Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 23 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено на методическом объединение учителей физкультуры и предметов художественно- эстетического цикла Протокол № 01 от «22» августа 2018 года | Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 01 от «30» августа 2018 года | Утверждено приказом МБОУ «ОШ № 23 для обучающихся с ОВЗ» № 383 от «31» августа 2018 года |
Программа внеурочной деятельности
нравственного направления
«Умелые ручки»
Возраст обучающихся: 8- 12 лет
Срок реализации: 5 лет
Автор:
Емельянова Марина Анатольевна, учитель
Старый Оскол
2018
Содержание
Пояснительная записка | 3-4 |
Планируемые результаты освоения программы | 5-7 |
Формы и режим занятий | 7 |
Учебно-тематический план (1 год обучения) | 8 |
Содержание программы (1 год обучения) | 9 |
Учебно-тематический план (2 год обучения) | 10 |
Содержание программы (2 год обучения) | 11 |
Учебно-тематический план (3 год обучения) | 12 |
Содержание программы (3 год обучения) Учебно-тематический план (4 год обучения) | Содержание программы (4 год обучения) | Учебно-тематический план (5 год обучения) | Содержание программы (5 год обучения) | | 13 14 15 16 17 |
Методическое обеспечение программы | 18 |
Рекомендации по организации образовательной деятельности | 18 |
Система мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы | 19-21 |
Материально-техническое обеспечение программы | 22-23 |
Список используемой литературы | 23 |
Пояснительная записка
Актуальность программы
Программа внеурочной деятельности нравственного направления «Умелые ручки» разработана для обучающихся 1-ых дополнительных, 1-4 классов для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, 2 вариант 8.4) - далее - обучающиеся с РАС.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствование человека волновали общество всегда и во все времена. В связи с этим одним из наиболее актуальных направлений воспитательной деятельности является нравственное воспитание обучающихся: разработан федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему - сложный педагогический процесс, который может активно реализовываться во внеурочной деятельности.
Новизна программы
Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Она ориентирована на развитие и коррекцию у обучающихся с РАС творческого характера, пространственных представлений; также познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и созидательного отношения к окружающему.
Отличительные особенности программы
Программа создана для обучающихся 1-ых дополнительных, 1-4 классов, имеющих расстройства аутистического спектра. В планируемых результатах освоения программы предусмотрено два уровня освоения предметных результатов - минимальный и достаточный.
Нравственное воспитание является основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности. Нравственное воспитание-процесс, направленный на формирование у личности нравственный отношений к Родине, труду, охране природы, к людям и самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы нормы нравственности стали привычной формой поведения обучающихся в повседневной жизни и деятельности.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у учащихся существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности обучающихся, желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать и корригировать творчество обучающихся можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок, изобразительных работ у учащихся закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Педагогическая целесообразность программы
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием и коррекцией у обучающихся с РАС творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, мышления, усидчивости; коррекции личностных и психофизических особенностей, поведения и социализации в современном обществе.
Цели и задачи программы
Цель программы – коррекция и развитие мелкой моторики рук у обучающихся с ОВЗ посредством изобразительной, предметно-практической деятельности и ручного труда.
Реализация цели предусматривает решение следующих задач:
1.Обучающие:
- обучать различным приемам работы с бумагой, природным и бросовым материалами;
- знакомить со свойствами материалов, цветовой палитрой;
- научить пользоваться простейшими инструментами.
2. Воспитательные:
- формировать у детей умение трудиться в коллективе;
-воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;
- воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь.
3. Развивающие:
- развивать общую ручную умелость;
- развивать крупную и мелкую моторику;
- развивать память, внимание, сенсорную чувствительность.
4. Коррекционные:
- корригировать нарушения эмоционально-волевой сферы.
Планируемые результаты освоения программы.
