СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Основы издательских технологий»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Основы издательских технологий»»







Программа кружка

«Основы издательских технологий»

192 часа (2 часа в неделю)

7, 8, 9 классы (три года обучения)





Сегодня представить становление социальной активности молодых людей невозможно без освоения ими профессии "журналист", то есть журналистика становится общественной специальностью - инструментом для преобразования общества, частью общецивилизационных принципов и методом общественного обустройства; прекрасным способом самоактуализации личности.

Интерес к профессии журналиста, к издательскому делу в целом понятен и объясним: сегодня невозможно представить себе процесс становления личности, развития творческого потенциала без умения оформлять собственную точку зрения по тому или иному вопросу, без потребности "озвучить" или опубликовать точку зрения; оформить принципы, идеи и творческие концепции в серию публикаций или книгу. Изданный личностью труд будь то статья, корреспонденция, или даже пособие - это замечательно доведенная до логического конца авторская идея, позволяющая своим существованием подтвердить не только нахождение личности в смысле общественных координат, но её рост, значимость.

Целью курса «Основы издательских технологий» является знакомство с ос­новами издательской деятельности, изучение технологии работы в средах профессиональных программ, применяемых в настольно-издательских сис­темах, формирование умения применять полученные знания для решения реальных практических задач, расширение кругозора учащихся, пробужде­ние и развитие у них интереса к углубленному изучению материала, предо­ставление возможности творческого самовыражения, постижения коммуни­кативной культуры.

Планируемые результаты курса

В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  1. знают принципы и структуру издательского производства, формы предоставления и управления информацией в издательском деле;

  2. умеют найти, сохранить и систематизировать информацию из сети Интернет, печатных изданий с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;

  3. умеют спроектировать и сверстать газету объемом 4-8 страниц на заданную тему;

  4. владеют способами работы с изученными программами (пакет Microsoft Office, Page Maker, QuarkXPress, PhotoShop, CorelDraw);

  5. знают и умеют применять при создании своего проекта основные принципы дизайна;

  6. владеют необходимыми способами проектирования, создания, верстки печатного продукта;

  7. знают все виды изданий, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности;

  8. владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению печатного продукта;

  9. имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных изданий;

  10. имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного проекта;

  11. способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по издательским технологиям.

Задачи курса:

  1. научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые проекты;

  2. научить способам предоставления информации в издательском производстве;

  3. познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части издательского дела;

  4. реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования, верстки печатного издания;

  5. сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций конструирования печатных изданий.

  6. познакомить с видами печатных изданий, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;

  7. сформировать навыки элементарного проектирования, верстки издания;

  8. научить основам работы с программами пакета Microsoft Office, Page Maker, PhotoShop, CorelDraw, QuarkXPress;

  9. сформировать навыки работы в коллективе с комплексными проектами;

  10. создать собственную газету.


Программа курса ориентирована на учащихся 7, 8, 9 классов, знако­мых с основами работы в среде ОС Windows. Программа подходит для про­ведения элективных курсов для учащихся любого профиля. Курс ведется в течение трех лет в объеме 192 часа (2 часа в неделю).

В результате обучения учащиеся узнают об истории книгопечатания, о том, как устроено и живет современное издательство, о профессиях людей, заня­тых в полиграфической промышленности, о тенденциях развития современ­ных издательских технологий. Основным объектом изучения являются настольно-издательские технологии.

В теоретической части курса дается представление об аппаратной и про­граммной составляющих настольно-издательских систем, происходит зна­комство с правилами, требованиями и рекомендациями по подготовке тек­стов, иллюстраций, дизайну и верстке печатных изданий.

В практической части курса идет изучение технологии работы в профессио­нальных программах.

Курс представляется актуальным, так как его содержание и технология позволяет получить не только теоретические знания в области журналистики, полиграфии и издательского дела, но и дает серьезные практические навыки в области коммуникации и личностного самоутверждения.

Методы обучения:

Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию печатного издания.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Кроме индивидуальной работы применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности – авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей школьников. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:

  1. социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо создавать печатное издание);

  2. личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области верстки издания);

  3. перечень реальных объектов, относящихся к данным компетенциям (статья, газета, буклет, компьютер, компьютерная программа, Интернет и др.);

  4. знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;

  5. способы деятельности по отношению к данным объектам;

  6. минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;

  7. индикаторы – учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика.

