СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин, я - патриот!"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной программы - формирование духовно-нравственной личности как движущего потенциала общества; создание условий, способствующих патриотическому, физическому, духовному и интеллектуальному развитию юного гражданина России.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин, я - патриот!"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

АЗОВСКОГО РАЙОНА


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я - гражданин, я - патриот



НАПРАВЛЕНИЕ

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ духовно - нравственное

КЛАССЫ 5, 6, 7, 8

УЧИТЕЛЬ Стрельцов Сергей Николаевич

ГОД СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ 2018 - 2019 учебный год









хутор Павловка

2018 г

Пояснительная записка

Актуальность курса

Вопрос духовно-нравственного, патриотического воспитания детей сегодня является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, школой, , обществом и государством и властью в целом.

Какой будет Россия завтра, какие люди будут её населять, во многом зависит от того, каким будет образование, к какой жизни оно будет готовить человека, какие идеалы будут действительно реализованы в педагогической практике, модели какой общественной жизни будут продуцироваться.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

Обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо

Цели и задачи изучения курса

Цель изучения курса внеурочной деятельности «Я – гражданин, я – патриот» - формирование духовно-нравственной личности как движущего потенциала общества. Создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.

Задачи:


- физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;

- совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.

- подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;

- воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;

- формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу.





.

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия.

Курс внеурочной деятельности предназначен для детей 11-15 лет.

Объём часов, отпущенных на занятия.

Программа курса рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Продолжительность одного занятия.


Занятия длятся 40 минут.

Основные принципы реализации курса – научная обоснованность , доступность, учет возрастных особенностей школьников, практическая целесообразность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность.

Реализация программы опирается на содержание следующих предметов:

-физическая культура

-ОБЖ

-ОДНКНР

-Искусство (музыка).

Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальная работа. Формы занятий: Занятия проводятся 2 раз в неделю в учебном кабинете, спортзале, на школьной спортивной площадке.

групповая работа, экскурсии, беседы, викторины, коллективные творческие дела, трудовые дела.

Формы контроля:1.Наблюдение2.Тестирование3.Беседа4.Проектная деятельность

. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов

- приобретение подростками духовно -нравственных, морально-психологических и физических качеств, а также специальных профессиональных знаний и умений, необходимых будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.

Метапредметные результаты:

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

-ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

Предметные результаты:

-способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической, физической подготовке.

-Способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила соревнований.


5. Содержание


Содержание программы:



Программа курса внеурочной деятельности «Я – гражданин, я- патриот» рассчитана на 68 часов. Состоит из четырех модулей: огневая подготовка, основы самообороны, строевая подготовка, патриотическая песня.

5.1.Модуль «Огневая подготовка». Рассчитан на 18 часов.

Позволяет решать задачи воспитания всесторонне развитой личности и имеет спортивно-оздоровительную направленность.

Модуль предусматривает изучение и ознакомление с:

- историей развития стрелкового спорта;

- теоретическое знакомство с основными видами отечественного стрелкового оружия их характеристиками и устройством;

-прикладным и оборонным значением стрелкового спорта;

-характеристиками моделей пневматического оружия;

- устройством и взаимодействием частей пневматического оружия

- техникой безопасности при пользовании пневматическим оружием;

- основами производства меткого выстрела;

- методикой обучения технике стрельбы;

- специальными стрелковыми упражнениями;

- организацией соревнований по стрельбе и их проведение, воспитание;

Модуль предусматривает цели и задачи:

- формировать у учащихся наиболее полные знания и представления об истории и возникновения стрелкового спорта;

- научить учащихся владеть пневматическим оружием;

- совершенствовать разностороннее развитие учащихся для их готовности к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

-воинской культуры и дисциплинированности, готовности умело действовать в строю, в повседневной жизни и в бою.

- организованное проведение свободного времени, досуга;

Программой модуля предусмотрены теоретические и практические занятия.

Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом:

На теоретических занятиях по огневой подготовке сообщаются основные сведения об отечественном стрелковом оружии, его основных технических характеристиках, по истории стрелкового спорта, технике и методике стрельбы, основные правила по технике безопасности во время тренировочных занятий, а также особенности стрельбы из различных положений.

На практических занятиях учащиеся приобретают умения и навыки по разборке и сборке автомата Калашникова, в совершенствовании техники стрельбы из пневматического оружия.

Прохождение каждой новой темы и выполнение упражнений по стрельбе предполагает постоянное повторение предыдущих тем и овладение определенными практическими навыками в стрельбе.

К занимающимся предъявляются определенные требования по мерам безопасности при обращении с пневматическим оружием, т.к. при нарушении правил по технике безопасности возможно получение серьезных травм и увечий, по знанию устройства и работы данного вида оружия.

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании учащийся должен знать:

- устройство и принцип действия пневматического оружия, технику безопасности при обращении и стрельбе из пневматического оружия;

- элементарные теоретические сведения о баллистике;

историю стрелкового оружия;

- команды, подаваемые инструктором при проведении учебных стрельб из пневматического оружия.

-основы обороны государства и военной службы; требования воинской -дисциплины, обязанности солдата, дневального, обязанности солдата перед построением и в строю, назначение, боевые свойства, общее устройство винтовки, автомата, правила стрельбы из стрелкового оружия, порядок проведения стрельб и требования безопасности при стрельбе. Обязанности солдата в бою, организацию мотострелкового отделения и основы боевых действий.



Учащийся должен уметь:

-выполнять стрелковые упражнения из положения, лежа и сидя;

-занимать правильное положение при изготовке к стрельбе и при стрельбе;

-выполнять специальные действия способствующие уравновешиванию дыхания и пульса;

-осознанно относиться к своему здоровью, наблюдать, анализировать и запоминать;

-применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;

анализировать свои действия в процессе работы, сравнивая его с действиями других учащихся;

- выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением военной службы ( неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата, оружием. Готовить оружие и боеприпасы к стрельбе, вести меткий огонь из пневматической винтовки. Правильно передвигаться на поле боя. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении.

Формами подведения итогов реализации данного модуля являются:

-наблюдение за деятельностью учащихся;

- соревнования по стрельбе;

-соревнования по военно-прикладному многоборью;

-выполнение контрольных упражнений.

Для реализации данного модуля необходимо следующее техническое обеспечение:

-плакаты по изучению устройства и взаимодействия частей АК, ПМ и пневматической винтовки;

- сборно-разборный макет автомата Калашникова;

-пневматическая винтовка;

-стенды для стрельбы;

-мишени бумажные (различные);

-пульки для стрельбы из пневматического оружия.



№п/п

Тема

Задача урока

Часы


Дата


Теория

Практика

План

Факт

1.

Стрелковое вооружение ВС РФ


Изучить виды и боевые свойства стрелкового оружия ВС РФ

1





2.

Материальная часть АКМ


 Назначение, боевые свойства, устройство частей и механизмов АКМ.





 Порядок неполной разборки и сборки АКМ

1




















2







3.

Работа частей и механизмов АКМ

 Положение частей и механизмов до заряжения.

1




 Работа частей и механизмов при заряжении. Стрельба из пневматической винтовки.


1



 Работа частей и механизмов АКМ при автоматической стрельбе. Стрельба из пневматической винтовки.


1



 Работа частей и механизмов при стрельбе одиночными выстрелами. Стрельба из пневматической винтовки.


1



4.

Основы и правила стрельбы

 Явление выстрела. Стрельба из пневматической винтовки.

0,5

0,5



 Начальная скорость пули. Отдача оружия. Стрельба из пневматической винтовки.

0,5

0,5



 Образование траектории. Пробивное и убойное действие. Стрельба из пневматической винтовки.

0,5

0,5



Прямой выстрел и его практическое назначение. Стрельба из пневматической винтовки.

0,5

0,5



 Прикрытое поражение и мертвое пространство. Стрельба из пневматической винтовки.

