96
«МИР ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ»
6 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Задачи – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Формирование культуры отношения к растениям и животным базируется на идеях гуманистической педагогики и экологической психопедагогики, на новых технологиях развития экологического сознания.
Цель занятий состоит в освоении опыта практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Данная деятельность связана с внеурочной деятельностью учащихся.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме выставки результатов деятельности детей, в форме конференции школьного научного общества и т.д.
№ п/п | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Дикорастущие лекарственные растения | 3 | 2 | 1 |
3 | Культурные лекарственные растения | 3 | 2 | 1 |
4 | Сбор и хранение лекарственного сырья | 3 | 2 | 1 |
5 | Использование лекарственного сырья | 3 | 2 | 1 |
6 | Подготовка итоговых работ. Консультации | 2 | 1 | 1 |
7 | Итоговая конференция и выставка | 1 | | 1 |
| Итого | 17 | 10 | 7 |
Содержание курса
1. Вводное занятие
История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности. Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные. Биологические формы лекарственных растений: травянистые лекарственные растения (наперстянка, валериана, белладонна); полукустарники (черника, брусника); кустарники (облепиха, боярышник, шиповник); деревья (берёза, липа, орешник, сосна); лианы (лимонник, актинидия, пассифлора). Словари и справочники по лекарственным растениям.
Биологически активные вещества лекарственных растений: алкалоиды, гликозиды, сапонины, флавоноиды, кумарины, эфирные масла, дубильные вещества и др. (в ознакомительном плане, без запоминания терминов). Значение биологически активных веществ. Лекарственные растения, содержащие витамины (шиповник, земляника и др.).
Части растений, содержащие биологически активные вещества: корни (валериана, алтей); побеги (мята); почки (берёза, сосна); соцветия (ромашка, кипрей); плоды (черёмуха, малина); семена (тыква); кора (дуб, облепиха).
Практическая работа: составление гербария; заполнение сопроводительной карточки на каждое растение.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
__ группы лекарственных растений;
__ биологически активные вещества лекарственных растений;
__ части растений, содержащие биологически активные вещества;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— экологические факторы;
— правила работы с микроскопом;
__ правила составления гербария;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
__ отбирать растения для гербария и составлять его;
__ заполнять сопроводительные карточки на растения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
__ оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план работы;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
УУД
1.Личностные:
-- оценивание информации;
-- умение ставить вопрос и находить ответ на него;
-- мотивировать участие в работе кружка.
2.Коммуникативные:
-- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-- оценка действий партнёра при работе в группе и паре.
3.Регулятивные:
-- постановка залачн на основе того, что известно и неизвестно;
-- способность к мобилизации сил и энергии для реализации планов.
2. Дикорастущие лекарственные растения Лекарственные растения различных экосистем. Лекарственные растения леса: берёза, дуб, черёмуха, черника, брусника, клюква, вереск, толокнянка, синюха, ландыш майский, медуница, кипрей и т. д.
Лекарственные растения луга: тысячелистник обыкновенный, ромашка лекарственная, полынь горькая, полынь цитварная, одуванчик лекарственный, пижма, череда, девясил, мать-и-мачеха (сложноцветные); зверобой (зверобойные); душица обыкновенная, шалфей, чабрец (губоцветные).
Растения у нас под ногами (рудеральные растения): горец (гречишные); подорожник большой (подорожниковые); лопух (сложноцветные); пастушья сумка (крестоцветные).
Практическая работа: экскурсии: в лес для сбора почек берёзы, осины; на луг для сбора цветков и листьев одуванчика, листьев мать-и-мачехи; на пустырь или вдоль просёлочной дороги для выявления рудеральных растений; сбор и составление гербария лекарственных растений, выявление характерных признаков лекарственного растения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— лекарственные растения различных экосистем и их признаки;
__ правила поведения в природе во время экскурсии и сбора материала.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками
__ отбирать растения для гербария и составлять его;
__ заполнять сопроводительные карточки на растения.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект работы;
— осуществлять классификацию;
__ приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды.
УУД
1.Личностные:
-- построение жизненных планов во временной перспективе;
-- умение ставить вопрос и находить ответ на него;
-- установление значения своей деятельности для удовлетворения своих потребностей.
2.Коммуникативные:
-- владение монологической и диалогическами формами речи;
--основам коммуникативной рефлексии.
3.Регулятивные:
--уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
--устанавливать целевые приоритеты.
