СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Основы проектирования"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательной деятельности технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Современные развивающие программы общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельностии

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Основы проектирования"»

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Основы проектирования»

для обучающихся 10 класса

на 2019-2020 учебный год

учителя математики и информатики

высшей квалификационной категории

Истаковой Лилианы Александровны



Срок реализации программы: 1 год


Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты

  • формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;

  • способствовать проявлению инициативы при поиске способа (способов) решения задачи;

  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Метапредметные результаты

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

  • умение учиться: в навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • умение координировать свои усилия с усилиями других;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Предметные результаты

  • иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения



По окончании программы обучающиеся смогут продемонстрировать:

  • действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;

  • зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

  • обозначится граница исследования;

  • разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

  • деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;

  • поведется последовательно исследование;

  • зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

  • проанализируются и обобщатся полученные материалы;

  • подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;

  • организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;

  • обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;

  • организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;

  • продемонстрируются результаты на мини - конференциях, семинарах не менее 50%;

  • включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,

  • создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

  • сформируются представления об исследовательском обучении и как стать исследователем!

  • активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Обучающиеся получат возможность:

  • давать краткую формулировку задачи, исходя из реальной ситуации;

  • искать информацию в различных источниках и выбирать именно ту, которая относится к краткой формулировке задачи;

  • разрабатывать спецификацию, содержащую дизайн-критерии;

  • предвидеть возможности технического обслуживания изделия, его широкомасштабного производства, потенциальных пользователей;

  • вносить предложения, которые соответствовали бы требованиям краткой формулировки задачи и дизайн-спецификации, улучшать предложения по мере необходимости;

  • использовать свои знания о материалах и технических методах в процессе дизайна;

  • использовать для представления своих идей различные графические средства, информационные технологии, программное обеспечение;

  • подробно описывать, как они будут поэтапно изготов­лять свое изделие;

  • разрабатывать подробный план работы:

  • овладеть приемами работы с инструментами и оборудованием, соблюдая меры безопасности, и создавать качественное изделие, соответствующее первоначальному замыслу;

  • разрабатывать и проводить испытания в критические моменты процесса изготовления;

  • предлагать различные способы повышения качества изделия;

  • испытывать и оценивать готовый продукт, используя собственные критерии, определять, удалось ли уложиться в отведенные сроки.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности школьников:

альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия.

Технологии и методики:

•уровневая дифференциация;

•проблемное обучение;

•моделирующая деятельность;

•поисковая деятельность;

•информационно-коммуникационные технологии;

•здоровьесберегающие технологии;

Программа предусматривает достижение уровней и результатов:

Уровни подготовки учащихся по проектированию и изготовлению конечного продукта:

Уровень I

  • Обучающиеся вырабатывают идеи, предлагают идеи и могут составить план по их реализации на основе своего опыта работы с материалами и инструментами.

  • Выделяют характеристики простых изделий.

• Используя эскизы и специальную терминологию для описания своих планов, объясняют, что они делают и какие инструменты используют. В случае необходимости могут обосновать выбор тех или иных материалов и инструментов.

• Могут объяснить, как функционирует любое простейшее изделие.

• Выбирают методы реализации проекта, материалы и инструменты, объясняя свой выбор.

• Могут предложить несколько вариантов использования материалов и инструментов.

• Оценивают достоинства и недостатки созданного продукта и делают предложения по его возможному улучшению в будущем.

Уровень II

• Обучающиеся вырабатывают идеи для проектов, нацеленных на удовлетворение различных потребностей, генерируют идеи, опираясь на собранную ими информацию

• Реалистично планируют работу по достижению поставленных задач.

• Могут обосновать идею и планируемую конструкцию продукта (используя различные модели, эскизы и специальную терминологию).

• Обучающиеся обосновывают план работы, выбор инструментальных средств, оборудования, материалов, методов изготовления. Обладают навыками по довольно точной обработке материалов и сборке продукта.

• Оценивают продукт и намечают способы его дальнейшего усовершенствования.

  • Учитывают взгляды возможных потребителей своего продукта.

  • Предлагают альтернативные идеи, используют модели, эскизы и специальную терминологию. Кроме того, показывают, что они видят ограниченность некоторых своих идей.

  • Используя различные материалы и детали, создают качественный продукт, выполненное с высокой точностью обработки. Демонстрируют его работоспособность.

Уровень III

Обучающиеся ищут и используют разные источники информации, которые помогут выполнить проект.

  • Объясняют идеи и обсуждают их, демонстрируя эскизы и модели.

  • Могут установить связь между характеристиками проектируемого продукта и его аналогами.

  • Разрабатывают подробный план реализации идеи.

  • Владеют различными инструментами и оборудованием с высокой точностью обработки.

