Программа кружка
«Основы издательских технологий»
192 часа (2 часа в неделю)
7, 8, 9 классы (три года обучения)
Сегодня представить становление социальной активности молодых людей невозможно без освоения ими профессии "журналист", то есть журналистика становится общественной специальностью - инструментом для преобразования общества, частью общецивилизационных принципов и методом общественного обустройства; прекрасным способом самоактуализации личности.
Интерес к профессии журналиста, к издательскому делу в целом понятен и объясним: сегодня невозможно представить себе процесс становления личности, развития творческого потенциала без умения оформлять собственную точку зрения по тому или иному вопросу, без потребности "озвучить" или опубликовать точку зрения; оформить принципы, идеи и творческие концепции в серию публикаций или книгу. Изданный личностью труд будь то статья, корреспонденция, или даже пособие - это замечательно доведенная до логического конца авторская идея, позволяющая своим существованием подтвердить не только нахождение личности в смысле общественных координат, но её рост, значимость.
Целью курса «Основы издательских технологий» является знакомство с основами издательской деятельности, изучение технологии работы в средах профессиональных программ, применяемых в настольно-издательских системах, формирование умения применять полученные знания для решения реальных практических задач, расширение кругозора учащихся, пробуждение и развитие у них интереса к углубленному изучению материала, предоставление возможности творческого самовыражения, постижения коммуникативной культуры.
Планируемые результаты курса
В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
знают принципы и структуру издательского производства, формы предоставления и управления информацией в издательском деле;
умеют найти, сохранить и систематизировать информацию из сети Интернет, печатных изданий с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;
умеют спроектировать и сверстать газету объемом 4-8 страниц на заданную тему;
владеют способами работы с изученными программами (пакет Microsoft Office, Page Maker, QuarkXPress, PhotoShop, CorelDraw);
знают и умеют применять при создании своего проекта основные принципы дизайна;
владеют необходимыми способами проектирования, создания, верстки печатного продукта;
знают все виды изданий, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности;
владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению печатного продукта;
имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных изданий;
имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного проекта;
способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по издательским технологиям.
Задачи курса:
научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые проекты;
научить способам предоставления информации в издательском производстве;
познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части издательского дела;
реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования, верстки печатного издания;
сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций конструирования печатных изданий.
познакомить с видами печатных изданий, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
сформировать навыки элементарного проектирования, верстки издания;
научить основам работы с программами пакета Microsoft Office, Page Maker, PhotoShop, CorelDraw, QuarkXPress;
сформировать навыки работы в коллективе с комплексными проектами;
создать собственную газету.
Программа курса ориентирована на учащихся 7, 8, 9 классов, знакомых с основами работы в среде ОС Windows. Программа подходит для проведения элективных курсов для учащихся любого профиля. Курс ведется в течение трех лет в объеме 192 часа (2 часа в неделю).
В результате обучения учащиеся узнают об истории книгопечатания, о том, как устроено и живет современное издательство, о профессиях людей, занятых в полиграфической промышленности, о тенденциях развития современных издательских технологий. Основным объектом изучения являются настольно-издательские технологии.
В теоретической части курса дается представление об аппаратной и программной составляющих настольно-издательских систем, происходит знакомство с правилами, требованиями и рекомендациями по подготовке текстов, иллюстраций, дизайну и верстке печатных изданий.
В практической части курса идет изучение технологии работы в профессиональных программах.
Курс представляется актуальным, так как его содержание и технология позволяет получить не только теоретические знания в области журналистики, полиграфии и издательского дела, но и дает серьезные практические навыки в области коммуникации и личностного самоутверждения.
Методы обучения:
Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию печатного издания.
Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной работы применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности – авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей школьников. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:
социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо создавать печатное издание);
личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области верстки издания);
перечень реальных объектов, относящихся к данным компетенциям (статья, газета, буклет, компьютер, компьютерная программа, Интернет и др.);
знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
способы деятельности по отношению к данным объектам;
минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;
индикаторы – учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика.
