СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа внеурочной деятельности для изучения мира лекарственных растений

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений"»

96

«МИР ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ»

6 КЛАСС



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задачи – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повсе­дневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

Формирование культуры отношения к растениям и жи­вотным базируется на идеях гуманистической педагогики и экологической психопедагогики, на новых технологиях разви­тия экологического сознания.

Цель занятий состоит в освоении опыта практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений.

Содержание программы носит личностно ориентирован­ный, деятельностный и развивающий характер.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Данная деятельность связана с внеурочной деятельностью учащихся.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Подведение итогов деятельности обучающихся может про­водиться в форме выставки результатов деятельности детей, в форме конференции школьного научного общества и т.д.





№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Дикорастущие   лекарствен­ные растения

3

2

1

3

Культурные лекарственные растения

3

2

1

4

Сбор и хранение лекарст­венного сырья

3

2

1

5

Использование лекарствен­ного сырья

3

2

1

6

Подготовка итоговых работ. Консультации

2

1

1

7

Итоговая конференция и выставка

1


1


Итого

17

10

7



Содержание курса


1. Вводное занятие

История использования лекарственных растений в меди­цине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности. Группы лекарственных растений: дикорас­тущие и культурные. Биологические формы лекарственных растений: травянистые лекарственные растения (наперстянка, валериана, белладонна); полукустарники (черника, брусника); кустарники (облепиха, боярышник, шиповник); деревья (бе­рёза, липа, орешник, сосна); лианы (лимонник, актинидия, пассифлора). Словари и справочники по лекарственным растениям.

Биологически активные вещества лекарственных растений: алкалоиды, гликозиды, сапонины, флавоноиды, кумарины, эфирные масла, дубильные вещества и др. (в ознакомитель­ном плане, без запоминания терминов). Значение биологи­чески активных веществ. Лекарственные растения, содержащие витамины (шиповник, земляника и др.).

Части растений, содержащие биологически активные вещества: корни (валериана, алтей); побеги (мята); почки (берёза, сосна); соцветия (ромашка, кипрей); плоды (черёму­ха, малина); семена (тыква); кора (дуб, облепиха).

Практическая работа: составление гербария; заполне­ние сопроводительной карточки на каждое растение.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

__ группы лекарственных растений;

__ биологически активные вещества лекарственных растений;

__ части растений, содержащие биологически активные вещества;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— экологические факторы;

— правила работы с микроскопом;

__ правила составления гербария;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

__ отбирать растения для гербария и составлять его;

__ заполнять сопроводительные карточки на растения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

__ оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.



Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план работы;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

УУД

1.Личностные:

-- оценивание информации;

-- умение ставить вопрос и находить ответ на него;

-- мотивировать участие в работе кружка.

2.Коммуникативные:

-- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-- оценка действий партнёра при работе в группе и паре.

3.Регулятивные:

-- постановка залачн на основе того, что известно и неизвестно;

-- способность к мобилизации сил и энергии для реализации планов.

2.  Дикорастущие лекарственные растения Лекарственные растения различных экосистем. Лекар­ственные растения леса: берёза, дуб, черёмуха, черника, брус­ника, клюква, вереск, толокнянка, синюха, ландыш майский, медуница, кипрей и т. д.

Лекарственные растения луга: тысячелистник обыкновен­ный, ромашка лекарственная, полынь горькая, полынь цит­варная, одуванчик лекарственный, пижма, череда, девясил, мать-и-мачеха (сложноцветные); зверобой (зверобойные); душица обыкновенная, шалфей, чабрец (губоцветные).

Растения у нас под ногами (рудеральные растения): горец (гречишные); подорожник большой (подорожниковые); лопух (сложноцветные); пастушья сумка (крестоцветные).

Практическая работа: экскурсии: в лес для сбора почек берёзы, осины; на луг для сбора цветков и листьев одуванчи­ка, листьев мать-и-мачехи; на пустырь или вдоль просё­лочной дороги для выявления рудеральных растений; сбор и составление гербария лекарственных растений, выявление характерных признаков лекарственного растения.



Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— лекарственные растения различных экосистем и их признаки;

__ правила поведения в природе во время экскурсии и сбора материала.

Учащиеся должны уметь:

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками

__ отбирать растения для гербария и составлять его;

__ заполнять сопроводительные карточки на растения.



Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;

— определять аспект работы;

— осуществлять классификацию;

__ приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды.

УУД

1.Личностные:

-- построение жизненных планов во временной перспективе;

-- умение ставить вопрос и находить ответ на него;

-- установление значения своей деятельности для удовлетворения своих потребностей.

2.Коммуникативные:

-- владение монологической и диалогическами формами речи;

--основам коммуникативной рефлексии.

3.Регулятивные:

--уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

--устанавливать целевые приоритеты.



