Рабочая программа
внеурочной учебной деятельности
по биологии
«МИР БОТАНИКИ»
для 5 класса
2020-2021 учебный год
Разработана:
-учителем биологии
МИЛАШЕВСКОЙ Н.В.
2020-2021 уч.год
Авторская программа внеурочной деятельности «МИР БОТАНИКИ» разработана учителем биологии, соответствует требованиям основного общего образования по биологии. Рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты
Основные личностные результаты:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
4. формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
5. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
6. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
Сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе на дистанте (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
Тематический план:
Содержание.
Введение 2ч
Ботаника-наука о растениях. Царство растений. Разнообразие и значение растений .
Строение цветковых растений. 10 ч.
Органы растений. Семена двудольных и однодольных растений. Значение семян. Корень.Виды корней и типы корневых систем. Функции корня. Побег. Функции стебля.
Почва 2ч.
Листопад. Образование почвы. Состав почвы.
Методы изучения природы и клеточное строение организмов 8 ч.
Отличие живого от неживого. Свойства живых организмов. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Строение клетки, ее химический состав. Деление и рост клеток.
Жизнедеятельность растительных организмов 9ч.
Побег и его функции. Строение почек, листьев и их функции. Цветок, соцветия. Распространение плодов и семян.
Развитие растительного мира 3ч.
Вегетативное размножение растений. Рост и развитие растений. Особенности индивидуального развития цветковых растений.
| Форма учебных занятий |
1 | Беседы,лекции, печатный материал |
| |
2 | Практикум |
3 | Занятие исследования |
4 | Занятие развития творчества (нестандартные ситуации, проблемы и т.д.) |
5 | Интеллектуальное соревнование (конкурс, соревнование) |
6 | Красочное оформление проекта |
| |
| |
7 | Треннинг (отработка определенных правил: работать в группах, парах, подготовка рецензии на текст и др.) |
8 | Защита проекта |
Тематическое планирование курса.
Номер занятия | Тема | Примечание |
1 | Ботаника-наука о растениях | Теоретический материал |
2 | Царство растений | Печатный материал |
3 | Органы растений. Знакомство с вегетативными и генеративными органами. | Теоретический материал. |
4 | Заготовка корней, осенних листьев, семян и цветов. Гербарий. | Практический материал. |
5 | Семена. Их строение. Однодольные растения. | Начало оформления проекта. |
6 | Семена двудольных растений. | Практическое занятие. |
7 | Оформление проекта. | Практическое занятие |
8 | Корень. Виды корней и типы корневых систем. | Печатная информация. Оформление проекта (рисунки, схемы) |
9 | Что такое зоны корня. | Теоретическая информация. |
10 | Условия произрастания и виды корней. | Теория |
11 | Листопад. Осенние листья. Как устроены листья. | Теоретический материал. |
12 | Почва. Как образуется почва Состав почвы. | Проект |
13 | Побег или стебель. Надземная часть растения. | Печатный материал. Оформление проекта. |
14 | Луковица-это видоизмененный побег | Практическая работа |
15 | Клубень и корневище- это видоизмененные побеги. | Практическая работа |
16 | Отличие живого и неживого. | Учебный материал |
17 | Основные свойства живых организмов. | Теоретический материал. |
18 | Методы изучения природы. | Учебный материал. |
19 | Устройство увеличительных приборов. | Рисунки в проект |
20 | Строение клеток. Их разнообразие. | Материал учебника. Проект |
21 | Химический состав клеток | Материал учебника. Проект |
22 | Деление и рост клеток. | Учебный материал. |
23 | Ткани растений | Теоретический материал учебника. |
24 | Почки. Побег и почки | Рисунки в проект |
25 | Виды почек. Практическая работа. | Практическая работа. |
26 | Листья. Их строение. Листорасположение. Жилкование. | Оформление проекта. |
27 | Цветок. | Рисунок в проект |
28 | Соцветия. | Оформление проекта. |
29 | Плоды и семена | Проект |
30 | Распространение плодов и семян | Теоретический материал. |
31 | Вегетативное размножение цветковых растений. | Печатный материал. |
32 | Виды вегетативного размножения растен7ий. | Оформление проекта |
33 | Рост и развитие растений. Особенности индивидуального развития. | Теоретический материал. |
34 | Итоговое занятие. Защита проекта. | Защита проекта |