Предметные и личностные результаты освоения программы включают следующие умения:
Год обучения | Личностные результаты | Предметные результаты |
1 год | 1.Доброжелательно относиться к одноклассникам под руководством и с помощью учителя. 2.Взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием как вербальных, так и невербальных общепринятых средств общения: здороваться, прощаться, благодарить под руководством и с помощью учителя. 3.Проявлять положительные качества личности в различных ситуациях под руководством и с помощью учителя. 4.Проявлять терпение, трудолюбие, усидчивость. | Минимальный уровень 1.Проявлять интерес к играм и упражнениям. 2. Выполнять работу по образцу способом «рука в руке» 3. Ориентироваться в пространстве листа бумаги с помощью учителя. |
Достаточный уровень 1.Проявлять интерес к играм и упражнениям. 2. Выполнять работу по образцу с помощью учителя. 3. Ориентироваться в пространстве листа бумаги с помощью учителя. |
2 год | 1.Доброжелательно относиться к одноклассникам, умение устанавливать контакт под руководством и с помощью учителя. 2.Взаимодействовать с одноклассниками с использованием как вербальных, так и невербальных общепринятых средств общения: здороваться, прощаться, благодарить с помощью учителя. 3. Проявлять положительные качества личности в различных ситуациях с помощью учителя. 4.Усвоение правил совместной деятельности в общении. 5. Проявлять терпение, трудолюбие, усидчивость. | Минимальный уровень 1.Проявлять интерес к играм и упражнениям. 2. Выполнять работу по образцу с помощью учителя способом «рука в руке». 3. Ориентироваться в пространстве листа бумаги: вверху-внизу с помощью учителя. |
Достаточный уровень 1.Проявлять интерес к доступным видам изобразительной деятельности. 2. Выполнять работу по образцу с незначительной помощью учителя 3. Ориентироваться в пространстве листа бумаги: вверху-внизу. |
3 год | 1.Доброжелательно относиться к одноклассникам, сверстникам, умение устанавливать контакт под руководством и с помощью учителя. 2.Взаимодействовать с одноклассниками, сверстниками с использованием как вербальных, так и невербальных общепринятых средств общения: здороваться, прощаться, благодарить с помощью учителя. 3. Проявлять положительные качества личности в различных ситуациях с помощью учителя. 4.Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре. 5.Подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения. 6.Умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий с помощью учителя. | Минимальный уровень 1.Проявлять интерес к предложенной работе. 2. Выполнять работу по показу с помощью учителя. 3.Ориентироваться в пространстве листа бумаги: вверху-внизу, посередине с помощью учителя. |
Достаточный уровень 1.Проявлять интерес к доступным видам изобразительной деятельности и ручного труда. 2. Выполнять работу по показу учителя. 3.Ориентироваться в пространстве листа бумаги: вверху, внизу, посередине. |
4 год | 1.Доброжелательно относиться к одноклассникам, сверстникам, взрослым, умение устанавливать контакт. 2.Взаимодействовать с одноклассниками, сверстниками, со взрослыми с использованием как вербальных, так и невербальных общепринятых средств общения: здороваться, прощаться, благодарить с помощью учителя. 3. Проявлять положительные качества личности в различных ситуациях с незначительной помощью учителя. 4.Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, работе. 5.Подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения с помощью учителя. 6.Умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий с помощью учителя. | Минимальный уровень 1.Проявлять интерес к предложенной работе. 2. Выполнять работу по показу учителя. 3.Ориентироваться в пространстве листа бумаги: вверху-внизу, посередине, справа-слева с помощью учителя. 4. |
Достаточный уровень 1.Проявлять интерес к доступным видам изобразительной деятельности и ручного труда. 2. Выполнять работу по словесной инструкции с помощью учителя. 3. Ориентироваться в пространстве листа бумаги: вверху-внизу, посередине, справа-слева. 4. Умение доводить начатую работу до конца с помощью учителя. |
5 год | 1.Доброжелательно относиться к одноклассникам, сверстникам, взрослым, умение устанавливать контакт. 2.Взаимодействовать с одноклассниками, сверстниками, со взрослыми с использованием как вербальных, так и невербальных общепринятых средств общения: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Проявлять положительные качества личности в различных ситуациях с незначительной помощью учителя. 4.Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, работе, досуге. 5.Подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения. 6.Умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. 7.Умение играть, трудиться, заниматься в коллективе, сочувствовать, помогать друг другу. | Минимальный уровень 1.Проявлять интерес к предложенной работе. 2. Выполнять работу по словесной инструкции с помощью учителя. 3.Ориентироваться в пространстве листа бумаги: вверху-внизу, посередине, справа-слева с помощью учителя. 4. Умение доводить начатую работу до конца с помощью учителя. Достаточный уровень 1.Проявлять интерес к доступным видам изобразительной деятельности и ручного труда. 2. Выполнять работу по словесной инструкции. 3. Ориентироваться в пространстве листа бумаги: вверху-внизу, посередине, справа-слева. 4. Умение доводить начатую работу до конца. |
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в свободное от уроков время. Четыре раза в неделю по 30 минут, во второй половине дня. При выборе форм и методов реализации данной программы учтены психофизиологические особенности обучающихся с ОВЗ.
