СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Я познаю мир" 1-4

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальный марафон

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Я познаю мир" 1-4»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Я познаю мир» составляют следующие документы.

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ 4

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100).

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101).

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676).

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69675).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480)

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034).

9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03–1190. 5

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229).

11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74223).

12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228).

Актуальность программы

Все привыкли оценивать результат работы учителя по качеству выполнения учащимися контрольных работ: тематических, за четверть, за год, за начальную школу и т.д. Это стандартная ситуация как для взрослых, так и для детей. Одной из форм, позволяющих увидеть реальный результат работы педагога, являются различные   интеллектуальные игры: марафоны, олимпиады, конкурсы и т.д. Чтобы учащиеся достигали высоких результатов в интеллектуальных играх, недостаточно прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, нужно научить учащихся использовать знания и умения на практике, в нестандартных жизненных ситуациях. Помочь в этом может работа по дополнительной образовательной программе внеурочной деятельности “Я познаю мир”.

Внеучебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, внеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки внеучебно-познавательной деятельности. Учение овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Внеучебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.

Еще очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действий, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. Дети лишены радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. При таком подходе, фактически ориентированного на среднего ученика, страдают наиболее способные дети, которые не получают достаточного материала для развития своих способностей. Их общеинтеллектуальная деятельность оказывается недостаточно нагруженной, они привыкают не прилагать усилий в учебной работе.

Данная программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» является наиболее актуальной, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет обеспечить усвоение обучающимися необходимых знаний, в свободном общении формировать у детей интерес к естественно-научным и духовно-нравственным дисциплинам, экологической культуре. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности обучающегося средствами курса данной программы.

В рамках реализации внеучебной деятельности, ребенок может раскрыть и преумножить свои способности.

В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию среднего образования, с ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы личности главной целью обучения должны быть общеинтеллектуальное и духовно-нравственное развитие. Для формирования личности обучающегося, для достижения высокого уровня его развития именно эта деятельность, как правила, оказывается более значимой, чем те конкретные знания, которые послужили ей базой. Именно поэтому среди общих целей образования центральное место занимает развитие абстрактного мышления, необходимой компонентой которого является логическое мышление – как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное – эвристическое и алгоритмическое мышление.

В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими воспринимаемого материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми начальных классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических заданий. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:

  • Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;

  • Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

  • Развивать образное мышление;

  • Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

  • Развивать творческие способности;

  • Содействовать воспитанию интереса к процессу познания мира в целом.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению заданий творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

Тип образовательной программы:

Образовательная программа ориентирована на достижение результатов определенного уровня, по конкретным видам внеучебной деятельности младших школьников.

Программа имеет возрастную привязку:

  • для 1-3-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником общеинтеллектуальных, общекультурных и нравственных знаний в различных видах деятельности;

  • для 4-го класса – программа, дающая ребенку опыт самостоятельного интеллектуального и практического действия;

Особенности реализации программы.

Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности, направленной на реализацию особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся.

Программа курса составлена из расчёта 144 учебных часа — по 1 часу в неделю. В 1— 4 классах — по 36 часов. Срок реализации программы — 4 года. Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. В резервные часы входят некоторые часы на повторение, проектные занятия и занятия, посвящённые презентации продуктов проектной деятельности. При этом обязательная часть курса, установленная примерной рабочей программой, и время, отводимое на её изучение, должны быть сохранены полностью. Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

Работая по дополнительной образовательной программе “Я познаю мир”, учащиеся расширят теоретические знания, полученные учащимися при изучении школьных курсов в области русского языка, литературы, окружающего мира, истории, математики, приобретут практические умения, достигнут высоких результатов в формировании личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

Данная программа имеет интегрированный характер.

Использование аудиовизуальной и компьютерной техники на занятиях позволит в значительной мере повысить эффективность работы.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

– привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей. 
2. Принцип научной организации.
3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся. 
4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования. 
5. Принцип целостности. 
6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования. 
7. Принцип личностно – деятельностного подхода. 
8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка). 
9. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов. 
10. Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации.

