МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
АЗОВСКОГО РАЙОНА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Я - гражданин, я - патриот
НАПРАВЛЕНИЕ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ духовно - нравственное
КЛАССЫ 5, 6, 7, 8
УЧИТЕЛЬ Стрельцов Сергей Николаевич
ГОД СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ 2018 - 2019 учебный год
хутор Павловка
2018 г
Пояснительная записка
Актуальность курса
Вопрос духовно-нравственного, патриотического воспитания детей сегодня является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, школой, , обществом и государством и властью в целом.
Какой будет Россия завтра, какие люди будут её населять, во многом зависит от того, каким будет образование, к какой жизни оно будет готовить человека, какие идеалы будут действительно реализованы в педагогической практике, модели какой общественной жизни будут продуцироваться.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо
Цели и задачи изучения курса
Цель изучения курса внеурочной деятельности «Я – гражданин, я – патриот» - формирование духовно-нравственной личности как движущего потенциала общества. Создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
Задачи:
- физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
- совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
- подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
- воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
- формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу.
.
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия.
Курс внеурочной деятельности предназначен для детей 11-15 лет.
Объём часов, отпущенных на занятия.
Программа курса рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Продолжительность одного занятия.
Занятия длятся 40 минут.
Основные принципы реализации курса – научная обоснованность , доступность, учет возрастных особенностей школьников, практическая целесообразность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность.
Реализация программы опирается на содержание следующих предметов:
-физическая культура
-ОБЖ
-ОДНКНР
-Искусство (музыка).
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальная работа. Формы занятий: Занятия проводятся 2 раз в неделю в учебном кабинете, спортзале, на школьной спортивной площадке.
групповая работа, экскурсии, беседы, викторины, коллективные творческие дела, трудовые дела.
Формы контроля:1.Наблюдение2.Тестирование3.Беседа4.Проектная деятельность
. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов
- приобретение подростками духовно -нравственных, морально-психологических и физических качеств, а также специальных профессиональных знаний и умений, необходимых будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Метапредметные результаты:
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
-ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
Предметные результаты:
-способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической, физической подготовке.
-Способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила соревнований.
5. Содержание
Содержание программы:
Программа курса внеурочной деятельности «Я – гражданин, я- патриот» рассчитана на 68 часов. Состоит из четырех модулей: огневая подготовка, основы самообороны, строевая подготовка, патриотическая песня.
5.1.Модуль «Огневая подготовка». Рассчитан на 18 часов.
Позволяет решать задачи воспитания всесторонне развитой личности и имеет спортивно-оздоровительную направленность.
Модуль предусматривает изучение и ознакомление с:
- историей развития стрелкового спорта;
- теоретическое знакомство с основными видами отечественного стрелкового оружия их характеристиками и устройством;
-прикладным и оборонным значением стрелкового спорта;
-характеристиками моделей пневматического оружия;
- устройством и взаимодействием частей пневматического оружия
- техникой безопасности при пользовании пневматическим оружием;
- основами производства меткого выстрела;
- методикой обучения технике стрельбы;
- специальными стрелковыми упражнениями;
- организацией соревнований по стрельбе и их проведение, воспитание;
Модуль предусматривает цели и задачи:
- формировать у учащихся наиболее полные знания и представления об истории и возникновения стрелкового спорта;
- научить учащихся владеть пневматическим оружием;
- совершенствовать разностороннее развитие учащихся для их готовности к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
-воинской культуры и дисциплинированности, готовности умело действовать в строю, в повседневной жизни и в бою.
- организованное проведение свободного времени, досуга;
Программой модуля предусмотрены теоретические и практические занятия.
Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом:
На теоретических занятиях по огневой подготовке сообщаются основные сведения об отечественном стрелковом оружии, его основных технических характеристиках, по истории стрелкового спорта, технике и методике стрельбы, основные правила по технике безопасности во время тренировочных занятий, а также особенности стрельбы из различных положений.
На практических занятиях учащиеся приобретают умения и навыки по разборке и сборке автомата Калашникова, в совершенствовании техники стрельбы из пневматического оружия.
