Государственное бюджетное учреждение общеобразовательная организация Запорожской области
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Энергодар
(ГБУ ОО ЗО «СОШ № 2» г. Энергодар)
271503, Запорожская область, г. Энергодар, проспект Энергетиков, д. 6
[email protected]
_____________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом ГБУ ОО ЗО «СОШ № 2» г. Энергодар | | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБУ ОО ЗО «СОШ № 2» г. Энергодар _____________ Е.А. Котляревская |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНАРМИЯ» (кружок «Юнармеец»)
Направленность: военно-патриотическая
Возраст учащихся: 12 – 16 лет
Срок реализации: 1 год (68 часов, 2 часа в неделю)
Составитель программы:
Симонова Марина Васильевна
учитель ОБЗР
Энергодар, 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО, СОО и Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2025 годы".
Программа внеурочной деятельности «Юнармия» имеет военно-патриотическую направленность и способствует формированию у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.
Программа направлена на:
1. участие в реализации основных задач государственной молодежной политики Российской Федерации;
2. всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
3. повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;
4. сохранение и приумножение патриотических традиций.
Программа внеурочной деятельности «Юнармия» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726.
2. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 3 сентября 2019 г. № 467 г. Москва «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
4. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
5. СанПин 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41.
6. СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
7. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
8. Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» от 28.05.2016 г.
9. Положение о региональных отделениях, местных отделениях Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», утвержденное решением Главного штаба ВВПОД «Юнармия», протокол № 4 от 26.01.2017 г.
10. Поручением Президента Российской Федерации от 03.06.2014 №Пр-1280 по итогам оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О мерах по совершенствованию военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации»;
11. Конвенцией ООН «О Правах ребенка»;
12. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
Согласно своему назначению рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного курса внеурочной деятельности «Юнармия»; устанавливает содержание курса, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса; даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Новизна данной программы:
преемственность с программами основной школы, она дополняет основные образовательные курсы по истории, основ безопасности и защиты Родины, физической культуре;
носит ярко выраженную профориентационную направленность, т.к. готовит к службе в вооруженных силах РФ и смежным профессиям.
Актуальность программы – выполнение социального заказа в воспитании гражданина и патриота, ответственного за судьбу страны, ее развитие и защиту достижений, а также в удовлетворении потребности учащихся и их родителей в начальной профильной подготовке и укрепления физического развития детей.
Практическая значимость:
1. Создание условий для получения начальных профессиональных военных навыков.
2. Интеллектуальное, нравственное, психологическое и физическое развитие, развитие способностей и творческого потенциала личности юнармейцев.
3. Подготовка обучающихся к участию в районных соревнованиях: смотр строя и песни, военизированных эстафет и др.
Преемственность данной программы заключается в том, что на занятиях по программе дети учатся осуществлять наблюдение, сравнение, домысливание, устанавливать причинно- следственные связи и аналогии, образно мыслить и объяснять, как они могут применить полученные знания в жизни. Таким образом, с помощью познания и творчества происходит влияние на формирование универсальных учебных действий - важнейшей цели общего образования.
Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки, необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе.
Педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в том, что она способствует не только духовно-нравственному воспитанию детей, формированию их гражданской идентичности и любви к большой и малой Родине, но и дает практические знания и навыки, необходимые в любой жизненной ситуации, в том числе области здоровье сбережения.
Особенность реализации программы. Комплексный подход к организации занятий обеспечивает положительную социализацию и профилактику асоциального поведения детей. Содержание и материал программы спланированы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности.
Программа может быть дополнена различными видами мероприятий и дисциплин согласно возрастным особенностям юнармейцев.
Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).
Режим занятий. Программа рассчитана на 1 год. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 12-16 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество часов в год - 68.
Форма проведения занятий - групповая. Наполняемость учебной группы не менее 10 до 30 человек.
Теоретические занятия включают в себя практические занятия, тренировки, просмотр наглядных пособий, видеоматериалов по изучаемой теме. Формы проведения теоретических занятий - беседа, семинар.
