Программа курса « Юные музееведы»
в рамках внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.
Цель программы: помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.
Задачи программы:
- знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области (краеведческим, художественным, историческим…);
- развитие способностей к поисково- исследовательской, творческой деятельности;
- развитие самостоятельности и инициативы.
Помочь молодому поколению в решении этих задач сегодня может такой уникальный социальный институт, как МУЗЕЙ. Особое место в современных образовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Программа имеет интегрированный характер. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год)
При реализации содержания этой программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, и др…
В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей , оформление экспозиций и выставок должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой деятельности руководителя школьного музея и учащихся.
Значительное число занятий направлено на ПРАКТИЧЕСКУЮ деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая собственный творческий проект ( выставку, маршрут экскурсии, научно- исследовательскую работу), школьник раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
У учащихся будет формироваться:
- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и
потребность сохранить для других поколений исторические, материальные,
художественные и культурные ценности;
- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
– ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетенции, личностные качества;
– способности к саморазвитию, готовности к обучению через всю жизнь.
Метапредметные результаты:
Учащиеся научатся:
– организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников,
использовать разные способы взаимодействия учащихся и общие методы работы;
– находить и обрабатывать информацию;
– анализировать объекты, выделять главное;
– работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать
партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
– использовать разнообразные формы работы с информацией: поиск (включая
дополнительные источники), обобщение, выделение главного.
Учащиеся получат возможность научиться:
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
прогнозировать и оценивать конечный результат;
- описывать конкретные экспонаты и события;
- правильно задавать вопросы респондентам;
- проводить мини-экскурсии.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- ориентироваться в музейной терминологии;
- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные
исторические периоды;
- составлять план поисково-исследовательского проекта;
- заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;
- проектировать простую экспозицию;
- комплектовать материал для выставки;
- составлять текст экскурсии к выставке;
- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
- оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие
записи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- формировать и оформлять экспозицию семейного (классного) музея;
- готовить и проводить экскурсии по своему семейному (классному) музею.
Формы проведения занятий:
- викторины на знание понятий и терминов музееведения;
- экскурсии в музеи, архив;
- виртуальные экскурсии по известным мировым музеям;
- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
- проектная деятельность (защита индивидуального краеведческого проекта);
- разработка и проведение мини-экскурсии по одному из разделов музейной
экспозиции или рассказ об одном экспонате;
- работа в библиотеке;
- встречи с интересными людьми города, района, школы;
- подготовка сообщений, презентационных материалов.
Методы обучения:
Словесный: объяснение нового материала, обзорный рассказ для раскрытия новой
темы, беседы с учащимися в процессе изучения темы.
Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов музейного
значения, технических средств.
Практический: работа с бланками (постановка на учет, хранение, движение
музейных предметов), с письменными и вещественными источниками из музейного
фонда; создание музейных экспонатов своими руками.
Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из
которой ребятам предлагается найти выход.
Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий
во время занятия.
Проектный: работа учащихся над индивидуальным краеведческим проектом.
Содержание
№ | Тема | Содержание | Теория (ч) | Практика(ч) | Итого(ч) |
1 | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения | Музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и т.д. Становление и развитие государственно- общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений учащихся в краеведческих музеях образовательных учреждений. | 1 | 1 | 2 |
2 | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея. | Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Основные социальные функции музея. Структура подразделений школьного краеведческого музея. | 1 | 1 | 2 |
3 | История музейного дела за рубежом. Коллекционирование ( от Античности до конца 20 века). | Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в Атичную эпоху ( святилища, храмы, пинакотеки) и в эпоху Средневековья ( храмы и их сокровищницы, частное коллекционирование…). Кабинеты эпохи Возрождения ( студиоло, антикварии, кунсткамеры…). Естественно-научные кабинеты и художественное коллекционирование. Формирование концепции публичного музея. | 1 | 1 | 2 |
4 | История музейного дела в России. Коллекционирование. | Первые музеи в России. Кунсткамера в Санкт- Петербурге.Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Коллекционирование в России в конце 18- первой половине 19 веков. Практикум. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России . | 1 | 2 | 3 |
5 | Музейная сеть и классификация музеев. Школьный музей. | Классификация музеев: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи… | 1 | 2 | 3 |
6 | Фонды музея. Работа с фондами. | Работа с школьным фондом музея | 1 | 2 | 3 |
7 | Музейная экспозиция и её виды. | Понятия « музейная экспозиция», « экспонат», «экспозиционный комплекс». Особенности экспозиций разных групп музеев ( исторические, художественные, этнографические). Экспозиции ( постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций. | 1 | 2 | 3 |
8 | Знакомство с музеем К.Э.Циолковского, музеем истории школы | Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея. | - | 2 | 2 |
9 | Знакомство с Музеем им.К.Э.Циолковского, авиации и космонавтики. | Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея. | - | 2 | 2 |
10 | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея | Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея. | 1 | 2 | 3 |
11 | Выставочная деятельность музея | Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея | 1 | 1 | 2 |
12 | Культурно-образовательная деятельность музея | Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея | 1 | | 1 |
13 | Организация краеведческой работы . | Формы выполнения краеведческих исследований: индивидуальные. Коллективные, звеньевые. Права и обязанности краеведа- исследователя. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности. | 1 | | 1 |
14. | Защита проектов | ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ | | 4 | 4 |
15 | Подготовка и проведение итогового мероприятия | Интеллектуально-познавательная олимпиада «От древности до настоящего…» | | 2 | 2 |
| Итого: | 11 | 23 | 34 |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1)Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
Автор: Горский В.А. Издательство: «Просвещение» 2011 г.
Работа со школьниками в краеведческом музее. Москва: «Владос» 2001 г.
Горский В.А. Живое образование/В.А. Горский. – Ногинск, 2007.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение/Б.В. Емельянов.- М., 2000.
Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя/под ред. С.Н. Чистяковой.- М.,2006.
Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации/сост. Н.А. Воронцова. – Пермь,1974.
Краеведение: пособие для учителя/под ред. А.В. Даринского. –М., 1987.
Музей будущего: информационный менеджмент/ сост. А.В. Лебедев. – М., 2001.
Музей и школа: пособие для учителя/под ред. Т.А. Кудриной. – М.,1985.
Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных/А. Е. Сейненский. –М., 1988.
Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности./Б. А. Столяров. – СПб.,1999.
Столяров Б.А. Основы экскурсионного дела/ Б.А. Столяров, Н.Д. Соколова, Н.А. Алексеева. – СПб., 2002.
Юренева Т.Ю. Музееведение/Т.Ю. Юренева. –М., 2003.
Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. Т.Ю. Юренева. – М., 2003.
Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике/ М.Ю. Юхневич. – М., 2001.
Техническое оснащение:
Интерактивная доска
Компьютерный класс с выходом в интернет
Фотоаппарат