Формы организации учебных занятий

Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Единицей учебного процесса является блок уроков (раздел). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам.

Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта – графического файла, газеты, рекламного буклета, презентации журнала, библиотеки печатных изданий, сайта и т.п.

Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например фотоколлажа.

В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5-10 минут) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствует устранению весьма распространенного недостатка формализма в знаниях учащихся – и формируют научное мировоззрение учеников.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию какого-либо издания. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (издания, фотографии, буклеты, презентации и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по его созданию. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта – создаваемого издания.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

  1. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;

  2. взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

  3. публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых).

Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:

  1. по количеству творческих элементов в печатном издании;

  2. по степени его оригинальности;

  3. по относительной новизне статей в газете для ученика и его одноклассников;

  4. по практической пользе печатного продукта.


Содержание обучения


Раздел 1. История и современное состояние издательского дела

  • Введение в издательское дело. Основные понятия издательского дела. Основные этапы создания печатных изданий. Классические способы пе­чати.

  • История издательского дела: от начала книгопечатания до полиграфии XX в. Современные издательские технологии. Перспективы издатель­ского дела. Системы измерений современной полиграфии.

  • Настольно-издательские системы, их назначение, возможности, аппарат­ная и программная составляющие.

  • Виды печатной продукции.

  • Профессии издательского дела.

  • Понятие об авторском праве.

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы создания печатной продукции (набор, создание печат­ной формы, печатание, брошюровочно-переплетные работы);

  • суть этапа печатания, его основные материалы;

  • основные даты и имена мировой истории издательского дела и истории издательского дела в России;

  • понятие «настольно-издательские системы», их назначение, возможно­сти, аппаратную и программную составляющие.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о современных методах печати;

  • о системах измерений, применяемых в современной полиграфии; О о видах издательской продукции;

  • об авторском праве.

Раздел 2. Этапы создания печатной продукции

  • Макетирование. Форматы бумаги. Структура страницы издания. Структу­ра изданий. Художественное оформление изданий.

  • Подготовка текста. Правила набора текста. Программы для подготовки текста. Форматы текстовых файлов. Автоматическое распознавание тек­ста. Редактирование и корректирование текста.

  • Подготовка иллюстративного материала. Виды компьютерной графики.
    Виды изображений в полиграфии. Форматы графических файлов. Скани­рование иллюстраций.

  • Верстка. Шрифты, основные понятия и термины. Классификация шриф­тов. История шрифтов. Объекты верстки. Различные способы выделения текста. Дизайн изданий. Работа с цветом. Спуск полос. Требования к свер­станным полосам.

  • Печать изданий.

  • Брошюровочно-переплетные работы.

Учащиеся должны знать:

    • технологические этапы создания печатной продукции и их суть;

    • что такое оригинал-макет и этапы его создания;

    • правила набора текста;

    • форматы текстовых и графических файлов и их применение;

    • структуру печатной страницы;

    • структуру печатных изданий.

Учащиеся должны иметь представление:

  • об истории шрифтов, искусстве русских и зарубежных мастеров по соз­данию шрифтов;

  • о видах изображений в полиграфии;

  • о верстке изданий;

  • о приемах оформления, дизайне печатных изданий.

Учащиеся должны уметь:

  • грамотно производить набор текста;

  • сканировать тексты и иллюстрации, работать в среде программы распо­знавания текста;

  • пользоваться различными шрифтами при подготовке своих документов, уметь делать выбор подходящих шрифтов, уметь установить их на ком­пьютер.

Раздел 3. Издательские возможности текстового процессора Microsoft Word

  • Описание MS Word. Общая характеристика приложения. Издательские возможности Word. Интерфейс программы, режимы работы. Настройка Word. Операции с документами.

  • Структура страниц документа. Структура текста документа. Ввод и редак­тирование текста. Форматирование текста.

  • Оформление списков. Создание и оформление таблиц. Многоколоноч­ный текст. Связанные надписи. Иллюстрирование документов в Word. Художественное оформление текста.

