СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» для обучающихся 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» разработана с учетом  авторской программы Савенкова А.И. «Я – исследователь» для обучающихся 4 класса (34 часа)

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» для обучающихся 4 класса»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности в кружке «Юный исследователь» общеинтеллектуального направления разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы Савенкова А.И. «Я – исследователь».

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и планом внеурочной деятельности.

На изучение курса отведено 135 часов, из них в 4 классе согласно учебному плану школы – 34 часа.


1.Планируемые результаты освоения программы

Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты:

  • мотивация к обучению

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления


Метапредметные результаты:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

  • осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

  • применять смысловое чтение художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • координировать свои усилия с усилиями других;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Предметные результаты

Ученик научится:

- самостоятельно выбирать тему исследования;

- строить план исследования;

- проводить самостоятельное исследование по намеченному плану;

- делать выводы, представлять результаты исследования в публичных выступлениях.



2. Содержание программы

Основные задачи реализации содержания: возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, изучение всего спектра требований к научному исследованию. Формирование интеллектуальных познавательных учебных действий, которые постепенно принимают характер универсальных (сопоставление, классификация, рассуждение, доказательство и др.); обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.


Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе (1 час)

Что можно исследовать? Формулирование темы. Как задавать вопросы? Банк идей. Тема, предмет, объект исследования. Цели и задачи исследования. Учимся выделять гипотезы. Организация исследования (практическое занятие).

Культура мышления (2 часа) Предмет и значение дисциплины. Значимые личностные качества учащегося – исследователя. Исследовательские способности, пути их развития.

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии (2 часа)

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования.


Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблем (2 часа)

Планирование исследовательской деятельности с учётом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы. Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования.


Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез (2 часа)

Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Практические занятия.


Предмет и объект исследования (2 часа)

Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования – “поле” научных поисков. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса.


Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования (1 час)

Виды источников информации. Поиск литературы: учебной, справочно-информационной, научной. Виды чтения: беглое, сканирование, аналитическое, предварительное, повторное. Правила чтения. Виды фиксирования информации: составления простого осложного планов письменного текста; тезисы; конспекты; делать пометки, выписки, цитирование. Виды обобщения информации: аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики. Структура книги: заголовок, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, справочный материал. Библиографическое описание. Практические занятия.


Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала (2 часа)

Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования. Посещение библиотеки. Практические занятия.

Наблюдение и экспериментирование (2 часа)

Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования. Наблюдение и другие описательные методы исследования (опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические методы.) Обработка и анализ данных эмпирического исследования. Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. Практические занятия.

Техника экспериментирования (2 часа)

Что такое эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. Правильное мышление и логика (2 часа)

Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем


Что такое парадоксы (2 часа)

Парадокс — высказывание, которое расходится с общепринятым мнением и кажется нелогичным (зачастую лишь при поверхностном понимании) . Парадокс, в отличие от афоризма, поражает неожиданностью. Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.


Обработка и анализ всех полученных данных (3 часа)

Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад


Работа в компьютерном классе Оформление презентации (3 часа)


Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите (1 час)

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.


Защита исследования перед одноклассниками (1 час)

Выступление с краткими докладами по итогам собственных исследований. Ответы на вопросы, высказывания собственного мнения об услышанном.


Выступление на школьной НПК (1 час) Участие в защите исследовательских работ проектов учащихся.


Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности (1 час) Обмен мнениями о проделанной работе. Оценка результатов. Анализ самооценки.

3. Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности


1

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе

1

Определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, при поддержке других участников группы, как поступить.

2

Культура мышления

1

Проводить исследование,

планировать и ставить простейшие эксперименты

3

Культура мышления

1

Проводить анкетирование, опрос, интервьюирование

4

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии

1

5

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии

1

6

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы

1

Собирать и обрабатывать информацию, проводить исследование

7

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы

1

8

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез

1

Делать умозаключения и выводы

9

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез

1

10

Предмет и объект исследования

1

Характеризовать понятия: тема, предмет, объект исследования.

11

Предмет и объект исследования

1

12

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования

1

Собирать и обрабатывать информацию

13

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала

1

Собирать и обрабатывать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Делать предварительный отбор источников информации.

14

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала


15 16

Наблюдение и экспериментирование

1

1

Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты.

17

Техника экспериментирования

1

Проводить эксперимент на моделях.

18

Техника экспериментирования

1

19

Наблюдение и наблюдательность.

1

Классифицировать,наблюдать, моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное)

20

Совершенствование техники экспериментирования

1

21

Правильное мышление и логика

1

Определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве. В ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.

Определять и формулировать цель деятельности

22

Правильное мышление и логика

1

23

Что такое парадоксы

1

Искать информацию в дополнительных источниках

24

Что такое парадоксы

1

25

Обработка и анализ всех полученных данных

1

Делать умозаключения и выводы

26

Обработка и анализ всех полученных данных

1

27

Обработка и анализ всех полученных данных

1

28

Работа в компьютерном классе.

Оформление презентации

1

Оформлять работу в виде презентации

29

Работа в компьютерном классе.

Оформление презентации

1

30

Работа в компьютерном классе.

Оформление презентации

1

31

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите

1

Составлять доклад, публичное выступление

32

Выступление на школьной НПК

1

Публичное выступление с презентацией работы.

33

Анализ исследовательской деятельности.

1

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

34

Резервный урок 1.

Промежуточная аттестация. Защита проекта.

1

Публичное выступление

Итого – 34 часа



4.Формы и средства контроля знаний:

- текущий контроль (наблюдение)

- итоговый контроль (промежуточная аттестация, защита проекта).

5. Учебно - методическое обеспечение

    1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников

    2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература

    3. Интернет - ресурсы

  1. Список литературы



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
    Издательство «Просвещение»

  2. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»

  4. Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.

  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников

  6. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников

  7. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов