Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности социального направления «Я-исследователь» для 3 класса разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами и рекомендациями:
ФГОС НОО (приказ МОиН РФ №373 от 06 октября 2009 года)
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, М.: Просвещение, 2010
Письмом МОиН РФ от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы А.И. Савенкова «Программа исследовательского обучения младших школьников» (Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.)
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проекта. Данный курс формирует общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях, создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, вызывает у них чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции.
Данный курс предусматривает проведение специально построенной системы заданий, которые помогут учащимся преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности и самостоятельности.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
Особенностью данного курса является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Содержание | Способ достижения | Возможные формы деятельности |
Первый уровень результатов | | |
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта | Круглый стол |
Второй уровень результатов | | |
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом | Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) | Дебаты, тематический диспут |
Третий уровень результатов | | |
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой | Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде | Творческая работа по выбранной теме |
Программа рассчитана на детей в возрасте 9 – 10 лет (3 класс). На изучение курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
2.Содержание учебного курса
Содержание данного курса согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности.
Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь .Роль научных исследований в нашей жизни.
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования .
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам).
Какими могут быть проекты? Виды проектов. Формулирование цели, задач исследования, гипотез
Планирование работы над проектом. Составление плана работы над проектом
Методы и предмет исследования. Эксперимент познания в действии. Эксперимент как форма познания мира.
Анкетирование, социальный опрос, интервьюированию.
Каталог. Работа в библиотеке с каталогом. Способы анализа прочитанной литературы.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта.
Исследование объектов. Основные логические операции. Оценка идеи, выделение главного и второстепенного. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Составление плана работы. Требования к сообщению. Требования к оформлению работы.
Работа с компьютером. Оформление презентации.
Мини -конференция по итогам собственных исследований.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ исследовательской деятельности.
3. Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Количество часов |
всего | теория | практика |
1. | Тренинг | 12 | 7 | 5 |
2. | Исследовательская практика | 18 | 8 | 10 |
3. | Мониторинг | 4 | 0 | 4 |
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные | формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты |
регулятив-ные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; | |
коммуника-тивные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Элементы содержания | Дата |
План | Факт |
Тренинг (1ч.) |
| Роль научных исследований в нашей жизни. Наблюдение и экспериментирование. (теория 1) | Проект. Научные исследования и наша жизнь. Практические задания по развитию умения наблюдать и экспериментировать. | 8.09 | |
Исследовательская практика (5 ч.) |
| Основные понятия проектной работы. (теория 1) | Основные понятия , используемые в проектной работе. | 15.09 | |
| Как выбрать тему проекта? Проблема. (теория 2) | Проблема.Выбор темы проекта | 22.09 | |
| Обсуждение и выбор тем исследования. Решение проблемы. (теория 3) | Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. | 29.09 | |
| Практическое занятие. Опыты в домашних условиях. Правила проведения, объяснение. (практика 1) | Практические задания по развитию умения наблюдать и экспериментировать. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. | 6.10 | |
| Выявление общих интересов. Как выбрать друга по общему интересу? (практика 2) | Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент) | 13.10 | |
Тренинг(2ч.) |
| Знакомство с видами проектов. (теория 2) | Виды проектов | 20.10 | |
| Проекты монопредметные, межпредметные, надпредметные. (теория 3) | Виды проектов: монопредметные, межпредметные, надпредметные. | 27.10 | |
Исследовательская практика(5ч.) |
| Постановка цели исследования по выбранной теме. (практика 3) | Цели исследования.Постановка целей собственного исследования. | 3.11 | |
| Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. (теория 4) | Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез. Создание и проверка собственных гипотез. | 10.11 | |
| Составление плана работы над проектом. (практика 4) | Планирование работы над проектом. | 17.11 | |
| Объект, предмет и гипотеза исследования. (теория 5) | Объекты, предметы исследования.Создание и проверка собственных гипотез. | 24.11 | |
| Объект исследования в работе учащихся. (теория 6) | Выбор объекта для собственного исследования. | 1.12 | |
Тренинг(7ч.) |
| Методы исследования. (теория 5) | Методы исследования. Практические задания- использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. | 8.12 | |
| Предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. (теория 6) | Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент) | 15.12 | |
| Анкетирование, социальный опрос, интервьюирование. (теория 7) | Анкетирование, социальный опрос, интервьюированию. | 22.12 | |
| Требования к составлению анкет для проекта. (теория 8) | Требования к составлению анкет | 29.12 | |
| Практическое занятие по составлению анкет для проекта. (практика 1) | Практические задания по составлению | 12.01 | |
| Экскурсия в библиотеку. Работа с каталогами. (практика 2) | Каталог. Работа в библиотеке с каталогом. | 19.01 | |
| Отбор и составление списка литературы по теме исследования. (практика 3) | Каталог. Работа в библиотеке с каталогом. | 26.01 | |
Исследовательская практика(2ч.) |
| Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Анализ прочитанной литературы. (теория 7) | Способы анализа прочитанной литературы. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. | 2.02 | |
| Правильная запись литературы, используемой в проекте. (практика 5) | Запись литературы по теме собственного проекта | 9.02 | |
Тренинг(2 ч.) |
| Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. (практика 4) | Основные требования к паспорту проекта. Практические задания по составлению паспорта собственного проекта. | 16.02 | |
| Паспорт проекта. Практическое занятие. (практика 5) | Практические задания по составлению паспорта собственного проекта. | 15.03 | |
Исследовательская практика(2 ч.) |
| Основные логические операции. Оценивание идеи, выделение главного и второстепенного. Составление сообщения о теме исследования. (теория 8) | Основные логические операции. Оценка идеи, выделение главного и второстепенного. | 22.03 | |
| Практическое занятие. Эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» (практика 6) | Совершенствование владения основными методами экспериментирования | 29.03 | |
Мониторинг (1ч.) |
| Анализ и синтез. Практическое занятие «Анализ своих действий и формулирование выводов». Проектная документация для выступления. (практика 1) | Анализ и синтез. Проектная документация для выступления | 5.04 | |
Исследовательская практика(3ч.) |
| Суждения, умозаключения, выводы. Знакомство с программой Microsoft Power Point. (практика 7) | Суждения, умозаключения, выводы. Программа Microsoft Power Point. | 12.04 | |
| Подготовка проектной документации для выступления. Практическое занятие. Составление презентации к выступлению. (практика 8) | Составление презентации к выступлению. | 26.04 | |
| Практическое занятие. «Создание визитки выступления». (практика 9) | Создание визитки собственного выступления. Подготовка к защите своего проекта. Планирование собственного выступления. | 3.05 | |
Мониторинг (3ч.) |
| Выступление учащихся с презентацией своих проектов. (практика 2) | Публичное выступление с презентацией своего проекта | 10.05 | |
| Выступление учащихся с презентацией своих проектов (продолжение работы) (практика 3) | Публичное выступление с презентацией своего проекта | 17.05 | |
| Выставка лучших работ. Наши впечатления от проекта. (практика 4) | Выставка лучших работ. | 24.05 | |
Исследовательская практика(1 ч.) |
| Анализ проектной деятельности. Практическое занятие «Создание страницы благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом учебном году» (практика 10) | Анализ проектной деятельности. | 31.05 | |
6. Мониторинг освоения программы курса
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта.
Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Методы контроля:
консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
7.Ресурсное обеспечение
Для учителя
Савенков А.И. Программа «Я-исследователь»
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2011
Для обучающихся:
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет - ресурсы