0,5

0,5



Способы определения дальности до цели. Выбор цели и точки прицеливания. Стрельба из пневматической винтовки.

0,5

0,5







5.

Ведение огня из АКМ


 Меры безопасности на стрельбах. Стрельба из пневматической винтовки.


1



 Снаряжение магазина учебными патронами. Изготовка к стрельбе лежа Стрельба из пневматической винтовки.


1



 Производство стрельбы. Прекращение стрельбы. Стрельба из пневматической винтовки.


1



 Сдача нормативов при стрельбе из пневматической винтовки. Сдача нормативов при снаряжении магазина учебными патронами.


1



Итого 6 часов 12 часов



5.2. Модуль «Основы самообороны». Рассчитан на 16 часов.

Модуль «Основы самообороны», реализуется в рамках профильной подготовки. Получив начальные навыки самообороны уже в школе, учащиеся придут на службу в органы внутренних дел, МЧС или в подразделения и части Вооруженных Сил России более подготовленными, им не потребуется много времени и сил для изучения соответствующих разделов курса физической подготовки. Кроме того, в ходе занятий формируется морально-психологическая готовность к самообороне, что не менее важно для будущего защитника Родины.

Модуль «Основы самообороны» предполагает изучение основных способов и индивидуальных средств самообороны и самозащиты, а также основных видов огнестрельного, травматического и газового оружия.

Основная цель модуля — военно-профессиональная ориентация учащихся. Курс ориентирован на то, чтобы вызвать у них интерес к военному делу, к службе в Вооруженных Силах, подразделениях МВД и МЧСВ ходе курса решаются обучающая, воспитательная и развивающая задачи.

1. Обучающая задача — обучить школьников основам самообороны и самозащиты, элементам рукопашного боя, азам морально-психологической подготовки, необходимой как в экстремальных ситуациях повседневной жизни, так и в зонах военных конфликтов, при совершении и угрозе террористического акта.

2. Воспитательная задача — воспитать у учащихся любовь и уважение к профессиям, связанным с защитой человека в чрезвычайных и экстремальных ситуациях как мирного, так и военного времени, к профессии защитника Российской Федерации. Сформировать у школьников желание изучать военное дело, основы самообороны и приобрести в дальнейшем профессию, связанную со службой в подразделениях и частях Вооруженных сил, МВД, или других силовых структурах.

3. Развивающая задача — развивать у учащихся силу, ловкость, выносливость, стрессоустойчивость и такие качества характера, как дисциплинированность, вежливость, уважение к старшим, самоотверженность, смелость.

Для реализации данного модуля необходимо наличие учебно-материальной базы: спортивного зала, спортивной площадки с элементами полосы препятствий. В процессе реализации модуля предусмотрено применение информационно-коммуникационных технологий, игровых технологий (уроки–викторины и уроки–соревнования), личностно ориентированного подхода к учащимся.

Требования к подготовке учащихся

После изучения курса учащиеся должны

• знать:

— основные виды современного огнестрельного, травматического и газового оружия, средств самообороны и бронезащиты;

— психологические основы самообороны и стрессоустойчивости;

— основные элементы рукопашного боя, основные подручные средства самообороны;

— пределы необходимой самообороны;

— основные навыки самостраховки;

— правила поведения при обнаружении взрывного устройства и угрозе взрыва;

— правила поведения при захвате в заложники.

• уметь:

— применять современное холодное, огнестрельное, травматическое и газовое оружие для самообороны;

— применять современные средства самозащиты и бронезащиты;

— выполнять основные общефизические упражнения на ловкость, быстроту и выносливость;

— выполнять правила личной гигиены спортсмена;

— оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах и ранениях;

— преодолевать стрессовые ситуации, возникающие в экстремальных ситуациях;

— выполнять основные элементы рукопашного боя (удары рукой и ногой, защитные действия, броски, освобождения от захватов противника);

— выполнять болевые приемы, обезоруживать противника при ударе ножом и угрозе пистолетом;

— использовать подручные средства (палка, пояс, и др.) для самообороны и самозащиты;

— выполнять приемы самостраховки;

— правильно действовать при обнаружении взрывного устройства и угрозе взрыва;

— правильно вести себя при захвате в заложники.

