СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по физической культуре Спортивно-оздоровительной направленности «Спортивные игры»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по физической культуре Спортивно-оздоровительной направленности «Спортивные игры»»


Пояснительная записка


Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности

«Спортивные игры», составлена для обучающихся 5 – 11 классов на 2021-2022 учебный год на основании:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации».

  1. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».


Цель программы: обучение школьников элементам спортивных игр и упражнений, способствующих достижению «запаса прочности» здоровья у детей, развитию их двигательных способностей, улучшению физической подготовленности, формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни, содействию гармоничному физическому развитию.

Задачи оздоровительного направления:


    • формировать устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;

    • создавать условия для проявления положительных эмоций.

Задачи образовательного направления:


    • обогащать двигательный опыт школьников новыми двигательными действиями, обучать правильной технике выполнения элементов спортивных игр;

    • способствовать развитию двигательных способностей.

Задачи воспитательного направления:


    • воспитывать положительные морально-волевые качества;

    • формировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.



Методы, формы и приемы работы.


    • словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий соперника и др.);

    • наглядность упражнений (показ упражнений и др.);

    • методы практических упражнений

    • метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы, динамики показателей физического и личностного развития;

    • метод самореализации через творческие дела, участие в соревновательно- игровой деятельности.

Методы организации занятий:


  • фронтальный;


  • групповой;


  • поточный.


Формы организации деятельности учащихся на занятии:


    • индивидуальная;

    • работа в парах;

    • групповая;

    • коллективная.

Формы проведения занятий:


    • путешествие;

    • конкурс,

    • занятие – игра;

    • спортивный калейдоскоп;

    • спортивный марафон;

    • Формы подведения итогов:

    • соревнования;

    • тестирование



Общая характеристика курса


Данная программа разработана для реализации в средней школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие во внутришкольных и районных соревнованиях.

Работа секции предусматривает: содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Для учащихся посещающих секцию первый год ставятся частные задачи: ----укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение технике стоек и перемещений, привитие стойкого интереса к занятиям физической культурой, выполнение нормативных требований по видам подготовки, закаливание организма.

Учебное время по видам подготовки распределено таким образом, чтобы текущие темы совпадали с годовым планированием уроков физкультуры, что дополнительно стимулирует учащихся к занятиям и повышению уровня подготовки по тому или иному виду спорта.



Место курса в учебном плане Количество учебных часов, на которое рассчитана программа–102ч. Количество часов в неделю - 3ч.

Дни занятий- четверг с 16.20-17.05, пятница- с16.20-18.00 ч.


Форма промежуточной аттестации –соревнования, тестирование.




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

УМК:


  1. В.И.Лях,А.А.Зданевич «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (М.: Просвещение, 2010г)

  2. В.И.Лях «Физическая культура. 1-4 класс»: учеб. для общеобразовательных учреждений.(М.: Просвещение 2009г)

3 В.И .Лях «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-8 класс: Пособие для учителей (М.: Просвещение 2012г.)

  1. «Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5-9 классы. – М. : Просвещение . 2010.(Стандарты второго поколения)

  2. М. Я. Виленский «Физическая культура. 5-7 кл.»: учебник для общеобразовательных учреждений (М :Просвещение,2009).

  3. В.И. Лях «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха 5 – 9 классы :пособие для учителей – М : Просвещение 2012

Оборудование и спортивный инвентарь:


    • стадион для занятий легкой атлетикой, футбольное поле, площадка для игры в баскетбол, волейбол; спортивный зал.

    • инвентарь: мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные, бадминтон, теннисные шарики и ракетки, скакалки, теннисные мячи, гимнастические маты, скамейки, секундомер, фишки.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА


на 2021-2022 учебный год


Личностные результаты


  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование уважительного отношения к культуре других народов;


  • развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;

  • развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;


  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты


  • формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

* овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим

состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

В ходе реализация программы кружковой деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся смогут получить знания:

  • значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

  • правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;


  • названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники;


  • наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;

  • упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно- силовых, координационных, выносливости, гибкости);

  • контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

  • основное содержание правил соревнований по спортивным играм;


  • игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр; могут научиться:

  • соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми;

  • выполнять технические приёмы и тактические действия;


  • контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях спортивными играми;

  • играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;

  • проводить судейство спортивных игр.