  • Редактор формул.

Учащиеся должны знать:

    • издательские возможности Word;

    • операции редактирования и форматирования текста;

    • особенности верстки в среде программы.

Учащиеся должны уметь:

  • настраивать программу для работы;

  • создавать документы в среде MS Word различными способами;

  • выполнять необходимые операции по редактированию и форматирова­нию текста;

  • создавать списки и таблицы и выполнять операции с ними;

  • работать с многоколоночным текстом;

  • выполнять различные операции с иллюстрациями, создавать их с помо­щью встроенного графического редактора программы, задавать различ­ные способы обтекания иллюстраций текстом;

  • работать в программе создания формул;

  • создавать в программе различные виды акцидентной продукции;

  • создавать брошюры, выполнять операции по созданию оглавлений, пред­метных указателей;

  • верстать газетные полосы.

Раздел 4. Основы работы в профессиональной издательской системе Adobe PageMaker

  • Описание издательской системы PageMaker. Характеристика приложения. Назначение, возможности приложения. Настройка интерфейса. Операции с публикациями.

  • Объекты публикаций. Вспомогательные объекты. Текст. Иллюстрации. Взаимное расположение текста и иллюстраций.

  • Работа с шаблонами, с цветом. Графический инструментарий программы, Работа со слоями. Фреймы. Работа с масками. Абзацные линии. Букви­цы. Расстановка переносов.

  • Встроенный текстовый редактор PageMaker.


  • Верстка книги.

Учащиеся должны знать:

    • назначение, возможности издательской системы PageMaker;

    • объекты публикаций и приемы работы с ними;

    • понятия «слой», «фрейм», «маска», «спуск полос».

Учащиеся должны уметь:

  • настраивать программу для работы;

  • создавать публикации, импортировать в публикации текст и иллюстрации

  • выполнять операции по редактированию, форматированию текста, создавать многоколоночный текст;

  • задавать различные способы обтекания иллюстраций текстом;

  • работать в разных режимах программы;

  • создавать в программе различные виды акцидентной продукции;

  • верстать брошюры, газетные полосы.

Раздел 5. Компьютерная графика.

  • Описание основных графических редакторов и способы работы с ними

Учащиеся должны знать:

    • Назначение и возможности графических редакторов

    • Основные операции работы с графическими изображениями

    • Основные приемы работы с цифровыми фотокамерами

Учащиеся должны уметь:

  • Создавать и редактировать изображения при помощи различных графических редакторов

  • Применять различные цифровые фотокамеры, получать с них изображение и обрабатывать его.

Раздел 6. Работа в системе QuarkXPress

  • Обзор терминологии, инструментов и меню QuarkXPress

  • Основы работы с текстом

  • Основы работы с иллюстрациями

  • Верстка страниц

Учащиеся должны знать:

    • Описание издательской системы QuarkXPress. Её назначение и основные вохможности.

    • Верстка газеты, журнала, брошюры и книги

Учащиеся должны уметь:

  • настраивать программу для работы;

  • создавать публикации, импортировать в публикации текст и иллюстрации

  • выполнять операции по редактированию, форматированию текста, создавать многоколоночный текст;

  • задавать различные способы обтекания иллюстраций текстом;

  • работать в разных режимах программы;

  • создавать в программе различные виды акцидентной продукции;

  • верстать брошюры, газетные полосы, журналы и книги.


Надпредметные умения учащихся, отрабатываемые на занятиях курса:


  • представление своей работы, ее защита, умение рассказать, какие опера­ции были выполнены, умение ответить на вопросы учителя;

  • создание отчетов по своей работе;

  • отработка навыков работы с различными информационными источниками;

  • творчество;

  • коммуникативные умения, работа в группе.



Тематическое планирование курса


Название темы

Всего часов

Теор., часов

Практ., часов

Раздел 1

12



Введение в издательское дело. История издательского дела (от начала до середины XV в.)