Тема

Содержание модуля Задачи урока

Часы

Дата

Теория

Практика

План

Факт

1

Вводное занятие.

Знакомство с программой курса. Инструктаж по технике безопасности

0,5




2

Современное оружие и средства самозащиты

Изучить основные виды автоматического оружия и пистолетов. Общее устройство, краткая техническая характеристика

0,5




3


Ручные гранаты. Общее устройство, краткая техническая характеристика

Подготовка ручных гранат к применению и их разряжение. Метание гранаты на точность

0,5

0,5



4







5


Основные средства самообороны, их назначение, устройство и техническая характеристика

0,5




6

Прикладная физическая подготовка. Элементы рукопашного боя

Овладение навыками самостраховки

0,5

0,5



7


Удары рукой и ногой

0,25

1



8


Защитные действия руками и ногами

0, 5

1



9


Защитные действия руками и ногами

0,25

1



10


Броски

0,25

1



11


Освобождение от захватов противника

0,25

1



12


Обезоруживание противника при ударе ножом

0,25

1



13


Обезоруживание противника при угрозе пистолетом

0,25

1



14

Правила поведения при нападениях

Подручные средства самообороны и их применение

Использование палки для защиты от атак вооруженного и невооруженного противника

Использование пояса для защитных действий

0,5

1



15


Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Необходимая оборона и ее пределы

Правила поведения при захвате заложников, обнаружении взрывных устройств и угрозе взрыва

1




16

Психологические основы самозащиты. Способы преодоления стресса.

Способы преодоления стресса и борьбы с паникой

1




Итого 7 часов 9 часов



5.3.Модуль «Строевая подготовка». Рассчитан на 16 часов.

Основной целью модуля «Строевая подготовка» является создание условий для формирования:

  • практических умений и навыков в области обороны государства;

  • знаний о роли здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности, общества и государства;

  • способностей осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;

  • психологической готовности к военно-профессиональной деятельности;

  • личных духовных, нравственных и физических качеств, физических и морально- психологических качеств, необходимых для выполнения обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации;

  • умения анализировать свое поведение в повседневной жизни;

  • умения самостоятельно приобретать и применять знания.


Основными задачами модуля «Строевая подготовка» являются:

  • формирование ценностно-нравственной основы самоопределения учащихся относительно военно-профессиональной деятельности;

  • популяризация и пропаганда среди учащихся здорового и безопасного образа жизни..


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модуля

Личностные результаты:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству.

Метапредметные результаты:

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

-ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

Предметные результаты:

-способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке.

-Способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперника во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.


Содержание модуля.

Тема 1. Общие положения (1 час).

Строи и управление ими.

Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю.

Тема 2. Строевые приемы и движения без оружия (6 часов).

Строевая стойка.

Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить». Выполнение команд: «Головные уборы снять», «Головные уборы надеть».

Повороты на месте «Направо», «Налево», «Кругом».

Тема 3. Строевой шаг. Повороты в движении (9 часов).

Движения шагом. Бегом. Походным шагом.

Движение строевым шагом по разделениям.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

План



Факт

1

Общие положения.

1

Слушать и понимать речь других людей.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.



2

Строевые приемы и движения без оружия.

6

Овладение строевой выучкой

  • построение и перестроение подразделений,

  • выполнения строевых приемов

  • самостоятельной и коллективной деятельности, включение своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников коллектива.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.




3

Строевой шаг. Повороты в движении

9


Итого

16






5.4.Модуль «Патриотическая песня» Рассчитан на 18 часов.

Учащиеся этой возрастной категории обучаются начальным певческим навыкам с элементами начального сольфеджио, поэтому занятия должны быть направлены на выработку устойчивого внимания, качества пения, развития музыкальной памяти, слуха. Длительность занятий составляет 40 минут.