  • Экспериментируют и рассматривают возможность улучшения продукта.

  • Проверяют и оценивают продукт с учетом ситуаций, в которых его будут применять.

  • Оценивают изделие, возможные ограничения ресурсов и использование информационных источников.

  • Могут работать с необходимыми инструментами и на различном оборудовании.

  • Анализируют продукт и его использование, намечают пути его возможного улучшения.

Способы проверки результатов освоения программы.

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся;

  • мини – конференции по защите исследовательских проектов;

  • лицейская научно – практическая конференция;


Содержание учебного курса

Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе - 1 ч.

Тема 2. Культура мышления – 2ч.

Тема 3. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии – 2 ч.

Тема 4. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы – 2 ч.

Тема 5. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез – 4 ч.

Тема 6. Предмет и объект исследования – 4 ч.

Тема 7. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1 ч.

Тема 8. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала – 2 ч.

Тема 9. Наблюдение и экспериментирование – 2 ч.

Тема 10. Техника экспериментирования – 2 ч.

Тема 11. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2 ч.

Тема 12. Правильное мышление и логика – 2 ч.

Тема 13. Что такое парадоксы – 2 ч.

Тема 14. Обработка и анализ всех полученных данных – 3 ч.

Тема 15. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3 ч.

Тема 16. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите – 1 ч.

Тема 17. Защита исследования перед одноклассниками – 2ч.

Тема 18. Выступление на школьной НПК – 1ч.

Тема 19. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.



Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы


Тема занятия

Рабочая программа

Основные виды учебной деятельности

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

1

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».


Культура мышления.

2

Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

2

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.


Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

2

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.

Формулируют тему работы, совместно с учителем конкретизируют тему. знакомятся с принципами исследования

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

2

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования

Предмет и объект исследования.

2

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

1

Экскурсия в библиотеку Учатся работать с фондами библиотек. Учатся правильно конспектировать, составлять тезисы к изучаемому материалу.. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

2

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Наблюдение и экспериментирование.

2

Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.

Техника экспериментирования

2

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

2

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.


Правильное мышление и логика.

2

Задания на развитие мышления и логики.

Что такое парадоксы

2

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

Обработка и анализ всех полученных данных.

3

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

3

Знакомятся с требованиями к оформлению исследовательских работ. Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

1

Составление плана выступления. Изучают принципы публичного выступления. Совместно с учителем готовят письменный вариант ПВ. Отрабатывают навыки ПВ. Конкретизируют ПВ,

Защита исследования перед одноклассниками.

2

Выступление с проектами перед одноклассниками.

Выступление на школьной НПК.

1

Презентация проекта на школьной НПК.

Выступают с докладом

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

1

Анализ исследовательской деятельности. Выводы. Проводят анализ работы, конкретизируют направления и составляют план дальнейших исследований

итого

35






Приложение

Технические средства и принадлежности:

  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

  • набор ЦОР по проектной технологии;

  • методические рекомендации;

  • презентации по проектам;

  • методические сборники по развитию исследовательской деятельности учащихся;

  • рекомендации по написанию научно- исследовательских работ;

  • плакаты, презентации, дидактический материал;

  • стенд «Наши исследовательские работы в картинках».


Литература для учителя:

  1. Дереклеева, Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.

  2. Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.

  3. Леонтович, А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.

  4. Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.

  5. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара, 2003.

  6. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Основы проектной деятельности школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007.

  7. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. – 2000. - №4.

  8. Гин А. Приемы педагогической техники. М.: Вита Пресс, 1999.

  9. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии. М.: Сентябрь, 2006.

  10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003

  11. Переверзев Л.Б. Проектный подход и требования к учителю // Школа и производство. – 2002. - №1.

  12. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.

  13. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.

Литература для обучающихся:

  1. Поддьянов, А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А. Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 3. – С. 29-32.

  2. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.- 272с.

  3. Савенков, А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А. И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 61-66.

  4. Счастная, Т. Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 4. – С. 34-45.

  5. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

  6. Интернет - ресурсы

  7. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Дневник проектной деятельности. 5-7 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2006. – 48 с.

  8. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Основы проектной деятельности: Коммуникативный практикум: Рабочая тетрадь для 5-7 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2006. – 64 с.

  9. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007. – 80 с.

Программное обеспечение:

  • операционная система Windows 98/Me (2000/XP);

  • текстовый редактор MS Word;

  • графический редактор Paint;

  • программа обработки изображения MS Photo Ediror, AdobеPhotoShop;

  • издательская система Adobе Page Maker 6.5 или MS Publisher;

  • программы QBasic, Macro Media Flash, Конструктор мультфильмов;

  • программа MS Power Point.

