Современное общество характеризуется очень быстрыми и глобальными изменени ями во всех областях человеческой жизни. Детям предоставлен большой объем ин формации, разнообразной по нравственно му содержанию, идейному наполнению и оформленной в различных формах. Ребе нок не всегда может адекватно оценить си туацию и своевременно отреагировать на предлагаемую информацию. Духовнонравственные ценности явля ются одним из условий формирования нравственной устойчивости личности к влиянию отрицательных факторов социаль ной среды. Нравственная устойчивость поз воляет в ситуации сложного выбора осоз нанно, ориентируясь на духовнонравствен ный багаж своих мировоззренческих основ, не оступиться и отстоять свою позицию. Согласно Федеральным государствен ным образовательным стандартам началь ного общего образования (ФГОС НОО), в число нормативных документов, составля ющих содержание основной образователь ной программы начального общего образо вания, входит «Программа духовнонрав ственного развития и воспитания». Акту альность духовнонравственного развития и воспитания подрастающего поколения определена Концепцией духовнонрав ственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образо вания [6]2 , согласно которой одним из при оритетных направлений образования долж но стать формирование мировоззренческих установок подрастающего поколения. Сегодня разработка «Программы духов нонравственного развития и воспитания» является обязательной задачей каждой ор ганизации общего образования. При этом остается открытым вопрос: что должно быть взято в качестве системообразующего элемента этих разработок, какая идея долж на быть положена в их основу? Какие ме роприятия должны быть включены в «Программу духовнонравственного разви тия и воспитания», чтобы результатом их проведения становилась… способность ру ководствоваться нравственными мотивами в поведении? [2]. Размышляя над данными вопросами, важно вспомнить, что сегодня в контексте модернизации образования важная роль в воспитании школьников отведена внеуроч ной деятельности, которая стала частью основной общеобразовательной программы [7]. Внеурочная деятельность по праву может рассматриваться как образователь ное пространство, обладающее богатыми воспитательными возможностями, в том числе в плане решения задач духовнонрав ственного воспитания учащихся. Востребо ванными становятся направленные на духовнонравственное воспитание прог раммы внеурочной деятельности, которых сегодня немало. К таким программам отно сится и разработанная нами программа вне урочной деятельности для младших школь ников «Маленький принц». Новизной нашего подхода является то, что программа построена с учетом принци пов космического воспитания. Согласно А.В. Хуторскому, космическое воспитание можно соотносить с духовнонравственным НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2015. № 8 78 воспитанием, целью которого является ду ховное самопознание и саморазвитие лич ности в опоре на общечеловеческие ценнос ти жизни и культуры, воспитание личнос ти, способной и готовой к жизненному вы бору и самоконтролю [8]. Программа «Маленький принц» имеет социальнопедагогическую направленность и ориентирована на учащихся 7–11летнего возраста. Ее цель: оказание младшим школьникам помощи в самопознании, самовоспитании и самопрогнозировании в ходе усвоения мо ральноэтических норм и развития ценно стносмысловой сферы. Срок реализации программы — два года. Задачи программы: — знакомство с художественным произ ведением Антуана де СентЭкзюпери «Ма ленький принц»; освоение моральноэтичес ких норм, основных моральных категорий, знакомство с правилами поведения в обще стве, индивидуальными качествами личнос ти и способами их выражения; формирова ние умений проводить анализ высказываний художественного текста; знакомство с соци альным проектированием, планированием проектов, способами их оформления и пре зентации (познавательные задачи); — стимулирование развития нравствен ной устойчивости личности младшего школьника, эмоциональноволевой сферы, коммуникативных способностей личности, логического и творческого мышления, уме ний осуществлять самопознание и само прогнозирование, проектировать маршру ты индивидуального саморазвития на осно ве рефлексии (развивающие задачи); — формирование мировоззренческих