СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по биологии "Изучение почвенных бактерий"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана на основе методических рекомендаций и инструкций института химической биологии и фундаментальной медицины г. Новосибирска с использованием оборудования ООО «Живые системы» по изучению почвенных бактерий рода Azotobacter и и зучению их свойств.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по биологии "Изучение почвенных бактерий"»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по курсу внеурочной деятельности



«Изучение почвенных бактерий»

(с использованием оборудования института химической биологии

и фундаментальной медицины ИХБФМ СО РАН)

Программу разработала: учитель биологии Будниц Марина Владимировна



Пояснительная записка

Программа направлена на развитие практических умений, исследовательских навыков, применения полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в научно-практических конференциях исследовательских работ.

Данная программа разработана на основе методических рекомендаций и инструкций института химической биологии и фундаментальной медицины г. Новосибирска с использованием оборудования ООО «Живые системы».

Программа рассчитана на школьников 6-9 классов. Данный курс реализуется за счёт часов внеурочной деятельности учебного плана школы. Настоящая программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 часа в неделю. Программой предусмотрена практическая работа с почвой, изучение её механического состава. Выращивание колоний, изучение их свойств. В разработанной программе 23 часа уделяется практической работе с исследуемыми образцами. Детьми приобретаются навыки отбора почвенных образцов, навыки работы с лабораторным оборудованием, в том числе микроскопом, учатся самостоятельно изготавливать микропрепараты, проводить научное исследование. Планировать исследование, ставить цель, выдвигать и проверять гипотезу.

Рабочая программа составлена на основе:

- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644)

- Методических рекомендаций и инструкций по сбору и исследованию образцов почвы Института химической биологии и фундаментальной медицины.

В данной программе учитель выступает в роли консультанта, который только сопровождает юного исследователя на протяжении всей работы. Учитель объясняет теоретический материал, подготавливает оборудование для работы и проведения эксперимента, объясняет план работы. Далее учитель только сопровождает участников во время исследования.

Программа составлена с учётом работы с оборудованием из трёх исследовательских наборов:

- Первый набор для сбора и отправки почвенных образцов.

- Второй набор для изучение механического состава почвы и способности накапливать полимеры.

- Третий набор для скрининга азотфиксирующих бактерий на способность к стимулированию роста растений.

Цель курса: создание условий для успешного овладения практическими навыками исследовательской деятельности при изучении почвенных бактерий.

Задачи курса:

1. Приобрести опыт использования практических методов в биологии и проведения биологических экспериментов для изучения живых организмов, и связи человека с ним;

2. Формировать основы экологической грамотности, способность оценивать последствия деятельности человека в природе;

3. Формировать навыки планирования исследовательской деятельности, формулировке цели, задач, гипотезы, описанию основных шагов по достижению поставленной цели;

4. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать);

5. Развивать умения анализировать;

6. Развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом.

Формы и методы реализации программы:

В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий: лабораторный практикум, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, в том числе с использованием ИКТ.

По окончании курса предполагается участие в научно-практических конференциях и конкурсах естественно-научного направления.

Планируемые результаты

Личностные

- развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)

- сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;

Метапредметные

- овладение умениями выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;

- умение работать с различными источниками информации;

Предметные

- выделение отличительных признаков живых организмов;

- определение роли биологии в практической деятельности человека;

- овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения вне учебных заданий с использованием различных источников информации;

- осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- знание правил поведения в природе;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- знание правил работы с лабораторным оборудованием.

Содержание программы:

1. Понятие о почве (8 часов)

Изучается понятие о почве, типы почв, её механический состав. Виды растений, произрастающих на изучаемой территории, виды животных, обитающих в данной местности. Факторы, влияющие на состав почвы. Антропогенный фактор, характеристика, влияние на состав почвы.

2. Выращивание колоний почвенных бактерий (6 часов)

Бактерии, их строение, значение в природе и жизни человека. Технология выращивания бактерий. Технология приготовления микропрепаратов. Работа с микроскопом. Изучение свойств бактерий на способность накапливать полимеры.

3. Скрининг азотфиксирующих бактерий (12 часов)

Знакомство с оборудованием для скрининга. Технология посева бактерий на исследовательские планшеты. Способность бактерий к стимулированию роста растений. Значение фосфора, калия, железа для растений. Анализ полученных результатов.

4. Подготовка к исследовательской конференции (8 часов)

Умения анализировать полученные результаты, выделять главное, составлять план выступления, презентации. Репетиция научного доклада.

Учебно-тематический план:

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Понятие о почве

8

2

6

2

Выращивание колоний почвенных бактерий

6

2

4

3

Скрининг азотфиксирующих бактерий

12

1

11

4

Подготовка к исследовательской конференции

8

6

2


Итого:

34

11

23



Тематическое планирование:

Тема занятий

Количество часов

Содержание

1. Понятие о почве (8 часов).

1

Инструктаж по ТБ. Понятие о почве, её типы, состав.

1

Проведение инструктажа по технике безопасности при работе в кабинете биологии. Изучение типов почв. Факторы, влияющие на состав почвы.

2

Знакомство с оборудованием. Техника забора почвенных образцов.

1

Знакомство с оборудованием ИХБФМ СО РАН и техникой забора почвенных образцов.

3

Забор почвенных образцов. Просушивание.