4


Развитие издательского дела в XVIII—XX вв. Современные издательские технологии


4


Настольно-издательские технологии. Сис­темы измерений современной полиграфии. Виды издательской продукции


4


Раздел 2

23



Технологические этапы создания печатной продукции. Редакционно-технологический этап. Макетирование


2


Подготовка текста


2


Правила набора текста


2

2

Сканирование текста и иллюстраций


3


Редактура. Корректура


2


Шрифты, основные понятия и термины. Классификация шрифтов. История шриф­тов. Установка шрифтов на компьютер. По­нятие авторского права


2

2

Верстка. Объекты верстки


1


Структура издания


2


Виды изображений в полиграфии. Разме­щение иллюстраций в изданиях


1


Дизайн печатного издания. Элементы оформления текста. Различные способы выделения текста


2


Раздел 3

42



Текстовый процессор MS Word: знакомство с интерфейсом программы, с основными операциями с документами



2

Создание издательской продукции: 4-страничные рекламные программки



4

Создание издательской продукции: букле­ты. Подготовка текста и иллюстраций мето­дом сканирования



6

Операции редактирования. Отработка опе­раций редактирования текстов


1

2

Форматирование



3

Структура текста документа. Оглавления и указатели



2

Списки и таблицы


1

3

Набор формул



3

Иллюстрации в Word



3

Создание рекламного или информационно­го листа формата А4



6

Создание газеты. Авторское право



10

Раздел 4

32



Возможности издательской системы Adobe PageMaker. Создание публикаций. Объекты публикаций. Операции с объектами


2

4

Шаблоны в программе PageMaker. Графи­ческий инструментарий программы. Работа с цветом


2

2

Создание многостраничных публикаций в среде PageMaker. Закрепление навыков работы с объектами в среде PageMaker


2

6

Некоторые приемы оформления акцидент­ных изданий в среде PageMaker



4

Операции сборки книги. Создание оглавле­ния


2

2

Создание газеты



6

Раздел 5.

33



Графический редактор Paint.



2

Графический редактор Сorel Draw.


3

6

Построение объемных изображений с помощью 3D MAX.


1

2

PhotoShop: работа с изображениями.


3

6

Цифровые фотокамеры.


1


Работа цифровых фотокамер.


1

2

Выбор цифровых фотокамер.


1


Решение задач по объему графических изображений.



1

Практическая работа по разделу.



4

Раздел 7.

36



Обзор терминологии, инструментов и меню QuarkXPress


1

-

Основы работы с текстом


1

2

Основы работы с иллюстрациями


1

2

Верстка страниц


1

2

Макетирование буклета



2

Верстка буклета. Работа с текстовой информацией



2

Работа с иллюстрациями буклета



2

Работа с журналом



6

Газета формата A3



6

Книга



6

Технологии печати. Создание файлов PostScript



2

Зачетная работа курса

8


8

Резерв времени

6




192





Список литературы

  1. Аладьев В. 3., Хунт Ю. Я., Шишаков М. Л. Основы информатики. Учеб. пособие. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998.

  2. Афанасьев В. «Рюшечки» для текста. Статья на сайте http://spiker.ru/pmn.

  3. Вознесенский А. В. Как издать вашу книгу: В помощь автору. — СПб.: Изд. дом «Коло», 2003.

  4. Гилельсон П. Г. Справочник художественного и технического редакто­ра. - М.: Книга, 1988.

  5. Григорян М. Типографика: искусство текста. Статья на web-сайте http://wvvw.compuart.ru/Temp/4438/l.htni (2004 г., сентябрь).

  6. Дубина Н. Шрифт в оформлении книги и другой печатной продукции // КомпьюАрт, № 6, 7, 2003 г.

  7. Закон РФ «Об авторских и смежных правах» от 03.08.1993.

  8. Информатика. 10—11 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 1999.

  9. Казиев В. М. История информатики как науки о знаниях и технологи­ях. — Информатика и образование, № 7, 2002.

  1. Кепер Майкл Л. Практическое руководство по цифровой печати. Том 1. — СПб.: Изд. дом «Вильяме», 2003.

  2. Кирсанов Д. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова.— СПб.: Символ, 1999.

  3. Комолова Н. Компьютерная верстка и дизайн. — СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

  4. Лебедева Е. В., Черных Р. М. Искусство художника-оформителя. — М.: Советский художник, 1981.

  5. Макарова Н.В. Информатика 10-11 кл. – С-Петербург:Питер,1999.

