Программа
внеурочной деятельности начального общего образования
в рамках ФГОС НОО
1.Актуальность проблемы
«Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».
Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования нового поколения. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через основные направления развития личности, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация Программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:
- овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной и др.), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
- формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Принципиальным отличием федеральных государственных образовательных стандартов должна стать их ориентация на результат образования. Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование. В ФГОС разработана альтернативная, деятельностная парадигма образования, утверждающая в качестве цели развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Таким образом, актуальность данной Программы обусловливается:
- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;
- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие
2.Цель Программы
Цель Программы внеурочной деятельности – теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель организации внеурочной деятельности учащихся 1-4-х классов в процессе их воспитания и социализации, осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования;
3. Задачи Программы
Задачи, решаемые в ходе реализации Программы:
- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;
- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;
- отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.
- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.
- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.
4. Объект и предмет исследования
Объект исследования при реализации данной Программы – система воспитания и социализации младших школьников в школе.
Предмет исследования – механизм организации внеурочной деятельности учащихся 1- 4-х классов.
5. Гипотеза исследования
Считаем, что эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность, существенными характеристиками которой является ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства:
принятие ребенком ценностей должно происходить через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.)
6. Методы, используемые при реализации Программы
1. Теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме моделирования внеурочной деятельности;
2. Эмпирические: анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности детей, анализ документации и др.
3. Математические: ранжирование, статистическая обработка данных и др.
7. Нормативно-правовое и методологическое обеспечение программы
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования (вариант 2).
6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.
8. Ресурсы Программы
Рабочая группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в реализации ФГОС , обеспечивает своевременную отчетность о результатах реализации, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов реализации, вырабатывает рекомендации на основании результатов реализации. | Т.А. Аладина, директор школы, Т.А. Порываева, руководитель ШМО |
Консультативно-методическая | Обеспечивает: предоставление всех необходимых для реализации содержательных материалов, изучение всеми участниками документов ФГОС , проведение семинаров и совещаний с участниками реализации в рамках инструктивно-методической работы на опережение, распространение опыта участников реализации на районном уровне, оказание консультативной и методической помощи учителям, реализующим ФГОС. | Т.А. Аладина, директор школы , руководитель РМО учителей начальных классов |
Профессиональные сообщества | Выносят решения по результатам реализации ФГОС. | Педагогический совет, Совет школы, школьное методическое объединение учителей начальных классов, Рабочая группа по внедрению ФГОС нового поколения |
Педагоги школы | Изучают документы ФГОС , используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями | 2,4 классы – Т.А. Аладина 1 классы – Т.А. Порываева 3 класс – Лапшова Т.М. |
Задействованные педагоги | Организация внеурочной деятельности по направлениям: | Порываева Т.А.-учитель начальных классов. М.И.Кузнецова –педагог ДО. Фунтова М.Г.-библиотекарь сельской библиотеки Порываева Т.А. – учитель начальных классов. М.И.Кузнецова – воспитатель, педагог дополнительного образования, учитель. Т.А.Аладина- учитель начальных классов, директор школы. Т.М. Лапшова – учитель начальных классов. Г.О.Сапарли – учитель физической культуры – педагог дополнительного образования . Кузнецова А.Д.– фельдшер ФАП. |
Общеинтеллектуальное Общекультурное Социальное Духовно-нравственное Спортивно-оздоровительное |
Проектная и исследовательская деятельность проводится по всем направлениям внеурочной деятельности.
Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение кружков школы, внеклассную работу.
Научно-методическое обеспечение проекта
Научно-методическую поддержку при реализации проекта оказывает управление образования МО «Майнский район», ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» г. Ульяновска.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, все кабинеты начальных классов располагаются на одном этаже, имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание, имеется кабинет ФАП, информационно-библиотечный центр, оснащённый мультимедийной техникой, компьютером, выходом в Интернет, спортивный зал, спортивная площадка, баскетбольная площадка, игровая площадка.
Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет. В кабинете информатики имеются 3 компьютера, проектор, экран. Кабинеты начальных классов оснащены компьютерами, проекторами, видеоаппаратурой. В кабинете 4 класса установлена интерактивная доска.
Информационное обеспечение
В школе имеется видеотека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний (электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», интерактивная энциклопедия – «Атлас тела человека», «Мир природы» (наглядное пособие по естествознанию для младших школьников), «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»), игры на развитие памяти и логики, библиотечный фонд, включающий учебную, учебно-методическую и художественную литературу.
