Приложение к ООП ООО № 21
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1 имени А.В. Ворожейкина»
Программа курса внеурочной деятельности
«Наследие земли Нижегородской»
Младшая группа
Срок реализации:1 год
Учитель: Федорова Н.Н.
г.Городец, 2020
Направленность программы внеурочной деятельности: духовно - нравственное воспитание.
Программа рассчитана на 72 часа в год (2 часа в неделю).
Срок реализации программы: 1 год.
Цель программы: содействие воспитанию гражданина - патриота, как активной личности, готовой к самореализации на благо Отечества.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- сформировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей, любви к родному краю и России;
- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции.
Планируемые результаты обучения и усвоения содержания курса.
Личностные результаты освоения образовательной программы
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
8) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
4) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5) смысловое чтение;
6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты освоения образовательной программы
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Формирование ИКТ-компетентности:
1)выполнение заданий на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильмов и мультимедиаресурсов.
2) осуществление поиска информации в Интернете.
3) создание сообщения и презентации в Power Point по заданной тематике
Основы проектно-исследовательской и проектной деятельности.
1) планировать и выполнять с помощью взрослых учебное исследование или учебный проект.
2) распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования.
3) формулировать вытекающие из исследования выводы.
4) ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя языковые средства.
5) использовать некоторые методы получения знаний характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание.
2. Содержание программы
Тема 1.Введение в краеведение.
4 часа.
Что такое "краеведение". Что символизирует горсть земли. Почему нужно изучать историю родного края. Почему понятие "малая родина"так важно для человека.
Термины, цели, исторического краеведения, его отличия и взаимосвязь с биологическим краеведением. Понятие экологии. Обоснование необходимости решения экологических проблем региона. Любовь к Родине и природе. Взаимосвязь истории и экологии.
.
Тема 2. Вспомогательные исторические дисциплины.
7 часов.
Науки помощницы: археология, этнография, нумизматика, лингвистика, топонимика и др. Источники изучения родного края: устные, письменные, вещественные. Методы и способы сбора и обработки информации. Музей и библиотеки как учреждения, собирающие и хранящие информацию.
Тема 3.Микро и макро история.
12 часов.
Роль истории в жизни человека. Изучение истории происхождения своего имени и фамилии. Создание подробного генеалогического дерева. История быта. Изучение истории происхождения своей улицы, микрорайона (название, когда построен первый дом и т.д.).
Тема 4. История города Городца.
30 часов.
История возникновения города. Посещение музея города. Экскурсия по городу. Изучение центральной исторической части города (ул. М. Горького, ул. Ленина (Купеческая)) с точки зрения архитектуры и значения для жизни города. Предприятия города история возникновения, деятельность, значение. Посещение Федоровского монастыря- история, архитектура, значение. Знакомство со знаменитыми городчанами (ветеранами, почетными гражданами города, известными людьми), интервью, работа с газетными архивами. Подведение итогов в виде организации и проведения викторины «Мой город», конкурса рисунков «Моя малая родина».
.
Тема 5. Промыслы и ремесла Городецкой земли.
17 часов.
Промыслы и ремесла Городецкой земли. Резьба по дереву («глухая» прорезная). Пряничный промысел (пряничные доски, печатные, мятные, с пряностями, медовые пряники и т.д.).Игрушечный промысел(промысел в деревнях Жбанниково, Рыжухино, Роймино, Язвицы).Золотая вышивка. Судовой промысел (возникновение и упадок, парусные и гребные суда — расшивы, беляны, барки, мокшаны с барочной резьбой носами и кормой), Городецкая роспись, гончарное мастерство.Торговля в Городце. Создание альбома по теме, организация выставки и работа лекторской группы.
3. Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | Из них | Формы промежуточной аттестации и контроля |
Учебная деятельность | Экскурсии | Внеклассные мероприятия | Работа лекторской группы |
I | Ведение в краеведение. | 4 | | | | | |
1 | Горсть родной земли. | | 1 | | | | |
2 | Введение в краеведение. | | 1 | | | | |
3 | Экологическое краеведение. | | 1 | 1 | | | |
II | Вспомогательные исторические дисциплины | 7 | | | | | |
4 | Науки – помощницы | | 1 | | | | |
5 | Источники изучения истории края. | | 1 | | | | |
6 | Посещение краеведческого музея | | | 2 | | | Синквейн «Музеи моего города» |
7 | Практическое занятие. Сбор и обработка информации | | 1 | | | | |
8 | Практическое занятие с посещением библиотеки. | | | 2 | | | |
III | Микро и макро история. | 12 | | | | | |
9 | Что в имени тебе моем? | | 1 | | | | |
10 | Необычное древо | | 2 | | | | |
11 | Проект «История моей семьи» | | 2 | | 2 | | Написание родословной своей семьи. Вариант: написание истории происхождения своей фамилии |
12 | Моя улица | | 1 | 2 | | | Виртуальная экскурсия «Улицы нашего города» |
13 | Создание выставки «Улицы нашего города» | | 1 | | | 2 | |
IV | История города Городца | 30 | | | | | |
14 | Легенды о «Малом Китеже» | | 3 | 2 | | | |
15 | Экскурсия в музей «Городец на Волге» | | 2 | | | | Коллективный творческий отчет о посещении музея. |
16 | Историческая часть города. Архитектурные особенности застройки города: -Федоровский монастырь, - ул. М. Горького - ул. Ленина (Купеческая) | | 3 | 6 | | | Отчет в виде фотографий и рисунков. |
17 | Предприятия города. | | 2 | | | | |
18 | Знаменитые городчане. | | 2 | | | | Работа над созданием альбома «Знаменитые городчане» |
19 | Жизнь современного города. | | 1 | 2 | | | |
20 | Викторина «Мой город» | | | | 2 | | |
21 | Организация конкурса детского рисунка «Моя малая родина». | | | | 1 | | |
22 | Создание презентации по теме «Любимый город» | | 3 | | | 1 | Презентация «Город, который я люблю». |
V | Промыслы и ремесла Городецкой земли | 17 | | | | | |
23 | Деревянное кружево. | | 1 | | | | |
24 | «Пряничный промысел» | | 1 | 2 | | | |
25 | Игрушечный промысел. | | 1 | 2 | | | |
26 | Золотая вышивка. | | 1 | | | | |
27 | Городецкая роспись | | 1 | 2 | | | |
28 | Гончарное мастерство | | 1 | | | | |
29 | Судовой промысел | | 1 | | | | |
30 | Промыслы и ремесла Городецкой земли | | 1 | | 2 | 1 | Оформление работы в виде альбома «Промыслы и ремесла Городецкой земли» |
VI | Обобщение изученного материала | 2 | | | | | |
31 | Итоговое занятие. | | 2 | | | | |
| Итого: | 72 | 37 | 24 | 7 | 4 | |
Приложение к ООП ООО № ___
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1 имени А.В. Ворожейкина»
Программа курса внеурочной деятельности
«Наследие земли Нижегородской»
Старшая группа
Срок реализации:1 год
Учитель: Федорова Н.Н.
г.Городец, 2020
Направленность программы внеурочной деятельности: духовно - нравственное воспитание.
Программа рассчитана на 72 часа в год (2 часа в неделю).
Срок реализации программы: 1 год.
Цель программы: содействие воспитанию гражданина - патриота, как активной личности, готовой к самореализации на благо Отечества.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- сформировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей, любви к родному краю и России;
- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции.
Планируемые результаты обучения и усвоения содержания курса.
Личностные результаты освоения образовательной программы
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
8) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
4) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5) смысловое чтение;
6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты освоения образовательной программы
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Формирование ИКТ-компетентности:
1)выполнение заданий на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильмов и мультимедиаресурсов.