  6. Маркина И.В. Основы издательских технологий.- С-Пб.: БХВ-Петербург, 2005.

  7. Малов В. Книга. - М.: Слово / SLOVO, 2002.

  8. Молочков В. П. Издательство на компьютере. Самоучитель. — СПб.: БХВ-Петербург, 2004.

  9. Мыльников А. С. Книга и культура // Книга и культура. — М.: Наука, 1979.

  10. Наровчатов С. Необычное литературоведение. — М.: Молодая гвардия, 1973.

  11. Настольная книга издателя / Е. В. Малышкин, А. Э. Мильчин, А. А. Пав­лов, А. Е. Шадрин. — М.: ООО «Издательство ACT», 000 «Агентство «КРПА Олимп», 2004.

  12. Немировский Е. Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории кни­гопечатания. Технические аспекты. — М.: Наука, 2000.

  13. Обработка текстовой информации. Дидактические материалы / Л. Л. Бо­сова, Т. Н. Чемова, В. С. Савельева. — М.: БИНОМ. Лаборатория зна­ний, 2003.

  14. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуков­ник, 1999.

  15. ОСТ 29.116—98. Издания учебные для общего и начального профессио­нального образования: Общие технические условия. — 1998.

  16. ОСТ 29.124—94. Издания книжные: Общие технические условия. — 1994.

  17. ОСТ 29125—95. Газеты: Общие технические требования. — 1995.

  18. Петров Н. М., Молочков В. П. Компьютерная графика. Учебник. — СПб.: Питер, 2002.

  19. Пикок Д. Издательское дело: Пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во ЭКОМ, 2002.

  20. СанПиН 2.4.7.702-98. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования: Санитарные правила и нормы. — М., 1998.

  21. Стандарты по издательскому делу / Сост. А. А. Джиго, С. Ю. Калинин. — М.: 1998 (Книжное дело).

  22. Сто великих изобретений / Сборник.

  23. Стоцкая Т. Верстка в PageMaker 7: Самоучитель. — СПб.: Питер, 2003.

  24. Тимофеев Я. Я. Издательство на моем столе. — М.: Радио и связь, 1993.

  25. Типология изданий. — М., 1990.

  26. Уильяме Р. Недизайнерская книга о дизайне. — СПб.: ИД «Весь», 2002.

  27. Файола Э. Шрифты для печати и Web-дизайна. — СПб.: БХВ-Петер-бург, 2003.

  28. Шафрин Ю. А. Информационные технологии: в 2 ч. — М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.

Ресурсы сети Интернет

  1. http://obzor.com.ua/dtp/ — дистанционный курс по НИС.

  2. http://mrdesign.krasline.ru/ — сайт Виктора Вязьминова «MrDeSign».

  1. http://character.webzone.ru/ — потрясающий сайт С. В. Кузнецова, по­священный русскому письму, работам русских мастеров по оформлению рукописных книг.

  2. http://vedi.d-s.ru/news.htm — шрифтовой проект «ВЕДИ» Независимого Центра по разработке и распространению кириллических шрифтов.

  3. http://www.rudtp.ru/ — сайт, посвященный вопросам настольно-изда-тельских системам: статьи, литература, документация.

  4. http://www.printer-publisher.ruprint.ru/ — сайт журнала «Полиграфист и издатель», ежемесячный журнал технической и коммерческой инфор­мации, освещение вопросов современного состояния книжного дела в России.

  5. http://www.hi-edu.ru/abc_courses.shtml — библиотека электронных изда­ний Центра дистанционного образования Московского государствен­ного университета печати.

  1. http://www.hi-edu.ru/e-books/AK/cont.htm — «Антикварная книга».

  2. http://www.paratype.com/ru/welcome.htm — сайт фирмы РаrаТуре.

  1. http://pechatnoedelo.ru/ — сайт газеты профессиональных полиграфистов «Печатное дело».

  2. http://typo.mania.ru/ — сайт Сергея Новикова, посвященный вопросам шрифта и типографики.

  3. http://www.journ.ru/library.shtml — электронная библиотека на неофици­альном сайте журфака МГУ.

  1. http://publish.ruprint.ru/ — энциклопедия полиграфии.