9. Ожидаемые результаты реализации Программы внеурочной деятельности
Результатом реализации Программы внеурочной деятельности, разработанной в школе, должна стать теоретически обоснованная и экспериментально апробированная модель уклада школьной жизни в начальной школе, частью которой является модель организации внеурочной деятельности и отработанный механизм её реализации в 1- 4 классах в процессе их воспитания и социализации.
10.Предполагаемые формы работы в рамках внеурочной деятельности
Направление | Программы (рабочие) | Формы работы | Решаемые задачи |
Спортивно-оздоровительное | «Шахматы» | Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры, спортивные игры развивающего характера. | Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, развитие общей физической подготовки. Знакомство с народной игровой культурой, развитие пластичности, развитие музыкальных и художественно-творческих способностей детей, формирование целостного восприятия мира традиционной и художественной культуры; организация активного сотворчества детей, их физического развития. |
Духовно-нравственное | «Театральный кружок» | Экскурсии, посещение концертов, создание творческих проектов; занятия лепкой, рисованием, созданием объёмных моделей из папье-маше, работа с пластилином, глиной, тканями, другими материалами. | Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. Знакомство с основами народной культуры, в том числе традициями Майнского района, формирование знаний о фольклоре, разучивание народных песен, распевок, потешек, частушек. Развитие эстетического вкуса, практическое ознакомление с видами декоративно-прикладного искусства в процессе лепки, рисования, конструирования и т.п. |
Общеинтеллектуальное | «Гимнастика для ума», «Занимательная математика» | Беседы, решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов, головоломок. | Развитие логического мышления, различных видов памяти, внимания, воображения, формирование самостоятельности, развитие самосознания и самоконтроля. Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности. Расширение математического кругозора, ознакомление с решением нестандартных задач. |
Общекультурное | «Час чтения» | Речевое моделирование, изучение норм речевого этикета, ролевые игры, беседы, досуговое общение, инсценирование. | Развитие умения говорить и правильно писать в соответствии с нормами литературного языка, ознакомление с речевым этикетом |
Социальное | «Я- исследователь» | Беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, участие в школьных трудовых рейдах, проектирование, фотосъемки, выпуск школьной газеты, социальное проектирование. | Выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах. Социализация младшего школьника, акцентирование внимания на ценностях семьи, родного дома, малой родины. |
Проектная деятельность реализуется через все направления внеурочной деятельности путем выполнения познавательных, социальных проектов, исследовательских работ, конкурсов, конференций, выставок. Способствует формированию таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов.
11. Риски, трудности и проблемы в реализации проекта
Среди основных факторов, способных повлиять на результаты Программы внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС НОО можно выделить следующие:
Фактор риска | Возможные пути разрешения |
отсутствие достаточного финансирования | привлечение внебюджетных средств |
низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки | мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов |
отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов | привлечение специалистов дополнительного образования |
дефицит учебно-методических пособий | использование ресурсов Интернет-пространства, образовательных сайтов |
недостаточная методическая подготовка педагогов | проведение методических занятий, участие в региональных семинарах и конференциях по вопросам реализации ФГОС, связи с другими участниками реализации, прохождение курсовой подготовки |
12.Внешние связи и партнерство
Общее управление процессом апробации осуществляется Управлением образования и науки Ульяновской области. Методическую поддержку оказывает ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» , управление образования Майнского района. К работе в рамках механизма реализации внеурочной деятельности будут привлекаться родители, педагоги дополнительного образования, сельская библиотека.
13. Сроки и этапы реализации проекта
Реализация программы осуществляется в период действия ФГОС в школе.
Принципы реализации Программы:
-учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию;
На содержание Программы повлияли следующие факторы: особенности и традиции школы, функционирование кружков и секций по интересам учащихся и их родителей.
Основными видами внеурочной деятельности нашей школы являются:
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность;
- творческая деятельность;
- социально-проектная деятельность;
- общественно-полезная деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность;
- гражданско-патриотическая.
Программа организации внеурочной деятельности школы состоит из 9 подпрограмм, в рамках которых реализуется 6 направлений деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетичкесое, общеинтеллектуальное, общекультурное, социально-проектная деятельность, краеведческое.
1.Спортивно – оздоровительное направление
Пояснительная записка
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей – всегда актуальна. Именно внеурочная работа в состоянии сделать для полноценного здоровья современного ученика больше, чем врач.