Виды внеучебной деятельности:

  • игровая деятельность;

  • познавательная деятельность;

  • проблемно-ценностное общение;

  • художественное творчество;

  • трудовая деятельность;

  • проектная деятельность.

Формы внеурочной воспитательной деятельности

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.

Участие в КВНах, викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, района, диспуты, олимпиады, соревнования, интеллектуальные клубы, проекты, конкурсы, викторины, познавательные игры.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Первый год обучения

Личностными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1 год обучения является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1 год обучения является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Учиться высказывать своё предположение (версию).

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительных источниках информации.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Второй год обучения

Личностные результаты:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.

- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

- Слушать и понимать речь других.

- Вступать в беседу.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Третий год обучения:

Личностные результаты:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Четвертый год обучения

Личностные результаты:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты:

  • Искать и выбирать необходимую информацию.

  • Моделировать ситуацию.

  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).

  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.

Способами определения результативности программы являются:

Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

В начале года Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными. К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, тест Векслера и т.д., а также тесты-задания.

В конце года Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все виды тестовых испытаний.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости.

1- 2 годы обучения

• доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

• учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

3- 4 года обучения

• оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

• доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;

• объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

• замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Возрастные особенности достижения результатов воспитания

  • При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.

  • Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

  • Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Первый год обучения
  1. Как мы понимаем друг друга. (4ч) Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой. Школьные правила вежливости. Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня.

  2. Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.) Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.

  3. Времена года (4 ч.) Приметы осени. Листопад. Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель. Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения – признак весны. Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.

  4. Как ты узнаёшь мир (2 ч.) Органы чувств человека. Память – хранилище опыта. Ум.

  5. Твоя семья и друзья (3 ч.) Твоя семья и её состав. Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье. Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Значение общения в жизни человека.

6. Что нас окружает (6 ч.) Город (село) и его особенности. Взаимосвязь людей разных профессий. Зависимость человека от природы. Три состояния воды.

7. Живые обитатели планеты (8 ч.) Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Сходство растений и животных. Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Правила поведения в природе. Бережное отношение к окружающему миру.

8. КТД (3 ч.) Конкурсные и развлекательные программы. Свойства предметов, их части и действия с ними. Книга хранит знания и опыт людей. Правила безопасного поведения на улице.

9. Итоговые занятия. (3 ч.)

Второй год обучения

1. Наша планета Земля (22 ч) Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето? Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте. Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки? Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.

2. Земля – наш общий дом (12 ч) Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса. Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка».

3. Итоговые занятия (2 ч).

Третий год обучения

1. Вещество и энергия (3 ч) Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? Энергия. Что происходит при превращении энергии. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

2. Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч) Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок».

3. Экологическая система (4 ч) Цепи питания. Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. Лесные заморочки. Игра «Детектив». Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

4. Живые участники круговорота веществ (5 ч) Растения и их роль на Земле. Экскурсия. О братьях наших меньших. Рыбы и их многообразие. Час эрудитов «Птичьи имена». Проект «Сохраним красоту природы».

5. Твои родные и твоя Родина (3 ч) Человек и его корни. Родословное древо семьи. Моя Родина – Россия! Путешествие в прошлое. История моей Родины.

6. Времена древней Руси, Московского Государства, Российской Империи, Советской России СССР (13 ч) Откуда пошла земля Русская! Ледовое побоище. Слово о полку Игореве. Московское государство. Московский Кремль. Смутное время в России. Преобразования Петра I. Екатерина Великая. Михаил Васильевич Ломоносов. Отечественная война 1812 года. Император Александр II. Времена Советской власти и СССР. Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны».

7. Современная Россия (2ч) Российская Федерация. Проект «Сохраним историю родного края».

Четвёртый год обучения

1. Как работает организм человека (7ч). Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. Опора тела и движение. Наше питание. О дыхании и вреде курения. Органы чувств человека. Диспут «Тело человека и охрана здоровья».

2. Рукотворная природа (8ч) Растения и животные на службе у человека. Свойства воды и воздуха и их использование человеком. Как человек использует горные породы и минералы. Как обрабатывают металлы. Невидимая сила. Человек проникает в тайны природы. Экологический проект «Земля – планета жизни».

3. Человек и его внутренний мир (3ч) Как стать личностью? Эмоции и чувства. Как настроение?

4. Человек в мире людей (3ч) Почему возникают конфликты? Совесть. Путешествие по правам человека.

5. Человек и прошлое человечества (4ч) Добро и зло в Первобытном мире. Мир средневековых цивилизаций. Технические достижения эпохи Нового времени. 21 век.

6. Человек и многоликое человечество (4ч) « В некотором царстве, в тридевятом государстве…» Мы не похожи, ну и что же? Пути духовных исканий. Выставка работ «Дети разных народов».

7. Человек и единое человечество (5ч) Что такое деньги. Почему разные страны помогают друг другу? Сказки разных народов. Глобальные проблемы. Проект «Моё человечество».

8. Итоговое занятие. (1ч.)



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

занятия

Название темы
Количество часов Характеристика

деятельности

Дата по плану Дата

Фактически

всего


ауд

вне ауд





Как мы понимаем друг друга



Познакомиться с учителем и одноклассниками.

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе.



1

Вводное занятие. Как мы будем учиться.

1

1

-



2

Школьные правила вежливости.

1

1

1



3

Режим дня школьника.

1


1



4

Ты – ученик.

1


1




Как мы узнаём, что перед нами



Называть окружающие предметы и их признаки.

Различать предметы и выделять их признаки.



5

Что за словом?

1

1

-



6

Путешествие в Угадайку. КТД

1

-

1




Времена года



Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года.

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года».



7

Осенние посиделки.

1


1



8

Зимушка-зима.

1


1



9

Пробуждение Земли. Праздник встречи весны.

1


1



10

Весёлое лето.

1

1

-




Как ты узнаёшь мир




Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.



11

Глаза – главные помощники человека.

1

1




12

Память и ум – помощники человека.

1

1




13

Жить – с книгою дружить. КТД

1


1




Твоя семья и друзья



Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи.

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой .



14

Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.

1

-

1



15

Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?

1


1



16

Без друга в жизни туго. Мои друзья.

1

1

-




Что нас окружает



Виртуальная экскурсия по столицам России и округа.

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.

Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии.

Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний.



17

Моя столица. Достопримечательности столицы.

1


1



18

Мы – пешеходы.

1

-

1



19

Что такое профессия? Какие бывают профессии?

1

1

-



20-21

Из чего что сделано?

2

1

-



22

Водица-царица. (Три состояния воды)

1

-

1



23-24

Транспорт. Мы – пассажиры.

2

-

1



25

Мой путь от дома до школы. КТД

1

1

-




Живые обитатели планеты



Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.)

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.



26

Живое и неживое.

1


1



27

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

1

1

-



28

Путешествие по зоопарку.

1


1



29

Домашние любимцы и комнатные растения.

1

1

-



30

Собака – верный друг человека

1

1

-



31

Строение тела человека.

1

1

-



32

Правила поведения в природе.

1


1



33

Земля – наш общий дом.

1

1

-




Итоговые занятия





34

Итоговое занятие в форме игры «Поле чудес»

1

-

1



35

Итоговое занятие в форме игры «Умники и умницы»

1

-

1




36

Итоговое занятие в форме игры «Интеллектуальный марафон»

1

-

1





Второй год обучения

занятия

Название темы
Количество часов Характеристика

деятельности

Дата по плану Дата

фактически

всего


ауд

вне ауд





НАША ПЛАНЕТА

22 ч



Познакомиться и обсудить правила поведения в школе.



1

Мир живой и неживой природы.

1


1




2

Вещи и вещества. Разнообразие веществ.

1


1




3

Как без часов определить время суток?

1


1

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий.



4

Форма Земли.

