Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Манильская средняя школа» Пенжинского муниципального района Камчатского края
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МКОУ МСШ О.А.Обухова ________________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ МСШ О.В.Потешкина ___________________________ |
« » _______________ 2019г. | Приказ № от « »_________2019г. |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Я - исследователь»
на 2019-2020 учебный год
5, 8 классы
(70 часов)
Составитель: Леонова Т.К., учитель русского языка и литературы, высшая к/к
2019 г
Пояснительная записка
Содержание программы опирается на основные направления государственной политики, проводимой Министерством образования и науки Российской Федерации в области модернизации российского образования на период до 2020 года, и на следующие документы:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 14.12.2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Положение о рабочей программе МКОУ МСШ;
- Учебный план МКОУ «МСШ» на 2019-2020 уч.г.
Программа кружка « Я - исследователь» рассчитана на 1 год и предназначена для учащихся 5 и 8 класса.
Количество часов- 2 час в неделю, всего – 68 ч.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
-формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
-формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
-развивать познавательные потребности и способности,
-развивать коммуникативные навыки ;
-формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
-формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
У учеников будут сформированы:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
-способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-адекватного понимания причин успешности/неспешности внеучебной деятельности;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные результаты
Ученик научится:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи ;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные результаты
Ученик научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные), контролируемом пространстве Интернета;
-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Ученик получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные результаты
Ученик научится:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-организация работы в малых группах.
Ученик получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты:
-самостоятельная работа со справочной литературой;
-поиск информации по заданному параметру;
-нахождение информации в справочной литературе;
-работа с текстом при помощи разных приемов;
- комбинирование разные способы первичной обработки информации;
-работа с понятиями.
Учебно- тематический план
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
1 | Теоретический блок (21 ч) | 21 |
2 | Практический блок (41 ч) | 41 |
3 | Готовим проекты ( 8 ч) | 8 |
| Всего | 70 |
Поурочное планирование
№ урока | Тема урока |
Теоретический блок (21 ч) |
1 | Основные виды творческих работ в области гуманитарных наук |
2 | Что такое проект? |
3 | Что такое исследование? |
4 | Как выбрать тему проекта и исследования |
5 | Что такое проблема? |
6 | Учимся выдвигать гипотезы |
7 | Источники информации |
8 | Этапы проектной деятельности |
9 | Этапы исследовательской деятельности |
10 | Выбор темы исследования и проекта |
11-12 | Цели и задачи исследования |
13-15 | Методы исследования. |
16-17 | Сбор материала для исследования. |
18-19 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы |
20-21 | Обобщение полученных данных |
Практический блок (41 ч) |
22 | Обучение анкетированию |
23 | Обучение социальному опросу |
24 | Обучение интервьюированию |
25-26 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. |
27-28 | Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. |
29 | Презентация. Знакомство с Power Point |
30-31 | Работа с объектами слайда |
32-34 | Оформление презентации |
35-36 | Анимация в презентации |
37 | Типы учебных проектов. |
38 | Подготовительный этап проекта. Планирование |
39 | Реализация проекта. Сбор и обработка информации |
40 | Проектный продукт. Типы проектного продукта |
41 | Осмысление и оценка проекта |
42 | Правила представления информации в компьютерной презентации |
43 | Портфолио проекта |
44 | Презентация проекта (на выбор) |
45 | Классификация учебных проектов |
46 | Исследовательские проекты |
47 | Проектные продукты. Доклад. Статья. Анализ, исследование |
48 | Практико-ориентированные проекты |
49-51 | Проектные продукты: учебное пособие, тесты и другое |
52-54 | Информационные проекты: мультимедийная презентация, инструкция, памятка и другое |
55 | Практическая работа. Защита проекта |
56 | Творческие проекты. Сбор материала |
57-59 | Заметка, интервью для школьной газеты, сценарий |
60 | Практическая работа. Защита проекта |
61 | Создание презентации с видеоклипом. Практическая работа |
62 | Видеоклип как проектный продукт |
Готовим проекты ( 8 ч) |
63-66 | Практическая работа |
67-68 | Подготовка к выступлению (защите). |
69 | Выступление на мини-конференции |
70 | Итоговое занятие. Наши достижения |
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
-основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
-понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
-основные источники информации;
-правила оформления списка использованной литературы;
-правила классификации и сравнения,
-способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
-источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
-правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
-выделять объект исследования;
-разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
-выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
-анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
-работать в группе;
-работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
-пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
-планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
-работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.