Решаемые задачи: всестороннее гармоническое развитие личности учащихся, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.
Цель: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культуры.
Содержание работы | 1-4 классы |
Форма работы | Спортивные кружки, экскурсии, занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры, спортивные игры развивающего характера. |
Программы и проекты | Программы: «Русские игры», «Развивающие игры» Проекты: «Секреты правильного питания», «Ступеньки здоровья», «Здоровьесберегающие пятиминутки», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Вода и жизнь» «В здоровом теле – здоровый дух» |
Задействованные педагоги | Г.О.Сапарли – учитель физической культуры , педагог дополнительного образования . |
Количество часов в неделю | 3 |
Количество часов в год | 99 |
Форма подведения итогов | Соревнования, конкурсы, оформление альбомов об известных спортсменах села, района, области, страны, проведение малых спартакиад, организация походов с родителями, конференции с презентациями проектов о народной игровой культуре, об истории происхождения видов спорта и организации Олимпийских игр, оформление стендов, составления мониторинга достижений. |
Библиографическая поддержка Программы:
1.Программа «Обучения здоровью» для 1 – 11 классов, под общ. редакцией Л.Ф.Шатохиной - Москва, 2005, 48 с.
2. Осокина Г.И., Тимофеева Е.А.. Игры и развлечения детей в воздухе. - М. Просвещение, 1983.
3.Обучение здоровью. Пособие для школьных медицинских работников. - М. , 2004, 134 с.
4.Тематические статьи из журналов «Начальная школа», «Народная школа» за 2007 – 2010 годы;
2.Общеинтеллектуальное направление
Пояснительная записка
Общемировые изменения - глобализация, ускорение темпа информационных потоков, вхождение России в европейское образовательное пространство - справедливо потребовали от системы образования смены курса научной парадигмы в сторону формирования мобильной, творческой и самостоятельной личности.
Решение проблемы развития творческого потенциала младших школьников означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится именно познавательная творческая деятельность самого ребёнка.
Подпрограмма по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности учитывает возрастные психолого–педагогические особенности мыслительной деятельности, основывается на базовом стандарте и служит для углубления и получения новых знаний, способствует формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействует формированию научного мировоззрения, стимулирует познавательную активность и развивает творческий потенциал учащихся.
Цель: формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания.
Решаемые задачи: обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности.
Содержание работы | 1-4 классы |
Форма работы | Кружки, объединения, экскурсии, походы, лабораторные работы, конкурсы рисунков, стихов, рассказов, сочинений, беседы, решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов, головоломок. |
Программы и проекты | Программы: «Гимнастика для ума», «Занимательная математика», « В мире ребусов и кроссвордов» Проекты: «Хочу всё знать» |
Задействованные педагоги | М.И.Кузнецова– педагог дополнительного образования Т.А.Порываева – учитель начальных классов |
Количество часов в неделю | 2 (1+1): теория - 0,5, практика – 0,5. |
Количество часов в год | 66 (33+33) |
Форма подведения итогов | Участие в конкурсах и конференциях, создание презентаций, выступления на конференциях, презентации своих творческих работ, выставка проектов. Решение нестандартных задач, конкурсы интеллектуального характера. |
Библиографическая поддержка Программы:
1. Первая школьная энциклопедия. Мир вокруг нас. Том 3.- М: ЗАО «РОСМЭН – Пресс». 2007. 144с.;
2. Я познаю мир. Детская энциклопедия. – М.: ООО «Издательство Аст» :ООО «Издательство Астрель», 2001, 2002, 2003.;
3. 100 великих имён в математике, физике, географии. - Филологическое общество «Слово» АСТ. М.1998;
4. Великие мысли великих людей. Антология афоризма: в 3-х томах. Составитель Кондрашов А.П. - «Рипол классик». М.: «Можайский полиграфический комбинат»;
5. Холодова О. В. Юным умникам и умницам/Развитие познав. способ. –Методические рекомендации. – РОСТкнига, 2009.
6. Забрамная С.Д., КостенковаЮ.А. Развивающие занятия с детьми. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование. - Институт общегуманитарных исследований, М., 2006.
7. Нежинская О.Ю. Логика. - В.,2004.
8. Волина В. М. Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать. – Просвещение, 2002.
9. Волков С.И., Столярова Н.Н Математические задания. – Просвещение, 1994.
10. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей - «Росмэн», 2003 г.