Год обучения | Количество часов в год | Количество часов в неделю | Периодичность занятий в неделю |
1-ый год | 132 | 4 | 4 раза по 1 часу |
2-ой год | 132 | 4 | 4 раза по 1 часу |
3-ий год | 136 | 4 | 4 раза по 1 часу |
4-ый год | 136 | 4 | 4 раза по 1 часу |
5-ый год | 136 | 4 | 4 раза по 1 часу |
Итого: | 672 | 4 | 4 раза по 1 часу |
Учебно-тематический план
первый год обучения
№п/п | Тематическое содержание | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Изделия из природного материала | | 15 | 17 |
1.1 | Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами кружка. Принятие правил работы в группе. | 2 | | |
1.2. | Экскурсия в парк. | | 1 | |
1.3. | Что растет на грядке? Загадки об овощах. Овощные фантазии. Поделки из овощей. | | 4 | |
1.4. | Экибана – искусство составления букетов. Букет из осенних листьев, ягод, цветов. | | 5 | |
1.5. | Аппликация из осенних листьев. Аквариумные рыбки. Белочка. | | 5 | 15 |
2. | Обучение композиционной деятельности | | 14 | 14 |
2.1. | Рисование с помощью шаблонов: «Листопад». | | 4 | |
2.2. | Рисование с помощью опорных точек: «Кораблик на воде». | | 4 | |
2.3. | Рисование с помощью опорных точек: «Флажки на веревке». | | 6 | |
3. | Аппликация и моделирование | | 20 | 20 |
3.1. | Аппликация из природных материалов на картоне. | | 4 | |
3.2. | Аппликация из геометрических фигур. | | 4 | |
3.3. | Аппликация из пуговиц. | | 4 | |
3.4. | Аппликация из салфеток. | | 8 | |
4. | Игрушки из бумаги | | | 20 |
4.1 | История возникновения бумаги. Игрушка «Лиса». | | 4 | |
4.2 | Игрушка «Лягушонок». | | 4 | |
4.3. | Игрушка – стаканчик «Зебра». | | 4 | |
4.4. | Объёмная аппликация. | | 8 | |
5. | Игрушки из ваты | | 16 | 16 |
5.1. | Удивительный материал – вата. «Лебедь белая плывет …» Игрушка из ваты. | | 4 | |
5.2. | Зайчик из ватных шариков. | | 4 | |
5.3. | Аппликация «Лилии из ватных дисков». | | 8 | |
6. | Аппликация из деталей оригами | | 16 | 16 |
6.1. | Аппликация из одинаковых деталей оригами. | | 8 | |
6.2. | Коллективные композиции в технике оригами. | | 8 | |
7. | Общая коллективная работа | | 29 | 29 |
7.1. | Технология изготовления изделий из соленого теста: замешивание, сушка, окраска. | | 8 | |
7.2. | Панно «По щучьему веленью» из соленого теста. Окраска изделия. | | 10 | |
7.3. | Декоративное панно. «Корзина цветов». | | 10 | |
| Экскурсия «Красота, созданная руками человека». | | 1 | |
| Итого: | 2 | 130 | 132 |
Содержание программы
первый год обучения
Раздел 1: Изделия из природного материала
Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами кружка. Принятие правил работы в группе. Экскурсия в парк. Что растет на грядке? Загадки об овощах. Овощные фантазии. Поделки из овощей. Экибана – искусство составления букетов. Букет из осенних листьев, ягод, цветов.
Аппликация из осенних листьев. Аквариумные рыбки. Белочка.
Раздел 2. Обучение композиционной деятельности
Рисование с помощью шаблонов: «Листопад». Рисование с помощью опорных точек: «Кораблик на воде». Рисование с помощью опорных точек: «Флажки на веревке».
Раздел 3. Аппликация и моделирование
Аппликация из природных материалов на картоне. Аппликация из геометрических фигур. Аппликация из пуговиц. Аппликация из салфеток. Аппликация из салфеток.
Раздел 4. Игрушки из бумаги.
История возникновения бумаги. Игрушка «Лиса». Игрушка «Лягушонок». Игрушка – стаканчик «Зебра». Объёмная аппликация.
Раздел 5. Игрушки из ваты.
Удивительный материал – вата. «Лебедь белая плывет …». Игрушка из ваты. Зайчик из ватных шариков. Аппликация «Лилии из ватных дисков».
Раздел 6. Аппликация из деталей оригами
Аппликация из одинаковых деталей оригами. Коллективные композиции в технике оригами.
Раздел 7. Общая коллективная работа для выставки.
Технология изготовления изделий из соленого теста: замешивание, сушка, окраска. Панно «По щучьему веленью» из соленого теста. Окраска изделия. Декоративное панно « Корзина цветов». Экскурсия «Красота, созданная руками человека».
