компенсаторные умения.
При овладении различными видами речевой деятельности на французском языке, изучаемом в качестве второго, учащимся должны быть обеспечены условия регулярной практики в говорении:
отработка и развитие навыков произношения и интонации;
описание повседневных событий;
выражение личного мнения, чувств;
поиск и сообщение определенной информации;
ролевая игра;
стратегия диалога (начало, поддержание);
выбор языковых средств по условиям диалогического контекста;
выражение согласия или несогласия;
В письме:
написание фраз, предложений, коротких текстов;
передача информации, неизвестной адресату;
описание повседневных событий;
выражение собственных мыслей и чувств; обоснование своего мнения;
составление вопросов и ответов (в письменной форме);
использование услышанного или прочитанного для создания собственных текстов;
В аудировании:
внимательное прослушивание материалов;
выполнение четких указаний и инструкций;
прослушивание «в целях выделения (нахождения) определенной информации;
В чтении:
следование четким указаниям и инструкциям;
просмотр текстов для нахождения определенной информации;
чтение для удовлетворения собственных интересов и потребностей;
В целях развития общелингвистических умений и навыков учащиеся должны иметь возможность, изучая и применяя иностранный язык:
учить (и рассказывать) наизусть небольшие тексты (стихи, песни, загадки, скороговорки и т.д.);
изучать правила соотношения звучащей и письменной речи;
осознавать язык как систему;
использовать лингвистические знания для раскрытия значения текстов и развития собственных иноязычных умений;
приобретать навыки межъязыковой интерпретации.
Для развития социокультурного сознания учащихся им должна быть предоставлена возможность:
работать с аутентичными материалами из стран изучаемого языка;
изучать и обсуждать сходства и различия между культурами России и стран изучаемого языка;
изучать традиции и учиться применять правила речевого и социального этикета стран изучаемого языка.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по французскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
Виды деятельности:
игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
чтение, литературно-художественная деятельность;
изобразительная деятельность;
постановка драматических сценок;
прослушивание песен и стихов;
разучивание стихов;
разучивание и исполнение песен;
проектная деятельность;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
добровольность участия и желание проявить себя;
сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
эстетичность всех проводимых мероприятий;
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком;
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Франция в мире. | 2 |
2 | Правила чтения. | 3 |
3 | Знакомство. | 5 |
4 | Школа. | 3 |
5 | Животные. | 3 |
6 | Дом. | 2 |
7 | Еда. | 5 |
8 | Мой родной город Курск. | 2 |
9 | Париж и его достопримечательности. | 2 |
10 | Регионы Франции. | 2 |
11 | Спорт. | 2 |
12 | Времена года. | 3 |
13 | Итого. | 34 |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
по французскому языку «Французский – это легко!» для 5 класса
№п/п | Дата план. | Дата факт. | Кол. часов | Название темы | Примечание |
| | | 1 | Вводное занятие. Французский алфавит. | |
| | | 1 | Франция в мире. Географическая карта. | |
| | | 1 | Чтение гласных. | |
| | | 1 | Чтение согласных. | |
| | | 1 | Французская каллиграфия. | |
| | | 1 | Давай знакомиться! | |
| | | 1 | Описание внешности. | |
| | | 1 | Моя семья. | |
| | | 1 | Профессии. | |
| | | 1 | Одежда. | |
| | | 1 | Школьные принадлежности. | |
| | | 1 | Расписание уроков. | |
| | | 1 | Употребление артиклей. | |
| | | 1 | Домашние животные. | |
| | | 1 | Дикие животные. | |
| | | 1 | Мой питомец. | |
| | | 1 | Описание дома. | |
| | | 1 | Род, число прилагательных. | |
| | | 1 | Поход в магазин за продуктами. | |
-21. | | | 2 | Глаголы 3 группы в настоящем времени. | |
22.-23. | | | 2 | Сложное прошедшее время. | |
24.-25. | | | 2 | Мой родной город Курск. | |
26.-27. | | | 2 | Париж и его достопримечательности. | |
28.-29. | | | 2 | Регионы Франции. | |
30. | | | 1 | Виды спорта. | |
31. | | | 1 | Распорядок дня. | |
32.-33. | | | 2 | Времена года и погода. | |
34. | | | 1 | Повторение. Подведение итогов. | |