2) осуществление поиска информации в Интернете.
3) создание сообщения и презентации в Power Point по заданной тематике
Основы проектно-исследовательской и проектной деятельности.
1) планировать и выполнять с помощью взрослых учебное исследование или учебный проект.
2) распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования.
3) формулировать вытекающие из исследования выводы.
4) ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя языковые средства.
5) использовать некоторые методы получения знаний характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание.
2. Содержание программы
Тема 1.Древний Городец.
13 часов.
Коренное население Нижегородской области, округи Городца финно-угорские племена. Память о них (Желтухинский могильник V-VIII веков с типичными финно-угорскими украшениями). Предпосылки возникновения Городца: вольная крестьянская колонизация округи славяно-русскими поселенцами в XII столетии. Археологические свидетельства (многочисленные славяно-русские селища (Марково, Нагавицино) курганные захоронения. Основание Городца: история и вымысел. Городец до монгольского нашествия. Прохор из Городца. А.Невский - судьба князя и города. Смерть А.Невского в Городце - исторические дискуссии. Экономическая, политическая жизнь в период монгольского нашествия. Раскопки на территории города. Посещение краеведческого музея.
Тема 2. Городец в 14-15 вв.
16 часов.
Закат города: причины и последствия. Нашествие Едигея. Свидетельства летописцев. Возрождение Городца. История названия сел и деревень: сбор информации, посещение библиотеки.. Выступление лекторской группы на классных часах. Смутное время: Нижний Новгород и Городец. Работа с документами: формирование и путь. Второго ополчения. История с. Пурех. Князь Пожарский. Посещение музея села Пурех. Села и погосты Городецкой земли: с. Иконниково, Николо-погост, с.Белоглазово, д. Караиха, Богомолово - история возникновения, население, занятия.
Тема 3. Городец в 18- нач.19 вв.
8 часов.
Развитие ремесла и торговли. Городецкое купечество: Овчинниковы, Лапшины, Сотины, Облаевы, Дерюгины. Городец как один из центров старообрядчества. Художник, книгописец и изограф Г.Блинов (1872–1944) и его коллекция. История старообрядческой часовни. История возникновения, расцвета, упадка и возрождения Городецкой росписи. Оформление творческого отчета о посещении фабрики.
Щучья воложка, Овражная улица, Вражная улица, Большепесочный вал, Пронино деревня – старые и новые улицы их история и название: исследование и факты.Создание виртуальной экскурсии по теме.
Тема 4.Городец в 19 веке.
8 часов.
Федоровский монастырь: история в веках ( основание, описание в разные периоды, разрушение, возрождение). Храмы и церкви Городецкого края. Собор Михаила Архангела. Музей самоваров в Городце. Городец как торгово-промысловый экономический район.
Тема 5.Городецкий край в 1910- 1980 ее годы.
19 часов.
«Городецкий хлеб» определение понятия. Промышленность города: механический завод Кузнецова, машиностроительный завод, лесопильный завод Дерюгина, городецкого предпринимателя Рязанова, мельница купца Облаева. Городец в 1906-1907гг. Окружная организация Нижегородского комитета РСДРП и распространение -демократических газет и листовок в Городце. Сергей Пожарский – делегат I Всероссийского съезда РКСМ от Городецкой организации комсомола. Гражданская война и жизнь в 20- гг. Индустриализация и коллективизация в районе. Сбор информации «живая история» через архив газет и библиотек. Великая Отечественная война и родной край. Городчане в тылу и на фронте: трудовые и военные подвиги. Ветераны района. Строительство ГЭС, новые предприятия района. Знаменитые городчане: иконописец Прохора из Городца, архимандрит Петр (Каменский), писатель Георгий Феофанович Устинов, актер Владимир Николаевич Яхонтов, герой Советского Союза А.В Ворожейкин, художник Городецкой росписи Аристарх Евстафьевич Коновалов.
Тема 6. Современный Городец.
4 часа.
