Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности учащихся составлена на основе Закона РФ
«Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Терентьевская средняя общеобразовательная школа» (далее МБОУ «Терентьевская СОШ»).
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время, в связи с переходом образования на федеральные государственные образовательные стандарты, к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание патриота и гражданина своей страны. Стандарт ориентирован, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий свой народ, свой край, свою Родину». Особая роль в
формировании данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится краеведению.
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную
педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его
традициях, создать условия для осознанного изучения младшими школьниками истории родного города, улицы, дома. Программа «Мой родной Кузбасс» позволяет
пробудить интерес младших школьников к истории родного города, начать формирование
коммуникативных и организаторских навыков, способствует развитию творческих способностей учащихся.
Особый акцент в программе сделан на использование краеведческого материала, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Изучение данного курса тесно связано с дисциплиной как предметом окружающий мир, литературного чтения, русского языка, истории. И это
понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
Цель деятельности педагога - создание условий для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитания его гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.
Цель программы: знакомство младших школьников с основными сведениями из истории родного края, своего города, с культурными, политическими, экономическими особенностями Кемеровской области, достопримечательностями Кузбасса и людьми, строившими и прославившими родной край.
Реализация данной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:
Образовательных:
формирование представлений о краеведении, как предмете исторического и культурного развития общества;
приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
закрепление этих знаний на практике.
В ходе решения данных задач, обучающиеся приобретают знания:
об истории возникновения своего края;
о символике родного края;
о природе родного края;
о знаменитых людях города и области;
о народных промыслах;
умения и навыки:
составлять кроссворды;
работать с картой Кемеровской области, находить и показывать города – спутники центра области, соседей области;
Воспитательных:
формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
В ходе решения данных задач младшие школьники приобретают знания, умения и навыки:
культуры труда и деловых качеств;
побуждение к познавательной творческой деятельности;
нравственно – эстетического вкуса (направленность на прекрасное в жизни и искусстве);
появление потребности постоянного общения с искусством и родной природой;
бережного отношения к природе;
творческого отношения к выполнению работы;
коммуникативных качеств;
внимательности;
терпения;
Развивающих:
развитие психических процессов (внимание, воображение, память, мышление, речь и т.д.);
развитие кругозора учащихся.
В ходе решения данных задач у обучающихся развивается:
глазомер, точность действий, пространственные представления;
пространственное и логическое мышление;
воображение (в том числе и творческое);
наблюдательность;
творческие способности;
художественный вкус;
и появляется стойкий интерес к поиску дополнительной информации
(познавательная активность).
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение
следующих принципов:
Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей;
Принцип научной организации;
Принцип добровольности и заинтересованности учащихся;
Принцип целостности;
Принцип непрерывности и преемственности процесса образования;
Принцип деятельностного подхода;
Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка);
Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур.
При изучении материала для достижения высоких результатов рекомендуется использовать следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный: предъявление информации учителем, дети воспроизводят, осознают знания, запоминают произвольно;
репродуктивный: воспроизведение знаний и способов действий по образцу, актуализация знаний, дети произвольно и непроизвольно запоминают, учитель руководит и контролирует выполнение заданий;
исследовательский: самостоятельное рассмотрение задачи, осмысление условий задачи, планирование исследования, самоконтроль и его завершение, непроизвольное запоминание, воспроизведение и мотивирование результата;
частично-поисковый: восприятие, осмысление, актуализация, самостоятельное решение части задачи, самоконтроль, проверка результатов, непроизвольное запоминание, воспроизведение хода решения, учитель ставит проблему и корректирует пути решения задачи;
конструктивный: применение знаний в знакомой ситуации;
метод творческих заданий: применение знаний в измененной и новой ситуации. Форма организации занятий по изучению краеведения разнообразны:
беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, творческие конкурсы, викторины, КВНы, пешие прогулки по городу, походы; краеведческие и познавательные игры, наблюдения, акции, фестивали, праздники, выставки, просмотр и обсуждение
видеоматериала, поездки, заочные походы по историческим и памятным местам,
индивидуальная самостоятельная работа. подготовка и проведение тематических мероприятий, посвященных юбилейным событиям и т. д.
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2 класса. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю 34 часа в год.
