СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по литературе "Уроки нравственности"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективность программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.

Программа рассчитана на учащихся 5 класа, срок реализации : 34 часов в год (1 час в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по литературе "Уроки нравственности"»


1.Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования на основании документа:

Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011г. № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС».

    • назначение программы;

    • актуальность и перспективность курса;

    • возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия;

    • объём часов, отпущенных на занятия;

    • продолжительность одного занятия;

    • цели и задачи реализации программы;

    • формы и методы работы;

    • перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

    • перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы.


Назначение программы

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная

деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка, еѐ интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаѐтся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своѐ свободное время.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными

взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Перспективность программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.

Программа рассчитана на учащихся 5 класа, срок реализации : 34 часов в год (1 час в неделю)




Цели и задачи программы

Цель программы:

Создание условий для нравственного совершенствования личности обучающихся, формирования социального опыта младших подростков, включение в проектную деятельность.

Задачи:


  1. Создавать условия для высказывания обучающимися их мыслей, проявления эмоций и чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим.

  2. Способствовать формированию у младших подростков культуры общения: учить общаться с детьми и взрослыми, слушать друг друга, находить компромисс в общении, достойно оппонировать другой точке зрения и корректировать собственную позицию, принимая убедительные контраргументы.

  3. Организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей. Учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения – родителей, учителей.

  4. Помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями нашей страны и вечными нравственными ценностями.

  5. Учить детей сотрудничеству, мотивированной оценке деятельности друг друга.

  6. Обучать уч-ся умению размышлять над прочитанным, услышанным, увиденным

  7. Дать возможность уч-ся при литературном анализе отстаивать и иметь собственное мнение и точку зрения, участвовать в дискуссиях

  8. Обучать уч-ся работать на литературном материале посредством выполнения разнообразных заданий: творческих работ, тестовых заданий, созданием иллюстраций к изучаемым

произведениями т.д.

  1. Развивать умения уч-ся творческому чтению и анализу художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умения выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотно пользоваться русским языком.

  2. Способствовать овладению уч-ся культурологической и языковой компетенцией

  3. Расширять круг чтения шестиклассников, повышать качество чтения, уровень восприятия и глубину проникновения в художественный текст

  4. Включать детей в проектную деятельность.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности (театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки), просмотр

видеофильмов.

Для программы характерны:

  • Системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов – литературоведческого, этического, правового;

  • Развивающий характер методики (активно-деятельная модель, опора на жизненный опыт учащихся, проблемность, диалоговость, коммуникативность)

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:
  • беседы; лекции, дискуссии;

  • классный час; час общения;

  • литературно-музыкальные композиции; • просмотр и обсуждение видеоматериала;

  • классные собрания.

Практические занятия:
  • творческие конкурсы;

  • коллективные творческие дела;

  • соревнования;

  • показательные выступления;

  • праздники;

  • викторины;

  • трудовые дела;

  • тренинги;

  • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

  • заочные путешествия;

  • творческие проекты, презентации;

  • проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • проект и др.

Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.


2.Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 5 класса

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; Метапредметные универсальные учебные действия:

  • Регулятивные универсальные учебные действия: Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;

  • Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия: Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • Предметные результаты:

1) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.

2)Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребѐнка видах творческой деятельности;

3) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

•элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении

здоровья человека.

4)Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.




3.Содержание тем учебного курса для 5 класса.


Человек в обществе, нормы и правила его поведения (8часов)

Как быть хорошим человеком? (2 часа) Хороший человек, кто он? (1 час) Что мы знаем о себе? (2 часа) Наши чувства и поступки. (1 час) Каким человеком быть нельзя. (1 час) Главное - не каким быть, а каким быть? (1 час)

Личные качества человека (6часов)

Личные качества человека (1 час) Что такое личные качества числа? (1 час) Вежливость и уважение (1 час) Как быть тактичным и сдержанным? (1 час) Характеристика личностных качеств школьника? (2 часа)

Я и мои близкие (10 часов)

Я и мои близкие (2 часа) Кто они, близкие мне люди (1 час) Что от меня ждут близкие (1 час) Моя семья: за что я люблю? (2 часа) Как я выбираю друзей? (2 часа) Почему ссорюсь с друзьями? (2 часа)

Правила поведения(11часов)

Правила поведения(2 часа) Поведение – основа общения (2 часа) Нормы правила, обязательные для всех (2 часа) Чего в другом не любишь - то сам не делай! (2 часа)

Чтобы все были честными (1 час) Деловая игра «Давайте общаться!» (1 час) Итоговое занятие(1 час)



4.Тематическое планирование внеурочной деятельности для 5 класса


№ п/п

Раздел

Кол- во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Человек в обществе, нормы и правила его поведения

8

С. Михалков «Хороший человек». Обсуждение роли человека в обществе. Ролевая игра.

Л. Толстой «Белка и волк». Работа в группе.

Легенда «Ответ мудреца». Беседа. Словарная работа, аналитическая беседа; индивидуальная и парная работа. Л.Толстой «детство, отрочество, юность». Проведение викторины.

С.Маршак «Будь человеком». Написание мини-




сочинения. «Поучения Владимира Монамаха». Изучение

заповедей. Художественный пересказ произведения, сопоставительный анализ

2

Личные качества человека

6

Г.Андерсен «Дюймовка» Определение личных качеств героев. Беседа. Составление кластера.

В. Баныкин «Хозяин» Беседа о влиянии личных качеств человека на его положение в обществе. В.Бахревский «Пятёрка по любимому предмету». Составление памятки.

А. Куприн «Белый пудель». Характеристика героев. Диалог-беседа.

И.Тургенев «Два богача». Составление характеристики личностных качеств школьника.

3

Я и мои близкие

10

Л.Толстой «Детство». Беседа. Размышления о бережном отношении к близким и окружающим людям. Анализ текста.

В.Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека». Составление плана. Анализ текста. Подбор пословиц и поговорок о семье.

Ф.Честерфильд «Письма к сыну». Подготовка презентации.

Сиротка Настя (рассказ - притча). Подбор пословиц и поговорок о дружбе.

А.Чехов «Ванька». Обсуждение рассказа.

4

Правила поведения

11

С.Михалков «Клад». Обсуждение правил поведения в общественных местах и дома.

Притча «Спесь». Обсуждение правил поведения в общественных местах и дома.

И.Крылов «Ворона и Лисица» «Мышь и крыса». Беседа о морали басен.

В.Солоухин «Мститель». Работа по вопросам.

Л.Толстой «Мужик и водяной». Обсуждение идеи произведения. Тренинг. Ответы на вопросы, обсуждение результатов




















№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

2

Как быть хорошим человеком?

2



3

Хороший человек, кто он?

1



4

5

Что мы знаем о себе?

2



6

Наши чувства и поступки.

1



7

Каким человеком быть нельзя.

1



8

Главное - не каким быть, а каким быть?

1



9

Личные качества человека.

1



10

Что такое личные качества числа?

1



11

Вежливость и уважение.

1



12

Как быть тактичным и сдержанным?

1



13

14

Характеристика личностных качеств. школьника.

2



15

16

Я и мои близкие.

2



17

Кто они, близкие мне люди?

1



18

Что от меня ждут близкие.

1



19

20

Моя семья: за что я люблю?

2



21

22

Как я выбираю друзей?

2



23

24

Почему ссорюсь с друзьями?

2



25

26

Правила поведения.

2



27

28

Поведение – основа общения.

2



29

30

Нормы правила, обязательные для всех.

2



31

32

Чего в другом не любишь - то сам не делай!

2



33

Чтобы все были честными.

1



34

Деловая игра «Давайте общаться!»

1