Прохождение каждой новой темы и выполнение упражнений по стрельбе предполагает постоянное повторение предыдущих тем и овладение определенными практическими навыками в стрельбе.
К занимающимся предъявляются определенные требования по мерам безопасности при обращении с пневматическим оружием, т.к. при нарушении правил по технике безопасности возможно получение серьезных травм и увечий, по знанию устройства и работы данного вида оружия.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании учащийся должен знать:
- устройство и принцип действия пневматического оружия, технику безопасности при обращении и стрельбе из пневматического оружия;
- элементарные теоретические сведения о баллистике;
историю стрелкового оружия;
- команды, подаваемые инструктором при проведении учебных стрельб из пневматического оружия.
-основы обороны государства и военной службы; требования воинской -дисциплины, обязанности солдата, дневального, обязанности солдата перед построением и в строю, назначение, боевые свойства, общее устройство винтовки, автомата, правила стрельбы из стрелкового оружия, порядок проведения стрельб и требования безопасности при стрельбе. Обязанности солдата в бою, организацию мотострелкового отделения и основы боевых действий.
Учащийся должен уметь:
-выполнять стрелковые упражнения из положения, лежа и сидя;
-занимать правильное положение при изготовке к стрельбе и при стрельбе;
-выполнять специальные действия способствующие уравновешиванию дыхания и пульса;
-осознанно относиться к своему здоровью, наблюдать, анализировать и запоминать;
-применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;
анализировать свои действия в процессе работы, сравнивая его с действиями других учащихся;
- выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением военной службы ( неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата, оружием. Готовить оружие и боеприпасы к стрельбе, вести меткий огонь из пневматической винтовки. Правильно передвигаться на поле боя. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении.
Формами подведения итогов реализации данного модуля являются:
-наблюдение за деятельностью учащихся;
- соревнования по стрельбе;
-соревнования по военно-прикладному многоборью;
-выполнение контрольных упражнений.
Для реализации данного модуля необходимо следующее техническое обеспечение:
-плакаты по изучению устройства и взаимодействия частей АК, ПМ и пневматической винтовки;
- сборно-разборный макет автомата Калашникова;
-пневматическая винтовка;
-стенды для стрельбы;
-мишени бумажные (различные);
-пульки для стрельбы из пневматического оружия.
№п/п | Тема | Задача урока | Часы | Дата |
Теория | Практика | План | Факт |
1. | Стрелковое вооружение ВС РФ | Изучить виды и боевые свойства стрелкового оружия ВС РФ | 1 | | | |
2. | Материальная часть АКМ | Назначение, боевые свойства, устройство частей и механизмов АКМ. Порядок неполной разборки и сборки АКМ | 1 | 2 | | |
3. | Работа частей и механизмов АКМ | Положение частей и механизмов до заряжения. | 1 | | | |
Работа частей и механизмов при заряжении. Стрельба из пневматической винтовки. | | 1 | | |
Работа частей и механизмов АКМ при автоматической стрельбе. Стрельба из пневматической винтовки. | | 1 | | |
Работа частей и механизмов при стрельбе одиночными выстрелами. Стрельба из пневматической винтовки. | | 1 | | |
4. | Основы и правила стрельбы | Явление выстрела. Стрельба из пневматической винтовки. | 0,5 | 0,5 | | |
Начальная скорость пули. Отдача оружия. Стрельба из пневматической винтовки. | 0,5 | 0,5 | | |
Образование траектории. Пробивное и убойное действие. Стрельба из пневматической винтовки. | 0,5 | 0,5 | | |
Прямой выстрел и его практическое назначение. Стрельба из пневматической винтовки. | 0,5 | 0,5 | | |
Прикрытое поражение и мертвое пространство. Стрельба из пневматической винтовки. | 0,5 | 0,5 | | |
Способы определения дальности до цели. Выбор цели и точки прицеливания. Стрельба из пневматической винтовки. | 0,5 | 0,5 | | |
5. | Ведение огня из АКМ | Меры безопасности на стрельбах. Стрельба из пневматической винтовки. | | 1 | | |
Снаряжение магазина учебными патронами. Изготовка к стрельбе лежа Стрельба из пневматической винтовки. | | 1 | | |
Производство стрельбы. Прекращение стрельбы. Стрельба из пневматической винтовки. | | 1 | | |
Сдача нормативов при стрельбе из пневматической винтовки. Сдача нормативов при снаряжении магазина учебными патронами. | | 1 | | |
Итого 6 часов 12 часов
5.2. Модуль «Основы самообороны». Рассчитан на 16 часов.