Общая характеристика программы курса внеурочной деятельности
Программа курса «Мой родной Кузбасс» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Курс направлен на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду,
выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данный курс представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщение и углубление знаний о нём. В процессе изучения курса у учащихся будет формироваться ценностное отношение к своей стране, краю, городу; дети научатся работать с различными источниками информации; анализировать, обобщать и представлять готовый продукт деятельности.
Данная программа ориентирована не на запоминание учащимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы курса «Мой родной Кузбасс» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате обучения по программе «Мой родной Кузбасс» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию изучения курса у детей будут сформированы:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Кузбасса, чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Кемеровской области;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику Кемеровской области, города;
описывать достопримечательности родного края;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Кемеровской области и атласом;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно‐следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии. Выпускник получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Конечным результатом реализации курса должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России.
Содержание курса внеурочной деятельности
Организация работы по программе «Мой родной Кузбасс» во 2 классе предполагает 34 часа :
Задача: формирование гражданского отношения к малой родине;
Знакомство с разделом:
Символы страны, области (флаг, гимн, герб). Страницы прошлого. Рудознатец Михайло Волков. Коренное население – телеуты и шорцы. Быт занятия населения. Тайны имен земли Кузнецкой.
Города Кузбасса. Предприятия области. Кузбасс в годы ВОВ. Природа родного края. Конкурс рисунков, сочинений, стихов.
Практические работы: работа с картой России и картой Кемеровской области, атласом Кемеровской области.
Подведение итогов (в форме КВН )
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Мой родной Кузбасс» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта,
формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над краеведческим материалом атлас России, карту Кемеровской области, контурные карты.
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, история. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при
знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
Отслеживание результатов.
Мониторинг уровня овладения программой учащимися предполагает:
тестирования, беседы, анкетирования, наблюдения, диагностические задания, опросы (текущий контроль);
индивидуальные консультации (контроль с целью коррекции);
самостоятельное выполнение учащимися творческих работ по плану или образцу (текущий контроль);
участие в краеведческих играх, викторинах, олимпиадах школы и города (итоговый контроль);
участие в научно-практических конференциях разного уровня (итоговый контроль);
презентации мини-проектов учащихся и педагога перед общественностью (итоговый контроль).
Ожидаемые результаты реализации программы.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой
деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
Для реализации программы доступны виды внеурочной деятельности:
Вид внеурочной деятельности | Уровень результатов внеурочной деятельности | Преимущественные формы достижения результата |
1. Игровая | Приобретение школьником социальных знаний. Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Получение опыта самостоятельного социального действия. | Деловая игра. Социально-моделирующая игра. |
2. Познавательная | Приобретение школьником социальных знаний. Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Получение опыта самостоятельного социального действия | Викторины, познавательные игры, познавательные беседы. |
3. Проблемно- ценностное общение | Приобретение школьником социальных знаний. Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Получение опыта самостоятельного социального действия. | Этическая беседа. Тематический диспут. Проблемно-ценностная дискуссия. |
4. Досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение) | Приобретение школьником социальных знаний. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного социального действия. | Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки (заочные). Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы. Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали. |
5. Художественное творчество | Приобретение школьником социальных знаний. Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Получение опыта самостоятельного социального действия. | Художественные выставки, фестивали искусств. Социальные проекты на основе художественной деятельности. |
6. Социальное творчество (социально | Приобретение школьником социальных знаний. Формирование | Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной |
Вид внеурочной деятельности | Уровень результатов внеурочной деятельности | Преимущественные формы достижения результата |
значимая волонтерская деятельность) | ценностного отношения к социальной реальности. 3. Получение опыта самостоятельного социального действия. | взрослыми). КТД (коллективно-творческое дело) Социальный проект. |
7. Туристско- краеведческая деятельность (заочная) | Приобретение школьником социальных знаний. Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Получение опыта самостоятельного социального действия. | Образовательная экскурсия. Туристический поход. Краеведческая экспедиция. Туристско-краеведческая экспедиция. |
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся.
