Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»
Программа внеурочной деятельности
«На встречу ГТО»
для учащихся 2-4 классов
Составил: Соколов К.А
Учитель физической культуры
Г.Шарья
2022
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М., Просвещение, 2016, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Положением о Всероссийским физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации.
Программа предусматривает ориентацию на следующие цели:
• внедрение комплекса ГТО в систему физического воспитания школьников;
• повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности.
В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач:
• создание положительного отношения школьников к комплексу ГТО, мотивирование к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
• углубление знаний, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков, приобретенных на уроках физической культуры;
• развитие основных физических способностей (качеств) и повышение функциональных возможностей организма;
• обогащение двигательного опыта учащихся физическими упражнениями с общеразвивающей и прикладной направленностью, техническими действиями видов испытаний (тестов) комплекса ГТО;
• формирование умений максимально проявлять физические способности при выполнении видов испытаний (тестов) комплекса ГТО.
Программа учитывает следующие принципы:
• принцип комплектности, предусматривающий тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, педагогического и медицинского контроля);
• принцип преемственности, определяющий последовательность изложения программного материала и соответствие его требованиям комплекса ГТО, чтобы обеспечить в учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технической подготовленности;
• принцип вариативности, предусматривающий в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Программа ориентирована на возрастные группы школьников согласно Положению о Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе «Готов к труду и обороне» I и II ступень – возрастная группа 8-10 лет (2-4 классы). Рассчитана на 1 час в неделю.
К выполнению нормативов комплекса ГТО допускаются школьники, относящиеся к основной группе здоровья, на основании результатов медицинского осмотра. Школьники, относящиеся к подготовительной группе здоровья, могут участвовать в сдаче норм и требований комплекса ГТО избирательно, в соответствии с ограничениями по состоянию здоровья, на основании справки терапевта, в которой указываются противопоказания к тому или иному виду двигательных действий. К особой группе относятся школьники специальной медицинской группы. Их участие в сдаче норм ГТО ограничивается физическими упражнениями малой интенсивности, основной акцент делается на разделы знаний и слагаемые здорового образа жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Универсальные учебные действия
Универсальными компетенциями учащихся по курсу «На встречу ГТО» являются:
Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели.
Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
Умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «На встречу ГТО» являются следующие умения:
Коммуникативные:
Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.
Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления.
Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой.
Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
Регулятивные:
Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения.
Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека.
Оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Познавательные:
Объяснять, для чего нужно соблюдать правила техники безопасности, уметь показать технику выполнения беговых упражнений, положения различных стартов.
Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «На встречу ГТО» являются следующие умения:
Знать и понимать требования инструкций по технике безопасности;
Знать правила выполнения комплекса общеразвивающих упражнений;
Знать технику выполнения специальных беговых упражнений;
Знать технику выполнения метания мяча;
Знать технику выполнения прыжковых упражнений;
Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
Организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
Находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
Выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
| Классы | 2 | 3 | 4 |
| Бег на короткие дистанции | 5 | 5 | 5 |
| Бег на длинные дистанции | 5 | 5 | 5 |
| Силовая подготовка | 4 | 4 | 4 |
| Развитие гибкости | 5 | 5 | 5 |
| Прыжок в длину с разбега (м) Прыжок в длину с места (см) | 5 | 5 | 5 |
| Метание мяча | 6 | 6 | 6 |
| Лыжная подготовка | 3 | 3 | 3 |
| Контрольные испытания | 1 | 1 | 1 |
| Итого часов: | 34 | 34 | 34 |
Тематический план