Модуль «Основы самообороны», реализуется в рамках профильной подготовки. Получив начальные навыки самообороны уже в школе, учащиеся придут на службу в органы внутренних дел, МЧС или в подразделения и части Вооруженных Сил России более подготовленными, им не потребуется много времени и сил для изучения соответствующих разделов курса физической подготовки. Кроме того, в ходе занятий формируется морально-психологическая готовность к самообороне, что не менее важно для будущего защитника Родины.
Модуль «Основы самообороны» предполагает изучение основных способов и индивидуальных средств самообороны и самозащиты, а также основных видов огнестрельного, травматического и газового оружия.
Основная цель модуля — военно-профессиональная ориентация учащихся. Курс ориентирован на то, чтобы вызвать у них интерес к военному делу, к службе в Вооруженных Силах, подразделениях МВД и МЧСВ ходе курса решаются обучающая, воспитательная и развивающая задачи.
1. Обучающая задача — обучить школьников основам самообороны и самозащиты, элементам рукопашного боя, азам морально-психологической подготовки, необходимой как в экстремальных ситуациях повседневной жизни, так и в зонах военных конфликтов, при совершении и угрозе террористического акта.
2. Воспитательная задача — воспитать у учащихся любовь и уважение к профессиям, связанным с защитой человека в чрезвычайных и экстремальных ситуациях как мирного, так и военного времени, к профессии защитника Российской Федерации. Сформировать у школьников желание изучать военное дело, основы самообороны и приобрести в дальнейшем профессию, связанную со службой в подразделениях и частях Вооруженных сил, МВД, или других силовых структурах.
3. Развивающая задача — развивать у учащихся силу, ловкость, выносливость, стрессоустойчивость и такие качества характера, как дисциплинированность, вежливость, уважение к старшим, самоотверженность, смелость.
Для реализации данного модуля необходимо наличие учебно-материальной базы: спортивного зала, спортивной площадки с элементами полосы препятствий. В процессе реализации модуля предусмотрено применение информационно-коммуникационных технологий, игровых технологий (уроки–викторины и уроки–соревнования), личностно ориентированного подхода к учащимся.
Требования к подготовке учащихся
После изучения курса учащиеся должны
• знать:
— основные виды современного огнестрельного, травматического и газового оружия, средств самообороны и бронезащиты;
— психологические основы самообороны и стрессоустойчивости;
— основные элементы рукопашного боя, основные подручные средства самообороны;
— пределы необходимой самообороны;
— основные навыки самостраховки;
— правила поведения при обнаружении взрывного устройства и угрозе взрыва;
— правила поведения при захвате в заложники.
• уметь:
— применять современное холодное, огнестрельное, травматическое и газовое оружие для самообороны;
— применять современные средства самозащиты и бронезащиты;
— выполнять основные общефизические упражнения на ловкость, быстроту и выносливость;
— выполнять правила личной гигиены спортсмена;
— оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах и ранениях;
— преодолевать стрессовые ситуации, возникающие в экстремальных ситуациях;
— выполнять основные элементы рукопашного боя (удары рукой и ногой, защитные действия, броски, освобождения от захватов противника);
— выполнять болевые приемы, обезоруживать противника при ударе ножом и угрозе пистолетом;
— использовать подручные средства (палка, пояс, и др.) для самообороны и самозащиты;
— выполнять приемы самостраховки;
— правильно действовать при обнаружении взрывного устройства и угрозе взрыва;
— правильно вести себя при захвате в заложники.