11. Тихомирова А.Ф. Математика в начальной школе. Творческий центр ,,Сфера”// 2001 г.
12. Савенков А.И. Ваш ребёнок талантлив. Академия развития. 2002 г.
13. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности – «Аркти», 2002 г.
14. Библиотека ,»Первого сентября». Я иду на урок в начальную школу. Олимпиады и интеллектуальные игры. – «Первое сентября», 2000 г.
15. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников/ - Просвещение,1990 г.
16. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей – «АСТ-Пресс», 1999 г.
17. Родионова Е.А., Нерадо А.В. Корниенко А.В., Леонова Е.А. Олимпиада интеллект - Образование, 2002 г.
Литература для учащихся:
1.Холодова О. В. Юным умникам и умницам/Развитие познавательных способностей – Задания для учащихся. – РОСТкнига, 2009.
2.Холодова О. В. Юным умникам и умницам/Развитие познавательных способностей – Рабочие тетради в двух частях. – РОСТкнига, 2009.
3. Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников – «Новый учебник», 2002 г.
4. Зак А. 500 занимательных логических задач для школьников – «Юнвес», 2002 г.
5. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи 1-4 классы – «Илекса», 2002 г.
6. Савин А.П. Энциклопедический словарь юного математика – «Педагогика-Пресс», 1999г.
3. Духовно-нравственное направление
Пояснительная записка
Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.
Возникающий дефицит эмоционально – ценностного отношения к миру, образного мышления приводит к грубости, примитивности жизненных ориентаций. Не рекламы и боевики по телевидению и не компьютерные военные игры должны оказывать воздействие на чувство учащихся, а встречи с прекрасным: картиной, словом, песней, традициями и обычаями своего народа, с природой, способными заворожить их.
Художественно – эстетическое направление в Программе осуществляется через фольклорное объединение, кружок декоративно-прикладного искусства.
Мир фольклора благодаря своей глубокой философской обобщённости и художественной ценности решает практические, нравственные проблемы, которые возникают перед человеком в жизни, формирует моральные убеждения. Духовные ценности каждого народа, их обычаи и традиции в течение многих веков играли решающую роль в нравственном становлении подрастающего поколения
Несмотря на другие средства передачи информации, живое слово учителя сохраняет свою значимость для современного школьника.
Программа кружка декоративно-прикладного искусства расширяет знания учащихся в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства, даёт возможность профессионально овладеть навыками лепки, конструирования, работы с различными материалами, навыками рисунка, развивает творческие способности, воспитывает художественно – эстетический вкус.
Развитие эмоционально – образного и художественно – творческого мышления позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности.
Цель:
-развивать эмоционально – образное и художественно – творческое мышление, позволяющее учащемуся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышать чувство личной самодостаточности;
-учить создавать атмосферу творческого сотрудничества, взаимодействия, при выполнении творческих работ в кружках;
Решаемые задачи:
-развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций;
-овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;
-овладение навыками межличностного общения;
-формирование интереса к творческим профессиям;
Содержание работы | 1-4 классы |
Форма работы | Клубные часы, фольклорные кружки. |
Программы и проекты | Программы: «Декоративно-прикладное искусство», «Основы народной культуры» Проекты: «Здравствуй, радуга – дуга», «Я рисую солнышко», «По следам акварели», «О чём говорит ветер», «В гостях у слова», «Игровой фольклор» (слушание, разучивание, импровизация дразнилок, скороговорок, закличек, сочинение скороговорок), «Путешествие в мир красоты», «Потешный фольклор», «Фольклорные праздники», «Хитрая бумага», «Волшебные превращения пластилина и глины», «Мастерская прикладного искусства» |
Количество часов | 2 (1+1): теория – 0,5 + практика – 0,5 |
Количество часов в год | 66 (33+33) |
Задействованные педагоги | Т. М. Лапшова–учитель начальных классов |
Форма подведения итогов | Концерты, выставка творческих работ, тематических рисунков, театрализованное выступление, инсценировки, оформление альбомов, тематических папок, выпуск рукописных сборников с творческими работами учащихся, связь с СМИ, создание творческих проектов. |
Библиографическая поддержка Программы:
1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.
2. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
3. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.
4. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.
5. Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.
6. Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.
7. Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.
8. Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.
9. Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
10. Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристалл»», М.: ЗАО «Издательский дом Оникс», 2000.
11. И. А. Дворкина, Батик. – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.
12. В.И.Даль «Пословицы русского народа»
13. М.Забылин «Русский народ. Его обычаи ,предания и обряды».
