СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по истории для учащихся 6-8 классов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит планирование внеурочной деятельности по истории для 6-8 классов по 3 направлениям: исследовательская деятельность, лекторская группа и исторический кинозал.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по истории для учащихся 6-8 классов»

Программа внеурочной работы по истории для 6-8 классов

Пояснительная записка

Данная программа разработана основе требований Федерального государ­ственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучаю­щихся в 6 -8 классах.

Программа имеет научно­познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет со­бой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школь­ников.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятель­ности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художе­ственного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных обще­учебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для даль­нейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; усло­виями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребно­стями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных дей­ствий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими истори­ческого материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Важнейшими направлениями программы является исследовательская и проектная деятельность.

Цель:

Повышение качества знаний обучающихся по истории через развитие интереса к предмету.

Задачи:

- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирова­ния его коммуникативных и социальных навыков через коллективную, исследовательскую и проектную деятельность;

- развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, раз­витие артистических способностей, речи, творческого воображения и фантазии;

- знакомство с элементами научного исторического исследования;

- развитие критического мышления, интегрирование знаний из различных областей.



Планируемые результаты.

Личностные:

формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через орга­низацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также че­рез творческую деятельность;

осознание своей идентичности как гражданина демократического госу­дарства;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

познавательная, творческая, общественная активность;

умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

коммуникабельность;

личная и взаимная ответственность;

готовность действия в нестандартных ситуациях;

творчество.

Метапредметные :

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повседневной жизни:

понимать смысл адаптированного текста;

уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;

участвовать в диалоге;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;

участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.



Особенности программы

Особенностью программы является её реализация по трём направлениям-модулям, которые могут осуществляться как последовательно, так и синхронно-параллельно. При этом обучающиеся могут выбрать как один из представленных модулей, так и два или три. Предусмотрена возможность участия в отдельных мероприятиях, заинтересовавших того или иного ученика.

Программа рассчитана на реализацию в течение одного года с возможностью последующего развития, по три часа в неделю (по одному часу на каждый модуль).

Программа является вариативной: изменения могут вноситься как по инициативе педагога, так и по предложениям учащихся.



Программные модули:

1) «Я-исследователь». Работа группы направлена на изучение истории родного села, людей, живущих в нём. Итогом станет написание исследовательских работ и пополнение фондов школьного музея.

2) «Я хочу вам рассказать» (Лекторская группа). Работа группы направлена на разработку и реализацию проектов, связанных с знаменательными и памятными датами. Итогом станут регулярные выступления перед обучающимися школы и родителями, а так же более глубокое знакомство с историческими событиями.

3) Исторический кинозал. Работа по реализации данного направления предусматривает просмотр и обсуждение документальных, художественных, научно-популярных фильмов исторической направленности. В итоге дети получать образное представление об изучаемых событиях и научаться отличать исторические факты от художественного вымысла.



I. Я исследователь

Программа модуля рассчитана на 34 часа. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по созданию учебно-исследовательских проектов.

В результате работы по программе кружка учащиеся должны знать:

  • структуру учебно-исследовательской деятельности;

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • способы презентации исследования.


Учащиеся должны уметь:

    • выделять объект исследования;

    • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

    • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

    • работать в группе;

    • пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями.


Тематический план


№ п/п

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

Итого

1.

Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях.

1

1

2

2.

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности

1

1

2

3.

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

1

2

3

4.

Основные источники получения информации.

1

1

2

5.

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.


2

2

6.

Методы исследования. Мыслительные операции.

1


1

7.

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.


2

2

8.

Оформление работы. Подготовка доклада.

1

2

3

9.

Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point.

1

1

2

10.

Тематические учебные исследования.

2

12

14


11

Итоговое занятие

1


1


Итого

12

22

34



Содержание


  1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (2 ч)

Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.

Практика: анкетирование учащихся, опрос.

  1. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (2 ч)

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живу я и моя семья».

  1. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (3 ч)

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию « Родная улица моя». Проверка гипотез.

  1. Основные источники получения информации. (2 ч)

Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

  1. Оформление списка литературы и использованных электронных источников.(2 ч)

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

  1. Методы исследования. Мыслительные операции.(1 ч)

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

  1. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.( 2 ч)

Практика: письменный отчёт- структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Жители нашего села».

  1. Оформление работы. Подготовка доклада. (3 ч)

Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.

Практика: доклады по теме: « Рядом живёт ветеран». Проверка оформления работ.

  1. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. (2 ч)

Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Труд в моей семье».

  1. Тематические учебные исследования. (2+12=14)

  1. «Здесь живу я и моя семья» (Наше село) - 2ч

  2. Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя» .- 4ч

  3. Исследование « Рядом живёт ветеран» -4 ч

  4. Исследование « Труд в моей семье» - 2ч

  5. Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация – 2ч


11.Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. (1 ч)


Методическое обеспечение.