Практические занятия – это учебно-тренировочные занятия, которые проводятся в специально оборудованных помещениях.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
Задачи:
воспитание у молодых людей патриотизма, гражданского сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей;
воспитание уважительного отношения к героической истории нашего государства, его вооруженным силам; бережного отношения к героическому прошлому нашего народа;
воспитание потребности в здоровом и безопасном образе жизни и активном отдыхе;
подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
ориентация на профессии, связанные с обеспечением национальной безопасности;
совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности;
освоение и совершенствование дисциплины, общей и специальной физической подготовки;
воспитание сознательной дисциплины, силы воли, умения концентрироваться на выполнении поставленной задачи;
физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теория: Содержание программы, правила её реализации. Ожидаемые результаты по окончании обучения. Инструктаж по технике безопасности. История Вооруженных Сил России. Боевые Знамёна. Дни воинской славы России. Выдающиеся российские полководцы.
РАЗДЕЛ I. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1: Строи и управление ими
Теория, практика: Строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, ширина строя, глубина строя, колонна. Одношереножный и двухшереножный строй, колонна, развернутый строй, походный строй, направляющий, замыкающий. Управление строем. Команды.
Тема 2: Обязанности военнослужащих перед построением и в строю
Теория: Проверка исправности оружия, заправка обмундирования, место в строю, передача показаний и команд.
Тема 3: Строевые приемы и движение без оружия
Теория, практика: Строй, команды и обязанности солдата перед построением и в строю. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головне уборы - снять (надеть)». Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой шаг. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия. Выход военнослужащего из строя, подход к начальнику и отход от него.
Тема 4: Строевой смотр
Практика: Встреча начальника. Вынос Боевого Знамени. Разучивание строевой песни в составе подразделения. Прохождение торжественным маршем и с песней. Показательные выступления «Посвящение в Юнармейцы»
РАЗДЕЛ II. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1: Меры безопасности при стрельбе
Теория: Правила пользования пневматическим оружием Правила поведения и ТБ при стрельбе из пневматического оружия. Техника безопасности при заряжании, наводке и выстреле.
Тема 2: Теоретические основы стрельбы
Теория: История и виды российского стрелкового оружия.
Явление выстрела. Образование траектории. Прямой выстрел. Начальная скорость пули. Отдача оружия. Пробивное и убойное действие пули. Прикрытое, поражаемое и мёртвое пространство. Способы определения расстояния до цели. Элементы наводки. Выбор цели и точки прицеливания при стрельбе по неподвижным целям.
Тема 3: Материальная часть оружия
Теория: Пневматическое оружие назначение, общее устройство, принцип действия и технические характеристики пневматической винтовки. Техническое обслуживание, ремонт, чистка и смазка винтовки. Хранение винтовки. Замена основных частей и механизмов винтовки. Возможные неисправности, задержки при стрельбе и их устранение. Чистка, смазка и хранение винтовки. Настройка пневматических винтовок. Выверка открытого прицела. Заряжание винтовки. Изучение докладов о получении боеприпасов, готовности к стрельбе и о завершении стрельбы.
Тема 4: Изготовка к стрельбе из пневматических винтовок
Теория: Заряжание винтовки. Изучение докладов о получении боеприпасов, готовности к стрельбе и о завершении стрельбы.
Практика: Заряжание, изготовка к стрельбе из положения «сидя за столом с опорой на локоть». Доклады о получении боеприпасов. Прицеливание. Производство выстрела. Доклад о завершении стрельбы. Заряжание, изготовка, прицеливание, производство выстрела из положения «стоя» без опоры. Доклады. Изготовка к стрельбе из положения «с колена» и лёжа с опорой и без опоры. Прицеливание. Производство выстрела. Доклады.
Тема 5: Совершенствование техники и навыков стрельбы из пневматической винтовки
Практика: Тренировка в стрельбе по мишени «П» на расстоянии 5 метров из положения «сидя за столом с опорой на локоть». Совершенствование техники и навыков стрельбы. Тренировка в стрельбе из пневматической винтовки по мишени «П» на расстояние 5 метров из положения «стоя» и «с колена» с опорой и без опоры. Тренировка в стрельбе из пневматической винтовки по мишени «П» на расстояние 5 и 10 метров из положения «лёжа» с опорой и без опоры. Подготовка к соревнованиям по стрельбе из пневматической винтовки. Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки.
РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РФ
Тема 1: Государственные символы РФ
Теория: Государственный флаг- официальный государственный символ
РФ. Правовое положение и правила использования флага России определяет Федеральный конституционный закон "О Государственном флаге Российской Федерации" от 25 декабря 2000 года. Государственный герб - официальный государственный символ Российской Федерации. Его описание и порядок официального использования установлены Федеральным конституционным законом "О Государственном гербе Российской Федерации" от 25 декабря 2000 года. Государственный Гимн Российской Федерации.
Символика ВВПОД «Юнармия». Генезис символа. Фирменные цвета движения. Знаки и флаг Юнармии. Юнармейские звания и погоны. Юнармейская форма одежды. Устав ВВПОД «Юнармия». Цели и задачи движения. Структура движения. Права и обязанности участников Движения. Всероссийский юнармейский слёт. Клятва юнармейца.
Тема 2: Символы воинской чести
Теория: Воинские звания. Войсковые и корабельные воинские звания. Знаки различия по воинским званиям. Воинские ритуалы. Воинское приветствие. Приведение к военной присяге. Парады.
Военная присяга. Военная присяга, ее значение для военнослужащего. Содержание военной присяги. Порядок приведения к присяге. Просмотр отрывков из фильма «Военная присяга».
Боевые Знамена. Краткая история боевых знамен страны с древности до наших дней. Боевые Знамена Вооруженных сил РФ. Значения знамен. Символы знамен.
РАЗДЕЛ IV. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема1: Гимнастика и легкая атлетика
Практика: Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, выносливость, ловкость, силовая выносливость посредством сдачи тестов физической подготовленности. Круговая тренировка общефизической направленности.
Прикладные упражнения - упражнения в равновесии; лазанье по канату; различные лазанья и переползания; преодоление нестандартных препятствий.
а) переноска тяжестей, лазание по канату без помощи ног, упражнения в равновесии, преодоление нестандартных препятствий;
б) лазание по двум канатам без помощи ног, упражнения в равновесии, переноска тяжелых и неудобных предметов, преодоление нестандартных препятствий;
в) различные лазанья и переползания, преодоление нестандартных препятствий, переноска тяжестей, упражнений в равновесии.
Разучивание и тренировка в выполнении упражнений: бег на 100 м, челночный бег, бег на 1 км, бег на 3 км.
Тема 2: Преодоление препятствий
Практика: Разучивание приёмов действий при выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий. Техника преодоления отдельных препятствий: лабиринт, ров шириной 2.5 м, разрушенный мост, разрушенная лестница, забор. Проверка выполнения норматива по преодолению препятствий.
Тема 3: Рукопашный бой
Практика: Изготовка к бою (без оружия и с оружием). Передвижение в боевой стойке. Приемы самостраховки (при падении вперед, назад, на бок, кувырки). Комплексная тренировка, действия по вводным сигналам и командам. Разучивание и тренировка, действия по вводным сигналам и командам. Разучивание и тренировка выполнения начального комплекса приемов рукопашного боя. Проверка выполнения начального комплекса рукопашного боя.
Тема 4: Комплексные занятия
Практика: Тренировка в преодолении препятствий общего контрольного упражнения. Комплексная тренировка.
РАЗДЕЛ V. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
Тема 1: Здоровье и здоровый образ жизни
Теория: Показатели здоровья. Личная гигиена. Профилактика заболеваний, здоровый образ жизни.
Тема 2: Первая медицинская помощь
Теория: Начальные основы медицинских знаний: характеристика состояний, требующих оказания первой медицинской помощи.
Практика : Первая медицинская помощь при травматизме. Первая медицинская помощь при отравлениях, тепловых, солнечных ударах, ожогах, обморожениях. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей: черепа, плечевого пояса, грудной клетки, верхних и нижних конечностей, позвоночника и костей таза. Способы определения остановки сердечной деятельности и прекращения дыхания. Способы искусственного дыхания сердца и непрямого массажа сердца.