Формы организации учебных занятий
Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Единицей учебного процесса является блок уроков (раздел). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам.
Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта – графического файла, газеты, рекламного буклета, презентации журнала, библиотеки печатных изданий, сайта и т.п.
Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например фотоколлажа.
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5-10 минут) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствует устранению весьма распространенного недостатка формализма в знаниях учащихся – и формируют научное мировоззрение учеников.
Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию какого-либо издания. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
Способы оценивания уровня достижений учащихся
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (издания, фотографии, буклеты, презентации и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по его созданию. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта – создаваемого издания.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых).
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:
по количеству творческих элементов в печатном издании;
по степени его оригинальности;
по относительной новизне статей в газете для ученика и его одноклассников;
по практической пользе печатного продукта.
Содержание обучения
Раздел 1. История и современное состояние издательского дела
Введение в издательское дело. Основные понятия издательского дела. Основные этапы создания печатных изданий. Классические способы печати.
История издательского дела: от начала книгопечатания до полиграфии XX в. Современные издательские технологии. Перспективы издательского дела. Системы измерений современной полиграфии.
Настольно-издательские системы, их назначение, возможности, аппаратная и программная составляющие.
Виды печатной продукции.
Профессии издательского дела.
Понятие об авторском праве.
Учащиеся должны знать:
основные этапы создания печатной продукции (набор, создание печатной формы, печатание, брошюровочно-переплетные работы);
суть этапа печатания, его основные материалы;
основные даты и имена мировой истории издательского дела и истории издательского дела в России;
понятие «настольно-издательские системы», их назначение, возможности, аппаратную и программную составляющие.
Учащиеся должны иметь представление:
о современных методах печати;
о системах измерений, применяемых в современной полиграфии; О о видах издательской продукции;
об авторском праве.
Раздел 2. Этапы создания печатной продукции
Макетирование. Форматы бумаги. Структура страницы издания. Структура изданий. Художественное оформление изданий.
Подготовка текста. Правила набора текста. Программы для подготовки текста. Форматы текстовых файлов. Автоматическое распознавание текста. Редактирование и корректирование текста.
Подготовка иллюстративного материала. Виды компьютерной графики.
Виды изображений в полиграфии. Форматы графических файлов. Сканирование иллюстраций.
Верстка. Шрифты, основные понятия и термины. Классификация шрифтов. История шрифтов. Объекты верстки. Различные способы выделения текста. Дизайн изданий. Работа с цветом. Спуск полос. Требования к сверстанным полосам.
Печать изданий.
Брошюровочно-переплетные работы.
Учащиеся должны знать:
технологические этапы создания печатной продукции и их суть;
что такое оригинал-макет и этапы его создания;
правила набора текста;
форматы текстовых и графических файлов и их применение;
структуру печатной страницы;
структуру печатных изданий.
Учащиеся должны иметь представление:
об истории шрифтов, искусстве русских и зарубежных мастеров по созданию шрифтов;
о видах изображений в полиграфии;
о верстке изданий;
о приемах оформления, дизайне печатных изданий.
Учащиеся должны уметь:
грамотно производить набор текста;
сканировать тексты и иллюстрации, работать в среде программы распознавания текста;
пользоваться различными шрифтами при подготовке своих документов, уметь делать выбор подходящих шрифтов, уметь установить их на компьютер.
Раздел 3. Издательские возможности текстового процессора Microsoft Word
Описание MS Word. Общая характеристика приложения. Издательские возможности Word. Интерфейс программы, режимы работы. Настройка Word. Операции с документами.
Структура страниц документа. Структура текста документа. Ввод и редактирование текста. Форматирование текста.
Оформление списков. Создание и оформление таблиц. Многоколоночный текст. Связанные надписи. Иллюстрирование документов в Word. Художественное оформление текста.
Редактор формул.
Учащиеся должны знать:
издательские возможности Word;
операции редактирования и форматирования текста;
особенности верстки в среде программы.
