Программа внеурочной работы по истории для 6-8 классов
Пояснительная записка
Данная программа разработана основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 6 -8 классах.
Программа имеет научнопознавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Важнейшими направлениями программы является исследовательская и проектная деятельность.
Цель:
Повышение качества знаний обучающихся по истории через развитие интереса к предмету.
Задачи:
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через коллективную, исследовательскую и проектную деятельность;
- развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, речи, творческого воображения и фантазии;
- знакомство с элементами научного исторического исследования;
- развитие критического мышления, интегрирование знаний из различных областей.
Планируемые результаты.
Личностные:
формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;
осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
познавательная, творческая, общественная активность;
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
творчество.
Метапредметные :
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать смысл адаптированного текста;
уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;
участвовать в диалоге;
передавать историческую информацию в виде художественных образов;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Особенности программы
Особенностью программы является её реализация по трём направлениям-модулям, которые могут осуществляться как последовательно, так и синхронно-параллельно. При этом обучающиеся могут выбрать как один из представленных модулей, так и два или три. Предусмотрена возможность участия в отдельных мероприятиях, заинтересовавших того или иного ученика.
Программа рассчитана на реализацию в течение одного года с возможностью последующего развития, по три часа в неделю (по одному часу на каждый модуль).
Программа является вариативной: изменения могут вноситься как по инициативе педагога, так и по предложениям учащихся.
Программные модули:
1) «Я-исследователь». Работа группы направлена на изучение истории родного села, людей, живущих в нём. Итогом станет написание исследовательских работ и пополнение фондов школьного музея.
2) «Я хочу вам рассказать» (Лекторская группа). Работа группы направлена на разработку и реализацию проектов, связанных с знаменательными и памятными датами. Итогом станут регулярные выступления перед обучающимися школы и родителями, а так же более глубокое знакомство с историческими событиями.
3) Исторический кинозал. Работа по реализации данного направления предусматривает просмотр и обсуждение документальных, художественных, научно-популярных фильмов исторической направленности. В итоге дети получать образное представление об изучаемых событиях и научаться отличать исторические факты от художественного вымысла.
I. Я исследователь
Программа модуля рассчитана на 34 часа. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по созданию учебно-исследовательских проектов.
В результате работы по программе кружка учащиеся должны знать:
структуру учебно-исследовательской деятельности;
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы презентации исследования.
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями.
Тематический план
№ п/п | Тема занятий | Количество часов |
теория | практика | Итого |
1. | Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. | 1 | 1 | 2 |
2. | Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности | 1 | 1 | 2 |
3. | План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. | 1 | 2 | 3 |
4. | Основные источники получения информации. | 1 | 1 | 2 |
5. | Оформление списка литературы и использованных электронных источников. | | 2 | 2 |
6. | Методы исследования. Мыслительные операции. | 1 | | 1 |
7. | Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов. | | 2 | 2 |
8. | Оформление работы. Подготовка доклада. | 1 | 2 | 3 |
9. | Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. | 1 | 1 | 2 |
10. | Тематические учебные исследования. | 2 | 12 | 14 |
11 | Итоговое занятие | 1 | | 1 |
| Итого | 12 | 22 | 34 |
Содержание
Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (2 ч)
Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.
Практика: анкетирование учащихся, опрос.
Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (2 ч)
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.
Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живу я и моя семья».
План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (3 ч)
Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.
Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию « Родная улица моя». Проверка гипотез.
Основные источники получения информации. (2 ч)
Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Оформление списка литературы и использованных электронных источников.(2 ч)
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Методы исследования. Мыслительные операции.(1 ч)
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.( 2 ч)
Практика: письменный отчёт- структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Жители нашего села».
Оформление работы. Подготовка доклада. (3 ч)
Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.
Практика: доклады по теме: « Рядом живёт ветеран». Проверка оформления работ.
Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. (2 ч)
Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Труд в моей семье».
Тематические учебные исследования. (2+12=14)
«Здесь живу я и моя семья» (Наше село) - 2ч
Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя» .- 4ч
Исследование « Рядом живёт ветеран» -4 ч
Исследование « Труд в моей семье» - 2ч
Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация – 2ч
11.Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. (1 ч)
Методическое обеспечение.
