СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности Моя малая родина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка «Моя малая родина» разработана для учащихся начальной школы первого и второго  года обучения. Работа по этой программе способствует развитию у младших школьников духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывает чувство гордости за свой город, за своих земляков. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше и живописнее. Работа кружка дает возможность учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетенций учащихся, содержание курса расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, кроме того учащиеся в ходе занятий овладевают начальными навыками исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности Моя малая родина»

ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»


Актуальность программы

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.

Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящее время особую значимость приобретает Пришвинская фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.

Программа кружка «Моя малая родина» разработана для учащихся начальной школы первого и второго  года обучения. Работа по этой программе способствует развитию у младших школьников духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывает чувство гордости за свой город, за своих земляков. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше и живописнее. Работа кружка дает возможность учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетенций учащихся, содержание курса расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, кроме того учащиеся в ходе занятий овладевают начальными навыками исследовательской деятельности.
Программа кружка «Моя малая родина» составлена с учетом интересов учащихся, мнений родителей и запросов общества в целом, так как начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа, города, школы.
Цель программы: сформировать целостное представление о малой родине – городе Вязьме на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.
Задачи:

образовательные

  • познакомить с историей, природой, культурными памятниками, традициями родного края, с историей малой родины на фоне изучения достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;

  • формировать краеведческие понятия, помогающие сформировать целостный взгляд на окружающий мир,  в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве;

  • расширить знания ребёнка о самом себе, своей семье;

  • помогать овладеть начальными навыками исследовательской работы;

воспитательные

  • развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, района, края;

  • воспитывать на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни, чувство гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;

  • воспитывать чувства уважения к людям, прославившим город Вязьму и Вяземский район;

  • воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры г. Вязьмы;

  • воспитывать экологически грамотное поведения в природе;

развивающие

  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности;

  • формировать активную гражданскую позицию, включающую развитие ответственности за настоящее и будущее своего края;

  • развивать творческое  содружество семьи и школы и включение семьи в единое воспитательное пространство школы.

Возраст детей: 7 – 9 лет
Срок реализации программы: 2года
Общее количество часов 1 год обучения – 33часа

  1. год обучения- 34 часа

Работа курса проводится в двух направлениях: теоретическом и практическом. Курс кружковой работы предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение книг по теме занятия, просмотр презентаций, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, сбор материалов о родном крае.

Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными:

  • Занятия в классе

  • Экскурсии в музеи, к памятникам, в храмы, по улицам города

  • Заочные экскурсии

  • Занятия-путешествия

  • Занятия-викторины

  • Утренники

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам

освоения курса


I. Личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире.


1) формировать у детей мотивации к обучению, 
2) развивать познавательные навыки учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,

3) развивать критическое и творческое мышления.


Средства формирования: организация на занятии парно-групповой работы.

II. Регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию учащихся своей учебной деятельности.

1) учитывать выделенные учителем ориентиры действия для нового учебного материала (в сотрудничестве с учителем);

2)планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

3)осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.


Средства формирования: задания на постановку новых учебных задач (в сотрудничестве с учителем), преобразование практической задачи в познавательную; упражнения на проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

III. Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные, логические действия и действия постановке и решению

проблем.
1) формировать умение учиться (навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации);

2)добывать необходимые знания и с их помощью выполнять конкретную работу;

3) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

4) формировать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

5) осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; организация возможности осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.



IV. Коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности.
1) учить выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

2)формировать умение координировать свои усилия с усилиями других; 3)учить формулировать собственное мнение и позицию;

4) учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов,

5)формировать навык задавать вопросы;

6) аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

7) продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Средства формирования: организация совместной деятельности (парная, групповая работа, работа над проектом и др.)


Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся научатся:

  • получат информацию о своей «малой родине», растительном и животном мире города Вязьмы и Вяземского района,

  • узнают о происхождении названия города,

  • познакомятся с богатой историей местности, культурой и традициями жителей нашего края,

  • получат знания о правилах безопасного поведения на улицах города, на природе, правилам бережного отношения к историческому прошлому своего края,

  • узнают основные источники получения информации и научатся работать с ними,

  • научатся вести проектную и исследовательскую деятельность,

  • научатся находить «безопасный путь от школы до дома и обратно»,

  • выходы на природу дадут детям элементарные туристские навыки.

Обучение по данной программе позволит детям привить такое качество, как любовь к Родине через любовь к своему городу , его истории , традициях, культуре и уважение к жителям своего города.

учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее и настоящее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности  на благо семьи, нации, страны;

  • применять полученные знания в жизненных ситуациях,

  • использовать полученные знания об истории своего края, при изучении истории Отечества;

  • рассказывать об истории города знакомым и друзьям;


Содержание программы

Вводная беседа

Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Знакомство с работой кружка. Краеведение –наука об изучении родного края.

Мой город

Безопасный путь –дорога от школы до своего дома и обратно. Улицы моего города. За что я люблю свой город. Мой дом -моя крепость, выставка рисунков , правила дружных жильцов. Загадки о жилище. Город Вязьма в наши дни. Дома будущего. Школа, в которой я учусь. Музеи города. Экскурсии по городу, в библиотеку, в пожарную часть, в мастерскую художника. Народные традиции. Вяземский пряник.

Моя семья

История моей семьи. Семейные традиции, праздники, реликвии. Мир увлечений моей семьи.

История города Вязьмы

О древнем городе. Жизнь города в годы Великой Отечественной войны.

Вязьма в годы Отечественной войны 1812года. История города в памятниках.

Наши земляки. Вязьма – город воинской славы. Люди, прославившими наш город и область.

Природа родного края

Что растёт на улицах города. Кто живёт в наших лесах. Правила бережного отношения к природе. Проблемы экологии.

Итоговое занятие

Литература

    1. Болотова С. А. Азбука Смоленского края , Смоленск, 2013

    2. Бондаренко Е. Урок гражданина /Е. Бондаренко// Начальная школа: Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября», 2004 №31- с.2-5

    3. Виноградова Н.Ф. (ред.). Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы-М, Вентана-Граф, 2011

    4. Вяземская мозаика.- Вязьма , 2011

    5. Вязьма:1812-2012. История народной победы в истории города. Составители: Л.С.Жукова, Л.П. Аскерко. Вязьма: ОАО «Вяземская типография 2012г

    6. Вязьмичи- Герои Советского Союза и Герои России. Вязьма, 2012

    7. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.

    8. Махотин Б. К живым истокам, Смоленск: «Московский рабочий»,1989

    9. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение, 2011.

    10. Река времён.- Смоленск: Маджента, 2012

    11. Смирнов Е. М. Город Вязьма над Вязьмой рекой, В., 1997


Календарно-тематическое планирование 1 год обучения

п\п

Содержание

Кол-во

часов

Дата проведения

1

Вводное занятие

Техника безопасности на занятиях

1


2

Экскурсия «Дорога от школы до…»

1


3

Посещение школьного музея

1


4

Мой дом - моя крепость

1


5-6

Улицы моего города

2



7

Экскурсия «Город, в котором я живу и учусь»

1


8

Экскурсия в городскую библиотеку

1


9-10

Экскурсия на станцию юных техников

2



11-12

Посещение концерта (циркового представления)

2



13

Мир увлечений моей семьи

1


14-15

Семейные праздники

2



16-17

Древний город Вязьма

Экскурсия в краеведческий музей.

2


18-19

Устройство деревянной избы. Макет избы.

2



20

Вязьма-город воинской славы

1


21-22

Памятники города

2



23-25

Экскурсия в Хмелиту. Музей - усадьба Грибоедова. Музей Нахимова.

3




26

Экскурсия «Что растёт на улицах нашего города?»

1


27

Животный мир нашего края. Викторина.

1


28-29

Экскурсия на станцию юных натуралистов

2



30-31

Обзорная экскурсия по городу

2



32-33

Экологическая тропа. В лес за здоровьем!

2






2 год обучения


п\п

Содержание

Количество

часов

Дата

проведения


1

Вводное занятие

Техника безопасности на занятиях

1


2

Экскурсия «Дорога от школы до…»

1


3-4

Улицы моего города

2


5

Экскурсия в городскую библиотеку

1


6-7

Экскурсия в пожарную часть.

Сохрани город от пожаров.

2


8-10

Дом будущего (творческая работа)

3


11-13

Проект «Школа, в которой учусь»

3


14

История моей семьи.

1


15-16

Семейные реликвии и традиции

2


17-19

Семейные праздники

3


20

Знаменитые земляки

1


21

Вяземский пряник

Творчество народных умельцев

1


22-23

Вязьма-город воинской славы

Экскурсия в музей поисковой группы «Долг»

2


24-25

Старинный город Вязьма

Церкви нашего города

2


26-27

Вязьма в годы Наполеоновского нашествия.

Памятники 1812 года

2


28-29

Творчество Вяземских художников.

Экскурсия в творческую мастерскую.

2


30-34

Поездка в город- герой Смоленск

5