1

Забор почвенных образцов на выбранной территории. Просушивание почвенных образцов.

4

Забор почвенных образцов. Просушивание.

1

Забор почвенных образцов на выбранной территории. Просушивание почвенных образцов.

5

Подготовка почвенных образцов к транспортировке.

1

Подготовка почвенных образцов к транспортировке в ИХБФМ СО РАН.

6

Определение механического состава почвы.

1

Определение механического состава почвы. Определение влияния антропогенного фактора.

7

Определение кислотности почвы.

1

Определение кислотности среды почвенной вытяжки. Определение влияния антропогенного фактора.

8

Определение содержания нитратов в почве.

1

Определение содержания нитратов в почве. Определение влияния антропогенного фактора.

2. Выращивание колоний почвенных бактерий (6 часов)

9

Почвенные бактерии, их строение, значение.

1

Знакомство со строение и значением почвенных бактерий.

10

Изучение техники посева образцов почвы.

1

Знакомство с оборудованием и техникой посева образцов почвы и выращивание колоний бактерий.

11

Посев почвенных образцов.

1

Посев почвенных образцов в чашки Петри на среду Эшби.

12

Наблюдение за ростом колоний.

1

Наблюдение за ростом колоний, подсчёт количества колоний в чашках Петри, фиксация в журнале наблюдений их количества, размеров, цвета.

13

Изготовление микропрепаратов.

1

Изготовление микропрепаратов и поиск бактерий рода Azotobacter в разросшихся колониях.

14

Изучение способности накапливать полимеры.

1

Исследование обнаруженных бактерий на способность накапливать полимеры.

3. Скрининг азотфиксирующих бактерий (12 часов)

15

Знакомство с оборудованием для скрининга и техникой работы.

1

Знакомство с оборудованием для скрининга азотфиксирующих бактерий.

16

Первичный посев.

1

Первичный посев почвенной суспензии в чашку Петри на среду Эшби.

17

Наблюдение за ростом колоний.

1

Наблюдение за ростом колоний, фиксация в журнале наблюдений скорости роста колоний, цвет, форму, размер.

18

Отбор и посев колоний в планшеты.

1

Отбор колоний бактерий и посев образцов на планшеты для изучения их способности к стимулированию роста растений.

19

Наблюдение и фиксация изменений в лунках планшетов.

1

Наблюдение и фиксация изменений в лунках пяти планшетов.

20

Наблюдение и фиксация изменений в лунках планшетов.

1

Наблюдение и фиксация изменений в лунках пяти планшетов.

21

Наблюдение и фиксация изменений в лунках планшетов.

1

Наблюдение и фиксация изменений в лунках пяти планшетов.

22

Подготовка колоний бактерий к транспортировке.

1

Подготовка колоний бактерий к транспортировке в ИХБФМ СО РАН для дальнейшего изучения.

23

Фиксирование результатов по каждому планшету.

1

Фиксирование результатов по каждому планшету на стимулирование роста растений.

24

Фиксирование результатов по каждому почвенному образцу.

1

Фиксирование результатов по каждому почвенному образцу.

25

Определение наиболее перспективных образцов.

1

Определение наиболее перспективных по стимулированию роста растений почвенных образцов.

26

Выводы по результатам исследования.

1

Выводы по результатам исследования.

4. Подготовка к исследовательской конференции (8 часов)

27

Сбор и анализ результатов исследования.

1

Сбор и подробный анализ результатов исследования.

28

Сбор и анализ результатов исследования.

1

Сбор и подробный анализ результатов исследования.

29

Отбор данных для выступления.

1

Отбор полученных, в результате исследования, данных для выступления на конференции.

30

Составление плана выступления.

1

Отбор информации и составление плана выступления.

31

Создание презентации для конференции.

1

Создание презентации для конференции.

32

Репетиция доклада.

1

Репетиция научного доклада.

33

Репетиция доклада.

1

Репетиция научного доклада.

34

Подведение итогов работы.

1

Подведение итогов работы.



Информационно- методическое обеспечение

Учебно-методический комплекс:

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология комплексно-ориентированного образования. Самара,2006. Самара,2006.

Дополнительные пособия для учащихся и учителя:

1. Азотобактер: чем питается бактерия, строение и функции. [Электронный ресурс]. - URLhttps://noparasites.ru/protozojnye-organizmy/azotobakter.html.

2. Биологическая энциклопедия. Азотобактер. [Электронный ресурс]. - URLhttps://gufo.me/dict/biology_encyclopedia/азотобактер_(azotobacter).

3. Википедия. Азотобактер. [Электронный ресурс]. - URLhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Азотобактер.

4. Ивлев В. В. Всеволожский район Ленинградской области. Историко-географический справочник. – СПб, 1994. [Электронный ресурс]. – URL https://vasilyev-eklips.livejournal.com/29875.html.

5. Методические рекомендации и инструкции по применению набора «Охотник за микробами». – ИХБФМ СО РАН. 20 с.

6. Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой город». [Электронный ресурс]. – URLhttp://www.mojgorod.ru/leningr_obl/sertolovo/index.html.

7. Фомина Е. Сайт - Нерудный. ру. Такие разные камни. – Супесчаная почва. Евгения Фомина. – 29.11.2019. - [Электронный ресурс]. - URL https://1nerudnyi.ru/supeschanaya-pochva-01/?ysclid=lde9dalcx8918950351.