Рабочая программа
внеурочной деятельности «Основы проектирования»
для обучающихся 10 класса
на 2019-2020 учебный год
учителя математики и информатики
высшей квалификационной категории
Истаковой Лилианы Александровны
Срок реализации программы: 1 год
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;
способствовать проявлению инициативы при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Метапредметные результаты
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
умение учиться: в навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
умение координировать свои усилия с усилиями других;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Предметные результаты
иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения
По окончании программы обучающиеся смогут продемонстрировать:
действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
обозначится граница исследования;
разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
поведется последовательно исследование;
зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
проанализируются и обобщатся полученные материалы;
подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
продемонстрируются результаты на мини - конференциях, семинарах не менее 50%;
включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,
создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
сформируются представления об исследовательском обучении и как стать исследователем!
активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Обучающиеся получат возможность:
давать краткую формулировку задачи, исходя из реальной ситуации;
искать информацию в различных источниках и выбирать именно ту, которая относится к краткой формулировке задачи;
разрабатывать спецификацию, содержащую дизайн-критерии;
предвидеть возможности технического обслуживания изделия, его широкомасштабного производства, потенциальных пользователей;
вносить предложения, которые соответствовали бы требованиям краткой формулировки задачи и дизайн-спецификации, улучшать предложения по мере необходимости;
использовать свои знания о материалах и технических методах в процессе дизайна;
использовать для представления своих идей различные графические средства, информационные технологии, программное обеспечение;
подробно описывать, как они будут поэтапно изготовлять свое изделие;
разрабатывать подробный план работы:
овладеть приемами работы с инструментами и оборудованием, соблюдая меры безопасности, и создавать качественное изделие, соответствующее первоначальному замыслу;
разрабатывать и проводить испытания в критические моменты процесса изготовления;
предлагать различные способы повышения качества изделия;
испытывать и оценивать готовый продукт, используя собственные критерии, определять, удалось ли уложиться в отведенные сроки.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности школьников:
альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия.
Технологии и методики:
•уровневая дифференциация;
•проблемное обучение;
•моделирующая деятельность;
•поисковая деятельность;
•информационно-коммуникационные технологии;
•здоровьесберегающие технологии;
Программа предусматривает достижение уровней и результатов:
Уровни подготовки учащихся по проектированию и изготовлению конечного продукта:
Уровень I
Обучающиеся вырабатывают идеи, предлагают идеи и могут составить план по их реализации на основе своего опыта работы с материалами и инструментами.
Выделяют характеристики простых изделий.
• Используя эскизы и специальную терминологию для описания своих планов, объясняют, что они делают и какие инструменты используют. В случае необходимости могут обосновать выбор тех или иных материалов и инструментов.
• Могут объяснить, как функционирует любое простейшее изделие.
• Выбирают методы реализации проекта, материалы и инструменты, объясняя свой выбор.
• Могут предложить несколько вариантов использования материалов и инструментов.
• Оценивают достоинства и недостатки созданного продукта и делают предложения по его возможному улучшению в будущем.
Уровень II
• Обучающиеся вырабатывают идеи для проектов, нацеленных на удовлетворение различных потребностей, генерируют идеи, опираясь на собранную ими информацию
• Реалистично планируют работу по достижению поставленных задач.
• Могут обосновать идею и планируемую конструкцию продукта (используя различные модели, эскизы и специальную терминологию).
• Обучающиеся обосновывают план работы, выбор инструментальных средств, оборудования, материалов, методов изготовления. Обладают навыками по довольно точной обработке материалов и сборке продукта.
• Оценивают продукт и намечают способы его дальнейшего усовершенствования.
Учитывают взгляды возможных потребителей своего продукта.
Предлагают альтернативные идеи, используют модели, эскизы и специальную терминологию. Кроме того, показывают, что они видят ограниченность некоторых своих идей.
Используя различные материалы и детали, создают качественный продукт, выполненное с высокой точностью обработки. Демонстрируют его работоспособность.
Уровень III
Обучающиеся ищут и используют разные источники информации, которые помогут выполнить проект.
Объясняют идеи и обсуждают их, демонстрируя эскизы и модели.
Могут установить связь между характеристиками проектируемого продукта и его аналогами.
Разрабатывают подробный план реализации идеи.
Владеют различными инструментами и оборудованием с высокой точностью обработки.
Экспериментируют и рассматривают возможность улучшения продукта.
Проверяют и оценивают продукт с учетом ситуаций, в которых его будут применять.
Оценивают изделие, возможные ограничения ресурсов и использование информационных источников.