Занятия по данной программе состоя из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.
Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы кружка может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата |
1. | Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. | 2 | |
2. | Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности | 2 | |
3. | План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. | 3 | |
4. | Основные источники получения информации. | 2 | |
5. | Оформление списка литературы и использованных электронных источников. | 2 | |
6. | Методы исследования. Мыслительные операции. | 1 | |
7. | Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов. | 2 | |
8. | Оформление работы. Подготовка доклада. | 3 | |
9. | Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. | 2 | |
10. | Тематические учебные исследования. | 14 | |
11 | Итоговое занятие | 1 | |
| Итого | 34 | |
II. Я хочу вам рассказать.
Программа модуля рассчитана на 34 часа. Основная идея лекторской группы в том, что материал готовится, отбирается и представляется самими же учениками и это воспринимается гораздо лучше, чем информация, изложенная учителем. В процессе работы лекторской группы создаются проекты.
В результате работы по программе учащиеся должны знать:
этапы создания проекта
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы презентации исследования.
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять проектную деятельность на этапы;
работать в группе;
пользоваться различными источниками информации
составлять и представлять проекты.
Рабочая группа состоит из:
- аналитиков (сбор и обработка информации),
- лекторов (пропаганда и изложение основных тем и вопросов),
- редакторов (подготовка материала выступлений, просмотров.)
В итоге представляется проект в форме:
• лекций с мультимедийной поддержкой (презентаций, фильмов, сделанных самими учащимися ),
• устных журналов,
• исторических викторин, конкурсов, игр.
Тематический план
Содержание
Приложение № 1.
Структура исследовательской деятельности учащихся.

Приложение № 2.
Этапы информационного поиска.
Определение информационного запроса.
Поиск и локализация информации.
Критическая оценка полученной информации.
Сравнение информации, полученной из разных источников.
Презентация полученных результатов.
Подготовка отчёта.
Технология защиты учебно-исследовательской работы.
Выступление автора с докладом ( 10 мин)
Вопросы участников конференции и ответы автора.
Вопросы членов жюри и ответы автора.
Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.
Ответы на замечания рецензента.
Обмен мнениями о работе и рекомендации.
План доклада по результатам
учебно-исследовательской деятельности.
Приветствие
Тема учебно-исследовательской работы.
Актуальность темы учебно-исследовательской работы.
Цель и задачи учебно-исследовательской работы.
Гипотеза учебно-исследовательской работы.
Значимость учебно-исследовательской работы.
Объект и предмет исследования.
Этапы учебно-исследовательской работы.
Результаты учебно-исследовательской работы.
Выводы учебно-исследовательской работы.
Приложение № 3.
Требования к содержанию
Учебно-исследовательской деятельности.
Структура | Требования к содержанию |
Титульный лист | Содержит: - наименование учебного заведения, где выполнена работа; - Ф.И.О. автора; - тему учебно-исследовательской работы; - Ф.И.О. научного руководителя; -город и год. |
Оглавление | Включает название всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал. |
Введение | Содержит: - актуальность; -объект исследования; - предмет исследования; - цель исследования; - гипотезу; - задачи; - методы исследования; -практическую значимость; - апробацию; - базу исследования. |
Основная часть ( не более 10-15 стр.) | Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. |
Выводы | Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе. |
Список литературы | Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы. |
Приложения | Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе. |
Приложение №4
Виды исследовательских работ
Форма | Структура |
Доклад | • в кратких вводных замечаниях — научно-практическая ценность темы; • сущность темы, обоснованные научные предложения; • выводы и предложения |
Тезисы доклада | • основные положения доклада; • основные выводы и предложения |
Научная статья | • заголовок; • вводные замечания; • краткие данные о методике исследования; • анализ собственных научных результатов и их обобщение; • выводы и предложения; • ссылки на цитируемую литературу |
Научный отчет | • краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; • значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики; • детальная характеристика применявшихся методов; • существование новых научных результатов; • заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы; |
Реферат | • вводная часть; • основной текст; • заключительная часть; • список литературы ; • указатели |
Приложение № 5
Терминологический словарь
ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
ТЕМА — отражает характерные черты проблемы.