Содержание учебного курса


Знания о физической культуре (в процессе занятий):


Физическая культура и спорт. Возникновение и история физической культуры.

Достижения российских спортсменов.


Гигиена, предупреждение травм, Личная гигиена. Двигательный режим школьников-подростков. Оздоровительное и закаливающее влияние естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) и физических упражнений.

Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. Правила соревнований по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм.

Физическое совершенствование (102 ч):


Футбол 20 часов


Техника передвижения. Удары по мячу головой, ногой Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения. Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Техника игры вратаря. Тактика игры в футбол. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча, с мячом. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Групповые действия. Тактика вратаря.

Волейбол 22 часов


Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки. Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Техника защиты.

Блокирование. Взаимодействие игроков передней линии при приеме Контрольные игры и соревнования.

Бадминтон 20 часов


Основы техники и тактики игры. Правильная хватка ракетки, способы игры Техника перемещений Тренировка упражнений с воланом и ракеткой. Подача открытой и закрытой стороной ракетки Далёкий удар с замаха сверху. Плоская подача. Короткие удары Общая физическая подготовка

Гандбол 20 часов


Основные правила игры. Спортивная одежда и обувь. Техника игры в нападении Техника игры в защите. Стойки и перемещения, остановки. Ловля и передача мяча двумя руками на месте . Ловля и передача мяча двумя руками в движении. Ведение мяча и бросок Блокирование броска. Отбор и выбивание мяча. Игра вратаря. Учебная игра.

Баскетбол. 20 часов

Основы техники и тактики. Техника передвижения Повороты в движении.

Сочетание способов передвижений. Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока. Ловля мяча одной рукой на уровне груди. Броски мяча двумя руками с места. Штрафной бросок Бросок с трех очковой линии. Ведение мяча с изменением высоты отскока. Ведение мяча с изменением скорости. Обманные движения. Обводка соперника с изменением высоты отскока. Групповые действия. Учебная игра.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности

учащихся

Знания о физической культуре (в процессе уроков)

История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении

Олимпийских игр древности Физическая культура

(основные понятия).

Физическое развитие человека.

Характеристика его основных показателей.

Осанка как показатель физического развития человека.

Правила соревнований, Правила игры в футбол, волейбол, бадминтон, гандбол.

Баскетбол.

Характеризовать Олимпийские игры как яркое культурное событие древнего мира.

Рассказывать о видах спорта, входящих в программу соревнований Олимпийских игр древности


Характеризовать понятие «физическое развитие», приводить примеры изменения его показателей, сравнивать показатели физического развития родителей со своими показателями.


Изучают правила спортивных игр, применяют их на практике.

Физическое совершенствование (102 ч)

Футбол (20ч)


Инструктаж по Т.Б. Стойки

игрока

Перемещение в стойке Остановки, ускорения Техника

передвижения. Удары по мячу головой, ногой Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения. Отбор мяча.

Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Техника игры вратаря. Тактика игры в футбол. Тактика нападения.

Индивидуальные действия без мяча, с мячом. Тактика защиты.

Индивидуальные действия. Групповые действия. Тактика вратаря.

Изучают историю футбола и запоминают имена выдающихся отечественных футболистов. Овладевают основными приёмами игры в футбол

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их

самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности

Волейбол 22


Инструктаж по Т.Б. Техника нападения. Действия без мяча.

Перемещения и стойки. Действия с

мячом. Передача мяча двумя руками.

Изучают историю волейбола и запоминают имена выдающихся отечественных волейболистов — олимпийских чемпионов.

Овладевают основными приёмами игры

Передача на точность. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Техника защиты.

Блокирование. Взаимодействие игроков передней линии при приеме Контрольные игры и соревнования.

в волейбол

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их

самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают

правила безопасности

Бадминтон 20 часов


Инструктаж по Т.Б. Основы техники и тактики игры. Правильная хватка ракетки, способы игры Техника перемещений Тренировка упражнений с воланом и ракеткой. Подача открытой и закрытой стороной ракетки Далёкий удар с замаха сверху. Плоская подача.

Короткие удары Общая физическая подготовка

Изучают историю бадминтона и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов.

Овладевают основными приёмами игры в бадминтон Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают

правила безопасности

Гандбол 20 часов


Инструктаж по Т.Б. Основные правила игры. Спортивная одежда и обувь. Техника игры в нападении Техника игры в защите. Стойки и перемещения, остановки. Ловля и передача мяча двумя руками на месте. Ловля и передача мяча двумя руками в движении Ведение мяча и бросок Блокирование броска. Отбор и выбивание мяча. Игра вратаря.

