Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности
«Спортивные игры», составлена для обучающихся 5 – 11 классов на 2021-2022 учебный год на основании:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Цель программы: обучение школьников элементам спортивных игр и упражнений, способствующих достижению «запаса прочности» здоровья у детей, развитию их двигательных способностей, улучшению физической подготовленности, формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни, содействию гармоничному физическому развитию.
Задачи оздоровительного направления:
формировать устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
создавать условия для проявления положительных эмоций.
Задачи образовательного направления:
обогащать двигательный опыт школьников новыми двигательными действиями, обучать правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
способствовать развитию двигательных способностей.
Задачи воспитательного направления:
воспитывать положительные морально-волевые качества;
формировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.
Методы, формы и приемы работы.
словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий соперника и др.);
наглядность упражнений (показ упражнений и др.);
методы практических упражнений
метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы, динамики показателей физического и личностного развития;
метод самореализации через творческие дела, участие в соревновательно- игровой деятельности.
Методы организации занятий:
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
индивидуальная;
работа в парах;
групповая;
коллективная.
Формы проведения занятий:
путешествие;
конкурс,
занятие – игра;
спортивный калейдоскоп;
спортивный марафон;
Формы подведения итогов:
соревнования;
тестирование
Общая характеристика курса
Данная программа разработана для реализации в средней школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие во внутришкольных и районных соревнованиях.
Работа секции предусматривает: содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Для учащихся посещающих секцию первый год ставятся частные задачи: ----укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение технике стоек и перемещений, привитие стойкого интереса к занятиям физической культурой, выполнение нормативных требований по видам подготовки, закаливание организма.
Учебное время по видам подготовки распределено таким образом, чтобы текущие темы совпадали с годовым планированием уроков физкультуры, что дополнительно стимулирует учащихся к занятиям и повышению уровня подготовки по тому или иному виду спорта.
Место курса в учебном плане Количество учебных часов, на которое рассчитана программа–102ч. Количество часов в неделю - 3ч.
Дни занятий- четверг с 16.20-17.05, пятница- с16.20-18.00 ч.
Форма промежуточной аттестации –соревнования, тестирование.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
УМК:
В.И.Лях,А.А.Зданевич «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (М.: Просвещение, 2010г)
В.И.Лях «Физическая культура. 1-4 класс»: учеб. для общеобразовательных учреждений.(М.: Просвещение 2009г)
3 В.И .Лях «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-8 класс: Пособие для учителей (М.: Просвещение 2012г.)
«Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5-9 классы. – М. : Просвещение . 2010.(Стандарты второго поколения)
М. Я. Виленский «Физическая культура. 5-7 кл.»: учебник для общеобразовательных учреждений (М :Просвещение,2009).
В.И. Лях «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха 5 – 9 классы :пособие для учителей – М : Просвещение 2012
Оборудование и спортивный инвентарь:
стадион для занятий легкой атлетикой, футбольное поле, площадка для игры в баскетбол, волейбол; спортивный зал.
инвентарь: мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные, бадминтон, теннисные шарики и ракетки, скакалки, теннисные мячи, гимнастические маты, скамейки, секундомер, фишки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
на 2021-2022 учебный год
Личностные результаты
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
* овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
В ходе реализация программы кружковой деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся смогут получить знания:
значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно- силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по спортивным играм;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр; могут научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми;
выполнять технические приёмы и тактические действия;
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях спортивными играми;
играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;
проводить судейство спортивных игр.
Содержание учебного курса
Знания о физической культуре (в процессе занятий):
Физическая культура и спорт. Возникновение и история физической культуры.
Достижения российских спортсменов.
Гигиена, предупреждение травм, Личная гигиена. Двигательный режим школьников-подростков. Оздоровительное и закаливающее влияние естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) и физических упражнений.
Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. Правила соревнований по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм.
Физическое совершенствование (102 ч):
Футбол 20 часов
Техника передвижения. Удары по мячу головой, ногой Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения. Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Техника игры вратаря. Тактика игры в футбол. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча, с мячом. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Групповые действия. Тактика вратаря.
Волейбол 22 часов
Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки. Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Техника защиты.