Учащиеся должны уметь:
настраивать программу для работы;
создавать документы в среде MS Word различными способами;
выполнять необходимые операции по редактированию и форматированию текста;
создавать списки и таблицы и выполнять операции с ними;
работать с многоколоночным текстом;
выполнять различные операции с иллюстрациями, создавать их с помощью встроенного графического редактора программы, задавать различные способы обтекания иллюстраций текстом;
работать в программе создания формул;
создавать в программе различные виды акцидентной продукции;
создавать брошюры, выполнять операции по созданию оглавлений, предметных указателей;
верстать газетные полосы.
Раздел 4. Основы работы в профессиональной издательской системе Adobe PageMaker
Описание издательской системы PageMaker. Характеристика приложения. Назначение, возможности приложения. Настройка интерфейса. Операции с публикациями.
Объекты публикаций. Вспомогательные объекты. Текст. Иллюстрации. Взаимное расположение текста и иллюстраций.
Работа с шаблонами, с цветом. Графический инструментарий программы, Работа со слоями. Фреймы. Работа с масками. Абзацные линии. Буквицы. Расстановка переносов.
Встроенный текстовый редактор PageMaker.
Верстка книги.
Учащиеся должны знать:
назначение, возможности издательской системы PageMaker;
объекты публикаций и приемы работы с ними;
понятия «слой», «фрейм», «маска», «спуск полос».
Учащиеся должны уметь:
настраивать программу для работы;
создавать публикации, импортировать в публикации текст и иллюстрации
выполнять операции по редактированию, форматированию текста, создавать многоколоночный текст;
задавать различные способы обтекания иллюстраций текстом;
работать в разных режимах программы;
создавать в программе различные виды акцидентной продукции;
верстать брошюры, газетные полосы.
Раздел 5. Компьютерная графика.
Учащиеся должны знать:
Назначение и возможности графических редакторов
Основные операции работы с графическими изображениями
Основные приемы работы с цифровыми фотокамерами
Учащиеся должны уметь:
Создавать и редактировать изображения при помощи различных графических редакторов
Применять различные цифровые фотокамеры, получать с них изображение и обрабатывать его.
Раздел 6. Работа в системе QuarkXPress
Обзор терминологии, инструментов и меню QuarkXPress
Основы работы с текстом
Основы работы с иллюстрациями
Верстка страниц
Учащиеся должны знать:
Описание издательской системы QuarkXPress. Её назначение и основные вохможности.
Верстка газеты, журнала, брошюры и книги
Учащиеся должны уметь:
настраивать программу для работы;
создавать публикации, импортировать в публикации текст и иллюстрации
выполнять операции по редактированию, форматированию текста, создавать многоколоночный текст;
задавать различные способы обтекания иллюстраций текстом;
работать в разных режимах программы;
создавать в программе различные виды акцидентной продукции;
верстать брошюры, газетные полосы, журналы и книги.
Надпредметные умения учащихся, отрабатываемые на занятиях курса:
представление своей работы, ее защита, умение рассказать, какие операции были выполнены, умение ответить на вопросы учителя; создание отчетов по своей работе;
отработка навыков работы с различными информационными источниками;
творчество;
коммуникативные умения, работа в группе.
