Пояснительная записка.
Программа гражданско – патриотического воспитания «Никто не забыт, ничто не забыто» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» от 5 октября 2010 г. № 795.
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия:
- личностные – Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
- регулятивные - Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
- познавательные – Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
- коммуникативные - Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события. Критично относиться к своему мнению.
Понимать точку зрения другого.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы ожидается:
В учреждении, как в образовательной системе:
создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
В образе выпускника:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Содержание программы:
Программа включает в себя следующие направления:
Направление «Я и семья»
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, игры, анкетирование, семейные праздники, исследовательская и проектная деятельность, конкурсы, выставки..
Направление «Мой край родной»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
Изучать историю родного края.
Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».
Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
Направление « Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
Формировать культуру проявления гражданской позиции.
Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, устный журнал, проектная и исследовательская деятельность, викторина.
Направление «Никто не забыт, ничто не забыто»
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, акции, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего школьного возраста.
Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
Участие в тематических конкурсах, выставках.
Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Оценка эффективности реализации программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
отсутствие детей с девиантным поведением;
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
проведение мероприятий.
Тематический план 2-3 классы
№ | Наименование разделов | Кол-во часов |
1. | «Я и семья» | 8 часов |
2. | «Мой край родной» | 8 часов |
3. | «Растим патриота и гражданина России» | 10 часов |
4. | «Никто не забыт, ничто не забыто» | 8 часов |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, тем | Количество часов | Формы деятельности | Универсальные учебные действия |
I 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Я и семья. Мой дом – моя крепость. История моего имени, фамилии. Мама, папа, я – дружная семья. Профессии моих родителей. Герб моей семьи. У моих родителей руки золотые. Игры дедушек и бабушек. История моей семьи в фотографиях. | 8 1 1 1 1 1 1 1 1 | Беседа. Исследовательская деятельность. Игровая программа. Проектная деятельность. Конкурс рисунков. Выставка совместных поделок. Практическая деятельность. Фото - отчёт. | Личностные. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. Регулятивные. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Познавательные. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Коммуникативные. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события. Критично относиться к своему мнению. Понимать точку зрения другого. |
II 1. 2. 3-4. 5. 6. 7. 8. | Мой край родной. Куйбышев – запасная столица. Моя малая Родина. Достопримечательности родного края. Герб и флаг родного края. Природа и мы. Знаменитые люди края. С чего начинается Родина? | 8 1 1 2 1 1 1 1 | Беседа. Конкурс рисунков. Устный журнал. Исследовательская деятельность. Проектная деятельность. Беседа. Познавательная игра. Исследовательская деятельность. Поэтический конкурс. |
III 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9-10. | Растим патриота и гражданина России Память о прошлом. О чём говорят названия улиц. Москва – столица нашей Родины. Мы граждане России. Все мы разные. Есть такая профессия – Родину защищать. Пионеры – герои. Мамины помощники. Великие люди России. | 10 1 1 1 1 1 1 1 1 2 | Беседа. Исследовательская деятельность. Заочное путешествие. Беседа. Психологический практикум. Викторина. Проектная деятельность. Конкурсная программа. Проектная деятельность. |
IV 1. 2. 3. 4. 5-6. 7. 8. | Никто не забыт, ничто не забыто. У обелиска. Читаем о войне. Бессмертный полк. Великая Отечественная война в истории моей семьи. Подвиги героев. Что такое подвиг? У обелиска. | 8 1 1 1 1 2 1 1 | Акция «Наведём порядок» Чтение книг о войне. Подготовка к акции. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Диспут. Акция «Посади цветы» |
Мониторинг и диагностика патриотического воспитания
Мониторинг:
Количественные показатели:
участие в жизни класса, школы;
участие в школьных, районных, республиканских мероприятиях обучающихся;
изготовление и представление различных проектов (на бумажных электронных носителях);
Качественные показатели:
освоение новых технологий и форм работы по патриотическому воспитанию;
удовлетворенность обучающихся и родителей проводимой работой, организацией, содержанием, методами, задействованностью учеников);
изменения в гражданской активности учеников и родителей в жизни класс школы, города: .
повышение статуса класса в школе.
Диагностика: по патриотическому воспитанию «Никто не забыт, ни что не забыто»
Расшифровка показателей
«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;
«2» - хороший уровень;
«1» - низкий уровень.
Диагностика проводится выборочно
При проведении диагностики используются следующие формы:
Основные показатели воспитанности патриотизма | Признаки и уровни формирующихся качеств. |
1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России, PC (Я) и др. | 3 - знает и может объяснить все основные понятия; 2 - объясняет понятия не полностью; 1 - в объяснении понятий допускает ошибки. |
2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, республику. | 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям; 2 - знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям; 1 - не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями. |
3. Сформированность чувства любви к своей малой родине | 3 - знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям; 2 - интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с жителями; 1 - не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым. |
4. Служение своими силами | 3 - участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел; - участвует в организованных другими делах; 1 - неохотно принимает участие в делах. |
5. Забота о своей школе | 3 - активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других; 2 - участвует в делах класса и школы; 1 - в делах класса участвует при побуждении. |