Блокирование. Взаимодействие игроков передней линии при приеме Контрольные игры и соревнования.
Бадминтон 20 часов
Основы техники и тактики игры. Правильная хватка ракетки, способы игры Техника перемещений Тренировка упражнений с воланом и ракеткой. Подача открытой и закрытой стороной ракетки Далёкий удар с замаха сверху. Плоская подача. Короткие удары Общая физическая подготовка
Гандбол 20 часов
Основные правила игры. Спортивная одежда и обувь. Техника игры в нападении Техника игры в защите. Стойки и перемещения, остановки. Ловля и передача мяча двумя руками на месте . Ловля и передача мяча двумя руками в движении. Ведение мяча и бросок Блокирование броска. Отбор и выбивание мяча. Игра вратаря. Учебная игра.
Баскетбол. 20 часов
Основы техники и тактики. Техника передвижения Повороты в движении.
Сочетание способов передвижений. Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока. Ловля мяча одной рукой на уровне груди. Броски мяча двумя руками с места. Штрафной бросок Бросок с трех очковой линии. Ведение мяча с изменением высоты отскока. Ведение мяча с изменением скорости. Обманные движения. Обводка соперника с изменением высоты отскока. Групповые действия. Учебная игра.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
Знания о физической культуре (в процессе уроков) |
История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Характеристика его основных показателей. Осанка как показатель физического развития человека. Правила соревнований, Правила игры в футбол, волейбол, бадминтон, гандбол. Баскетбол. | Характеризовать Олимпийские игры как яркое культурное событие древнего мира. Рассказывать о видах спорта, входящих в программу соревнований Олимпийских игр древности Характеризовать понятие «физическое развитие», приводить примеры изменения его показателей, сравнивать показатели физического развития родителей со своими показателями. Изучают правила спортивных игр, применяют их на практике. |
Физическое совершенствование (102 ч) |
Футбол (20ч) | |
Инструктаж по Т.Б. Стойки игрока Перемещение в стойке Остановки, ускорения Техника передвижения. Удары по мячу головой, ногой Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения. Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Техника игры вратаря. Тактика игры в футбол. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча, с мячом. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Групповые действия. Тактика вратаря. | Изучают историю футбола и запоминают имена выдающихся отечественных футболистов. Овладевают основными приёмами игры в футбол Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Волейбол 22 | |
Инструктаж по Т.Б. Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки. Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. | Изучают историю волейбола и запоминают имена выдающихся отечественных волейболистов — олимпийских чемпионов. Овладевают основными приёмами игры |
Передача на точность. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Техника защиты. Блокирование. Взаимодействие игроков передней линии при приеме Контрольные игры и соревнования. | в волейбол Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Бадминтон 20 часов | |
Инструктаж по Т.Б. Основы техники и тактики игры. Правильная хватка ракетки, способы игры Техника перемещений Тренировка упражнений с воланом и ракеткой. Подача открытой и закрытой стороной ракетки Далёкий удар с замаха сверху. Плоская подача. Короткие удары Общая физическая подготовка | Изучают историю бадминтона и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов. Овладевают основными приёмами игры в бадминтон Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Гандбол 20 часов | |
Инструктаж по Т.Б. Основные правила игры. Спортивная одежда и обувь. Техника игры в нападении Техника игры в защите. Стойки и перемещения, остановки. Ловля и передача мяча двумя руками на месте. Ловля и передача мяча двумя руками в движении Ведение мяча и бросок Блокирование броска. Отбор и выбивание мяча. Игра вратаря. Учебная игра. | Изучают историю гандбола и запоминают имена выдающихся отечественных гандболистов. Овладевают основными приёмами игры в гандбол Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Баскетбол. 20 часов | |