РАЗДЕЛ VI. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1: Основы общевойскового боя
Теория: Сущность и виды современного общевойскового боя, их краткая характеристика. Способы ведения общевойскового боя (в условиях применения обычного, ядерного, химического и высокоточного оружия). Условия, обеспечивающие успешное выполнение боевых задач. Огонь и его назначение в бою. Виды огня (по отдельным целям, сосредоточенный, заградительный, подвижный и неподвижный, фронтальный, фланговый, перекрестный, кинжальный). Понятие о маневре в бою. Виды маневра.
Тема 2: Действия солдата в бою
Теория , практика : Обязанности солдата в бою. Передвижение солдата на поле боя. Движение ускоренным шагом и бегом. Перебежки и переползания под огнем противника. Преодоление препятствий и заграждений в бою. Солдат в обороне. Подготовка к обороне. Выбор и оборудование окопа для стрельбы и его маскировка. Уничтожение противника перед передним краем обороны огнем и гранатой. Солдат в наступлении. Подготовка к атаке и атака: пополнение боеприпасов, заряжание оружия, снаряжение гранат, выбор пути движения в атаку, наблюдение за сигналами командира и действия по ним. Выскакивание из траншеи. Движение в атаку в боевом порядке отделения. Преодоление различных заграждений и препятствий. Атака переднего края обороны противника, уничтожение его огнем в упор и гранатой. Бой в траншее и ходах сообщения.
Тема 3: Характеристика современных средств поражения, последствия их применения и основные принципы, и способы защиты.
Теория: Ядерное оружие и его характеристика. Поражающие факторы ядерного оружия и их краткая характеристика. Химическое оружие. Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ) и их краткая характеристика, поражающие свойства, основные способы и средства защиты от СДЯВ. Современные обычные средства поражения, осколочные, шариковые, фугасные боеприпасы. Боеприпасы объемного взрыва. Зажигательное оружие иностранных армий и защита от него. Пожарно-профилактические мероприятия
Тема 4: Индивидуальные и коллективные средства защиты
Теория практика : Фильтрующие противогазы, назначение, устройство общевойскового противогаза. Особенности устройства противогазов ГП-5, ГП-7. Пользование поврежденным противогазом.
Средства защиты кожи. Назначение, характеристика, устройство и защитные свойства общевойскового защитного комплекта (ОЗК). Подбор, проверка и подготовка к использованию. Порядок пользования ОЗК. Отработка нормативов по надеванию индивидуальных средств защиты.
Итоговое занятие
Практика : Подведение итогов за год. Игра «Зарница»
Планируемые результаты.
По окончании обучения по программе обучающиеся будут знать:
основы стрельбы из различных видов оружия, технику безопасности при обращении с оружием и боеприпасами во время учебных стрельб и соревнований.
основные положения строевого устава, элементы строя, элементы утреннего осмотра;
обязанности кадет перед построением и в строю, порядок подачи команд, порядок выполнения воинского приветствия без оружия;
порядок проведения строевого смотра;
порядок ритуала возложения венков к мемориалу памяти;
приемы самозащиты и базовую технику рукопашного боя;
приемы оказания первой медицинской помощи при травматизме, отравлениях, ожогах, обморожениях;
приемы для выживания на местности;
историю и традиции Вооруженных сил России.
будут уметь:
правильно занять позицию на стрелковом рубеже и производить стрельбу из винтовки;
правильно подавать предварительные и исполнительные команды строевой подготовки, быстро и чётко выполнять строевые приёмы при отработке навыков в одиночной подготовке и в составе взвода;
преодолевать полосу препятствий и выполнять начальный комплекс рукопашного боя;
оказать первую медицинскую при травматизме, отравлениях, ожогах, обморожениях;
проявлять культуру взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности.
Перечень показателей и критериев для оценивания результатов выполнения программы представлен в Приложении № 1.
