СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Юные музееведы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особое место в современных образовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. Данная программа направлена на помощь школьникам в профориентационных вопросах.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юные музееведы"»

Программа курса « Юные музееведы»

в рамках внеурочной деятельности


Пояснительная записка

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.

Цель программы: помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.

Задачи программы:

- знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области (краеведческим, художественным, историческим…);

- развитие способностей к поисково- исследовательской, творческой деятельности;

- развитие самостоятельности и инициативы.

Помочь молодому поколению в решении этих задач сегодня может такой уникальный социальный институт, как МУЗЕЙ. Особое место в современных образовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.

Программа имеет интегрированный характер. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год)


При реализации содержания этой программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, и др…

В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей , оформление экспозиций и выставок должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой деятельности руководителя школьного музея и учащихся.

Значительное число занятий направлено на ПРАКТИЧЕСКУЮ деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая собственный творческий проект ( выставку, маршрут экскурсии, научно- исследовательскую работу), школьник раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

У учащихся будет формироваться:

- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и

потребность сохранить для других поколений исторические, материальные,

художественные и культурные ценности;

- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

– ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные

позиции, социальные компетенции, личностные качества;

– способности к саморазвитию, готовности к обучению через всю жизнь.


Метапредметные результаты:

Учащиеся научатся:

– организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со

сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников,

использовать разные способы взаимодействия учащихся и общие методы работы;

– находить и обрабатывать информацию;

– анализировать объекты, выделять главное;

– работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать

конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать

партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

– использовать разнообразные формы работы с информацией: поиск (включая

дополнительные источники), обобщение, выделение главного.

Учащиеся получат возможность научиться:

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

прогнозировать и оценивать конечный результат;

- описывать конкретные экспонаты и события;

- правильно задавать вопросы респондентам;

- проводить мини-экскурсии.


Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

- ориентироваться в музейной терминологии;

- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные

исторические периоды;

- составлять план поисково-исследовательского проекта;

- заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;

- проектировать простую экспозицию;

- комплектовать материал для выставки;

- составлять текст экскурсии к выставке;

- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;

- оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие

записи.

Учащиеся получат возможность научиться:

- формировать и оформлять экспозицию семейного (классного) музея;

- готовить и проводить экскурсии по своему семейному (классному) музею.


Формы проведения занятий:

- викторины на знание понятий и терминов музееведения;

- экскурсии в музеи, архив;

- виртуальные экскурсии по известным мировым музеям;

- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;

- проектная деятельность (защита индивидуального краеведческого проекта);

- разработка и проведение мини-экскурсии по одному из разделов музейной

экспозиции или рассказ об одном экспонате;

- работа в библиотеке;

- встречи с интересными людьми города, района, школы;

- подготовка сообщений, презентационных материалов.


Методы обучения:

Словесный: объяснение нового материала, обзорный рассказ для раскрытия новой

темы, беседы с учащимися в процессе изучения темы.

Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов музейного

значения, технических средств.

Практический: работа с бланками (постановка на учет, хранение, движение

музейных предметов), с письменными и вещественными источниками из музейного

фонда; создание музейных экспонатов своими руками.

Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из

которой ребятам предлагается найти выход.

Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий

во время занятия.

Проектный: работа учащихся над индивидуальным краеведческим проектом.





































Содержание


Тема

Содержание

Теория (ч)

Практика(ч)

Итого(ч)

1

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения

Музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и т.д. Становление и развитие государственно- общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений учащихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.

1

1

2

2

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея.

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Основные социальные функции музея. Структура подразделений школьного краеведческого музея.

1

1

2

3

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование ( от Античности до конца 20 века).

Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в Атичную эпоху ( святилища, храмы, пинакотеки) и в эпоху Средневековья ( храмы и их сокровищницы, частное коллекционирование…). Кабинеты эпохи Возрождения ( студиоло, антикварии, кунсткамеры…). Естественно-научные кабинеты и художественное коллекционирование. Формирование концепции публичного музея.

1

1

2

4

История музейного дела в России. Коллекционирование.

Первые музеи в России. Кунсткамера в Санкт- Петербурге.Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Коллекционирование в России в конце 18- первой половине 19 веков. Практикум. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России .

1

2

3

5

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный музей.

Классификация музеев: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи…

1

2

3

6

Фонды музея. Работа с фондами.

Работа с школьным фондом музея

1

2

3

7

Музейная экспозиция и её виды.

Понятия « музейная экспозиция», « экспонат», «экспозиционный комплекс». Особенности экспозиций разных групп музеев ( исторические, художественные, этнографические). Экспозиции ( постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций.

1

2

3

8

Знакомство с музеем К.Э.Циолковского, музеем истории школы

Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея.

-

2

2

9

Знакомство с Музеем им.К.Э.Циолковского, авиации и космонавтики.

Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея.

-

2

2

10

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.

1

2

3

11

Выставочная деятельность музея

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея

1

1

2

12

Культурно-образовательная деятельность музея

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея

1


1

13

Организация краеведческой работы .

Формы выполнения краеведческих исследований: индивидуальные. Коллективные, звеньевые. Права и обязанности краеведа- исследователя. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.

1


1

14.

Защита проектов

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ


4

4

15

Подготовка и проведение итогового мероприятия

Интеллектуально-познавательная олимпиада «От древности до настоящего…»


2

2


Итого:

11

23

34


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. 1)Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

  2. Автор: Горский В.А. Издательство: «Просвещение» 2011 г.

  3. Работа со школьниками в краеведческом музее. Москва: «Владос» 2001 г.

  4. Горский В.А. Живое образование/В.А. Горский. – Ногинск, 2007.

  5. Емельянов Б.В. Экскурсоведение/Б.В. Емельянов.- М., 2000.

  6. Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя/под ред. С.Н. Чистяковой.- М.,2006.

  7. Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации/сост. Н.А. Воронцова. – Пермь,1974.

  8. Краеведение: пособие для учителя/под ред. А.В. Даринского. –М., 1987.

  9. Музей будущего: информационный менеджмент/ сост. А.В. Лебедев. – М., 2001.

  10. Музей и школа: пособие для учителя/под ред. Т.А. Кудриной. – М.,1985.

  11. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных/А. Е. Сейненский. –М., 1988.

  12. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности./Б. А. Столяров. – СПб.,1999.

  13. Столяров Б.А. Основы экскурсионного дела/ Б.А. Столяров, Н.Д. Соколова, Н.А. Алексеева. – СПб., 2002.

  14. Юренева Т.Ю. Музееведение/Т.Ю. Юренева. –М., 2003.

  15. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. Т.Ю. Юренева. – М., 2003.

  16. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике/ М.Ю. Юхневич. – М., 2001.


Техническое оснащение:

  1. Интерактивная доска

  2. Компьютерный класс с выходом в интернет

  3. Фотоаппарат