МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №7 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по ВР Директор школы
__________ Суслова Л.А. ________ Никитина О.Н.
«Дом добрых друзей»
программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
5 «В» класс
Составители:
учитель Игнатьева Наталья Васильевна,
учитель Коваленко Марина Ивановна.
г. Березники, 2018г.
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.
Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
В области формирования личностной культуры:
формирование мотивации универсальной нравственной компетенции - «становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
В области формирования семейной культуры
формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
активное участие в сохранении и укреплении положительных семейных традиций.
Организация духовно-нравственного развития обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
любовь к близким, к образовательной организации, своему селу, городу, народу, России;
элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
уважение к защитникам Родины;
положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.
-воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного поведения.
различение хороших и плохих поступков; способность признаться в проступке и проанализировать его;
представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», касающиеся жизни в семье и в обществе;
представления о правилах поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
представления о недопустимости плохих поступков;
знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;
элементарные представления об основных профессиях;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при выполнении коллективных заданий, общественно-полезной деятельности;
проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
соблюдение порядка на рабочем месте.
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;
формирование элементарных представлений о красоте;
формирование умения видеть красоту природы и человека;
интерес к продуктам художественного творчества;
представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности;
представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Результативность внеурочной деятельности предполагает:
приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социального знания,
формирование положительного отношения к базовым ценностям,
приобретение опыта самостоятельного общественного действия.
Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество.
Формы организации внеурочной деятельности разнообразны: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п), туристические походы и т. д.
Воспитательные результаты.
Первый уровень | Приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний о ближайшем окружении и о себе, об этике и эстетике повседневной жизни человека, об общественных нормах, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе; первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
Второй уровень | Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества: культуре, знаниям, человеческому достоинству, милосердию, доброжелательности и своему внутреннему миру. |
Личностные результаты | ― ценностное отношение к близким, одноклассникам, образовательному учреждению; ― осознание себя как члена общества; ― элементарные представления об эстетических ценностях культуры; ― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни; ― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности; ― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей; ― умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе; ― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; ― способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения. |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению (1 ч. в неделю)
№ | Раздел программы | Тема занятия | Формы организации | Кол – во часов | Дата |
Всего | Теория | Практика |
I четверть |
1 | Культура общения | Диагностика духовно-нравственного развития. | анкетирование | 1 | | 1 | 03.09 |
Правила поведения – основа общения. | круглый стол | 1 | 1 | | 10.09 |
Поведение в школе. | беседа, презентация | 1 | 1 | | 17.09 |
Поведение в общественных местах. | викторина | 1 | | 1 | 24.09 |
Учимся находить хорошее в человеке. | ролевая игра «Комплименты» | 1 | | 1 | 01.10 |
Дружба одноклассников. | презентация, дискуссия | 1 | 1 | | 08.10 |
Культура пользования мобильным телефоном. | тренинг | 1 | | 1 | 15.10 |
Интернет этикет. | интерактивное путешествие | 1 | 1 | | 22.10 |
Итого | 8 | 4 | 4 | |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению (1 ч. в неделю)
№ | Раздел программы | Тема занятия | Формы организации | Кол – во часов | Дата |
Всего | Теория | Практика |
II четверть |
2 | Самовоспи-тание | Кто Я и какой Я? | тестирование | 1 | | 1 | 12.11 |
Внутренний мир человека – индивидуален и уникален. | дискуссия | 1 | 1 | | 19.11 |
Совесть – основа нравственности. | беседа, презентация | 1 | 1 | | 26.11 |
Я и мои «колючки». | ролевая игра | 1 | | 1 | 03.12 |
Великодушный и благородный человек… | диспут | 1 | 1 | | 10.12 |
Нужно ли человеку меняться? | дискуссия | 1 | 1 | | 17.12 |
Путь нравственного самосовершенствования. | итоговая творческая работа (эссе, рисунок и т. д.) | 1 | | 1 | 24.12 |
Итого | 7 | 4 | 3 | |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению (1 ч. в неделю)
№ | Раздел программы | Тема занятия | Формы организации | Кол – во часов | Дата |
Всего | Теория | Практика |
III четверть |
3 | Общечело-веческие нормы нравствен-ности | Источники нравственности. | презентационная беседа | 1 | 1 | | 14.01 |
Кому нужна благодарность? | ролевая игра | 1 | | 1 | 21.01 |
Значение доброты в жизни человека. | круглый стол | 1 | 1 | | 28.01 |
Зачем человеку щедрость? | беседа | 1 | 1 | | 04.02 |
Нравственные качества любимых героев. | видеолекторий | 1 | 1 | | 18.02 |
Нужны ли воля и долг? | дискуссия | 1 | 1 | | 25.02 |
Взаимоотношения в семье. | тренинг | 1 | 1 | 1 | 04.03 |
Отношения в обществе. | диспут | 1 | 1 | | 11.03 |
Общечеловеческие нормы нравственности. | итоговая творческая работа (эссе, рисунок и т. д.) | 1 | | 1 | 18.03 |
Итого | 9 | 6 | 3 | |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению (1 ч. в неделю)
№ | Раздел программы | Тема занятия | Формы организации | Кол – во часов | Дата |
Всего | Теория | Практика |
IV четверть |
4 | Природа – наш дом | Природа глазами ребенка. | круглый стол | 1 | 1 | | 01.04. |
Наш дом – Земля, частичка Вселенной. | презентационная беседа конкурс рисунков | 2 | 1 | 1 | 08.04. 15.04. |
Красная книга природы России. | видеолекторий | 1 | 1 | | 22.04. |
Братья мои меньшие. | беседа | 1 | 1 | | 29.04. |
День экологии. | викторина | 1 | | 1 | 06.05. |
Солнце, воздух и вода. | интерактивное путешествие | 1 | 1 | | 13.05. |
Дорогою добра. | итоговая творческая работа (эссе, рисунок и т. д.) | 1 | | 1 | 20.05. |
Итого | 8 | 5 | 3 | |