  • другие

Электронные пособия:

Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Детский телеканал «Радость моя» (Академия занимательных наук) другие

Интернет-ресурсы:

Анкета, опрос, тест, голосование:

http://www.testio.ru/Подборка тестов, направленных на изучение себя в разных сферах деятельности. Можно использовать для анкетирования в классе, школе и т.д.

http://testoteka.narod.ru/Психологический сайт на котором собраны тесты (стимульный материал, бланки, инструкции, обработка и интерпретация), разработанные ведущими отечественными и зарубежными психологами.

http://webanketa.com/ru/Бесплатное создание анкет, опросов, тестов и голосований!

http://pollservice.ru/ Онлайн-сервис для проведения опросов и голосований в интернете. С его помощью можно легко и быстро создать опрос.

http://lifevinet.ru/inetservices/online-opros.html Как создать онлайн - опрос?

другие

Конкурсы, фестивали, конференции:

http://project.1september.ru/ Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» для 5 -9 классов

http://www.mendeleev.upeg.net/index.htm Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И.Менделеева для 8-11 классов

http://vernadsky.info/ Всероссийский открытый конкурс юношеских исследовательских работ им.В.И.Вернадского для 9-11 классов

http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=115&I temid=27

Всероссийские конкурсы исследовательских работ для 5-11 классов

http://www.intel.festivalnauki.ru/

Всероссийский фестиваль науки «Ученые будущего» для 9-11 классов

Библиотеки:

http://www.bibliogid.ru

http://www.bibliotekar.ru

Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.

http://www.encyclopedia.ru

Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.

http://www.krugosvet.ru

Сайт посвящен современной русской литературе.

http://feb-web.ru

Сайт Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина

http://www.prHb. ru/Pages/Default. aspx

Электронные наглядные пособия:

Библиотекарь. РУ

http://www.bibliotekar.ru/index.htm Русская литература 18-20 вв.

http://www.a4format.ru/

Большая художественная галерея

http://gallerix.ru/

Экранно-звуковые пособия:

http://www.prosveshenie.tv/tvshows Телевизионный канал «Просвещение»

http://naukomania.ru/literatura (видео телеканала «Бибигон»)

Наукомания

http://www.galileo-tv.ru/

Телевизионная передача «Галилео»

http://www.radostmoya.ru

Детский семейный образовательный канал. Раздел: Образовательные программы: «Академия занимательных наук», «Грамотные истории»; Программы о культуре; Публицистические программы, Просветительские программы и др.

Музеи:

http://www.borodino.ru

Государственный Бородинский военно-исторический музей.

http://www.kreml.ru Музей-заповедник «Московский Кремль».

ttp://www.hermitage.ru Государственный Эрмитаж.

http://www.museum.ru

Портал «Музеи России».

http://www.museum.ru/gmii/

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

http://www.museum.ru/M654

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.

http://www.museumpushkin.ru Всероссийский музей А.С.Пушкина.

http://www.peterhof.ru Музей-заповедник «Петергоф»

http://www.rusmuseum.ru Государственный Русский музей.

http://www.shm.ru Государственный исторический музей.

http://www.tretyakovgallery.ru Государственная Третьяковская галерея.



ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

Темы могут определяться интересами учащихся, практической направленностью, особенностями образовательного учреждения, содержанием ООП ООО.

  • «Роль математики в построении географической карты Ульяновской области».

  • «Математическое моделирование климата Ульяновской области».

  • «Математические методы в экологической экспертизе Ульяновска, поселка Октябрьский».

  • «Прикладная геометрия в проектировании парков и садов Ульяновска, поселка Октябрьский, Ульяновской области».

  • «Симметрия в эпических произведениях писателей Ульяновской области».

  • «Теория вероятностей - математическая наука о случайном и закономерностях случайного на примере археологических раскопок Ульяновской области».

  • «Симметрия в русских орнаментах на примере народных костюмов».

  • «Периметр и площадь рекламных щитов, афиш, объявлений, вывесок-названий магазинов, кафе и т.д. в Ульяновске. Их влияние на восприятие ульяновцев».

  • «Математика в фольклорных и мифологических произведениях Ульяновской области».

  • «Графический метод анализа композиции, развития сюжета, характеров героев и т.д. в литературных произведениях ульяновских писателей, былинах ульяновской области».

  • «Исследование «вектора» направления и изменения престижности профессий в представлении школьников Ульяновской области».

  • «Доходы и расходы семейного бюджета (расчетные задачи с экономическим содержанием) ульяновцев».

  • «Определение математических параметров «потребительской корзины» в условиях провинциального города».

  • «Золотое сечение в архитектуре Ульяновска».

  • «Ритмика в музыкальном народном искусстве и ее влияние на человека».

  • «Математические основы построения композиции, пространства поселений Ульяновской области 19 века, усадеб и т.д.» и др.