3. Культурные лекарственные растения
Культурные растения, имеющие лекарственные свойства: овощные культуры (морковь, капуста белокочанная, свёкла столовая, редька чёрная, картофель, салат, укроп, лук, чеснок, тыква, репа, стахис, топинамбур, ревень и др.); плодовые культуры (чёрная смородина, малина, шиповник, земляника, крыжовник, рябина красноплодная, облепиха, арония); полевые культуры (овёс, кукуруза, ячмень); эфиромасличные культуры (кориандр, мелисса и др.). Цветочно-декоративные растения (календула, сирень, боярышник). Комнатные растения (алоэ древовидное, герань душистая, каланхоэ и т. д.).
Лекарственные растения, размножаемые семенами: валериана, женьшень, ромашка лекарственная, наперстянка и др.
Лекарственные растения, размножаемые в культуре вегетативным способом (мята, лимонник, мелисса и др.).
Однолетние лекарственные растения (ромашка лекарственная, паслён), двулетники (тмин, коровяк, фиалка трёхцветная), многолетники (мята перечная, мелисса, шалфей, чабрец, вербена, шиповник, облепиха и др.).
Общее представление об интенсивных технологиях возделывания и защиты лекарственных растений от вредителей, болезней, сорняков; внедрение форм и сортов с повышенным содержанием биологически активных веществ.
Практическая работа: экскурсии в хозяйство с целью сбора лекарственного сырья, приготовление свежего сока капусты белокочанной, картофеля, свёклы, тыквы, а также сока редьки чёрной с мёдом.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
__ культурные растения, имеющие лекарственные свойства;
—_ цветочно – декоративные и комнатные растения, имеющие лекарственные свойства;
— важнейшие лекарственные сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и значение в медицине и ветеринарии.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками;
__ отбирать растения для гербария и составлять его;
__ заполнять сопроводительные карточки на растения.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
__ определение основной и второстепенной информации;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию;
--- приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.
УУД
1.Личностные:
-- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
-- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и мотивом.
2.Коммуникативные:
-- учёт позиции других людей;
-- интегрировать в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с ними.
3.Регулятивные:
-- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
-- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
4. Сбор и хранение лекарственного сырья
Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры). Правила сбора лекарственных растений. Время суток: утро (8—10 ч); место: кроме угодий, прилегающих к крупным автомагистралям, промышленным предприятиям, фермам; выборочный сбор: часть растения оставляют для воспроизводства. Правила сбора почек, побегов, цветков, корней, коры.
Обработка лекарственного сырья: корней, побегов, листьев, почек. Сушка, её условия. Определение готовности сырья к хранению. Условия и сроки хранения сырья.
Практическая работа: обработка собранного лекарственного сырья; определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения.
5.Использование лекарственного сырья
Сборы лекарственных трав. Состав пяти-шести сборов. Правила приготовления соков, настоев и отваров.
Практическая работа: приготовление одного-двух настоев лекарственных трав; составление сбора трав в указанной пропорции.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— органы лекарственных растений ;
— видоизменения органов лекарственных растений;
__ правила сбора лекарственных растений;
__ правила обработка лекарственного сырья и упаковки для хранения.
Учащиеся должны уметь:
— различать органы лекарственных растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— обработать лекарственное сырьё и упаковать для хранения
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
__ рефлексия способов и условий действия;
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты.
УУД
1.Личностные:
--контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
-- готовность к непрерывному образованию;.
2.Коммуникативные:
--планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
--определение способов взаимодействия.
3.Регулятивные:
-- составление плана и последовательности действий;
-- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действия.
6. Подготовка итоговых работ.
Консультации Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений. Правила расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома. Действующее законодательство, нормирующее изготовление, хранение и сбыт лекарственных препаратов.
Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.
7. Итоговая конференция и выставка
Подготовка материалов по итогам летней работы по сбору и изучению лекарственных растений. Подготовка выставки образцов, компьютерной презентации результатов работы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— классификацию лекарственных препаратов, изготовленных из растений;
__ правила расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома;
__ действующее законодательство, нормирующее изготовление, хранение и сбыт лекарственных препаратов.
Учащиеся должны уметь:
— различать органы лекарственных растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— обработать лекарственное сырьё и упаковать для хранения
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
__ применять методы информационного поиска, в тои числе с помощью компьютерных средств;
__ умение структурировать знания;
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты.
УУД
1.Личностные:
-- нравственно – этическое оценивание усвояемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
. 2.Коммуникативные:
--принятие решения и его реализация;
-- оценка действий партнёра при работе в группе и паре.
3.Регулятивные:
-- постановка задачи на основе того, что известно и неизвестно;
-- способность к волевому усилию при преодолении препятствий.