СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности социального направления "Я-исследователь" для 3 класса разработана на основе авторской программы А.И. Савенкова "Программа исследовательского обучения младших школьников" Самара: Издательство "Учебная литература", 2007 г., с. 208. Содержит пояснительную записку,содержание учебного курса, учебно-тематический план, результаты освоения курса, КТП, мониторинг освоения программы курса, ресурсное обеспечение.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь" 3 класс»


  1. Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности социального направления «Я-исследователь» для 3 класса разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами и рекомендациями:

  • ФГОС НОО (приказ МОиН РФ №373 от 06 октября 2009 года)

  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, М.: Просвещение, 2010

  • Письмом МОиН РФ от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы А.И. Савенкова «Программа исследовательского обучения младших школьников» (Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.)

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проекта. Данный курс формирует общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях, создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, вызывает у них чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.



Актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции.

Данный курс предусматривает проведение специально построенной системы заданий, которые помогут учащимся преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности и самостоятельности.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

Особенностью данного курса является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

Содержание

Способ достижения

Возможные формы деятельности

Первый уровень результатов



Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Круглый стол

Второй уровень результатов



Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

Дебаты, тематический диспут

Третий уровень результатов



Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде

Творческая работа по выбранной теме



Программа рассчитана на детей в возрасте 9 – 10 лет (3 класс). На изучение курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Формы организации учебного процесса


Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. 

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.




2.Содержание учебного курса

Содержание данного курса согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности.



Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь .Роль научных исследований в нашей жизни.

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования .

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам).

Какими могут быть проекты? Виды проектов. Формулирование цели, задач исследования, гипотез

Планирование работы над проектом. Составление плана работы над проектом

Методы и предмет исследования. Эксперимент познания в действии. Эксперимент как форма познания мира.

Анкетирование, социальный опрос, интервьюированию.

Каталог. Работа в библиотеке с каталогом. Способы анализа прочитанной литературы.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта.

Исследование объектов. Основные логические операции. Оценка идеи, выделение главного и второстепенного. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

Составление плана работы. Требования к сообщению. Требования к оформлению работы.

Работа с компьютером. Оформление презентации.

Мини -конференция по итогам собственных исследований.

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ исследовательской деятельности.






3. Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Тренинг

12

7

5

2.

Исследовательская практика

18

8

10

3.

Мониторинг

4

0

4











4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятив-ные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуника-тивные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:


Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).









5. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Элементы содержания

Дата

План

Факт

Тренинг (1ч.)

Роль научных исследований в нашей жизни. Наблюдение и экспериментирование. (теория 1)

Проект. Научные исследования и наша жизнь. Практические задания по развитию умения наблюдать и экспериментировать.

8.09


Исследовательская практика (5 ч.)

Основные понятия проектной работы. (теория 1)

Основные понятия , используемые в проектной работе.

15.09


Как выбрать тему проекта? Проблема. (теория 2)

Проблема.Выбор темы проекта

22.09


Обсуждение и выбор тем исследования. Решение проблемы. (теория 3)

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.

29.09


Практическое занятие. Опыты в домашних условиях. Правила проведения, объяснение. (практика 1)

Практические задания по развитию умения наблюдать и экспериментировать. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

6.10


Выявление общих интересов. Как выбрать друга по общему интересу? (практика 2)

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент)

13.10


Тренинг(2ч.)

Знакомство с видами проектов. (теория 2)

Виды проектов

20.10


Проекты монопредметные, межпредметные, надпредметные. (теория 3)

Виды проектов: монопредметные, межпредметные, надпредметные.

27.10


Исследовательская практика(5ч.)

Постановка цели исследования по выбранной теме. (практика 3)

Цели исследования.Постановка целей собственного исследования.

3.11


Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. (теория 4)

Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез. Создание и проверка собственных гипотез.

10.11


Составление плана работы над проектом. (практика 4)

Планирование работы над проектом.

17.11


Объект, предмет и гипотеза исследования.

(теория 5)

Объекты, предметы исследования.Создание и проверка собственных гипотез.

24.11


Объект исследования в работе учащихся. (теория 6)

Выбор объекта для собственного исследования.

1.12


Тренинг(7ч.)

Методы исследования. (теория 5)

Методы исследования. Практические задания- использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

8.12


Предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. (теория 6)

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент)

15.12


Анкетирование, социальный опрос, интервьюирование. (теория 7)

Анкетирование, социальный опрос, интервьюированию.


22.12


Требования к составлению анкет для проекта. (теория 8)

Требования к составлению анкет

29.12


Практическое занятие по составлению анкет для проекта. (практика 1)

Практические задания по составлению

12.01


Экскурсия в библиотеку. Работа с каталогами. (практика 2)

Каталог. Работа в библиотеке с каталогом.

19.01


Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

(практика 3)

Каталог. Работа в библиотеке с каталогом.

26.01


Исследовательская практика(2ч.)

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Анализ прочитанной литературы.

(теория 7)

Способы анализа прочитанной литературы. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта.


2.02


Правильная запись литературы, используемой в проекте. (практика 5)

Запись литературы по теме собственного проекта

9.02


Тренинг(2 ч.)

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. (практика 4)

Основные требования к паспорту проекта. Практические задания по составлению паспорта собственного проекта.

16.02


Паспорт проекта. Практическое занятие.

(практика 5)

Практические задания по составлению паспорта собственного проекта.


15.03


Исследовательская практика(2 ч.)

Основные логические операции. Оценивание идеи, выделение главного и второстепенного. Составление сообщения о теме исследования. (теория 8)

Основные логические операции. Оценка идеи, выделение главного и второстепенного.

22.03


Практическое занятие. Эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» (практика 6)

Совершенствование владения основными методами экспериментирования

29.03


Мониторинг (1ч.)

Анализ и синтез. Практическое занятие «Анализ своих действий и формулирование выводов». Проектная документация для выступления. (практика 1)

Анализ и синтез. Проектная документация для выступления

5.04


Исследовательская практика(3ч.)

Суждения, умозаключения, выводы. Знакомство с программой Microsoft  Power Point. (практика 7)

Суждения, умозаключения, выводы.

Программа Microsoft  Power Point.

12.04


Подготовка проектной документации для выступления. Практическое занятие. Составление презентации к выступлению. (практика 8)

Составление презентации к выступлению.

26.04


Практическое занятие. «Создание визитки выступления». (практика 9)

Создание визитки собственного выступления. Подготовка к защите своего проекта. Планирование собственного выступления.

3.05


Мониторинг (3ч.)

Выступление учащихся с презентацией своих проектов. (практика 2)

Публичное выступление с презентацией своего проекта

10.05


Выступление учащихся с презентацией своих проектов (продолжение работы) (практика 3)

Публичное выступление с презентацией своего проекта

17.05


Выставка лучших работ. Наши впечатления от проекта. (практика 4)

Выставка лучших работ.

24.05


Исследовательская практика(1 ч.)

Анализ проектной деятельности. Практическое занятие «Создание страницы благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом учебном году» (практика 10)

Анализ проектной деятельности.

31.05




















6. Мониторинг освоения программы курса

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта.

Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.



Методы контроля: 

консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.



7.Ресурсное обеспечение

Для учителя

  1. Савенков А.И. Программа «Я-исследователь»

  2. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2011

Для  обучающихся:

  1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

  2. Интернет  - ресурсы