Учебная игра.

Изучают историю гандбола и запоминают имена выдающихся отечественных гандболистов. Овладевают основными приёмами игры в гандбол

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их

самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности

Баскетбол. 20 часов


Инструктаж по Т.Б. Основы техники и тактики. Техника передвижения Повороты в движении. Сочетание способов передвижений. Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока. Ловля мяча одной рукой на уровне груди.

Броски мяча двумя руками с места. Штрафной бросок Бросок с трехочковой линии. Ведение мяча с изменением высоты отскока. Ведение мяча с изменением скорости. Обманные движения. Обводка соперника с изменением высоты отскока. Групповые действия. Учебная игра

Изучают историю баскетбола и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов — олимпийских чемпионов.

Овладевают основными приёмами игры в баскетбол

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их

самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности


Календарно-тематическое планирование




№ занятия

Название темы

К

ол-во часов

Дата проведения


Футбол

20


1

Техника передвижения.

1


2

Удары по мячу головой, ногой

1


3

Остановка мяча. Ведение мяча.

1


4

Обманные движения.

1


5

Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой

линии.

1


6

Техника игры вратаря

1


7

Тактика игры в футбол. Тактика нападения.

1


8

Индивидуальные действия без мяча, с мячом.

1


9

Тактика защиты.

1


10

Индивидуальные действия. вратаря.

1


11

Групповые действия.

1


12

Тактика игры вратаря

1


13-16

Учебная игра 5на5

4


17-20

Учебная игра 7на7

4



Волейбол

22


21

Техника нападения. Действия без мяча.

1


22

Перемещения и стойки.

1


23-25

Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность.

3


26

Передача на точность. Встречная передача.

1


27

Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая,

1


28

подача сверху

1


29

Прием мяча: сверху двумя руками, снизу

двумя руками.

1


30-31

Техника защиты. Блокирование.

2


32-33

Групповые действия игроков.

2


34

Взаимодействие игроков передней линии при

приеме от подачи

1


35-36

Командные действия. Прием подач.

2


37

Расположение игроков при приеме

1


38-42

Контрольные игры и соревнования.

5







Бадминтон.

20


43

Основы техники и тактики игры.

1


44

Правильная хватка ракетки, способы игры

1


45

Техника перемещений.

1


46

Тренировка упражнений с воланом и ракеткой.

1


47

Изучение подач.

1


48

Подача открытой и закрытой стороной ракетки

1


49

Тренировка ударов справа и слева.

1


50

Далёкий удар с замаха сверху.

1


51

Сочетание ударов.

1


52

Плоская подача. Короткие удары

1


53-56

Свободная игра. Игра на счет.

4


57-60

Соревнования.

4


61

Общая физическая подготовка

1


62

Контрольные упражнения

1



Гандбол

20


63

Ручной мяч. Основные правила игры.

1


64

Спортивная одежда и обувь. Техника игры

в нападении

1


65

Техника игры в защите.

1


66

Стойки и перемещения, остановки.

1


67

Ловля и передача мяча двумя руками на

месте .

1


68

Ловля и передача мяча двумя руками в

движении.

1


69

Ведение мяча и бросок.

1


70

Блокирование броска.

1


71

Отбор мяча.

1


72

Отбор и выбивание мяча.

1


73

Игра вратаря. Учебная игра.

1


74-80

Учебная игра.

7


81-83

Соревнования.

3



Баскетбол.

20


84

Основы техники и тактики. Техника

1




передвижения.



85

Повороты в движении. Сочетание способов

передвижений.

1


86

Техника нападения.

1


87

Техника владения мячом. Ловля мяча двумя

руками с низкого отскока.

1


88

Ловля мяча одной рукой на уровне груди.

1


89

Броски мяча двумя руками с места.

1


90

Штрафной бросок

1


91

Бросок с трех очковой линии.

1


92

Ведение мяча с изменением высоты отскока.

1


93

Ведение мяча с изменением скорости.

1


94

Обманные движения.

1


95

Обводка соперника с изменением высоты

отскока.

1


96

Взаимодействие игроков с заслонами.

1


97-102

Соревнования.

5


ИТОГО:

102