№ | Тема | Содержание модуля Задачи урока | Часы | Дата |
Теория | Практика | План | Факт |
1 | Вводное занятие. | Знакомство с программой курса. Инструктаж по технике безопасности | 0,5 | | | |
2 | Современное оружие и средства самозащиты | Изучить основные виды автоматического оружия и пистолетов. Общее устройство, краткая техническая характеристика | 0,5 | | | |
3 | | Ручные гранаты. Общее устройство, краткая техническая характеристика Подготовка ручных гранат к применению и их разряжение. Метание гранаты на точность | 0,5 | 0,5 | | |
4 | | | | | | |
5 | | Основные средства самообороны, их назначение, устройство и техническая характеристика | 0,5 | | | |
6 | Прикладная физическая подготовка. Элементы рукопашного боя | Овладение навыками самостраховки | 0,5 | 0,5 | | |
7 | | Удары рукой и ногой | 0,25 | 1 | | |
8 | | Защитные действия руками и ногами | 0, 5 | 1 | | |
9 | | Защитные действия руками и ногами | 0,25 | 1 | | |
10 | | Броски | 0,25 | 1 | | |
11 | | Освобождение от захватов противника | 0,25 | 1 | | |
12 | | Обезоруживание противника при ударе ножом | 0,25 | 1 | | |
13 | | Обезоруживание противника при угрозе пистолетом | 0,25 | 1 | | |
14 | Правила поведения при нападениях | Подручные средства самообороны и их применение Использование палки для защиты от атак вооруженного и невооруженного противника Использование пояса для защитных действий | 0,5 | 1 | | |
15 | | Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Необходимая оборона и ее пределы Правила поведения при захвате заложников, обнаружении взрывных устройств и угрозе взрыва | 1 | | | |
16 | Психологические основы самозащиты. Способы преодоления стресса. | Способы преодоления стресса и борьбы с паникой | 1 | | | |
Итого 7 часов 9 часов
5.3.Модуль «Строевая подготовка». Рассчитан на 16 часов.
Основной целью модуля «Строевая подготовка» является создание условий для формирования:
практических умений и навыков в области обороны государства;
знаний о роли здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
способностей осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
психологической готовности к военно-профессиональной деятельности;
личных духовных, нравственных и физических качеств, физических и морально- психологических качеств, необходимых для выполнения обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации;
умения анализировать свое поведение в повседневной жизни;
умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Основными задачами модуля «Строевая подготовка» являются:
формирование ценностно-нравственной основы самоопределения учащихся относительно военно-профессиональной деятельности;
популяризация и пропаганда среди учащихся здорового и безопасного образа жизни..
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модуля
Личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству.
Метапредметные результаты:
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
-ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
Предметные результаты:
-способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке.
-Способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперника во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
Содержание модуля.
Тема 1. Общие положения (1 час).
Строи и управление ими.
Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю.
Тема 2. Строевые приемы и движения без оружия (6 часов).
Строевая стойка.
Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить». Выполнение команд: «Головные уборы снять», «Головные уборы надеть».
Повороты на месте «Направо», «Налево», «Кругом».
Тема 3. Строевой шаг. Повороты в движении (9 часов).
Движения шагом. Бегом. Походным шагом.
Движение строевым шагом по разделениям.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата План | Факт |
1 | Общие положения. | 1 | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. | | |
2 | Строевые приемы и движения без оружия. | 6 | Овладение строевой выучкой построение и перестроение подразделений, выполнения строевых приемов самостоятельной и коллективной деятельности, включение своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников коллектива. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни. | | |
3 | Строевой шаг. Повороты в движении | 9 |
| Итого | 16 | | | |
5.4.Модуль «Патриотическая песня» Рассчитан на 18 часов.
Учащиеся этой возрастной категории обучаются начальным певческим навыкам с элементами начального сольфеджио, поэтому занятия должны быть направлены на выработку устойчивого внимания, качества пения, развития музыкальной памяти, слуха. Длительность занятий составляет 40 минут.