установок личности; воспитание нравст венноэтических и духовнонравственных качеств, умений правильно вести себя в об ществе; воспитание качеств толерантной личности; формирование готовности к ока занию помощи себе и окружающим, сверше нию добрых дел и добрых поступков; фор мирование навыков сотрудничества с деть ми и взрослыми (воспитательные задачи). Уникальность программы «Маленький принц» состоит в том, что она построена на содержательной основе одноименного ху дожественного произведения Антуана де СентЭкзюпери, военного летчика, кото рый участвовал во Второй мировой войне. Незадолго до своей гибели он написал эту небольшую, совсем непохожую на другие, мудрую и человечную сказку и сам ее про иллюстрировал. «Маленький принц» — по этическая сказка о мужестве и мудрости бе зыскусной детской души и о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и вер ность. Ее автор не только поэт, но и фило соф, помогающий открывать тайны пони мания мира, формировать мировоззренчес кие основы жизни. Осознанию глубокого смысла произведения Экзюпери способ ствуют и выполненные им рисунки. Выбор сказки «Маленький принц» оп ределен следующими факторами: а) миро воззренческой тематикой произведения, позволяющей открывать тайны понимания мира, формировать мировоззренческие ос новы жизни; б) ярким, привлекательным образом главного героя (ребенка — носителя духовнонравственного начала), который имеет все возможности стать «значимым» для детей на пути их самовоспитания; в) наличием ярких высказываний, отражающих основные мировоззренческие, духовно нравственные, моральные принципы г) ри сунками автора к каждой главе произведе ния, рассматривание и анализ которых в со вокупности с методом проблемной беседы и методом переживания позволяет сделать процесс формирования мировоззренческих установок личности естественным и осоз нанным; д) космическим сюжетом произве дения, позволяющим осуществлять воспи тание в духе идей космизма и раскрытия эк зистенциальных категорий нравственнос ти. Согласно русским ученымкосмистам (К.Э. Циолковскому, А.Л. Чижевскому, К.Н. Вентцелю, Н.Ф. Федорову), духовно нравственная сущность человека, развитие его ума и нравственности есть основа вос питания и образования [4]. Программа ду ховнонравственного развития младших школьников «Маленький принц» может рассматриваться как программа космиче ского воспитания. Содержание первого года обучения, ос нованное на сюжетной линии произведения Экзюпери, представлено в четырех разде ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 79 лах: «Знакомство»; «Первые образователь ные пробы. Самопознание»; «Размышляю вместе с Маленьким принцем. Самовоспи тание»; «Рефлексия. Самопознание, само развитие и самопроектирование». Вот неко торые темы занятий первого года обучения: «Знакомство с автором «Маленького прин ца»; «Я — художник»; «Я — архитектор»; «Я — астроном»; «Проблема одиночества»; «Что такое космос»; «Полезные травы и вредные семена»; «Зачем цветам нужны ши пы»; «Гордость и обидчивость не красят че ловека»; «Письмо честолюбцу с планеты»; «Письмо Маленькому принцу о людях пла неты Земля»; «Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце»; «На пу ти к самопознанию и саморазвитию». Со держание занятий направлено на познание основ духовнонравственного содержания, их осмысление; приобретение социального знания об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах пове дения в обществе; получение опыта пережи ваний и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отече ство, мир, знания, труд, культура). Освое ние программы первого года обучения обес печивает достижение воспитательных ре зультатов первого и второго уровней. Содержание второго года обучения представлено в восьми разделах: «Я. По мощь себе»; «Мои родители. Помощь роди телям»; «Мой класс. Помощь классу»; «На ша школа. Помощь школе»; «Наши млад шие друзья»; «Мы уважаем старшее поко ление»; «Учу этике и этикету своих маленьких товарищей»; «Рефлексия». При меры тем: «Каким меня видят мои родите ли? друзья? учителя?»; «Каким я хочу стать? Кем я хочу стать?»; «Моя семья. Презентация»; «Что я могу рассказать про этику и этикет маленьким товарищам». Предусмотрено выполнение учащимися со циальных проб и проектов. Темы социаль ных проектов: «Помогаю своей семье»; «Мы помогаем