Тематическое планирование курса
Название темы | Всего часов | Теор., часов | Практ., часов |
Раздел 1 | 12 | | |
Введение в издательское дело. История издательского дела (от начала до середины XV в.) | | 4 | |
Развитие издательского дела в XVIII—XX вв. Современные издательские технологии | | 4 | |
Настольно-издательские технологии. Системы измерений современной полиграфии. Виды издательской продукции | | 4 | |
Раздел 2 | 23 | | |
Технологические этапы создания печатной продукции. Редакционно-технологический этап. Макетирование | | 2 | |
Подготовка текста | | 2 | |
Правила набора текста | | 2 | 2 |
Сканирование текста и иллюстраций | | 3 | |
Редактура. Корректура | | 2 | |
Шрифты, основные понятия и термины. Классификация шрифтов. История шрифтов. Установка шрифтов на компьютер. Понятие авторского права | | 2 | 2 |
Верстка. Объекты верстки | | 1 | |
Структура издания | | 2 | |
Виды изображений в полиграфии. Размещение иллюстраций в изданиях | | 1 | |
Дизайн печатного издания. Элементы оформления текста. Различные способы выделения текста | | 2 | |
Раздел 3 | 42 | | |
Текстовый процессор MS Word: знакомство с интерфейсом программы, с основными операциями с документами | | | 2 |
Создание издательской продукции: 4-страничные рекламные программки | | | 4 |
Создание издательской продукции: буклеты. Подготовка текста и иллюстраций методом сканирования | | | 6 |
Операции редактирования. Отработка операций редактирования текстов | | 1 | 2 |
Форматирование | | | 3 |
Структура текста документа. Оглавления и указатели | | | 2 |
Списки и таблицы | | 1 | 3 |
Набор формул | | | 3 |
Иллюстрации в Word | | | 3 |
Создание рекламного или информационного листа формата А4 | | | 6 |
Создание газеты. Авторское право | | | 10 |
Раздел 4 | 32 | | |
Возможности издательской системы Adobe PageMaker. Создание публикаций. Объекты публикаций. Операции с объектами | | 2 | 4 |
Шаблоны в программе PageMaker. Графический инструментарий программы. Работа с цветом | | 2 | 2 |
Создание многостраничных публикаций в среде PageMaker. Закрепление навыков работы с объектами в среде PageMaker | | 2 | 6 |
Некоторые приемы оформления акцидентных изданий в среде PageMaker | | | 4 |
Операции сборки книги. Создание оглавления | | 2 | 2 |
Создание газеты | | | 6 |
Раздел 5. | 33 | | |
Графический редактор Paint. | | | 2 |
Графический редактор Сorel Draw. | | 3 | 6 |
Построение объемных изображений с помощью 3D MAX. | | 1 | 2 |
PhotoShop: работа с изображениями. | | 3 | 6 |
Цифровые фотокамеры. | | 1 | |
Работа цифровых фотокамер. | | 1 | 2 |
Выбор цифровых фотокамер. | | 1 | |
Решение задач по объему графических изображений. | | | 1 |
Практическая работа по разделу. | | | 4 |
Раздел 7. | 36 | | |
Обзор терминологии, инструментов и меню QuarkXPress | | 1 | - |
Основы работы с текстом | | 1 | 2 |
Основы работы с иллюстрациями | | 1 | 2 |
Верстка страниц | | 1 | 2 |
Макетирование буклета | | | 2 |
Верстка буклета. Работа с текстовой информацией | | | 2 |
Работа с иллюстрациями буклета | | | 2 |
Работа с журналом | | | 6 |
Газета формата A3 | | | 6 |
Книга | | | 6 |
Технологии печати. Создание файлов PostScript | | | 2 |
Зачетная работа курса | 8 | | 8 |
Резерв времени | 6 | | |
| 192 | | |
Список литературы
Аладьев В. 3., Хунт Ю. Я., Шишаков М. Л. Основы информатики. Учеб. пособие. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998.
Афанасьев В. «Рюшечки» для текста. Статья на сайте http://spiker.ru/pmn.
Вознесенский А. В. Как издать вашу книгу: В помощь автору. — СПб.: Изд. дом «Коло», 2003.
Гилельсон П. Г. Справочник художественного и технического редактора. - М.: Книга, 1988.
Григорян М. Типографика: искусство текста. Статья на web-сайте http://wvvw.compuart.ru/Temp/4438/l.htni (2004 г., сентябрь).
Дубина Н. Шрифт в оформлении книги и другой печатной продукции // КомпьюАрт, № 6, 7, 2003 г.
Закон РФ «Об авторских и смежных правах» от 03.08.1993.
Информатика. 10—11 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 1999.
Казиев В. М. История информатики как науки о знаниях и технологиях. — Информатика и образование, № 7, 2002.
Кепер Майкл Л. Практическое руководство по цифровой печати. Том 1. — СПб.: Изд. дом «Вильяме», 2003.