Учебный план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации |
Теория | Практика |
| ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Инструктаж по т/б. | 4 | | собеседование |
1 | Раздел 1. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА | | | |
1.1 | Строи и управление ими | 1 | 2 | норматив |
1.2 | Обязанности военнослужащих перед построением и в строю | | 2 | норматив |
1.3 | Строевые приемы и движение без оружия | | 7 | норматив |
1.4 | Строевой смотр | | 4 | смотр |
2 | Раздел 2. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА | | | |
2.1 | Меры безопасности при стрельбе | 2 | | тест |
2.2 | Теоретические основы стрельбы | 1 | | собеседование |
2.3 | Материальная часть оружия | 2 | | тест |
2.4 | Изготовка к стрельбе из пневматических винтовок | | 3 | норматив |
2.5 | Совершенствование техники и навыков стрельбы из пневматической винтовки | | 7 | соревнования |
3 | Раздел 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РФ | | | |
3.1 | Государственные символы РФ | 1 | | собеседование |
3.2 | Символы воинской чести | 1 | | собеседование |
4 | Раздел 4. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА | | | |
4.1 | Гимнастика и легкая атлетика | | 5 | норматив |
4.2 | Преодоление препятствий | | 2 | норматив |
4.3 | Рукопашный бой | | 5 | соревнования |
4.4 | Комплексные занятия | | 2 | соревнования |
5 | Раздел 5. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ | | | |
5.1 | Здоровье и здоровый образ жизни | 2 | | собеседование |
5.2 | Первая медицинская помощь | 4 | 4 | зачёт |
6 | Раздел 6. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА | | | |
6.1 | Основы общевойскового боя | 2 | | собеседование |
6.2 | Действия солдата в бою | | 2 | норматив |
6.3 | Характеристика современных средств поражения, последствия их применения и основные принципы, и способы защиты | | 2 | норматив |
6.4 | Индивидуальные и коллективные средства защиты | 1 | 2 | норматив |
| ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | | | Игра «Зарница» |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Дата | Тема | Ко-во часов | Форма учеба |
Введение |
1 | | Инструктаж по технике безопасности. История юнармейского движения. Символика, устав. | 1 | беседа |
2 | | История Вооруженных Сил России. | 1 | беседа |
3 | | Боевые Знамёна. Дни воинской славы России. | 1 | беседа |
4 | | Выдающиеся российские полководцы. | 1 | проект |
Тема 1: Строи и управление ими |
5 | | Виды строевой подготовки. | 1 | беседа |
6 | | Строевая стойка. Повороты на месте. Движение. Повороты в движении. | 1 | практикум |
7 | | Одношереножный и двухшереножный строй. Управление строем. Команды. | 1 | практикум |
Тема 2: Обязанности военнослужащих перед построением и в строю |
8 | | Проверка исправности оружия, заправка обмундирования, место в строю, передача показаний и команд. | 1 | практикум |
9 | | Проверка исправности оружия, заправка обмундирования, место в строю, передача показаний и команд. | 1 | практикум |
Тема 3: Строевые приемы и движение без оружия |
10 | | Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головне уборы – снять (надеть)». | 1 | практикум |
11 | | Строевая стойка. Воинское приветствие. | 1 | практикум |
12 | | Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой шаг. | 1 | практикум |
13 | | Выполнение строевых упражнений в передвижении (индивидуально и в составе подразделения). | 1 | беседа, практикум |
14 | | Строевой шаг. Повороты в движении. | 1 | практикум |
15 | | Повороты направо-налево в движении. | 1 | практикум |
16 | | Поворот кругом в движении. Строевые приемы в движении в отделении. | 1 | практикум |
Тема 4: Строевой смотр |
17 | | Встреча начальника. Вынос Боевого Знамени. | 1 | практикум |
18 | | Разучивание строевой песни в составе подразделения. | 1 | практикум |
19 | | Прохождение торжественным маршем и с песней. Репетиция показательных выступлений «Посвящение в Юнармейцы». | 1 | практикум |
20 | | Показательные выступления «Посвящение в Юнармейцы». | 1 | практикум |
Тема 1: Меры безопасности при стрельбе |