нашему классу»; «Мы помо гаем своей школе»; «Мы помогаем нашим маленьким друзьям»; «Мы помогаем пожи лым людям»; «Малыш, будь вежливым». Итоговое открытое занятие — «Наши дос тижения». Занятия второго года обучения направлены на обобщение полученных зна ний, их применение на практике, получение опыта самостоятельного общественного действия. Выполнение учащимися соци альных проектов нацелено на достижение воспитательных результатов третьего уровня. Специфика развития духовнонрав ственной личности и личностного прогно зирования младшего школьника определя ет НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2015. № 8 80 Метод персонификации воспитания. Позволяет содействовать духовно нравственному воспитанию средства ми духовной связи с опытом семьи: в процессе подготовки к занятиям актив ная позиция принадлежит не только педагогам, учащимся, но и родителям, которые делятся своим опытом. Метод обеспечения переживания. Исходит из того, что понимание действительности происходит тогда, когда оно основано на эмоциональ ном отклике. Методы, основанные на практикоори ентированных технологиях личностного роста: Активные методы творческого само выражения. Метод рефлексии самопознания, само развития и самопрогнозирования. Данные методы, реализующие задачи развития личности, специально адаптиро ваны нами с учетом специфики учебной си туации и возможностей младшего школь ного возраста. Активные методы творческого самовы ражения направлены на то, чтобы научить ребенка понимать свою индивидуальность, выражать себя творчески, постигать уни кальность личности вообще через понима ние себя и другого человека. К ним относят ся: арттерапевтические практики как метод творческого самовыражения и самопозна ния (изотерапия, лепкатерапия, библиоте рапия); составление коллективных панно с целью развития коммуникативных способ ностей младших школьников («Коллектив ный портрет Маленького принца», «Наш мир детства» и т.д.); сочинение писем раз личным героям и существующим людям с целью проговаривания своих идей, закреп ления достигнутого уровня развития («Письмо тщеславному человеку», «Пись мо честолюбцу», «Письмо занятому челове ку» и т.д.). Метод рефлексии самопознания, само развития и самопрогнозирования реализу ется через заполнение и анализ карт марш рутов индивидуального саморазвития (ма териализация идейных замыслов, закреп ление достигнутого уровня саморазвития и проектирование перспектив личностного роста); ведение дневника личностного рос та (на каждом занятии), в котором матери ализуются обобщения и выводы, к кото рым пришел младший школьник в итоге размышлений на занятии. Ведение дневни ков личностного роста развивает систем ность и структурность мышления, психо логически закрепляет и оформляет полу ченное знание, способствует развитию рефлексии. Основными формами проведения заня тий по программе «Маленький принц» яв ляются: Практикумы или первые образователь ные пробы как форма погружения уча щихся в различные виды деятельности. Задачей метода погружения является помощь в самопознании, осознании своих предпочтений, начальная про филизация и самопрогнозирование. Примеры тем: «Я люблю рисовать с Маленьким принцем. Я — художник», «Летаем вместе с Маленьким принцем. Я — конструктор», «Дом для барашка. Я — архитектор, «Что такое космос. Я — астроном». Социальные пробы, включающие метод социального проектирования. Дискуссии в парах. Темы дискуссий: «Почему не стоит быть эгоистом? Как стать отзывчивым человеком?», «Чем я могу помочь людям?». Круглые столы. Пример темы — «Кем я хочу стать». Ролевые проигрывания в группах. Нап ример, одна группа учащихся (фонар щики) играет роль воспитателей, дру гая группа (гости планеты) роль воспи танников; тема беседы — «Ценные со веты по личностному росту». Экскурсии. По итогам анализа запол ненных карт маршрутов индивидуаль ного саморазвития определяется тема тика экскурсионных программ, цель которых — нравственное и интеллекту альное обогащение, первичное профес сиональное определение на пути само познания. Миниконференции, предусматриваю щие выступления учащихся с доклада ми по выбранным ими темам в контекс те нравственного совершенствования. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 81 Основные формы подведения итогов по каждому разделу: заполнение и анализ карт маршрутов индивидуального са моразвития каждого ребенка; проблем ные беседы; итоговые занятия, откры тые для родителей и педагогов. Результаты освоения программы перво го года обучения. Предметные результаты: понимание смысла произведения Экзюпери «Малень кий принц», знание моральноэтических норм, основных моральных категорий, пра вил поведения в обществе, индивидуаль ных качеств личности и способов их выра жения; умения проводить анализ высказы ваний художественного текста. Метапредметные результаты: проявле ние инициативности и самостоятельности, умение работать с информацией, делать вы воды, осуществлять планирование своего поведения, выражать эмоции и чувства, пра вильно вести себя в обществе, строить пове дение в соответствии с нравственноэтиче скими нормами, осуществлять самопозна ние по результатам образовательных проб. Личностные результаты: опыт самопоз нания и творческой деятельности, сотвор чества с детьми, педагогом, родителями, по вышение уровня нравственной устойчивос ти личности, компонентов эмоционально волевой сферы, познавательной мотивации. Результаты освоения программы второ го года обучения. Предметные: знание особенностей раз работки, реализации, оформления и пре зентации социальных проектов, практиче ское применение знаний моральноэтиче ских норм, основных моральных категорий, правил поведения в обществе. Метапредметные: проявление инициа тивности и самостоятельности, навыки сот рудничества, умения строить умозаключе ния, делать выводы, осуществлять плани рование своего поведения, управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и ее коррекцию, организовывать совместную деятельность в группе, строить поведение в соответствии с нравственноэтическими нормами, проводить рефлексию, осущест влять самопознание и самопрогнозирова ние, строить маршруты индивидуального саморазвития на основе рефлексии. Личностные: опыт самопознания и твор ческой деятельности, сотворчества с деть ми, педагогом, родителями, повышение уровня развития эмоциональноволевой сферы и нравственной устойчивости лич ности, готовность к оказанию помощи клас су, школе, старшему поколению, заботе о малышах, братьях наших меньших, сфор мированная познавательная мотивация. Механизм оценки результатов заключа ется в наблюдении (за тем, как младший школьник взаимодействует с окружающи ми, насколько активно участвует в играх, беседах, социальных проектах, помогает людям) и анализе результатов мониторинга развития личности. Основными формами подведения ито гов реализации программы являются срав нительный анализ карт маршрутов инди видуального саморазвития; наблюдение за индивидуальными достижениями учаще гося, поведением; участие в социальных проектах; проведение итоговых открытых занятий. Программа «Маленький принц» осна щена системой диагностики, которая вы строена с учетом задач, на решение которых направлена ее реализация (табл.). Оснащение программы системой диаг ностики отвечает требованиям постановле ния Правительства Российской Федерации «Об осуществлении мониторинга системы образования» [3]. Данные, полученные в результате мониторинга, выступают осно ванием для модернизации программы, построения индивидуальных маршрутов развития для каждого ребенка. В заключение отметим то, что, вопер вых, космическое воспитание может стать достойной идеологической основой проек тирования и реализации программ духов нонравственного развития и воспитания подрастающего поколения и, вовторых, опора программ духовнонравственной направленности на содержательные линии литературных произведений имеет боль шие возможности в плане формирования ценностносмысловой сферы младших школьников. Авторская программа «Маленький принц» отмечена дипломом победителя I Всероссийского конкурса авторских прог 82 № п/п Критерии Методы диагностики I. Диагностика уровня достигнутых предметных результатов 1 Владение предметным знанием по нап равлению образовательной деятель ности (оценка знания моральнонрав ственных и ценностносмысловых кате горий, анализ умений (чем для самого ребенка становятся те знания и спосо бы действия, которые он приобретает в процессе обучения) Наблюдения за: — грамотностью, полнотой и глубиной ответов, характером рас суждений, глубиной анализа текста художественного произве дения; — поведением во время