Учебно-тематический план
второй год обучения
№п/п | Тематическое содержание | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Изделия из природного материала | | 15 | 17 |
1.1 | Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. | 2 | 4 | |
1.2. | Панно из семян и крупы. | | 4 | |
1.3. | Объемные композиции из природных материалов. | | 7 | |
2. | Обучение композиционной деятельности | | 14 | 14 |
2.1. | Рисование с натуры предметов простой, слабо расчлененной формы: воздушный шар, мяч, колесо велосипеда. | | 4 | |
2.2. | Рисование с натуры вылепленных предметов («Дом» и «Дерево»). | | 4 | |
2.3. | Рисование выполненных аппликаций. | | 6 | |
3. | Аппликация и моделирование | | 20 | 20 |
3.1. | Аппликация из листьев и цветов. | | 6 | |
3.2. | Аппликация из птичьих перьев. | | 7 | |
3.3. | Аппликация из соломы. | | 7 | |
4. | Игрушки из бумаги | | | 20 |
4.1 | Изготовление сувенирной открытки в технике аппликации. Оригами «Бабочки». | | 4 | |
4.2 | Изготовление сувенирной открытки в технике аппликации. Оригами «Аквариумные рыбки». | | 4 | |
4.3. | Обрывная аппликация « Поросенок» | | 4 | |
4.4. | Объемная аппликация из гофрированной бумаги «Филин на ветке». | | 8 | |
5. | Игрушки из ваты | | 16 | 16 |
5.1. | Лепка. Из истории глиняной игрушки. | 1 | 3 | |
5.2. | Лепка простых форм различными способами. | | 4 | |
5.3. | Лепка по образцу и представлению на темы сказок: «Репка», «Снегурочка»). | | 4 | |
5.4. | Лепка по образцу и представлению на тему: «Весна». | | 4 | |
6. | Аппликация из деталей оригами | | 16 | 16 |
6.1. | Введение в тему. Кукла из ниток. | 1 | 7 | |
6.2. | Шитье мягкой игрушки «Мышка». | | 8 | |
7. | Работа с разными материалами | | 15 | 15 |
7.1. | Аппликация из лент и пуговиц. Панно «Цветочная полянка». | | 5 | |
7.2. | Мозаика из карандашных стружек «Животные». | | 5 | |
7.3. | Работа с соленым тестом. | | 5 | |
8. | Общая коллективная работа для выставки | | 14 | 14 |
8.1. | Мозаика из ватных шариков «Старик лесовик». | | 7 | |
8.2. | Объемное плетение из двух полосок «Гармошка», «Весёлая гусеница». | | 7 | |
| Итого: | 4 | 128 | 132 |
Содержание программы
второй год обучения
Раздел 1: Работа с природным материалом.
Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов.
Панно из семян и крупы. Объемные композиции из природных материалов.
Раздел 2. Обучение композиционной деятельности
Рисование с натуры предметов простой, слабо расчлененной формы: воздушный шар, мяч, колесо велосипеда. Рисование с натуры вылепленных предметов («Дом» и «Дерево»). Рисование выполненных аппликаций.
Раздел 3. Аппликация и моделирование
Аппликация из листьев и цветов. Аппликация из птичьих перьев. Аппликация из соломы.
Раздел 4. Игрушки из бумаги.
Изготовление сувенирной открытки в технике аппликации.
Оригами «Бабочки». Аппликация из деталей оригами «Аквариумные рыбки». Составление композиции (коллективная работа). Обрывная аппликация «Поросенок». Объемная аппликация из гофрированной бумаги «Филин на ветке».
Раздел 5. Работа с пластилином.
Лепка. Из истории глиняной игрушки. Лепка простых форм различными способами. Лепка по образцу и представлению на темы сказок: «Репка», «Снегурочка»). Лепка по образцу и представлению на тему: «Весна».
Раздел 6. Работа с тканью и нитками.
Введение в тему. Кукла из ниток. Шитье мягкой игрушки «Мышка».
Раздел 7. Работа с разными материалами.
Аппликация из лент и пуговиц. Панно «Цветочная полянка». Мозаика из карандашных стружек «Животные». Работа с соленым тестом.
Раздел 8. Общая коллективная работа для выставки
Мозаика из ватных шариков «Старик лесовик». Объемное плетение из двух полосок «Гармошка», «Весёлая гусеница».