Могут работать с необходимыми инструментами и на различном оборудовании.
Анализируют продукт и его использование, намечают пути его возможного улучшения.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
выставки творческих работ учащихся;
мини – конференции по защите исследовательских проектов;
лицейская научно – практическая конференция;
Содержание учебного курса
Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе - 1 ч.
Тема 2. Культура мышления – 2ч.
Тема 3. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии – 2 ч.
Тема 4. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы – 2 ч.
Тема 5. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез – 4 ч.
Тема 6. Предмет и объект исследования – 4 ч.
Тема 7. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1 ч.
Тема 8. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала – 2 ч.
Тема 9. Наблюдение и экспериментирование – 2 ч.
Тема 10. Техника экспериментирования – 2 ч.
Тема 11. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2 ч.
Тема 12. Правильное мышление и логика – 2 ч.
Тема 13. Что такое парадоксы – 2 ч.
Тема 14. Обработка и анализ всех полученных данных – 3 ч.
Тема 15. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3 ч.
Тема 16. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите – 1 ч.
Тема 17. Защита исследования перед одноклассниками – 2ч.
Тема 18. Выступление на школьной НПК – 1ч.
Тема 19. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы
Тема занятия | Рабочая программа | Основные виды учебной деятельности |
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1 | Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». |
Культура мышления. | 2 | Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ». |
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 2 | Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии. |
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 2 | Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы. Формулируют тему работы, совместно с учителем конкретизируют тему. знакомятся с принципами исследования |
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 2 | Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования |
Предмет и объект исследования. | 2 | Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | 1 | Экскурсия в библиотеку Учатся работать с фондами библиотек. Учатся правильно конспектировать, составлять тезисы к изучаемому материалу.. Работа с картотекой. Выбор литературы. |
Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 2 | Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. |
Наблюдение и экспериментирование. | 2 | Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. |
Техника экспериментирования | 2 | Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». |
Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 2 | Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. |
Правильное мышление и логика. | 2 | Задания на развитие мышления и логики. |
Что такое парадоксы | 2 | Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах. |
Обработка и анализ всех полученных данных. | 3 | Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта |
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 3 | Знакомятся с требованиями к оформлению исследовательских работ. Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. |
Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | 1 | Составление плана выступления. Изучают принципы публичного выступления. Совместно с учителем готовят письменный вариант ПВ. Отрабатывают навыки ПВ. Конкретизируют ПВ, |
Защита исследования перед одноклассниками. | 2 | Выступление с проектами перед одноклассниками. |
Выступление на школьной НПК. | 1 | Презентация проекта на школьной НПК. Выступают с докладом |
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 1 | Анализ исследовательской деятельности. Выводы. Проводят анализ работы, конкретизируют направления и составляют план дальнейших исследований |
итого | 35 | |
Приложение
Технические средства и принадлежности:
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
набор ЦОР по проектной технологии;
методические рекомендации;
презентации по проектам;
методические сборники по развитию исследовательской деятельности учащихся;
рекомендации по написанию научно- исследовательских работ;
плакаты, презентации, дидактический материал;
стенд «Наши исследовательские работы в картинках».
Литература для учителя:
Дереклеева, Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.
Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.
Леонтович, А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.
Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара, 2003.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Основы проектной деятельности школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007.
Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. – 2000. - №4.
Гин А. Приемы педагогической техники. М.: Вита Пресс, 1999.
Гузеев В.В. Основы образовательной технологии. М.: Сентябрь, 2006.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003
Переверзев Л.Б. Проектный подход и требования к учителю // Школа и производство. – 2002. - №1.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.
Литература для обучающихся:
Поддьянов, А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А. Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 3. – С. 29-32.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.- 272с.
Савенков, А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А. И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 61-66.
Счастная, Т. Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 4. – С. 34-45.
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет - ресурсы
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Дневник проектной деятельности. 5-7 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2006. – 48 с.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Основы проектной деятельности: Коммуникативный практикум: Рабочая тетрадь для 5-7 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2006. – 64 с.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007. – 80 с.
Программное обеспечение:
операционная система Windows 98/Me (2000/XP);
текстовый редактор MS Word;
графический редактор Paint;
программа обработки изображения MS Photo Ediror, AdobеPhotoShop;
издательская система Adobе Page Maker 6.5 или MS Publisher;
программы QBasic, Macro Media Flash, Конструктор мультфильмов;
программа MS Power Point.