ОБЪЕКТ — это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.
ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.
алгоритм, анализ, абстракция, апробация;
библиография;
внедрение;
гипотеза исследования;
дедукция, деятельность;
закон, закономерность;
индукция, историзм, индикатор, исследование;
концепция, креативность, критерий;
метод, моделирование, мониторинг;
наблюдение, новация, новшество, наука;
обобщение, объект, опыт;
проект, предмет исследования, принцип;
рецензия, рефлексия;
сравнение, синтез, системный анализ;
теория, творческий подход, технология;
факт;
эксперимент.
Приложение № 6.
Принципы подбора тем исследовательских проектов
Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований реализуется как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Широка перспектива использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.
Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся, выполняющие учебное исследование, зачастую не видят разницы между докладом, рефератом и собственно исследовательской работой. Ребята и руководители учебного исследования должны знать, какие виды творческих работ могут иметь место в учебном исследовании.
Общие требования к исследовательской работе учащихся
Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:
Четко сформулирована цель исследования.
Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования.
Определены задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута.
Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме.
Описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте).
Представлены собственные данные, полученные в результате исследования.
Описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором (группой авторов) избранной области исследования.
Исследование должно соответствовать установленным формальным критериям.
Исследование должно демонстрировать наличие теоретических
(практических) достижений автора.
Проблема, затронутая в работе, должна быть, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования, и защитой. Защита — итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
В педагогической литературе, изучающей вопросы учебного исследования, встречаются следующие виды творческих работ учащихся:
информационно-реферативные;
проблемно-реферативные;
экспериментальные;
природно-описательные;
исследовательские.
Информационно-реферативные работы — это работы, содержание которых основано на одном или нескольких литературных источниках, подтверждающих излагаемую автором информацию, и посвящено исследованию или описанию какой-либо одной
темы или проблемы. Название такой работы достаточно простое, оно отражает описание той проблемы, которую исследует автор. К примеру, название информационно-реферативной работы может иметь такое название «Исторические памятники моего города».
Проблемно-реферативные творческие работы - это работы, содержание которых основано на нескольких литературных источниках, где описываемая проблема рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и сопоставление данных точек зрения, но и собственная трактовка исследуемой проблемы.
Экспериментальные работы — это работы творческого характера, в которых может быть описан и дан свой анализ уже известному научному эксперименту и его результатам, а также на основе данного эксперимента может быть проведен свой эксперимент в зависимости от решаемой в ходе эксперимента проблемы.
Природно-описательные работы — это работы, в основе которых лежит наблюдение природных процессов и явлений и их качественное описание. К таким работам, в первую очередь, относятся работы экологической направленности.
Исследовательские работы — это работы, в основу которых положено не только сопоставление точек зрения на одну и ту же проблему различных литературных источников, но и использование научной методики, с помощью которой может быть получен экспериментальный материал. На основании данного экспериментального материала делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью исследовательской работы является то, что заранее нельзя предсказать результат, который может получиться в ходе исследования.
Если автор работает над исследованием гуманитарного плана, то его объектами исследований могут стать тексты, полученные в архивах, библиотеках, у частных лиц, различного рода первоисточники.
Приложение № 7.
Работа с литературными источниками
№ | Этапы работы | Содержание этапов |
1 | Общее ознакомление | Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника |
2 | Внимательное чтение по главам и разделам | Выделение наиболее важного текста |
3 | Выборочное чтение | Перечитывание наиболее важного текста |
4 | Составление плана прочитанного материала | В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль |
5 | Выписки из прочитанного | Полные и точные (цитата + ее библиографическое описание) |
6 | Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками | Отмечается общее и отличительное в решении проблемы |
7 | Критическая оценка прочитанного и запись замечаний | Обращается внимание на объективность суждений |
Использована программа:Бойкова Майя Анатольевна. Образовательная программа
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Вышневолоцкого района «Есеновичская средняя общеобразовательная школа» - основное общее образование
171133, Тверская область, Вышневолоцкий район,
с. Есеновичи, улица Первомайская, дом 2.