Учебно-тематический план
третий год обучения
№п/п | Тематическое содержание | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Изделия из природного материала | | 15 | 17 |
1.1 | Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. | 2 | 4 | |
1.2. | Панно из семян «Подсолнух». | | 4 | |
1.3. | Объемные композиции из природных материалов. | | 7 | |
2. | Работа с пластилином. | | 20 | 20 |
2.1. | Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине. | 1 | 4 | |
2.2. | Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка «Парусник». | | 4 | |
2.3. | Налепные украшения «Робот», «Принцесса». | | 4 | |
2.4. | Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки фантастических существ. | | 4 | |
2.5. | Торцевание на пластилине. | | 3 | |
3. | Работа с тканью и нитками. | | 14 | 14 |
3.1. | Из истории ткани. Виды тканей. Аппликация из ткани. | 2 | 6 | |
3.2. | Изготовление куклы - оберега. | | 6 | |
4. | Объёмные и плоскостные аппликации. | | 20 | 20 |
4.1 | Торцевание гофрированной бумагой на картоне. | | 4 | |
4.2 | Мозаика из ватных комочков. | | 4 | |
4.3. | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. | | 4 | |
4.4. | Многослойная аппликация. | | 8 | |
5. | Работа с пластическими материалами. | | 8 | 8 |
5.1. | Мозаичная аппликация на стекле. | | 4 | |
5.2. | Лепка из солёного теста. | | 4 | |
6. | Работа с разными материалами. | | 25 | 25 |
6.1. | Из истории мозаики. Мозаика из пластилиновых шариков «Ветка сирени». | 1 | 6 | |
6.2. | Работа с бумагой в технике квиллинг. Аппликация «Колосок». Скручивание элементов «ролл» и выполнение элементов «капля». | | 6 | |
6.3. | Мозаика из ватных шариков «Гномик». | | 6 | |
6.4. | Мозаика из кусочков поролона «Ягода-малина». | | 6 | |
7. | Общая коллективная работа для выставки | | 9 | 9 |
7.1. | Изготовление открытки по замыслу. | | | |
| Итого: | 6 | 130 | 136 |
Содержание программы
третий год обучения
Раздел 1: Работа с природным материалом.
Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов.
Панно из семян. «Подсолнух». Объемные композиции из природных материалов.
Раздел 2: Работа с пластилином.
Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине. Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Парусник». Налепные украшения. «Робот», «Принцесса». Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки фантастических существ. Торцевание на пластилине.
Раздел 3: Работа с тканью и нитками.
Из истории ткани. Виды тканей. Аппликация из ткани. Изготовление куклы- оберега.
Раздел 4. Объёмные и плоскостные аппликации.
Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Мозаика из ватных комочков.
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Многослойная аппликация.
Раздел 5. Работа с пластическими материалами
Мозаичная аппликация на стекле. Лепка из солёного теста.
Раздел 6. Работа с разными материалами.
Из истории мозаики. Мозаика из пластилиновых шариков «Ветка сирени».
Работа с бумагой в технике квиллинг. Аппликация «Колосок». Скручивание элементов «ролл» и выполнение элементов «капля». Мозаика из ватных шариков. «Гномик». Мозаика из кусочков поролона. «Ягода-малина».
Раздел 7. Общая коллективная работа для выставки
Изготовление открытки по замыслу.
Учебно-тематический план
четвертый год обучения
№п/п | Тематическое содержание | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Работа с бумагой и картоном. | | 24 | 24 |
1.1 | Техника квиллинга из бумаги. Рябина. Изготовление листьев рябины 2 цвета. Изготовление ягод рябины. Плотный ролл. Сборка изделия. | | 8 | |
1.2. | Аппликации в технике квиллинг. Сувенир «Котята». | | 8 | |
1.3. | Аппликации в технике квиллинг «Цветочная композиция». | | 8 | |
2. | Модульное оригами. | | 7 | 7 |
2.1. | Игрушки объёмной формы. | | 7 | |
3. | Плоское моделирование и конструирование из геометрических форм. | | 20 | 20 |
3.1. | Мозаика из частей квадрата, прямоугольника, ромба. | | 6 | |
3.2. | Аппликация из геометрических фигур. | | 6 | |
3.3. | Портрет из геометрических фигур. | | 8 | |
4. | Плетение из бумаги. | | 20 | 20 |
4.1 | Косое плетение в 4 пряди. Закладка. Плетеный человечек. | | 6 | |
4.2 | Прямое плетение из полос бумаги. | | 6 | |
4.3. | Плетеные картинки. | | 8 | |
5. | Работа с тканью и нитками. | | 16 | 16 |
5.1. | Узелковое плетение. Макраме. Беседочный узел. | | 4 | |
5.2. | Декоративные узлы. «Узел счастья». | | 4 | |
5.3. | «Дерево жизни», «Турецкий узел». | | 8 | |
6. | Работа с разными материалами. | | 10 | 10 |
6.1. | Из истории пуговиц. Способы пришивания. | 1 | 4 | |
6.2. | Изготовление композиций из скорлупы орехов «Семейка ежей». | | 5 | |
7. | Общая коллективная работа для выставки | | 6 | 6 |
7.1. | Аппликации в технике «изонить» Фоторамка. | | 6 | 6 |
| Итого: | 2 | 136 | 136 |
Содержание программы
Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.