14. А.Филатов «О новых и старых обрядах».
15. И.М. Снегирёв «Русские простонародные праздники и суеверные обряды»
16. И.П.Сахаров. «Сказания русского народа»
17. Ю.Филатов «Поэзия Российских деревень»
18. В.М.Соловьёв «Золотая книга русской культуры»
Социальное направление
Пояснительная записка
Внеурочная работа по направлению социально-проектной деятельности обеспечивает выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, способствует социализации младшего школьника, акцентируете внимание на ценностях семьи, родного дома, малой родины. В Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ.
Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают привлечение родителей, работников учреждении культуры и др. Программа помогает ученику адаптироваться в новом школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.
Цель: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения; развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей; помощь детям в адекватном выражении своего “Я”, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование нравственной культуры учащихся; развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье; создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; пропаганда здорового образа жизни, воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности; развитие у детей интереса к совместному времяпровождению, самоуважение и взаимоуважение.
Основные направления работы:
- проект “Я, моя семья, мои друзья”;
- проект “Я и мой край родной”;
- проект “Я и мой интеллект”;
- проект “Я и мое здоровье”.
Содержание работы | 1-4 классы |
Форма работы | Беседы, конкурсы, встречи с интересными людьми, экскурсии, участие в школьных трудовых рейдах, проектирование, фотосъемки, выпуск школьной газеты, социальное проектирование, организация праздников |
Программы и проекты | Программы: «Мир, в котором я живу» Проекты: «Я и моя семья», «Мой прадед на войне», «Профессии разные нужны, профессии все важны» |
Количество часов в неделю | 1 (теория – 0,5, практика – 0,5) |
Количество часов в год | 33 |
Задействованные педагоги | Т.А.Аладина – учитель начальных классов |
Форма подведения итогов | Выставки творческих работ, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов, проведение праздников. |
Библиографическая поддержка Программы:
1.Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;
2. Журнал “Начальная школа”, №3 1991г. стр.5;
3. Журнал “Начальная школа”, №8 1991г. стр.48;
4. Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина, Л.А. Обухова Внеклассные мероприятия. 2 класс. – М. ; ВАКО, 2004. – 160 с. - (Мозаика детского отдыха).
5. Журнал “Начальная школа”, №10 2000г. стр.57;
6. http://nsc.1september.ru/search.php
Общекультурное направление
Пояснительная записка
Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи; прививать культуру общения.
Решаемые задачи:
• обеспечить взаимосвязь предметов гуманитарного блока дисциплин в начальной школе;
• развивать все виды речевой деятельности младших школьников, умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться русским языком в различных ситуациях речевого общения;
• обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и познания окружающего мира на основе использования структурно-семантических моделей, коммуникативно-значимых ситуаций и текстов различной стилистической и функциональной направленности;
• сформировать основные умения и навыки, необходимые для работы с текстом и книгой (умения определять главную мысль текста, находить в нем опорные слова, видеть смысловые части текста и т.д.);
• развивать художественно-образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
Данная подпрограмма позволяет сформировать у учащихся общее представление о значении речевого общения, разнообразии речевых стилей. Практическое применение этих знаний на других уроках позволит сформировать умение различать стилевые особенности речевого общения, ориентироваться на нормы русской речи, пользоваться словарями русского языка с целью обогащения своего активного словаря.
Эффективность усвоения запланированного содержания достигается практическим применением полученных знаний о тексте на уроках русского языка и литературного чтения.
Данное направление носит частично практический характер, связано с приобретением учащимися коммуникативных навыков. Большое внимание при этом уделяется лексике русского языка, этическим нормам общения, различным коммуникативным ситуациям, элементарным риторическим умениям.
Для того, чтобы программа могла быть успешно реализована, необходимо занятия культуры речи и общения строить как уроки обучения речевому общению, чтобы каждый ребенок мог быть вовлечен в процесс общения. Наиболее эффективной с этой точки зрения может стать групповая форма работы. С целью формирования практических умений речевого общения необходимо широко использовать межпредметные связи.