21 | | Правила пользования пневматическим оружием. Правила поведения и ТБ при стрельбе из пневматического оружия. | 1 | беседа, практикум |
Тема 2: Теоретические основы стрельбы |
22 | | История и виды российского стрелкового оружия (физические и технические характеристики выстрела). | 1 | беседа, практикум |
Тема 3: Материальная часть оружия |
23 | | Пневматическое оружие, его устройство, технические данные. | 1 | беседа, практикум |
24 | | Возможные неисправности, задержки при стрельбе и их устранение. | 1 | беседа, практикум |
Тема 4: Изготовка к стрельбе из пневматических винтовок |
25 | | Заряжание винтовки. Изучение докладов о, готовности и завершении стрельбы. Правила прицеливания и удержание. Пристрелка винтовки и выбор мишени. | 1 | практикум |
26 | | Номера мишеней и расстояние до них. Корректировка стрельбы. Стрельба стоя. Основы стрельбы лёжа с жёсткого упора. | 1 | практикум |
27 | | Номера мишеней и расстояние до них. Корректировка стрельбы. Стрельба с положения стоя на колене. Основы стрельбы лёжа с упором через локоть, предплечье. | 1 | практикум |
Тема 5: Совершенствование техники и навыков стрельбы из пневматической винтовки |
28 | | Тренировка в стрельбе по мишени «П» на расстоянии 5 метров из положения «сидя за столом с опорой на локоть». | 1 | практикум |
29 | | Совершенствование техники и навыков стрельбы. | 1 | практикум |
30 | | Тренировка в стрельбе из пневматической винтовки по мишени «П» на расстояние 5 метров из положения «стоя» и «с колена» с опорой и без опоры. | 1 | практикум |
31 | | Тренировка в стрельбе из пневматической винтовки по мишени «П» на расстояние 5 метров из положения «лёжа» с опорой и без опоры. | 1 | практикум |
32 | | Тренировка в стрельбе из пневматической винтовки по мишени «П» на расстояние 10 метров из положения «лёжа» с опорой и без опоры. | 1 | практикум |
33 | | Подготовка к соревнованиям по стрельбе из пневматической винтовки. | 1 | практикум |
34 | | Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки. | 1 | практикум |
Тема 1: Государственные символы РФ |
35 | | Государственные символы РФ. Флаг, герб, гимн РФ. Символика «Юнармия». Юнармейская форма одежды. Устав «Юнармия». Клятва юнармейца. | 1 | беседа |
Тема 2: Символы воинской чести |
36 | | Воинские звания. Военная присяга. Боевые Знамена. | 1 | беседа |
Тема1: Гимнастика и легкая атлетика |
37 | | Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, выносливость, ловкость, силовая выносливость посредством сдачи тестов физической подготовленности. | 1 | практикум |
38 | | Круговая тренировка общефизической направленности. Прикладные упражнения: переноска тяжестей, лазание по канату без помощи ног, упражнения в равновесии, преодоление нестандартных препятствий. | 1 | практикум |
39 | | Прикладные упражнения: лазание по двум канатам без помощи ног, упражнения в равновесии, переноска тяжелых и неудобных предметов, преодоление нестандартных препятствий. | 1 | практикум |
40 | | Прикладные упражнения: различные лазанья и переползания, преодоление нестандартных препятствий, переноска тяжестей, упражнений в равновесии. | 1 | практикум |
41 | | Разучивание и тренировка в выполнении беговых упражнений. | 1 | практикум |
Тема 2: Преодоление препятствий |
42 | | Полоса препятствий: лабиринт, ров, разрушенный мост, разрушенная лестница, забор | 1 | практикум |
43 | | Полоса препятствий: лабиринт, ров, разрушенный мост, разрушенная лестница, забор | 1 | практикум |
Тема 3: Рукопашный бой |
44 | | Изготовка к бою (без оружия и с оружием). Передвижение в боевой стойке | 1 | практикум |
45 | | Приемы самостраховки (при падении вперед, назад, на бок, кувырки). | 1 | практикум |
46 | | Комплексная тренировка, действия по вводным сигналам и командам. | 1 | практикум |
47 | | Разучивание и тренировка выполнения начального комплекса приемов рукопашного боя | 1 | практикум |
48 | | Проверка выполнения начального комплекса рукопашного боя | 1 | практикум |
Тема 4: Комплексные занятия |
49 | | Тренировка в преодолении препятствий общего контрольного упражнения. Комплексная тренировка | 1 | практикум |