Календарно-тематическое планирование
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
| Бег на длинные дистанции. |
1 | Техника бега на длинные дистанции. Бег 500-1000м. | 1 | Строевые упражнения. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для шеи и туловища, ног. |
2 | Тактика бега на длинные дистанции. Бег 500-1000м. | 1 | Бег равномерный и переменный на 400, 600, 800,1000 м. Многократные повторения упражнений в беге, с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. |
3 | Сочетание работы рук, ног, туловища в беге на длинные дистанции. | 1 | Кросс на дистанции до 1500 км. |
4 | Бег 1000-1500м в сочетании с дыханием. | 1 | Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 30мин (для разных возрастных групп). |
5 | Бег на результат. Сдача контрольного норматива. | 1 | 1 ступень - бег 500м или 1000м без учета времени. 2 ступень - бег 1000м или 1500м без учета времени. |
| Бег на короткие дистанции |
1 | Техника бега на короткие дистанции. Бег 30м - работа рук, ног, корпуса. | 1 | Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная). Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. |
2 | Бег на 30-60м в сочетании с дыханием. | 1 | Повторный бег по дистанции от 30 до 60 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером. |
3 | Интервальная тренировка - чередование скорости бега. | 1 | Выполнения упражнений в максимальном темпе. |
4 | Кросс по пересеченной местности. Ускорение 30,60м. | 1 | Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. |
5 | Бег на короткие дистанции на результат. | 1 | 1 ступень - бег 30 (с) 2 ступень - бег 30,60м (с) |
| Силовая подготовка |
1,2 | Упражнения на развитии силы рук. | 2 | Сочетание различных видов упражнений и спортивного инвентаря. |
3 | Упражнения на развитии мышц брюшного пресса. | 1 | Сочетание различных видов упражнений и спортивного инвентаря. |
4 | Сдача контрольного норматива. | 1 | Подтягивание и отжимание. |
| Развитие гибкости |
1 | Упражнения на развитие гибкости с помощью партнера. | 1 | Упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). |
2 | Упражнения на развитие гибкости с отягощением. | 1 | Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину). |
3 | Упражнения на развитие гибкости с использованием собственной силы. | 1 | Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием,с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных, набивных мячей), ловлей и метанием мячей и др. |
4 | Упражнения на развитие гибкости с помощью эспандера или амортизатора. | 1 | Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения с набивными мячами. |
5 | Упражнения на развитие гибкости на снарядах. | 1 | Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке. |
| Метание мяча |
1 | Обучение финальному усилию в метании с места. | 1 | Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом). |
2 | Обучение разбегу в метании малого мяча. | 1 | Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега. |
3 | Метание с разбега в горизонтальную цель. | 1 | Метание мяча с места, с 1 шага, с нескольких шагов разбега, с постепенным увеличением расстояния. |
4 | Метание с разбега в вертикальную цель. | 1 | Метание мяча с места, с 1 шага, с нескольких шагов разбега, с постепенным увеличением расстояния. |
5 | Метание в полной координации на дальность. | 1 | Метание мяча 150г. в сектор для метания с разбега. |
6 | Сдача контрольного норматива. | 1 | Метание мяча на результат. |
| Лыжная подготовка |
1 | Работа рук и ног без палок в попеременных ходах. | 1 | Выполнение упражнений на месте (имитация попеременного хода), на учебном круге |
2 | Работа попеременным ходом с палками. | 1 | Выполнение упражнений на месте (имитация попеременного хода), на учебном круге в подъем и по ровной местности. |
3 | Передвижение коньковым ходом по пересеченной местности. Сдача контрольного норматива. | 1 | Прохождение дистанции в полной координации 1 ступень – 500 м на время или 1 км без учета времени. 2 ступень – 1 км на время или 1500км без учета времени. |
| Прыжок в длину |
1 | Прыжки из различных и.п. с продвижением вперед, с доставанием предметов. | 1 | Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. |
2 | Прыжки с подтягиванием колен к груди на месте и с продвижением. | 1 | Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.).Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. |
3 | Прыжки через скамейку в длину и высоту. | 1 | Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. |
4 | Прыжок в длину – одинарный, тройной. | 1 | Прыжки с разного разбега по 3 попытки. |
5 | Прыжок в длину с места на результат. | 1 | Прыжки с места на результат. |
| Контрольные нормативы по ГТО |
1 | Контрольные нормативы по ГТО. | 1 | Сдача контрольных нормативов. |