1


1



5

О чём рассказывает Глобус.

1

1




6

Викторина «Занимательная география»

1

1





7

Звёзды, созвездия, планеты.

1

1


Извлекать необходимую информацию о планетах Солнечной системы.



8

Земное притяжение.

1


1

Сравнивать и различать день и ночь.

Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года



9

Почему день сменяется ночью?

1

1




10

Почему бывает лето?

1

1




11

Где живут белые медведи и слоны?

1

1




12

Прозрачный невидимка (воздух).

1


1

Наблюдать погоду и описывать её состояния

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.

Сравнивать погоду и климат.



13

Создание проекта «Солнечная система»

1

1




14

Путешествие по карте России.

1

1


Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина.



15

Адрес на глобусе и карте.

1

1




16

Что обозначают на карте с помощью цвета?

1

1




17

Путешествие по материкам и океанам.

1

1




18

Куда текут реки?

1

1


Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности.

Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.



19

Как рождаются горы?

1

1




20

Моря и острова.

1

1




21

Обитатели морей.

1

1




22

Проект «Моя страна».

1

1






ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

12 ч






23

Великий круговорот жизни.

1


1

Характеризовать экосистемы.



24

Путешествие по природным зонам.

1

1


Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон.



25

Красная книга.

1


1



26

Жизнь леса.

1

1




27

Хрупкая природа степей и пустынь.

1


1



28

Где растут тропические леса.

1

1




29

Жизнь в горах.

1

1


Находить на карте изученные природные зоны. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.



30

Путешествуем по Европе.

1

1




31

Страны Африки и Америки.

1

1




32

Австралия. Антарктида.

1

1




33

Моя Родина – Россия.

1

1


Показывать территорию России, ее государственную границу.

Находить на карте России родной регион.



34

Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»

1

1






Итоговые занятия






35

Итоговое занятие в форме игры «Умники и умницы»

1

-

1




36

Итоговое занятие в форме игры «Интеллектуальный марафон»

1

-

1





Третий год обучения

занятия

Название темы
Количество часов Характеристика

деятельности

Дата по плану Дата

фактически

всего


ауд

вне ауд




ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ 3 ч

1

Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?

1

1


Приводить примеры веществ. Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела,

жидкости и газы.



2

Энергия. Что происходит при превращении энергии.

1


1



3

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

1


1



ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ 4 ч

4

Живая оболочка планеты.

1

1


Характеризовать место обитания живых.

организмов.



5

О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.

1


1

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.



6

Солнце - как источник энергии.


1


1

Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов.



7

КВН «Планета загадок».

1

1





ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4 ч

8

Цепи питания.

1

1


Характеризовать экосистемы и

природные сообщества.



9

Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.

1


1



10

Лесные заморочки. Игра «Детектив».

1

1


Характеризовать влияние человека на

экосистемы и природные сообщества.



11

Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

1

1




ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ 5 ч

12

Растения и их роль на Земле. Экскурсия.

1


1

Выяснить роль растений в природе и жизни. Людей.



13

О братьях наших меньших.

1

1


Характеризовать условия, необходимые для жизни животных.

Характеризовать роль животных в природе и жизни людей.



14

Рыбы и их многообразие.

1

1




15

Час эрудитов «Птичьи имена».

1

1




16

Проект «Сохраним красоту природы».

1


1



ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА 3 ч

17

Человек и его корни. Родословное древо семьи.

1

1


Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о

судьбе представителей разных поколений.



18

Моя Родина – Россия!

1

1




19

Путешествие в прошлое. История моей Родины.

1


1



ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР 13 ч

20

Откуда пошла земля Русская!

1

1


Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры.

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.

Принять посильное участие в их охране.



21

Ледовое побоище.

1

1




22

Слово о полку Игореве.

1


1



23

Московское государство.

1

1




24

Московский Кремль.

1

1




25

Смутное время в России.

1

1




26

Преобразования Петра I

1

1




27

Екатерина Великая.

1

1




28

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

1




29

Отечественная война 1812 года.

1

1




30

Император Александр II.

