Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Я географ - следопыт"»
Программа внеурочной деятельности «Я географ – следопыт» по географии для 5-го класса предназначена для базового уровня и разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644.
Примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15).
Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189.
Программой внеурочной деятельности по географии 5 – 6 классы ФГОС. Сборник программ. Авторы составители: М.Ю.Аксенова, Е.В.Храмова. Ульяновск. УИПКПРО, 2014
Личностные и метапредметные результаты обучения
Личностные результаты обучения: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Программа внеурочной деятельности будет способствовать достижению следующих результатов личностного развития:
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры.
Метапредметные результаты основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий и основных видов деятельности обучающихся
Содержание | Форма организации занятий | Основные виды учебной деятельности |
Введение. 4 часа. Почувствуйте себя древними географами! Древний Египет | Практическое занятие | Построение модели для подтверждения шарообразности Земли. |
Почувствуйте себя древними географами! Работа с гномоном. | Практическое занятие | Изготовление гномона. Определение времени по гномону |
Почувствуйте себя фенологами-наблюдателями! | Практическое занятие | Проведение фенологических наблюдений. Отчет по результатам наблюдения |
Внутреннее строение Земли. 7 часов. Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель Земли! | Практическое занятие | Знакомство с внутреннем строением Земли. Изготовление модели «Внутреннее строение Земли» |
Осваиваем метод моделирования! Создаем конструктор литосферных плит. | Практическое занятие | Создание модели «Литосферные плиты». Определение положения действующих вулканов на границах литосферных плит. |
Почувствуйте себя геологами! | Практическое занятие | Сбор и оформление коллекции горных пород и минералов. |
Почувствуйте себя геодезистами. | Практическое занятие | Анализ «12-балльной шкалы интенсивности землетрясений». Работа с нивелиром по определению высоты холма. |
Почувствуйте себя топонимистами! | Практическое занятие | Работа с томонимистическими, словарями и энциклопедиями. Изготовление книжки-раскладушки «Топонимы Орловской области» |
Атмосфера 4 часа. Почувствуйте себя метеорологами. Создаем свою метеорологическую станцию. | Практическое занятие | Изготовление метеоприборов. |
Почувствуйте себя метеорологами-синоптиками! | Практическое занятие | Создание прогноза погоды |
Водная оболочка Земли 7 часов. Почувствуйте себя гидробиологами! | Практическое занятие | Поиск информации о различных свойствах воды в природе и в жизни человека. Изготовление плаката «Свойства воды» |
Почувствуйте себя мореходами! | Практическое занятие | Поиск в тексте географические названия и работа с топонимическим словарем. Участие в игре «Знатоки морских названий» |
Почувствуйте себя гидрологами! | Практическое занятие | Поиск географической информации для воображаемого путешествия по рекам. Участие в проекте путешествия |
Почувствуйте себя гидрологами! Познакомимся с принципом «работы» родников. | Практическое занятие | Знакомство с принципом «работы» родников на основе модели родника. |
Почувствуйте себя фольклористами! | Практическое занятие | Составление коллажа «Орловские бусы» |
Биосфера 11 часов. Почувствуйте себя биогеографами! | Практическое занятие | Создание коллекции комнатных растений по их географическому принципу. Изготовление атлас комнатных растений школы |
Создайте географическую игротеку! | Игра | Создание игротеки. Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей. |
Почувствуйте себя исследователем глубин океана! | Практическое занятие | Создание устройства «Глубины океана» и определение морских обитателей на разных глубинах океана. |
Почувствуйте себя экотуристами! | Практическое занятие | Составление по тексту схемы путешествия. Проспект для путешествия |
Почувствуем себя экскурсоводами. Разработка виртуальной или реальной экскурсия в национальный парк! | Практическое занятие | Создание коллажа «Экскурсия по национальному парку» |
Защита проектов по темам: «Погода метеорологические наблюдения», «Вода в земных кладовых»! | Итоговое занятие | Защита исследовательских проектов |
Календарно – тематический план
Календарно – тематическое планирование. 5 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол – во час | Дата по плану | Дата по факту | Причины коррекции |
1 | Почувствуйте себя древними географами! Древний Египет. | 1 | | | |
2 | Почувствуйте себя древними географами! Работа с гномоном. | 1 | | | |
3 | Почувствуйте себя фенологами-наблюдателями! | 1 | | | |
4 | Почувствуйте себя фенологами-наблюдателями! | 1 | | | |
5 | Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель Земли! | 1 | | | |
6 | Осваиваем метод моделирования! Создаем конструктор литосферных плит. | 1 | | | |
7 | Почувствуйте себя геологами! | 1 | | | |
8 | Почувствуйте себя геологами! | 1 | | | |
9 | Почувствуйте себя геодезистами. | 1 | | | |
10 | Почувствуйте себя геодезистами. | 1 | | | |
11 | Почувствуйте себя топонимистами! | 1 | | | |
12 | Почувствуйте себя топонимистами! | 1 | | | |
13 | Почувствуйте себя метеорологами. | 1 | | | |
14 | Создаем свою метеорологическую станцию. | 1 | | | |
15 | Создаем свою метеорологическую станцию. | 1 | | | |
16 | Почувствуйте себя метеорологами-синоптиками! | 1 | | | |
17 | Почувствуйте себя гидробиологами! | 1 | | | |
18 | Почувствуйте себя мореходами! | 1 | | | |
19 | Почувствуйте себя гидрологами! | 1 | | | |
20 | Почувствуйте себя гидрологами! | 1 | | | |
21 | Почувствуйте себя гидрологами! Познакомимся с принципом «работы» родников. | 1 | | | |
22 | Почувствуйте себя гидрологами! Познакомимся с принципом «работы» родников. | 1 | | | |
23 | Почувствуйте себя фольклористами! | 1 | | | |
24 | Почувствуйте себя биогеографами! | 1 | | | |
25 | Почувствуйте себя биогеографами | 1 | | | |
26 | Создайте географическую игротеку! | 1 | | | |
27 | Создайте географическую игротеку! | 1 | | | |
28 | Почувствуйте себя исследователем глубин океана! | 1 | | | |
29 | Почувствуйте себя исследователем глубин океана! | 1 | | | |
30 | Почувствуйте себя экотуристами! | 1 | | | |
31 | Почувствуйте себя экотуристами! | 1 | | | |
32 | Почувствуем себя экскурсоводами. Разработка виртуальной экскурсия в национальный парк! | 1 | | | |
33 | Защита проектов по теме: «Погода метеорологические наблюдения». | 1 | | | |
34 | Защита проектов по теме: «Вода в земных кладовых»! | 1 | | | |
35 | Итоговое занятие | 1 | | | |
Методы проведения занятий: практическая работа, игра, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, мини-конференция.
18