2 класс - «Мой родной Кузбасс»
№ | Дата | Тема | Основные виды деятельности учащихся |
1 | | Знакомство с разделом курса «Мой родной Кузбасс» | Познавательная деятельность |
2 | | Символы страны, области (герб, флаг, гимн) | Познавательная деятельность |
3/4 | | Страницы прошлого. Рудознатец Михайло Волков. | Познавательная деятельность |
|
5/6 | | Коренное население: телеуты и шорцы; страницы из их жизни | Познавательная деятельность |
|
7/8 | | Быт и занятия населения | Познавательная деятельность |
|
9/11 | | Фольклор Кузбасса: Живые родники Кузнецкого края (песни, обряды). Сказки. | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Социальное творчество |
|
|
12/ 13 | | Тайна имён земли Кузнецкой. История названия населённых пунктов; История названия гор, рек. | Познавательная деятельность. Художественное творчество |
|
14 | | Законы и правила, по которым живёт страна, область. Законы страны - Конституция. | Познавательная деятельность |
15/17 | | Города Кузбасса (заочные путешествия по городам, переписка со сверстниками) | Познавательная деятельность. Социальное творчество |
|
|
18 | | Предприятия области: а) угольные, б) металлургия, машиностроение | Познавательная деятельность |
19 | | Пути сообщения (транспорт) | Познавательная деятельность |
20 | | Занятия населения в сельской местности | Познавательная деятельность |
21/ 22 | | Гордость Кузбасс (люди труда, искусства, науки, культуры, образования) | Познавательная деятельность |
|
23 | | Значение Кузбасса для России. Зарубежные друзья. | Познавательная деятельность |
24/ 27 | | Природа Кузбасса (флора, фауна). Заповедные территории. Викторина: «Природа родного края». Конкурс стихов, рисунков, сочинений о природе | Социальное творчество. Художественное творчество. Игровая деятельность |
|
|
|
28 | | Реки и озёра | Познавательная деятельность |
29 | | Поверхность области (горы, равнины, почва). | Познавательная деятельность |
30 | | Кузбасс в годы ВОВ 1941-1945 гг. | Познавательная деятельность. Социальное творчество |
31 | | Дети Кузбасса в годы войны | Познавательная деятельность. Социальное творчество |
32 | | Викторина: «Мой край родной» | Познавательная и игровая деятельность |
33 | | Экскурсия в краеведческий музей | Познавательная деятельность. Социальное творчество. Проблемно-ценностное общени |
34 | | Обобщение. КВН | Проблемно-ценностное общение. Социальное творчество. Игровая деятельность |
Литература
Список литературы для учителя:
В. П. Басалыко. Экологическая обстановка г. Березовского. [Текст]: В.П. Басалыко. Березовский, 1993 – 18 с.
Березовский - география города. [Текст]: учебное пособие / Березовский, 2000 - 12
с.
3/4. Всекузбасская книга памяти, в 3-х томах. [Текст]: Кемерово, 1995. – 512 с. т. 2/3
География Кузбасса. [Текст]: учебное пособие для учащихся. – Кемерово, 1974.
Г. Н. Жарова Природа. Человек. Здоровье. [Текст]: Г.Н. Жарова. / Занимательное
природоведение. - Новосибирск, 1992. – 76 с.
Закон о символике Кемеровской области. [Текст]: Кемерово, 1998.
Зеленая аптека Кузбасса. [Текст]: /сост. Г.В. Крылов, Э. В. Степанов. - Кемерово, 1992. – 214 с.
Д. В. Кацюба
а) История Кузбасса. [Текст]: Д.В. Кацюба / учебное пособие для учащихся.
Кемерово, 1983. – 192 с.
б) Устное народное творчество коренных народов Кузбасса – телеутов и шорцев. [Текст]: Д. В. Кацюба. / учебное пособие. - Кемерово, 2001. -198 с.
Конституция РФ. М: Проспект. 2001. –48 с.
Красная книга Кузбасса, в 2-х томах.
Кузбасс. Прошлое, настоящее, будущее. - Кемерово, 1978. -368 с.
Н.Н. Курпешко-Танагашева Шорско-русский словарь. - Кемерово, 1993.
Литературное краеведение в Кузбассе. - Кемерово, 1993
А. Мартынов. [Текст]: А. Мартынов. - Кемерово, 1977 а) Лодки в страну предков (о Томской писанице).
б) Наш край.
А. А Некрасова Воспоминания о шахте «Южная». [Текст]: А. А. Некрасова. Изд. Березовский, 2005. – 196 с.
Очерки природы Кузбасса. [Текст]: / сост. И. Зыков. - Кемерово, 1956.