1

1




31

Времена Советской власти и СССР.

1


1



32

Выставка рисунков «Мой предок – защитник. Родины в годы Великой Отечественной войны».

1


1



СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ 2 ч

33

Российская Федерация.

1

1


Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного

обряда и т.д.



34

Проект «Сохраним историю родного края».

1

1





Итоговые занятия






35

Итоговое занятие в форме игры «Умники и умницы»

1

-

1




36

Итоговое занятие в форме игры «Интеллектуальный марафон»

1

-

1





Четвёртый год обучения

занятия

Название темы
Количество часов Характеристика

деятельности

Дата по плану Дата

фактически

всего


ауд

вне ауд




КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА 7 ч

1

Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

1

1


Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья.




2

Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.

1

1




3

Опора тела и движение.

1


1



4

Наше питание.

1

1




5

О дыхании и вреде курения.

1

1




6

Органы чувств человека.

1

1




7

Диспут «Тело человека и охрана здоровья»

1

1




РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА 8 ч

8

Растения и животные на службе у человека.

1


1

Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы..




9

Изобретение рычага и колеса и их применение.

1

1




10

Свойства воды и воздуха и их использование человеком.

1

1




11

Как человек использует горные породы и минералы.

1

1




12

Как обрабатывают металлы.

1

1




13

Невидимая сила.

1

1




14

Человек проникает в тайны природы.

1


1



15

Экологический проект «Земля – планета жизни».

1

1




ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР 3 ч

16

Как стать личностью?

1

1


Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека.



17

Эмоции и чувства.

1


1



18

Как настроение?

1

1




ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ 3 ч

19

Почему возникают конфликты?

1

1


Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций.



20

Совесть.

1

1




21

Путешествие по правам человека.

1


1



ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 4 ч

22

Добро и зло в Первобытном мире.

1

1


Оценивать легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.



23

Мир средневековых цивилизаций.

1

1




24

Технические достижения эпохи Нового времени.

1

1




25

21 век.

1





ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО 4 ч

26

« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

1


1

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.



27

Мы не похожи, ну и что же?

1

1




28

Пути духовных исканий.

1


1



29

Выставка работ «Дети разных народов».

1

1




ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО 5 ч

30

Что такое деньги.

1

1





31

Почему разные страны помогают друг другу?

1

1





32

Сказки разных народов.

1


1




33

Глобальные проблемы.







34

Проект «Моё человечество».







35

Проект «Сохраним историю родного края».

1

1






Итоговое занятие

1 ч






36

Итоговое занятие в форме игры «Интеллектуальный марафон»

1

-

1





МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (для учителя)

1

Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!

1

2

Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.

1

3

Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.

1

4

Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.

1

5

Л.Экономов. Мир наших чувств.

1

6

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.


1

7

А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека.


Библиотечный фонд. (для учеников)

1

Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения.

1

2

Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений.

1

3

Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред.И. Д. Зверева.

1

4

Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия.

1

5

Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей.

1

6

Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы.

1

7

Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся.

1

8

Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе.

1

9

Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов

1

10

Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края.

1

11

Тайны живой природы. Рик Моррис

1

Наглядные пособия

1

Натуральные живые пособия :растения, животные.


2

Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.

2

3

Гербарии; коллекции насекомых.

3

4

Изобразительные наглядные пособия – таблицы.

5

5

Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.


Технические средства обучения.

1

Компьютер.

1

2

Медиапроектор.

1

3

Экран.

1

Экранно-звуковые пособия

1

Диск. «Звуки живой природы».

1

2

Фильм «Многообразие животного мира».

1

3

Фильм «Природа в разное время года».

1

4

Фильм «Бережем природу».

1

5

Презентация «Человек как часть природы».

1

6

Презентация «Что такое снег».

1

7

Презентация «Мой город в разное время года».

1

8

Презентация «Виды транспорта на улице моего города».

1

9

Презентация «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений».

1

10

Презентация «Звери и растения нашего края».

1

11

Презентация «Красная книга».

1