другие
Электронные пособия:
Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Детский телеканал «Радость моя» (Академия занимательных наук) другие
Интернет-ресурсы:
Анкета, опрос, тест, голосование:
http://www.testio.ru/Подборка тестов, направленных на изучение себя в разных сферах деятельности. Можно использовать для анкетирования в классе, школе и т.д.
http://testoteka.narod.ru/Психологический сайт на котором собраны тесты (стимульный материал, бланки, инструкции, обработка и интерпретация), разработанные ведущими отечественными и зарубежными психологами.
http://webanketa.com/ru/Бесплатное создание анкет, опросов, тестов и голосований!
http://pollservice.ru/ Онлайн-сервис для проведения опросов и голосований в интернете. С его помощью можно легко и быстро создать опрос.
http://lifevinet.ru/inetservices/online-opros.html Как создать онлайн - опрос?
другие
Конкурсы, фестивали, конференции:
http://project.1september.ru/ Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» для 5 -9 классов
http://www.mendeleev.upeg.net/index.htm Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И.Менделеева для 8-11 классов
http://vernadsky.info/ Всероссийский открытый конкурс юношеских исследовательских работ им.В.И.Вернадского для 9-11 классов
http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=115&I temid=27
Всероссийские конкурсы исследовательских работ для 5-11 классов
http://www.intel.festivalnauki.ru/
Всероссийский фестиваль науки «Ученые будущего» для 9-11 классов
Библиотеки:
http://www.bibliogid.ru
http://www.bibliotekar.ru
Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.
http://www.encyclopedia.ru
Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.
http://www.krugosvet.ru
Сайт посвящен современной русской литературе.
http://feb-web.ru
Сайт Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина
http://www.prHb. ru/Pages/Default. aspx
Электронные наглядные пособия:
Библиотекарь. РУ
http://www.bibliotekar.ru/index.htm Русская литература 18-20 вв.
http://www.a4format.ru/
Большая художественная галерея
http://gallerix.ru/
Экранно-звуковые пособия:
http://www.prosveshenie.tv/tvshows Телевизионный канал «Просвещение»
http://naukomania.ru/literatura (видео телеканала «Бибигон»)
Наукомания
http://www.galileo-tv.ru/
Телевизионная передача «Галилео»
http://www.radostmoya.ru
Детский семейный образовательный канал. Раздел: Образовательные программы: «Академия занимательных наук», «Грамотные истории»; Программы о культуре; Публицистические программы, Просветительские программы и др.
Музеи:
http://www.borodino.ru
Государственный Бородинский военно-исторический музей.
http://www.kreml.ru Музей-заповедник «Московский Кремль».
ttp://www.hermitage.ru Государственный Эрмитаж.
http://www.museum.ru
Портал «Музеи России».
http://www.museum.ru/gmii/
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
http://www.museum.ru/M654
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.
http://www.museumpushkin.ru Всероссийский музей А.С.Пушкина.
http://www.peterhof.ru Музей-заповедник «Петергоф»
http://www.rusmuseum.ru Государственный Русский музей.
http://www.shm.ru Государственный исторический музей.
http://www.tretyakovgallery.ru Государственная Третьяковская галерея.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ
Темы могут определяться интересами учащихся, практической направленностью, особенностями образовательного учреждения, содержанием ООП ООО.
«Роль математики в построении географической карты Ульяновской области».
«Математическое моделирование климата Ульяновской области».
«Математические методы в экологической экспертизе Ульяновска, поселка Октябрьский».
«Прикладная геометрия в проектировании парков и садов Ульяновска, поселка Октябрьский, Ульяновской области».
«Симметрия в эпических произведениях писателей Ульяновской области».
«Теория вероятностей - математическая наука о случайном и закономерностях случайного на примере археологических раскопок Ульяновской области».
«Симметрия в русских орнаментах на примере народных костюмов».
«Периметр и площадь рекламных щитов, афиш, объявлений, вывесок-названий магазинов, кафе и т.д. в Ульяновске. Их влияние на восприятие ульяновцев».
«Математика в фольклорных и мифологических произведениях Ульяновской области».
«Графический метод анализа композиции, развития сюжета, характеров героев и т.д. в литературных произведениях ульяновских писателей, былинах ульяновской области».
«Исследование «вектора» направления и изменения престижности профессий в представлении школьников Ульяновской области».
«Доходы и расходы семейного бюджета (расчетные задачи с экономическим содержанием) ульяновцев».
«Определение математических параметров «потребительской корзины» в условиях провинциального города».
«Золотое сечение в архитектуре Ульяновска».
«Ритмика в музыкальном народном искусстве и ее влияние на человека».
«Математические основы построения композиции, пространства поселений Ульяновской области 19 века, усадеб и т.д.» и др.