Радость познания. Энциклопедия. - [Текст]: М.: Просвещение. 1985. Т 1.
«Разыскания». [Текст]: Историко-краеведческий альманах, выпуски 1, 3. / сост. Е. А. Кривошеева, М.Е. Сорокин. – Кемерово, 1993.
Растительный мир Кузбасса и его охрана. [Текст]: учебное пособие. / сост. Л. О. Петункина, Кемерово, 1995. – 111 с.
Романенко. Экология Кузбасса. Проблемы и перспективы. [Текст]:
- Новокузнецк, 1992.
Свидание с природой. [Текст]: сост. Н. Зеленин. - Кемерово, 1980.
М. Н. Сигилова Мир природы глазами ребенка. - Новосибирск, 1992.
Е.И. Соколова И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль, 1997.
Л. И. Соловьев Краеведческие игры. [Текст]: учебное пособие / Л. И. Соловьев. - Кемерово, 2004. – 368 с.
Статьи из детских журналов: «Свирель», «Свирелька», «Филя», «Юный натуралист», «Нафаня».
Т. Ф. Уколова Проблемы экологического образования младших школьников. [Текст]: Т.Ф. Уколова / учебное пособие для начальных классов. – Кемерово. - 1996. -56 с.
В. Д. Чворо Березовский. а) 1975. – 9 с.
б) 1981. – 88 с.
в) Город угля и молодости. 1998. – 132 с. изд. Кемерово / Березовский.
В. Шабалин Тайны имен земли Кузнецкой. [Текст]: В. Шабалин. - Кемерово, 1994.
– 222 с.
Шипулин А.Я. Леса Кузбасса. [Текст]: А. Я. Шипулин. Кемерово, 1970.
Т. Я. Шипунова Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего
школьного возраста. - Новосибирск, 1994. – 273 с.
Шорские героические сказания. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. - М.: Наука, 1995. – 148 с.
Электронный атлас Кемеровской области
Список литературы для учащихся:
Атлас Кемеровской области. - Кемерово, 1992 – 16 с.
Березовский - география города. [Текст]: учебное пособие// Березовский, 2000 - 12
с.
Всекузбасская книга памяти, в 3-х томах. [Текст]: Кемерово, 1995. -512 с. т. 3
География Кузбасса. [Текст]: учебное пособие для учащихся. – Кемерово, 1974.
Закон о символике Кемеровской области. [Текст]: Кемерово, 1998.
Зеленая аптека Кузбасса. [Текст]: /сост. Г.В. Крылов, Э. В. Степанов. Кемерово, 1992. 214 с.
Кацюба Д. В.
а) История Кузбасса. [Текст]: Д.В. Кацюба / учебное пособие для учащихся. Кемерово, 1983 192 с.
б) Устное народное творчество коренных народов Кузбасса – телеутов и шорцев. [Текст]: Д. В. Кацюба. / учебное пособие. - Кемерово, 2001. -198 с.
Конституция РФ. М: Проспект. 2001. – 48 с.
Красная книга Кузбасса, в 2-х томах.
Кузбасс. Прошлое, настоящее, будущее. - Кемерово, 1978. -368 с..
Мытарев, А. Наш край. А. [Текст]: А. Мытарев. Кемерово, 1977.
Свидание с природой. [Текст]: сост. Н. Зеленин. - Кемерово, 1980.
Соловьев, Л.И. Краеведческие игры. [Текст]: учебное пособие / Л. И. Соловьев. - Кемерово, 2004. – 368 с.
Статьи из детских журналов: «Свирель», «Свирелька», «Филя», «Юный натуралист», «Нафаня».
Растительный мир Кузбасса и его охрана. - Кемерово, 1994.
Чворо В.Д. Город угля и молодости. [Текст]: В.Д. Чворо. Изд. Березовский, 1994. -
184
– 222 с.
Что такое. Кто такой Т 1-3. - М.: Педагогика, 1990-1994.
Шабалин, В. Тайны имен земли Кузнецкой. [Текст]: В. Шабалин. Кемерово, 1994.
Шипулин, А.Я. Леса Кузбасса. [Текст]: А. Я. Шипулин. Кемерово, 1970.
Шорские героические сказания. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. - М.: Наука, 1998.
20.Энциклопедия для детей. Биология т.2, География т.3, История т.2, Геология т.4. М.:«Аванта +»,1991 - 199