Больше внимания уделяется репетиционной деятельности, записи фонограмм с голосом. Пение тренировочного материала должно проходить живо, интересно, эмоционально. Весь певческий процесс корректируется физическими возможностями детей, особенностями детской психики.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся: несложные мотивы, песни со средним диапазоном, легко запоминающийся текст.

Уделять внимание воспитанию у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам его прошлого через музыку. Воспитать у учащихся чувство гордости за свою Родину и выражать это в пении.

Также следует уделить внимание воспитанию у детей культуры, восприятия музыки, расширения их музыкального кругозора.

Цель:

Воспитание гармонически развитой личности;

Формирование патриотического сознания учащихся;

Максимального раскрытия творческих способностей участников;

Подготовки к различным видам творческой деятельности.

Привитие священного чувства любви к Родине.



Задачи:

Научить развивать свои голосовые возможности;

Обучить различным видам гимнастических упражнений, укрепляющих голосовой и дыхательный аппарат;

Развивать творческую фантазию, воображение, внимание, память, наблюдательность;

Учить обращению к высоким идеалам, которые имели место в отечественной истории;

Учить общению друг с другом, взаимопониманию и взаимному уважению;

Сформированное представление о благородстве, готовности к подвигу через патриотическую песню.

Большое оживление и удовольствие у детей этой возрастной группы вызывает введение в урок музыкальной игры и введение в занятия движений под музыку. Постигая основы движений под музыку, постигая основы сценического движения – дети забывают про усталость и напряжение, возникшие в течение занятия.

Используются упражнения:

1. на воспитание ритмичности (ходьба ровными четвертями, ходьба с хлопками в ладоши, меняя ритмичный рисунок);

2. упражнения на пластику рук (жесты и т.д.)

воспитание осанки, походки, разучивание репертуара также занимает достаточно времени и проходит в несколько этапов:



А) показ – исполнение песни руководителем.

Б) разучивание текста, проговаривание его, затем пропевание.

В) работа над трудными фрагментами: (пение на слух, пение на гласные и т.д.)

Г) пение под музыкальную фонограмму.



Важно научить детей пользоваться микрофоном.

Слушание на занятиях хора, доступно подростковому восприятию, позволяет научить детей не просто слушать, но и понимать музыкальное произведение. Используются записи исполнителей патриотической песни, песен из кинофильмов.

Знакомство с понятиями: вступление, запев, припев, куплет.

Предполагаемые успехи, достигнутые участниками в процессе обучения, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий в коллективе и оцениваются соучастниками, родителями и другими руководителями дополнительного образования. Выступления на мероприятиях муниципального, межрегионального уровней.

п/п

Тема занятий

Кол-во

часов


Дата


План

Факт

1.

Слушание записей исполнителей детской патриотической песни с просмотром видеозаписей


1



















2.

Сценическое движение (осанка, жесты, пластика)

1




Работа над репертуаром:

Разучивание песни

Пение под фонограмму

Работа с микрофоном

Оформление номера



5

3

3

3




Итого

16



Репертуарный план.

1.Гимн России

2.Журавли

3.Прощение славянки

4. Хотят ли русские войны

5. Уголок России

6.Детства последний звонок



Литература

Государственный стандарт Российской Федерации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Закон РФ «Об образовании».

Закон РФ «Об обороне».

Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».

Постановление Правительства «О военно-патриотических и детских объединениях» №551 от 24.07.2006г.

Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.



Латчук В.Н., Миронов С.К. Терроризм и безопасность человека. 5–11-е классы. Учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2007.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности

Смирнов А.Т. Основы военной службы. Учебное пособие. — М.: Дрофа, 2004.

100 уроков борьбы самбо. Сборник. — М.: Физкультура и спорт, 1971.



.Л.Шамина. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.: Музыка 1988

Музыка. Программа для общеобразовательных школ. М.: Просвещение 1986

Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М.С.Осенев. М.Академия 1999







Рассмотрено Согласовано

на заседании Заместитель директора по ВР

Педагогического совета __________ Н. В. Лучинская Протокол от 29.08.2018 г. № 1 29.08.2018 года