Содержание работы | 1-4 классы |
Форма работы | Беседы, конкурсы, речевое моделирование, изучение норм речевого этикета, ролевые игры, беседы, досуговое общение, инсценирование. |
Программы и проекты | Программы: «Речь и культура общения» Проекты: «Мы узнаем мир по именам», «Говорящий мир вещей» |
Количество часов в неделю | 1 (теория – 0,5, практика – 0,5) |
Количество часов в год | 33 |
Задействованные педагоги | М.Г.Фунтова – библиотекарь сельской библиотеки |
Форма подведения итогов | Оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов, проведение праздников. |
Библиографическая поддержка Программы:
1. Абрамов В.П. Созвездия слов. - М.: Просвещение, 1998.
2. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. - Учимся говорить правильно. Новосибирск, 1993.
3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. - М.: Просвещение, 1982.
4. Горелов И.Н., Житников В.Ф. Умеете ли Вы общаться. - М., 1991.
5. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1989.
6. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - Л.: Просвещение, 1990.
7. Ирина Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. - Л., 1991.
8. Ирена Осталовска. Ада, так не надо! - М., 1993.
9. Краткий толковый словарь русского языка / Под ред. Розановой В.В. - М.: Русский язык, 1990.
10. Ладыженская А.Т. Детская риторика // Программы для общеобразовательных учреждений: начальные классы (1-4). - М.: Просвещение, 1998.
11. Мокиенко В.М. Образы русской речи. - Л., 1986.
12. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1997.
14. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. - М.: Просвещение, 1997.
15. Синицын В.А. Путь к слову: пособие по развитию речи. - М., 1996.
16. Скворцов. Правильно ли мы говорим по-русски? - М., 1990.
17. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. - М., 1997.
18. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. - Киев, 1989.
Программа по реализации внеурочной работы в каникулярное время
Содержание работы | 1-4 классы | |
Форма работы | Клубные часы, литературные объединения, музыкальные общества, кружки, клубы деловых и ролевых игр, спортивные секции, тематические праздники | |
Направления работы | Спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуально, художественно-эстетическое, краеведческое, общекультурное, социально-проектная деятельность. | |
Осенние каникулы | Духовно-нравственное направление Проект «Мастерская творчества» | |
Зимние каникулы | Социально-проектная деятельность Проект «Родину любить, беречь – большая честь» | |
Весенние каникулы | Краеведческое направление Проект «Земля – наш общий дом» | |
Летние каникулы | Спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, краеведческое, общекультурное, социально-проектная деятельность Проекты: «За здоровьем в школу», «Хочу всё знать», «Творчество – окно в мир», «Дело мастера боится» | | |
Количество часов в год | 29 | |
Ответственные работники | Т.А.Аладина – учитель начальных классов Т.М. Лапшова – учитель начальных классов Г.О.Сапарли – учитель физической культуры, педагог дополнительного образования А.Д.Кузнецова – медицинская сестра школы М.И.Кузнецова – педагог дополнительного образования | |
Форма подведения итогов | Конкурсы, выставки рисунков, сочинений, рассказов, оформление тематических папок, стендов, альбомов, конференции, презентации исследовательских проектов, составление сценариев экологических сказок, участие в конкурсах школы, района, области, организация тематических праздников. | |
Учебно-тематический план
проекта повышения квалификации учителей
начальных классов по вопросам реализации ФГОС НОО
Модуль 1. Внедрение ФГОС НОО – требование времени, заказ общества и государства.
Модуль 2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Модуль 3. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
Модуль 4. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Современный учитель должен умело подойти к реализации ФГОС. Для этого необходимо в рамках самообразования ознакомиться с теоретическим обоснованием ФГОС, пройти курсовую подготовку, изучить опыт учителей, работающих по-новому. Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью и способны к сотрудничеству. Появление новых вызовов вынуждает отвечать на них модернизацией образования. Инновация в системе начального образования основывается на достижениях компетентностного подхода. Учитель должен осваивать современные образовательные технологии (индивидуальный подход, системно – деятельностный подход, компетентностный подход + фундаментальность предметных знаний, использование ИКТ, реализация здоровьесберегающих технологий). Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Заключение
Многообразие форм внеурочной деятельности порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.
Муниципальное образовательное учреждение Калининская начальная общеобразовательная школа П. Родниковые Пруды Майнского района Ульяновской области
Рассмотрена на заседании педагогического совета _№1 от 30 августа____________ | Утверждена приказом директора МКОУ «Калининской НШ» ___________________ Т.А.Аладина _Приказ № 76 от 30 августа 2018 г._ |
Программа внеурочной деятельности начального общего образования в рамках внедрения ФГОС НОО 2018-2023гг.
Автор: Аладина Т.А., учитель начальных классов,
П.Родниковые Пруды 2018 |
34