Больше внимания уделяется репетиционной деятельности, записи фонограмм с голосом. Пение тренировочного материала должно проходить живо, интересно, эмоционально. Весь певческий процесс корректируется физическими возможностями детей, особенностями детской психики.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся: несложные мотивы, песни со средним диапазоном, легко запоминающийся текст.
Уделять внимание воспитанию у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам его прошлого через музыку. Воспитать у учащихся чувство гордости за свою Родину и выражать это в пении.
Также следует уделить внимание воспитанию у детей культуры, восприятия музыки, расширения их музыкального кругозора.
Цель:
Воспитание гармонически развитой личности;
Формирование патриотического сознания учащихся;
Максимального раскрытия творческих способностей участников;
Подготовки к различным видам творческой деятельности.
Привитие священного чувства любви к Родине.
Задачи:
Научить развивать свои голосовые возможности;
Обучить различным видам гимнастических упражнений, укрепляющих голосовой и дыхательный аппарат;
Развивать творческую фантазию, воображение, внимание, память, наблюдательность;
Учить обращению к высоким идеалам, которые имели место в отечественной истории;
Учить общению друг с другом, взаимопониманию и взаимному уважению;
Сформированное представление о благородстве, готовности к подвигу через патриотическую песню.
Большое оживление и удовольствие у детей этой возрастной группы вызывает введение в урок музыкальной игры и введение в занятия движений под музыку. Постигая основы движений под музыку, постигая основы сценического движения – дети забывают про усталость и напряжение, возникшие в течение занятия.
Используются упражнения:
1. на воспитание ритмичности (ходьба ровными четвертями, ходьба с хлопками в ладоши, меняя ритмичный рисунок);
2. упражнения на пластику рук (жесты и т.д.)
воспитание осанки, походки, разучивание репертуара также занимает достаточно времени и проходит в несколько этапов:
А) показ – исполнение песни руководителем.
Б) разучивание текста, проговаривание его, затем пропевание.
В) работа над трудными фрагментами: (пение на слух, пение на гласные и т.д.)
Г) пение под музыкальную фонограмму.
Важно научить детей пользоваться микрофоном.
Слушание на занятиях хора, доступно подростковому восприятию, позволяет научить детей не просто слушать, но и понимать музыкальное произведение. Используются записи исполнителей патриотической песни, песен из кинофильмов.
Знакомство с понятиями: вступление, запев, припев, куплет.
Предполагаемые успехи, достигнутые участниками в процессе обучения, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий в коллективе и оцениваются соучастниками, родителями и другими руководителями дополнительного образования. Выступления на мероприятиях муниципального, межрегионального уровней.
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1. | Слушание записей исполнителей детской патриотической песни с просмотром видеозаписей | 1 | | |
2. | Сценическое движение (осанка, жесты, пластика) | 1 | | |
| Работа над репертуаром: Разучивание песни Пение под фонограмму Работа с микрофоном Оформление номера | 5 3 3 3 | | |
| Итого | 16 | | |
Репертуарный план.
1.Гимн России
2.Журавли
3.Прощение славянки
4. Хотят ли русские войны
5. Уголок России
6.Детства последний звонок
Литература
Государственный стандарт Российской Федерации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
Закон РФ «Об образовании».
Закон РФ «Об обороне».
Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
Постановление Правительства «О военно-патриотических и детских объединениях» №551 от 24.07.2006г.
Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Латчук В.Н., Миронов С.К. Терроризм и безопасность человека. 5–11-е классы. Учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2007.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности
Смирнов А.Т. Основы военной службы. Учебное пособие. — М.: Дрофа, 2004.
100 уроков борьбы самбо. Сборник. — М.: Физкультура и спорт, 1971.
.Л.Шамина. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.: Музыка 1988
Музыка. Программа для общеобразовательных школ. М.: Просвещение 1986
Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М.С.Осенев. М.Академия 1999
Рассмотрено Согласовано
на заседании Заместитель директора по ВР
Педагогического совета __________ Н. В. Лучинская Протокол от 29.08.2018 г. № 1 29.08.2018 года