Техника квиллинга из бумаги. Рябина. Изготовление листьев рябины 2 цвета. Изготовление ягод рябины. Плотный ролл. Сборка изделия. Аппликации в технике квиллинг. Сувенир «Котята». Аппликации в технике квиллинг. «Цветочная композиция».
Раздел 2. Модульное оригами
Игрушки объёмной формы.
Раздел 3. Плоское моделирование и конструирование из геометрических форм.
Мозаика из частей квадрата, прямоугольника, ромба. Аппликация из геометрических фигур. Портрет из геометрических фигур.
Раздел 4. Плетение из бумаги.
Косое плетение в 4 пряди. Закладка. Плетеный человечек. Прямое плетение из полос бумаги. Плетеные картинки.
Раздел 5. Работа с тканью и нитками.
Узелковое плетение. Макраме. Беседочный узел. Декоративные узлы. «Узел счастья». «Дерево жизни», «Турецкий узел».
Раздел 6. Работа с разными материалами.
Из истории пуговиц. Способы пришивания. Изготовление композиций из скорлупы орехов «Семейка ежей».
Раздел 7. Общая коллективная работа для выставки
Аппликации в технике «изонить». Фоторамка.
Учебно-тематический план
пятый год обучения
№п/п | Тематическое содержание | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Работа с природным материалом. | | 15 | 17 |
1.1 | Рассказ о флористике. Природа края. | 2 | 4 | |
1.2. | Изготовление композиций из засушенных листьев. | | 4 | |
1.3. | Составление композиции «Розы из кленовых листьев» (коллективная работа). | | 7 | |
1.4. | «Мозаика» (с использованием семян, камешек, листьев цветка ириса). | | | |
2. | Работа с бумагой. Ладошковая аппликация. | | 14 | 14 |
2.1. | Аппликации из ладошек «Животный мир». | | 4 | |
2.2. | Новогодняя тема из ладошек «Ёлки к Новому году». | | | |
2.3. | «Снеговик». «Символ нового года». | | | |
2.4. | «Цветик – семицветик». Изготовление поздравительных открыток (по образцу). | | | |
2.5. | «Мир Смешариков». | | | |
3. | Работа с нитью в технике «изонить». | | 20 | 20 |
3.1. | Декоративная подставка. | | 4 | |
3.2. | Первые цветы (нарцисс, василёк). | | 4 | |
3.3. | Открытки на день рожденья. | | | |
3.4. | Фантазируем и творим. | | | |
3.5. | Новогодние открытки. | | | |
4. | Работа с пластилином. | | | 20 |
4.1 | Коллективная работа. Пейзажи «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». | | 4 | |
4.2 | Лепка героев русских сказок «Царевна-лягушка». | | 4 | |
4.3. | Украшение интерьера (ваза, оклеенная пластилином). | | 4 | |
4.4. | Мир сказки глазами детей «Пластилиновая картина». | | | |
4.5. | «Зимний лес». Композиция. | | | |
5. | Художественное творчество. Поделки из ватных дисков. | | 16 | 16 |
5.1. | «Цыплята на лугу». | | 4 | |
5.2. | «Ромашковое солнышко». | | 4 | |
5.3. | «Ёлочки из ватных дисков». | | | |
5.4. | Ёлочная игрушка «Снеговик». | | | |
6. | Украшение интерьера. | | 16 | 16 |
6.1. | Панно на кухню. Оберег. | | 8 | |
6.2. | Ваза из пластиковых бутылок. | | 8 | |
7. | Общая коллективная работа для выставки. Моделирование. | | 1 | |
7.1. | «Круглая шкатулка» (гофрированный картон). | | | |
7.2. | «Райская птичка» (объёмное моделирование). | | | |
| Итого: | 2 | 136 | 136 |
Содержание программы
пятый год обучения
Раздел 1. Работа с природным материалом
Рассказ о флористике. Природа края. Изготовление композиций из засушенных листьев. Составление композиции «Розы из кленовых листьев» (коллективная работа). «Мозаика» (с использованием семян, камешек, листьев цветка ириса).
Раздел 2. Работа с бумагой. Ладошковая аппликация.
Аппликации из ладошек «Животный мир».Новогодняя тема из ладошек «Ёлки к Новому году». «Снеговик». «Символ нового года». «Цветик – семицветик». Изготовление поздравительных открыток (по образцу). «Мир Смешариков».