Кирсанов Д. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова.— СПб.: Символ, 1999.
Комолова Н. Компьютерная верстка и дизайн. — СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
Лебедева Е. В., Черных Р. М. Искусство художника-оформителя. — М.: Советский художник, 1981.
Макарова Н.В. Информатика 10-11 кл. – С-Петербург:Питер,1999.
Маркина И.В. Основы издательских технологий.- С-Пб.: БХВ-Петербург, 2005.
Малов В. Книга. - М.: Слово / SLOVO, 2002.
Молочков В. П. Издательство на компьютере. Самоучитель. — СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
Мыльников А. С. Книга и культура // Книга и культура. — М.: Наука, 1979.
Наровчатов С. Необычное литературоведение. — М.: Молодая гвардия, 1973.
Настольная книга издателя / Е. В. Малышкин, А. Э. Мильчин, А. А. Павлов, А. Е. Шадрин. — М.: ООО «Издательство ACT», 000 «Агентство «КРПА Олимп», 2004.
Немировский Е. Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты. — М.: Наука, 2000.
Обработка текстовой информации. Дидактические материалы / Л. Л. Босова, Т. Н. Чемова, В. С. Савельева. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999.
ОСТ 29.116—98. Издания учебные для общего и начального профессионального образования: Общие технические условия. — 1998.
ОСТ 29.124—94. Издания книжные: Общие технические условия. — 1994.
ОСТ 29125—95. Газеты: Общие технические требования. — 1995.
Петров Н. М., Молочков В. П. Компьютерная графика. Учебник. — СПб.: Питер, 2002.
Пикок Д. Издательское дело: Пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во ЭКОМ, 2002.
СанПиН 2.4.7.702-98. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования: Санитарные правила и нормы. — М., 1998.
Стандарты по издательскому делу / Сост. А. А. Джиго, С. Ю. Калинин. — М.: 1998 (Книжное дело).
Сто великих изобретений / Сборник.
Стоцкая Т. Верстка в PageMaker 7: Самоучитель. — СПб.: Питер, 2003.
Тимофеев Я. Я. Издательство на моем столе. — М.: Радио и связь, 1993.
Типология изданий. — М., 1990.
Уильяме Р. Недизайнерская книга о дизайне. — СПб.: ИД «Весь», 2002.
Файола Э. Шрифты для печати и Web-дизайна. — СПб.: БХВ-Петер-бург, 2003.
Шафрин Ю. А. Информационные технологии: в 2 ч. — М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.
Ресурсы сети Интернет
http://obzor.com.ua/dtp/ — дистанционный курс по НИС.
http://mrdesign.krasline.ru/ — сайт Виктора Вязьминова «MrDeSign».
http://character.webzone.ru/ — потрясающий сайт С. В. Кузнецова, посвященный русскому письму, работам русских мастеров по оформлению рукописных книг.
http://vedi.d-s.ru/news.htm — шрифтовой проект «ВЕДИ» Независимого Центра по разработке и распространению кириллических шрифтов.
http://www.rudtp.ru/ — сайт, посвященный вопросам настольно-изда-тельских системам: статьи, литература, документация.
http://www.printer-publisher.ruprint.ru/ — сайт журнала «Полиграфист и издатель», ежемесячный журнал технической и коммерческой информации, освещение вопросов современного состояния книжного дела в России.
http://www.hi-edu.ru/abc_courses.shtml — библиотека электронных изданий Центра дистанционного образования Московского государственного университета печати.
http://www.hi-edu.ru/e-books/AK/cont.htm — «Антикварная книга».
http://www.paratype.com/ru/welcome.htm — сайт фирмы РаrаТуре.
http://pechatnoedelo.ru/ — сайт газеты профессиональных полиграфистов «Печатное дело».
http://typo.mania.ru/ — сайт Сергея Новикова, посвященный вопросам шрифта и типографики.
http://www.journ.ru/library.shtml — электронная библиотека на неофициальном сайте журфака МГУ.
http://publish.ruprint.ru/ — энциклопедия полиграфии.