Инструктаж по Т.Б. Основы техники и тактики. Техника передвижения Повороты в движении. Сочетание способов передвижений. Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока. Ловля мяча одной рукой на уровне груди. Броски мяча двумя руками с места. Штрафной бросок Бросок с трехочковой линии. Ведение мяча с изменением высоты отскока. Ведение мяча с изменением скорости. Обманные движения. Обводка соперника с изменением высоты отскока. Групповые действия. Учебная игра | Изучают историю баскетбола и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов — олимпийских чемпионов. Овладевают основными приёмами игры в баскетбол Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Название темы | К ол-во часов | Дата проведения |
| Футбол | 20 | |
1 | Техника передвижения. | 1 | |
2 | Удары по мячу головой, ногой | 1 | |
3 | Остановка мяча. Ведение мяча. | 1 | |
4 | Обманные движения. | 1 | |
5 | Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. | 1 | |
6 | Техника игры вратаря | 1 | |
7 | Тактика игры в футбол. Тактика нападения. | 1 | |
8 | Индивидуальные действия без мяча, с мячом. | 1 | |
9 | Тактика защиты. | 1 | |
10 | Индивидуальные действия. вратаря. | 1 | |
11 | Групповые действия. | 1 | |
12 | Тактика игры вратаря | 1 | |
13-16 | Учебная игра 5на5 | 4 | |
17-20 | Учебная игра 7на7 | 4 | |
| Волейбол | 22 | |
21 | Техника нападения. Действия без мяча. | 1 | |
22 | Перемещения и стойки. | 1 | |
23-25 | Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. | 3 | |
26 | Передача на точность. Встречная передача. | 1 | |
27 | Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, | 1 | |
28 | подача сверху | 1 | |
29 | Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. | 1 | |
30-31 | Техника защиты. Блокирование. | 2 | |
32-33 | Групповые действия игроков. | 2 | |
34 | Взаимодействие игроков передней линии при приеме от подачи | 1 | |
35-36 | Командные действия. Прием подач. | 2 | |
37 | Расположение игроков при приеме | 1 | |
38-42 | Контрольные игры и соревнования. | 5 | |
| | | |
| Бадминтон. | 20 | |
43 | Основы техники и тактики игры. | 1 | |
44 | Правильная хватка ракетки, способы игры | 1 | |
45 | Техника перемещений. | 1 | |
46 | Тренировка упражнений с воланом и ракеткой. | 1 | |
47 | Изучение подач. | 1 | |
48 | Подача открытой и закрытой стороной ракетки | 1 | |
49 | Тренировка ударов справа и слева. | 1 | |
50 | Далёкий удар с замаха сверху. | 1 | |
51 | Сочетание ударов. | 1 | |
52 | Плоская подача. Короткие удары | 1 | |
53-56 | Свободная игра. Игра на счет. | 4 | |
57-60 | Соревнования. | 4 | |
61 | Общая физическая подготовка | 1 | |
62 | Контрольные упражнения | 1 | |
| Гандбол | 20 | |
63 | Ручной мяч. Основные правила игры. | 1 | |
64 | Спортивная одежда и обувь. Техника игры в нападении | 1 | |
65 | Техника игры в защите. | 1 | |
66 | Стойки и перемещения, остановки. | 1 | |
67 | Ловля и передача мяча двумя руками на месте . | 1 | |
68 | Ловля и передача мяча двумя руками в движении. | 1 | |
69 | Ведение мяча и бросок. | 1 | |
70 | Блокирование броска. | 1 | |
71 | Отбор мяча. | 1 | |
72 | Отбор и выбивание мяча. | 1 | |
73 | Игра вратаря. Учебная игра. | 1 | |
74-80 | Учебная игра. | 7 | |
81-83 | Соревнования. | 3 | |
| Баскетбол. | 20 | |
84 | Основы техники и тактики. Техника | 1 | |
| передвижения. | | |
85 | Повороты в движении. Сочетание способов передвижений. | 1 | |
86 | Техника нападения. | 1 | |
87 | Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока. | 1 | |
88 | Ловля мяча одной рукой на уровне груди. | 1 | |
89 | Броски мяча двумя руками с места. | 1 | |
90 | Штрафной бросок | 1 | |
91 | Бросок с трех очковой линии. | 1 | |
92 | Ведение мяча с изменением высоты отскока. | 1 | |
93 | Ведение мяча с изменением скорости. | 1 | |
94 | Обманные движения. | 1 | |
95 | Обводка соперника с изменением высоты отскока. | 1 | |
96 | Взаимодействие игроков с заслонами. | 1 | |
97-102 | Соревнования. | 5 | |
ИТОГО: | 102 | |