50 | | Соревнования по рукопашному бою | 1 | практикум |
Тема 1: Здоровье и здоровый образ жизни |
51 | | Здоровье и здоровый образ жизни. Показатели здоровья. Личная гигиена | 1 | беседа |
52 | | Профилактика заболеваний, здоровый образ жизни. | 1 | беседа |
Тема 2: Первая медицинская помощь |
53 | | Начальные основы медицинских знаний: характеристика состояний, требующих оказания первой медицинской помощи. Алгоритм оказания доврачебной первой помощи. | 1 | беседа, практикум |
54 | | Виды кровотечения. Способы остановки кровотечения. Виды перевязок. | 1 | беседа, практикум |
55 | | Первая медицинская помощь при травматизме | 1 | беседа |
56 57 | | Первая медицинская помощь при отравлениях, тепловых, солнечных ударах, ожогах, обморожениях | 2 | беседа, практикум |
58 59 | | Способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей: черепа, плечевого пояса, грудной клетки, верхних и нижних конечностей, позвоночника и костей таза | 2 | практикум |
60 | | Способы определения остановки сердечной деятельности и прекращения дыхания. Способы искусственного дыхания сердца и непрямого массажа сердца | 1 | практикум |
Тема 1: Основы общевойскового боя |
61 62 | | Сущность и виды современного общевойскового боя, огонь и его назначение в бою, маневры в бою | 2 | беседа, практикум |
Тема 2: Действия солдата в бою |
63 | | Солдат в обороне. Подготовка к обороне. Метание гранаты | 1 | практикум |
64 | | Солдат в наступлении. Движение в атаку в боевом порядке отделения. Преодоление различных заграждений и препятствий | 1 | практикум |
Тема 3: Характеристика современных средств поражения, последствия их применения и основные принципы, и способы защиты |
65 | | Ядерное и химическое оружие и его характеристика | 1 | беседа, практикум |
Тема 4: Индивидуальные и коллективные средства защиты |
66 67 | | Назначение и устройство фильтрующего противогаза, общевойскового защитного комплекта | 2 | беседа, практикум |
68 | | Отработка нормативов по надеванию индивидуальных средств защиты | 1 | практикум |
Формы аттестации.
В целях оценки и контроля результатов обучения в течение года проводятся:
проверка выполнения нормативов по ОФП;
проверка выполнения нормативов по стрельбе из пневматической винтовки;
соревнования на личное первенство среди воспитанников объединения;
соревнования юнармейских отрядов, района и области.
Приложение № 1
Перечень показателей и критериев для оценивания результатов выполнения программы
Раздел «Огневая подготовка»
Индивидуальная оценка практической составляющей строевой подготовки проводится на соревнованиях. Уровень подготовки оценивается по следующим критериям:
Оценка: | Критерии |
Высокий уровень | обучающийся правильно ориентируется в современном стрелковом оружии; знает технику безопасности при стрельбе, теоретические основы стрельбы; умеет правильно занять позицию на стрелковом рубеже, вести прицельную и кучную стрельбу с результатом не ниже 20 очков при 3-х выстрелах, 32 очков при 5-ти выстрелах, 62 очков при 10-ти выстрелах. |
Средний уровень | обучающийся правильно ориентируется в современном стрелковом оружии; знает технику безопасности при стрельбе, теоретические основы стрельбы; умеет правильно занять позицию на стрелковом рубеже, ведет прицельную и кучную стрельбу с результатом ниже 18 очков при 3-х выстрелах, 30 очков при 5-ти выстрелах, 60 очков при 10-ти выстрелах. |
Низкий уровень | обучающийся неправильно ориентируется в современном стрелковом оружии; знает технику безопасности при стрельбе, теоретические основы стрельбы; не умеет правильно занять позицию на стрелковом рубеже, ведет прицельную и кучную стрельбу с результатом ниже 16 очков при 3-х выстрелах, 28 очков при 5-ти выстрелах, 58 очков при 10-ти выстрелах. |
Программу не освоил | обучающийся не ориентируется в современном стрелковом оружии; не знает технику безопасности при стрельбе, теоретические основы стрельбы; не умеет правильно занять позицию на стрелковом рубеже, ведет прицельную и кучную стрельбу с результатом ниже 16 очков при 3-х выстрелах, 28 очков при 5-ти выстрелах, 58 очков при 10-ти выстрелах. |