прохождения образовательных и соци альных проб; — поведением в ситуации выбора, проблемной ситуации, роле вой игре; — распознаванием и называнием эмоций, чувств, состояний че ловека, персонажей произведения. Анализ заполнения карт маршрутов индивидуального самораз вития, сравнительный анализ карт маршрутов индивидуального саморазвития ребенка в текущем режиме (динамика развития ценностносмысловой сферы, нравственных установок, лично стных достижений) 2 Опыт предметной деятельности Анализ портфолио учащегося (социальные проекты). Оценка психологических навыков (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой) II. Диагностика уровня достигнутых метапредметных результатов 1 Регулятивный компонент (умение уп равлять своей деятельностью, осущест влять контроль и ее коррекцию, прояв лять инициативность и самостоятель ность) Шкала социального самоконтроля (ШСС). Наблюдение за поведением 2 Коммуникативный компонент (анализ уровня развития коммуникативных спо собностей, навыков сотрудничества) Методика «Потребность в общении» (М.Р. Гинзбург). Социометрия. Наблюдение 3 Познавательный компонент (анализ учений работать с информацией, диаг ностика уровня развития логического мышления) Наблюдение за поведением детей III. Диагностика уровня достигнутых личностных результатов 1 Самоопределение (анализ внутренней позиции, самооценки, самоуважения) Методика измерения уровня самооценки личности Будасси. Наблюдение 2 Смыслообразование (выявление пре обладающей мотивации, границ зна ния/незнания, самоорганизация сво бодного времени) Анкета «Самоорганизация свободного времени». Наблюдение 3 Моральноэтическая ориентация (опре деление ориентации на выполнение мо ральных норм, способности к решению моральноэтических проблем, оценки своих поступков) Методика «Картинки предметные» («КП») на выявление ценно стности (Н.И. Непомнящая). Наблюдение за поведением детей в ходе выполнения социаль ных проектов, общения со сверстниками и взрослыми людьми Мониторинг развития личности при освоении программы внеурочной деятельности «Маленький принц» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2015. № 8 83 Окончание № п/п Критерии Методы диагностики 4 Творческое мышление Анализ творческих продуктов деятельности, выполненных в хо де арттерапевтических практик 5 Направленность личности Ориентационная анкета Б. Басс «Определение направленности личности». Наблюдение за поведением детей в ходе выполнения первых профессиональных проб, социальных проектов рамм, учебнометодических материалов и электронных ресурсов по развитию творче ской активности детей, подростков и моло дежи «Поддержка творческих инициатив обучающихся и воспитанников в системе российского образования». В 2013 г. она была рекомендована к реализации на базе средних общеобразовательных школ г. Ка луги в рамках ФГОС начального общего образования. Программа прошла успешную апробацию в контексте организации вне урочной деятельности на базе нескольких средних общеобразовательных школ г. Ка луги [1]. Сейчас программа реализуется также на базе сельских общеобразователь ных школ Юхновского района Калужской области. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Иванова И.В., Финашина Т.А. Победы впереди: реализация духовнонравственного воспитания в современной образовательной деятельности // Образование личности. 2011. № 4. 2. Как проектировать универсальные учеб ные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пос. для учителя / Под ред. А.Г. Асмоло ва. М.: Просвещение. 2008. 3. Постановление Правительства Россий ской Федерации «Об осуществлении монито ринга системы образования» (утверждено поста новлением Правительства Российской Федера ции от 5 августа 2013 г. № 662.) 4. Пшеничер Б.Г., Яценко С.П. Космическое образование школьников. М., 2000. 5. СентЭкзюпери А де. Маленький принц. М., 1999. 6. Стандарты второго поколения «Концеп ция духовнонравственного развития и воспита ния личности гражданина России в сфере об щего образования» / Сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М., 2011. 7. Федеральный государственный образова тельный стандарт начального общего образова ния (утвержден приказом Минобразования и на уки РФ от 06.10.2009 г. № 373). М., 2009. 8. Хуторской А.В. Педагогика русского кос мизма // Частная школа. 1993. № 2. С. 11–22.