Раздел 3. Работа с нитью в технике «изонить».
Декоративная подставка. Первые цветы (нарцисс, василёк). Открытки на день рожденья. Фантазируем и творим. Новогодние открытки.
Раздел 4. Работа с пластилином.
Коллективная работа. Пейзажи «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Лепка героев русских сказок «Царевна-лягушка». Украшение интерьера (ваза, оклеенная пластилином). Мир сказки глазами детей «Пластилиновая картина». «Зимний лес». Композиция.
Раздел 5. Художественное творчество. Поделки из ватных дисков.
«Цыплята на лугу». «Ромашковое солнышко». «Ёлочки из ватных дисков».
Ёлочная игрушка «Снеговик».
Раздел 6. Украшение интерьера.
Панно на кухню. Оберег. Ваза из пластиковых бутылок.
Раздел 7. Общая коллективная работа для выставки
Моделирование
«Круглая шкатулка» (гофрированный картон). «Райская птичка» (объёмное моделирование).
Методическое обеспечение программы
Рекомендации по организации образовательной деятельности
Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья неразрывно связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики, а также важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка с ОВЗ потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
При реализации программы используются следующие методы работы:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа).
- игровые методы (дидактические).
- наглядные методы (методы иллюстраций и метод демонстраций).
В коррекционно-развивающей работе с детьми необходимо учитывать такую направленность по развитию мелкой моторики как: нормализация мышечного тонуса и развитие двигательных функций руки.
Нормализация мышечного тонуса
При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц. Используется расслабляющий массаж (поглаживание, пошлепывание, контрастные процедуры: холод-тепло, использование мячей, игры с грецкими орехами, с тестом. Нужны релаксирующие упражнения.
При пониженном тонусе – тонизирующие упражнения (сжимать – разжимать резиновую игрушку, мяч, эспандер).
Развитие двигательных функций руки (способность к разным видам захвата, моторной ловкости, координации движений обеих рук, к выполнению серии движений, к переключению с одного движения на другое).
Система мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы.
Мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы проводится на каждом занятии с использованием адаптивных разработок и тестов Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко и И.Н. Шевляковой. (Приложение 1), методики «Дорожки» (по Л.А. Венгеру) (Приложение 2).
Основной задачей этих методик является развитие тактильных ощущений, умение ориентироваться на плоскости, профилактика пространственных нарушений, развитие мелкой моторики рук, а также они позволяют определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.
Упражнение «Пальчиковые шаги»
Цель: развитие координации движений кистей и пальцев рук.
Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
Цель: развитие силы пальцев, быстроты и ритмичности их движений.
Упражнения по штриховке по контуру, обводка.
Цель: развитие зрительно-моторных координаций.
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие мышечной активности и поддержание тонуса мышц участвующих в акте письма, развитие подвижности и гибкости кистей рук.
Уровень сформированности мелкой моторики оценивается по пятибальной шкале (таблица 1).
Таблица 1
Выраженность параметров обследования уровня развития мелкой моторики
Параметры обследования | Уровень оценки баллов |
Низкий уровень 1 балл | Ниже среднего 2 балла | Средний уровень 3 балла | Выше среднего 4 балла | Высокий уровень 5 баллов |
Моторика | Крупная моторика: движения бесцельные, непродуктивные, наблюдается их обилие или заторможенность, напряженность, инертность, импульсивность. Переключение и смена позы в соответствии с заданием малодоступны. Мимика вялая, бедная или гримасничанье. Взгляд малоосмысленный. Могут наблюдаться физические дефекты (подрагивание, хромота, нарушение координации движений). Мелкая моторика: нарушена точность движения рук и координация. Не удерживает карандаш, ножницы, может наблюдаться тремор кисти. | Крупная моторика: движения слабо координированы. Целенаправленность движений резко снижена, переключение и смена позы в соответствии с заданием дается с усилием. Взгляд незаинтересованный. Мимика невыразительная. Мелкая моторика: манипулятивная функция ограничена (трудности манипулирования предметами при наличии хватания). | Крупная моторика: движения недостаточно координированы, слабо-продуктивные. Снижена целенаправленность движений. Переключение и смена позы в соответствии с заданием затруднено. Мимика маловыразительная. Взгляд мало заинтересованный. Мелкая моторика: незначительно нарушена точность движения рук и согласованность движений обеих рук. Снижена зрительно-моторная координация. Наблюдаются нарушения мышечного тонуса кисти (гипотонус, гипертонус, тремор) и как следствие – трудности при пользовании карандашом, ножницами, ручкой, иглой. | Крупная моторика: движения не всегда свободные, целенаправленные. Переключение и смена позы в соответствии с задание требует некоторого сосредоточения. Мимика выразительная, но взгляд может быть «бегающим». Мелкая моторика: манипулятивная функция рук развита достаточно, движения координированы, но недостаточно быстрые и точные. Зрительно-моторная координация развита достаточно. Мышечный тонус кисти умеренный. Может своеобразно держать карандаш, ножницы, но достаточно уверенно работает ими. | Крупная моторика: движения свободные и непринужденные, продуктивные, целенаправленные. Легкое переключение и смена позы в соответствии с заданием. Мимика живая, выразительная или спокойная. Взгляд прямой, открытый, заинтересованный. Мелкая моторика: точность движения рук, согласованность движения обеих рук. Развита зрительно-моторная координация. Нормальный мышечный тонус кисти. Умеет правильно держать карандаш, ножницы, ручку. |
Диагностика по определению уровня развития мелкой моторики и соответствующих навыков учащихся проводится в конце первого полугодия, в конце учебного года по результатам реализации программы и заполняется в таблице.