Занятия по данной программе состоя из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии.

На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.

Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.

Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.

Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.

Подведение итогов по результатам освоения материала программы кружка может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.



Календарно-тематический план



№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

1.

Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях.

2


2.

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности

2


3.

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

3


4.

Основные источники получения информации.

2


5.

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

2


6.

Методы исследования. Мыслительные операции.

1


7.

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

2


8.

Оформление работы. Подготовка доклада.

3


9.

Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point.

2


10.

Тематические учебные исследования.

14


11

Итоговое занятие

1



Итого

34







II. Я хочу вам рассказать.



Программа модуля рассчитана на 34 часа. Основная идея лекторской группы в том, что материал готовится, отбирается и представляется самими же учениками и это воспринимается гораздо лучше, чем информация, изложенная учителем. В процессе работы лекторской группы создаются проекты.

В результате работы по программе учащиеся должны знать:

  • этапы создания проекта

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • способы презентации исследования.

Учащиеся должны уметь:

    • выделять объект исследования;

    • разделять проектную деятельность на этапы;

    • работать в группе;

    • пользоваться различными источниками информации

    • составлять и представлять проекты.



Рабочая группа состоит из:

- аналитиков (сбор и обработка информации),

- лекторов (пропаганда и изложение основных тем и вопросов),

- редакторов (подготовка материала выступлений, просмотров.)

В итоге представляется проект в форме:

• лекций с мультимедийной поддержкой (презентаций, фильмов, сделанных самими учащимися ),

• устных журналов,

• исторических викторин, конкурсов, игр.


Тематический план



Содержание










































Приложение № 1.


Структура исследовательской деятельности учащихся.


Приложение № 2.


Этапы информационного поиска.


  1. Определение информационного запроса.

  2. Поиск и локализация информации.

  3. Критическая оценка полученной информации.

  4. Сравнение информации, полученной из разных источников.

  5. Презентация полученных результатов.

  6. Подготовка отчёта.





Технология защиты учебно-исследовательской работы.


  1. Выступление автора с докладом ( 10 мин)

  2. Вопросы участников конференции и ответы автора.

  3. Вопросы членов жюри и ответы автора.

  4. Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.

  5. Ответы на замечания рецензента.

  6. Обмен мнениями о работе и рекомендации.







План доклада по результатам

учебно-исследовательской деятельности.



  1. Приветствие

  2. Тема учебно-исследовательской работы.

  3. Актуальность темы учебно-исследовательской работы.

  4. Цель и задачи учебно-исследовательской работы.

  5. Гипотеза учебно-исследовательской работы.

  6. Значимость учебно-исследовательской работы.

  7. Объект и предмет исследования.

  8. Этапы учебно-исследовательской работы.

  9. Результаты учебно-исследовательской работы.

  10. Выводы учебно-исследовательской работы.






Приложение № 3.



Требования к содержанию

Учебно-исследовательской деятельности.



Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит:

- наименование учебного заведения, где выполнена работа;

- Ф.И.О. автора;

- тему учебно-исследовательской работы;

- Ф.И.О. научного руководителя;

-город и год.


Оглавление

Включает название всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.


Введение

Содержит:

- актуальность;

-объект исследования;

- предмет исследования;

- цель исследования;

- гипотезу;

- задачи;

- методы исследования;

-практическую значимость;

- апробацию;

- базу исследования.


Основная часть

( не более 10-15 стр.)

Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.


Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе.


Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы.


Приложения

Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе.






Приложение №4


Виды исследовательских работ



Форма

Структура

Доклад

• в кратких вводных замечаниях — научно-практическая цен­ность темы; • сущность темы, обоснованные научные предложения;

• выводы и предложения

Тезисы доклада

• основные положения доклада;

• основные выводы и предложения

Научная статья

• заголовок;

• вводные замечания;

• краткие данные о методике исследования;

• анализ собственных научных результатов и их обобщение;

• выводы и предложения;

• ссылки на цитируемую литературу


Научный отчет

• краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

• значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;

• детальная характеристика применявшихся методов;

• существование новых научных результатов;

• заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы;

Реферат

• вводная часть;

• основной текст;

• заключительная часть;

• список литературы ;

• указатели















Приложение № 5


Терминологический словарь


ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означа­ющая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

ТЕМА — отражает характерные черты проблемы.

ОБЪЕКТ — это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходи­мой для исследователя информации.

ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственно­му изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследова­ния. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.

ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать иссле­дователь.

Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ иссле­дования.