Раздел «Строевая подготовка»
Индивидуальная оценка строевой подготовки обучающихся слагается из оценок, полученных за выполнение каждого из проверенных строевых приёмов, и определяется:
Оценка: | Критерии |
Высокий уровень | если 50% проверенных строевых приёмов выполнено на «отлично», а 50% - на «хорошо»; при этом внешний вид, строевая стойка и строевой шаг обучающегося имеют оценку «отлично». |
Средний уровень | если 50% проверенных строевых приёмов выполнено на «отлично» и «хорошо», а 50% - на «удовлетворительно»; при этом внешний вид, строевая стойка и строевой шаг обучающегося имеют оценку не ниже «хорошо». |
Низкий уровень | если по одному из строевых приёмов получена оценка «неудовлетворительно» при положительной оценке внешнего вида, строевой стойки и строевого шага обучающегося. |
Программу не освоил | при наличии двух и более неудовлетворительных оценок, а также при неудовлетворительной оценке по внешнему виду, или строевой стойке, или строевому шагу. |
Раздел «Физическая подготовка»
Индивидуальная оценка показателей физической подготовки обучающихся проводится в середине и в конце учебного года.
Оценка: | Критерии |
Высокий уровень | Обучающийся правильно выполняет гимнастические упражнения, выполняет нормативы легкой атлетики для своего возраста, владеет навыками рукопашного боя, техникой преодоления полосы препятствий, освоил начальный комплекс приемов рукопашного боя. |
Средний уровень | Обучающийся выполняет гимнастические упражнения не очень технично, выполняет нормативы легкой атлетики для своего возраста, владеет навыками рукопашного боя на 80%, владеет техникой преодоления полосы препятствий, начальный комплекс приемов рукопашного боя выполняет с 1-2 ошибками. |
Низкий уровень | Обучающийся выполняет гимнастические упражнения с ошибками, с трудом выполняет нормативы легкой атлетики для своего возраста, владеет навыками рукопашного боя на 50%, при преодолении полосы препятствий делает много ошибок, начальный комплекс приемов рукопашного боя выполняет с большим количеством ошибок. |
Программу не освоил | Обучающийся выполняет гимнастические упражнения с большим количеством ошибок, не выполняет нормативы легкой атлетики для своего возраст, не владеет навыками рукопашного боя и техникой преодоления полосы препятствий, не освоил начальный комплекс приемов рукопашного боя. |
Раздел «Основы медицинских знаний»
Индивидуальная оценка показателей по данному критерию проводится в конце учебного года.
Оценка: | Критерии |
Высокий уровень | обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; самостоятельно, не испытывая особых трудностей, без ошибок выполняет практические задания по оказанию первой помощи и выживанию на местности. |
Средний уровень | объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%, выполняет практические задания с 1-2 ошибками. |
Низкий уровень | обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при выполнении практических заданий делает много ошибок. |
Программу не освоил | обучающийся овладел менее чем 20% предусмотренных программой умений и навыков, не может выполнить практические задания. |
Раздел «Служу Отечеству»
Индивидуальная оценка показателей по данному критерию проводится в конце учебного года.
Оценка: | Критерии |
Высокий уровень | Обучающийся знает историю и традиции Вооруженных сил России, символы воинской чести, общие положения о воинской службе; проявляет дисциплинированность и чувство товарищества к другим участникам группы. |
Средний уровень | Объём усвоенных знаний составляет 70-50%, обучающийся проявляет дисциплинированность и чувство товарищества к другим участникам группы. |
Низкий уровень | Обучающийся плохо знает историю и традиции Вооруженных сил России, символы воинской чести, общие положения о воинской службе; не всегда проявляет дисциплинированность и чувство товарищества к другим участникам группы. |
Программу не освоил | Обучающийся не знает историю и традиции Вооруженных сил России, символы воинской чести, общие положения о воинской службе; не проявляет дисциплинированность и чувство товарищества к другим участникам группы. |