Современный облик: памятник Невскому, набережная в центре города. Предприятия города и их роль в экономике региона. Экология и современность: проблемы Городецкого района. Организация и участие в экологических акциях. 21век: Городец как туристический центр. Разработка проекта.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | Из них | Формы промежуточной аттестации и контроля |
Учебная деятельность | Экскурсии | Внеклассные мероприятия | Работа лекторской группы |
I | Древний Городец | 13 | | | | | |
1 | На краю русской земли. | | 1 | | | | |
2 | Городец-Радилов. Кто такой Радила? | | 2 | | | | |
3 | Городец до монгольского нашествия. | | 2 | | | | |
4 | Городец в 12-13 вв.: облик города, население, занятия. | | 2 | | | | |
5 | Политическая история Городца от Батыя до Едигея | | 2 | | | | |
6 | Археологические находки о древнем Городце. | | 2 | | | | |
7 | Посещение музея г. Городца | | | 2 | | | Творческий отчет в виде фотографий и рисунков |
II | Городец в 14-15 вв. | 16 | | | | | |
8 | Нашествие Едигея. Икона Федоровской Богоматери. Закат города подлинный и мнимый | | 1 | | | | |
9 | Возрождение Городца на Волге | | 1 | | | | |
10 | Легенды и былины о родном крае. История названия сел и деревень. | | 1 | 2 | | 1 | Проект «Села и деревни Городецкого района: их история, традиции, специализация» |
11 | Нижегородский край и Городец в Смутное время. | | 2 | | | | |
12 | Путь Второго ополчения. | | 1 | | | | |
13 | Князь Пожарский и история с. Пурех. | | 1 | | | | |
14 | Пуреховский краеведческий музей-экскурсия | | | 4 | | | Творческий отчет. |
15 | Села и погосты Городецкой земли: с.Иконниково, Николо-погост, с.Белоглазово, д.Караиха, Богомолово. | | 2 | | | | |
III | Городец в 18- нач.19 вв. | 8 | | | | | |
16 | Торгово-промышленное село Городец в 18 веке. | | 1 | | | | |
17 | Городецкое старообрядчество. | | 1 | | | | |
18 | Городецкая старообрядческая часовня. | | | 2 | | | |
19 | Городец купеческий | | 2 | 2 | | | |
IV | Городец в 19 веке. | 8 | | | | | |
20 | Федоровский монастырь: история в веках. | | 1 | | | | |
21 | Храмы и церкви Городецкого края | | 2 | 2 | | | Творческий отчет |
22 | «Пузатый красавец». Музей самоваров в Городце. | | | 2 | | | |
23 | «Городецкий торгово-промысловый экономический район» в19 веке | | 1 | | | | |
V | Городецкий край в 20 веке. | 19 | | | | | |
24 | «Хлебный» и промышленный Городец. | | 2 | | | | |
25 | Городец в 1906 -1917 гг | | 1 | | | | |
26 | Городец в годы Гражданской войны. | | 1 | | | | |
27 | Городецкий уезд в 20- е годы. | | 1 | | | 2 | |
28 | Великая Отечественная война и родной край. Городчане в тылу и на фронте. | | 2 | | | 2 | |
29 | Строительство гидростанции | | 2 | | | | |
30 | Знаменитые городчане: от Прохора из Городца до А.В. Ворожейкина | | 4 | | | 2 | Создание альбома «Гордость земли Городецкой» |
VI | Современный Городец | 4 | | | | | |
31 | Современный облик. Предприятия города и их роль в экономике региона | | 1 | | | | Проект «Новые туристические маршруты по Городцу» |
32 | Экология и современность: проблемы Городецкого района. | | 2 | | | |
33 | 21век: Городец как туристический центр | | 1 | | 2 | |
VII | Обобщение изученного материала | 2 | | | | | |
34 | Итоговое занятие. | | 2 | | | | |
| Итого: | 72 | 47 | 16 | 2 | 7 | |