Диагностика развития мелкой моторики
№ п/п | Ф.И. обучающихся | «Пальчико-вые шаги» | Развитие силы пальцев, быстрота их движений | Штриховка по контуру, обводка | Пальчико- вая гимнас- тика | «Дорожки» | I пол. | II пол. |
1 | Безлепкин Андрей | | | | | | | |
2 | Внуков Виктор | | | | | | | |
3 | Космынина Кристина | | | | | | | |
4 | Логачева Елизавета | | | | | | | |
5 | Прасолов Владимир | | | | | | | |
6 | Чечулин Илья | | | | | | | |
| | | | | | | | |
По результатам набранных баллов рассчитывается уровень усвоения программы:
Минимальный уровень освоения программы: 0-10 баллов
Достаточный уровень освоения программы: 10-25 баллов
Материально- техническое обеспечение программы
Учебно-практическое оборудование:
|
|
|
|
|
|
|
ткань; вата, ватные диски; |
|
иглы в игольнице (швейные и вязальные), крючки, пяльцы, напёрстки, спицы, крючки; |
|
|
линейка обычная, линейка с бортиком, угольник, циркуль, шило; |
|
природный материал (шишки, семена, листочки, коряги и т.д.), солома, калька |
|
|
|
Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы); картины русских художников; иллюстрации к сказкам; открытки с видами традиционных русских орнаментов, видами декоративно-прикладного искусства; журналы, книги; фотоальбомы; шаблоны деталей изделий. |
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает их единство и будет способствовать формированию положительного отношения к труду, позволит развивать конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности, умение применять их на практике. |
Программа реализуется с использованием следующего оборудования, полученного в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011/2020 годы:
№ п/п | Название оборудования | Цель использования оборудования |
1 | Кресло-качалка массажное разгрузочное | Развитие мелкой моторики и зрительного внимания. |
2 | Эллиптический тренажер (2 штуки) | Улучшение координации, развитие ловкости. |
3 | Куб для развития мелкой моторики, 30*30*30 | Развитие мелкой моторики рук. |
4 | Напольный дидактический коврик | Развитие у детей мелкой моторики, ловкости пальцев, зрительно-моторной координации, речи, познавательных способностей, расширение кругозора. |
5 | Доска для балансирования | Тренировать равновесие, моторику. |
6 | Настенный лабиринт | Тренировка ловкости, развитие мелкой моторики и укрепление зрения. |
7 | Тактильно-обучающая панель | Развитие тактильных ощущений, моторики, тренировка памяти и развития восприятия. |
8 | Дорожка координационная (Зиг-заг) | Восстановление двигательной активности руки, удержания небольшого предмета, координации, точности и ловкости движений. |
9 | Дорожка-шагайка | Ориентировка в пространстве и развитие координации движений. |
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра»
3.«Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ».
5. Гаврина, С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, - Ярославль, 2001.
6. Запорожец А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-школьника // Вопросы психологии ребенка школьного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. М., 1995. – с.112-122.
7.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. М.: Просвещение. – 2009. – 160с
8.Петров А.В. Игротека «Ловкие ручки» обучает и воспитывает: Методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 44 с., С. 6
9.Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Том 1. Психодиагностика детей. М.: Бахрах-М, 2008. – 624с.
10. Лазарева Л.А. Большая энциклопедия поделок. - М.: Росмэн, 2005. – 255 с.
11.Лыкова И., Коротеева Е. и др.. Большая книга детского творчества. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. – 288 с.
19