3.  Культурные лекарственные растения

 Культурные растения, имеющие лекарственные свойства: овощные культуры (морковь, капуста белокочанная, свёкла столовая, редька чёрная, картофель, салат, укроп, лук, чес­нок, тыква, репа, стахис, топинамбур, ревень и др.); плодовые культуры (чёрная смородина, малина, шиповник, земляника, крыжовник, рябина красноплодная, облепиха, арония); полевые культуры (овёс, кукуруза, ячмень); эфиромасличные культуры (кориандр, мелисса и др.). Цветочно-декоратив­ные растения (календула, сирень, боярышник). Комнатные растения (алоэ древовидное, герань душистая, каланхоэ и т. д.).

Лекарственные растения, размножаемые семенами: вале­риана, женьшень, ромашка лекарственная, наперстянка и др.

Лекарственные растения, размножаемые в культуре веге­тативным способом (мята, лимонник, мелисса и др.).

Однолетние лекарственные растения (ромашка лекар­ственная, паслён), двулетники (тмин, коровяк, фиалка трёх­цветная), многолетники (мята перечная, мелисса, шалфей, чабрец, вербена, шиповник, облепиха и др.).

Общее представление об интенсивных технологиях возде­лывания и защиты лекарственных растений от вредителей, болезней, сорняков; внедрение форм и сортов с повышенным содержанием биологически активных веществ.

Практическая работа: экскурсии в хозяйство с целью сбора лекарственного сырья, приготовление свежего сока капусты белокочанной, картофеля, свёклы, тыквы, а также сока редьки чёрной с мёдом.



Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

__ культурные растения, имеющие лекарственные свойства;

—_ цветочно – декоративные и комнатные растения, имеющие лекарственные свойства;

— важнейшие лекарственные сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и значение в медицине и ветеринарии.

Учащиеся должны уметь:

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками;

__ отбирать растения для гербария и составлять его;

__ заполнять сопроводительные карточки на растения.



Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— различать объем и содержание понятий;

__ определение основной и второстепенной информации;

— различать родовое и видовое понятия;

— определять аспект классификации;

— осуществлять классификацию;

--- приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.

УУД

1.Личностные:

-- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

-- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и мотивом.

2.Коммуникативные:

-- учёт позиции других людей;

-- интегрировать в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с ними.

3.Регулятивные:

-- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

-- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.


4.   Сбор и хранение лекарственного сырья

Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры). Правила сбора лекарственных растений. Время суток: утро (8—10 ч); место: кроме угодий, прилегающих к круп­ным автомагистралям, промышленным предприятиям, фермам; выборочный сбор: часть растения оставляют для воспроизвод­ства. Правила сбора почек, побегов, цветков, корней, коры.

Обработка лекарственного сырья: корней, побегов, листь­ев, почек. Сушка, её условия. Определение готовности сырья к хранению. Условия и сроки хранения сырья.

Практическая работа: обработка собранного лекар­ственного сырья; определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения.


5.Использование лекарственного сырья

Сборы лекарственных трав. Состав пяти-шести сборов. Правила приготовления соков, настоев и отваров.

Практическая работа: приготовление одного-двух настоев лекарственных трав; составление сбора трав в указан­ной пропорции.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—  органы лекарственных растений ;

— видоизменения органов лекарственных растений;

__ правила сбора лекарственных растений;

__ правила обработка лекарственного сырья и упаковки для хранения.

Учащиеся должны уметь:

— различать органы лекарственных растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— обработать лекарственное сырьё и упаковать для хранения



Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

__ рефлексия способов и условий действия;

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты.

УУД

1.Личностные:

--контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

-- готовность к непрерывному образованию;.

2.Коммуникативные:

--планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

--определение способов взаимодействия.

3.Регулятивные:

-- составление плана и последовательности действий;

-- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действия.

6.  Подготовка итоговых работ.

Консультации Понятие о классификации лекарственных препаратов, из­готовленных из растений. Правила расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции в промышленных условиях и до­ма. Действующее законодательство, нормирующее изготовле­ние, хранение и сбыт лекарственных препаратов.

Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хра­нения и переработки.


7.  Итоговая конференция и выставка

Подготовка материалов по итогам летней работы по сбору и изучению лекарственных растений. Подготовка выставки образцов, компьютерной презентации результатов работы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— классификацию лекарственных препаратов, из­готовленных из растений;

__ правила расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции в промышленных условиях и до­ма;

__ действующее законодательство, нормирующее изготовле­ние, хранение и сбыт лекарственных препаратов.



Учащиеся должны уметь:

— различать органы лекарственных растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— обработать лекарственное сырьё и упаковать для хранения

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

__ применять методы информационного поиска, в тои числе с помощью компьютерных средств;

__ умение структурировать знания;

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты.

УУД

1.Личностные:

-- нравственно – этическое оценивание усвояемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

. 2.Коммуникативные:

--принятие решения и его реализация;

-- оценка действий партнёра при работе в группе и паре.

3.Регулятивные:

-- постановка задачи на основе того, что известно и неизвестно;

-- способность к волевому усилию при преодолении препятствий.