  • алгоритм, анализ, абстракция, апробация;

  • библиография;

  • внедрение;

  • гипотеза исследования;

  • дедукция, деятельность;

  • закон, закономерность;

  • индукция, историзм, индикатор, исследование;

  • концепция, креативность, критерий;

  • метод, моделирование, мониторинг;

  • наблюдение, новация, новшество, наука;

  • обобщение, объект, опыт;

  • проект, предмет исследования, принцип;

  • рецензия, рефлексия;

  • сравнение, синтез, системный анализ;

  • теория, творческий подход, технология;

  • факт;

  • эксперимент.



Приложение № 6.

Принципы подбора тем исследовательских проектов


Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбира­ются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обуча­ющегося и должны находиться в области их самоопределения. Пред­почтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований реализуется как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целе­сообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Широка перспектива ис­пользования разнообразных форм проектной и исследовательской де­ятельности: экспедиций, конференций и др.

Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся, выполняю­щие учебное исследование, зачастую не видят разницы между докла­дом, рефератом и собственно исследовательской работой. Ребята и ру­ководители учебного исследования должны знать, какие виды твор­ческих работ могут иметь место в учебном исследовании.

Общие требования к исследовательской работе учащихся

Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:

  • Четко сформулирована цель исследования.

  • Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования.

  • Определены задачи исследования, посредством решения кото­рых цель может быть достигнута.

  • Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме.

  • Описано, что и как делал исследователь для доказательства ги­потезы (методика исследования, которая описывается в тексте).

  • Представлены собственные данные, полученные в результате исследования.

  • Описание исследования должно демонстрировать глубину зна­ния автором (группой авторов) избранной области исследования.

  • Исследование должно соответствовать установленным фор­мальным критериям.

  • Исследование должно демонстрировать наличие теоретических
    (практических) достижений автора.

  • Проблема, затронутая в работе, должна быть, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).

  • Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются ре­зультаты исследования, и защитой. Защита — итог исследова­тельской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.


В педагогической литературе, изучающей вопросы учебного иссле­дования, встречаются следующие виды творческих работ учащихся:

  • информационно-реферативные;

  • проблемно-реферативные;

  • экспериментальные;

  • природно-описательные;

  • исследовательские.
    Информационно-реферативные работы — это работы, содержание которых основано на одном или нескольких литературных источни­ках, подтверждающих излагаемую автором информацию, и посвяще­но исследованию или описанию какой-либо одной


темы или пробле­мы. Название такой работы достаточно простое, оно отражает описа­ние той проблемы, которую исследует автор. К примеру, название информационно-реферативной работы может иметь такое название «Исторические памятники моего города».

Проблемно-реферативные творческие работы - это работы, содер­жание которых основано на нескольких литературных источниках, где описываемая проблема рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и сопоставление данных то­чек зрения, но и собственная трактовка исследуемой проблемы.

Экспериментальные работы — это работы творческого характера, в которых может быть описан и дан свой анализ уже известному науч­ному эксперименту и его результатам, а также на основе данного экс­перимента может быть проведен свой эксперимент в зависимости от решаемой в ходе эксперимента проблемы.

Природно-описательные работы — это работы, в основе которых ле­жит наблюдение природных процессов и явлений и их качественное описание. К таким работам, в первую очередь, относятся работы эко­логической направленности.

Исследовательские работы — это работы, в основу которых положено не только сопоставление точек зрения на одну и ту же проблему раз­личных литературных источников, но и использование научной мето­дики, с помощью которой может быть получен экспериментальный ма­териал. На основании данного экспериментального материала делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью ис­следовательской работы является то, что заранее нельзя предсказать ре­зультат, который может получиться в ходе исследования.

Если автор работает над исследованием гуманитарного плана, то его объектами исследований могут стать тексты, полученные в архи­вах, библиотеках, у частных лиц, различного рода первоисточники.


Приложение № 7.



Работа с литературными источниками


Этапы работы

Содержание этапов

1

Общее ознакомление

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника

2

Внимательное чтение по главам и разделам

Выделение наиболее важного текста

3

Выборочное чтение

Перечитывание наиболее важного текста

4

Составление плана про­читанного материала

В пунктах плана отражается наиболее су­щественная мысль

5

Выписки из прочитанного

Полные и точные (цитата + ее библиогра­фическое описание)

6

Сравнение и сопоставле­ние прочитанного с други­ми источниками

Отмечается общее и отличительное в ре­шении проблемы

7

Критическая оценка про­читанного и запись заме­чаний

Обращается внимание на объективность суждений




Использована программа:Бойкова Майя Анатольевна. Образовательная программа

Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Вышневолоцкого района «Есеновичская средняя общеобразовательная школа» - основное общее образование


171133, Тверская область, Вышневолоцкий район,

с. Есеновичи, улица Первомайская, дом 2.