Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности в кружке «Юный исследователь» общеинтеллектуального направления разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы Савенкова А.И. «Я – исследователь».
Программа разработана в соответствии с ООП НОО и планом внеурочной деятельности.
На изучение курса отведено 135 часов, из них в 4 классе согласно учебному плану школы – 34 часа.
1.Планируемые результаты освоения программы
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты:
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления
Метапредметные результаты:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
применять смысловое чтение художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
координировать свои усилия с усилиями других;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Предметные результаты
Ученик научится:
- самостоятельно выбирать тему исследования;
- строить план исследования;
- проводить самостоятельное исследование по намеченному плану;
- делать выводы, представлять результаты исследования в публичных выступлениях.
2. Содержание программы
Основные задачи реализации содержания: возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, изучение всего спектра требований к научному исследованию. Формирование интеллектуальных познавательных учебных действий, которые постепенно принимают характер универсальных (сопоставление, классификация, рассуждение, доказательство и др.); обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе (1 час)
Что можно исследовать? Формулирование темы. Как задавать вопросы? Банк идей. Тема, предмет, объект исследования. Цели и задачи исследования. Учимся выделять гипотезы. Организация исследования (практическое занятие).
Культура мышления (2 часа) Предмет и значение дисциплины. Значимые личностные качества учащегося – исследователя. Исследовательские способности, пути их развития.
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии (2 часа)
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования.
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблем (2 часа)
Планирование исследовательской деятельности с учётом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы. Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования.
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез (2 часа)
Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Практические занятия.
Предмет и объект исследования (2 часа)
Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования – “поле” научных поисков. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования (1 час)
Виды источников информации. Поиск литературы: учебной, справочно-информационной, научной. Виды чтения: беглое, сканирование, аналитическое, предварительное, повторное. Правила чтения. Виды фиксирования информации: составления простого осложного планов письменного текста; тезисы; конспекты; делать пометки, выписки, цитирование. Виды обобщения информации: аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики. Структура книги: заголовок, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, справочный материал. Библиографическое описание. Практические занятия.
Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала (2 часа)
Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования. Посещение библиотеки. Практические занятия.
Наблюдение и экспериментирование (2 часа)
Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования. Наблюдение и другие описательные методы исследования (опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические методы.) Обработка и анализ данных эмпирического исследования. Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. Практические занятия.
Техника экспериментирования (2 часа)
Что такое эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. Правильное мышление и логика (2 часа)
Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем
Что такое парадоксы (2 часа)
Парадокс — высказывание, которое расходится с общепринятым мнением и кажется нелогичным (зачастую лишь при поверхностном понимании) . Парадокс, в отличие от афоризма, поражает неожиданностью. Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.
Обработка и анализ всех полученных данных (3 часа)
Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад
Работа в компьютерном классе Оформление презентации (3 часа)
Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите (1 час)
Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
Защита исследования перед одноклассниками (1 час)
Выступление с краткими докладами по итогам собственных исследований. Ответы на вопросы, высказывания собственного мнения об услышанном.
Выступление на школьной НПК (1 час) Участие в защите исследовательских работ проектов учащихся.
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности (1 час) Обмен мнениями о проделанной работе. Оценка результатов. Анализ самооценки.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
1 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе | 1 | Определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, при поддержке других участников группы, как поступить. |
2 | Культура мышления | 1 | Проводить исследование, планировать и ставить простейшие эксперименты |
3 | Культура мышления | 1 | Проводить анкетирование, опрос, интервьюирование |
4 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии | 1 |
5 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии | 1 |
6 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы | 1 | Собирать и обрабатывать информацию, проводить исследование |
7 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы | 1 |
8 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез | 1 | Делать умозаключения и выводы |
9 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез | 1 |
10 | Предмет и объект исследования | 1 | Характеризовать понятия: тема, предмет, объект исследования. |
11 | Предмет и объект исследования | 1 |
12 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования | 1 | Собирать и обрабатывать информацию |
13 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала | 1 | Собирать и обрабатывать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Делать предварительный отбор источников информации. |
14 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала | |
15 16 | Наблюдение и экспериментирование | 1 1 | Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты. |
17 | Техника экспериментирования | 1 | Проводить эксперимент на моделях. |
18 | Техника экспериментирования | 1 |
19 | Наблюдение и наблюдательность. | 1 | Классифицировать,наблюдать, моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное) |
20 | Совершенствование техники экспериментирования | 1 |
21 | Правильное мышление и логика | 1 | Определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве. В ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить. Определять и формулировать цель деятельности |
22 | Правильное мышление и логика | 1 |
23 | Что такое парадоксы | 1 | Искать информацию в дополнительных источниках |
24 | Что такое парадоксы | 1 |
25 | Обработка и анализ всех полученных данных | 1 | Делать умозаключения и выводы |
26 | Обработка и анализ всех полученных данных | 1 |
27 | Обработка и анализ всех полученных данных | 1 |
28 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации | 1 | Оформлять работу в виде презентации |
29 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации | 1 |
30 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации | 1 |
31 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите | 1 | Составлять доклад, публичное выступление |
32 | Выступление на школьной НПК | 1 | Публичное выступление с презентацией работы. |
33 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 | Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
34 | Резервный урок 1. Промежуточная аттестация. Защита проекта. | 1 | Публичное выступление |
Итого – 34 часа |
4.Формы и средства контроля знаний:
- текущий контроль (наблюдение)
- итоговый контроль (промежуточная аттестация, защита проекта).
5. Учебно - методическое обеспечение
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература
Интернет - ресурсы
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Издательство «Просвещение»
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»
Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов