1.Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования на основании документа:
Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011г. № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС».
назначение программы;
актуальность и перспективность курса;
возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия;
объём часов, отпущенных на занятия;
продолжительность одного занятия;
цели и задачи реализации программы;
формы и методы работы;
перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;
перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы.
Назначение программы
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная
деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка, еѐ интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаѐтся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своѐ свободное время.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными
взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Перспективность программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Программа рассчитана на учащихся 5 класа, срок реализации : 34 часов в год (1 час в неделю)
Цели и задачи программы
Цель программы:
Создание условий для нравственного совершенствования личности обучающихся, формирования социального опыта младших подростков, включение в проектную деятельность.
Задачи:
Создавать условия для высказывания обучающимися их мыслей, проявления эмоций и чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим.
Способствовать формированию у младших подростков культуры общения: учить общаться с детьми и взрослыми, слушать друг друга, находить компромисс в общении, достойно оппонировать другой точке зрения и корректировать собственную позицию, принимая убедительные контраргументы.
Организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей. Учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения – родителей, учителей.
Помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями нашей страны и вечными нравственными ценностями.
Учить детей сотрудничеству, мотивированной оценке деятельности друг друга.
Обучать уч-ся умению размышлять над прочитанным, услышанным, увиденным
Дать возможность уч-ся при литературном анализе отстаивать и иметь собственное мнение и точку зрения, участвовать в дискуссиях
Обучать уч-ся работать на литературном материале посредством выполнения разнообразных заданий: творческих работ, тестовых заданий, созданием иллюстраций к изучаемым
произведениями т.д.
Развивать умения уч-ся творческому чтению и анализу художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умения выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотно пользоваться русским языком.
Способствовать овладению уч-ся культурологической и языковой компетенцией
Расширять круг чтения шестиклассников, повышать качество чтения, уровень восприятия и глубину проникновения в художественный текст
Включать детей в проектную деятельность.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности (театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки), просмотр
видеофильмов.
Для программы характерны:
Системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов – литературоведческого, этического, правового;
Развивающий характер методики (активно-деятельная модель, опора на жизненный опыт учащихся, проблемность, диалоговость, коммуникативность)
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
беседы; лекции, дискуссии;
классный час; час общения;
литературно-музыкальные композиции; • просмотр и обсуждение видеоматериала;
классные собрания.
Практические занятия:
творческие конкурсы;
коллективные творческие дела;
соревнования;
показательные выступления;
праздники;
викторины;
трудовые дела;
тренинги;
обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
заочные путешествия;
творческие проекты, презентации;
проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
сюжетно-ролевые игры;
проект и др.
Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
2.Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 5 класса
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; Метапредметные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Предметные результаты:
1) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.
2)Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребѐнка видах творческой деятельности;
3) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
•элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении
здоровья человека.
4)Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
3.Содержание тем учебного курса для 5 класса.
Человек в обществе, нормы и правила его поведения (8часов)
Как быть хорошим человеком? (2 часа) Хороший человек, кто он? (1 час) Что мы знаем о себе? (2 часа) Наши чувства и поступки. (1 час) Каким человеком быть нельзя. (1 час) Главное - не каким быть, а каким быть? (1 час)
Личные качества человека (6часов)
Личные качества человека (1 час) Что такое личные качества числа? (1 час) Вежливость и уважение (1 час) Как быть тактичным и сдержанным? (1 час) Характеристика личностных качеств школьника? (2 часа)
Я и мои близкие (10 часов)
Я и мои близкие (2 часа) Кто они, близкие мне люди (1 час) Что от меня ждут близкие (1 час) Моя семья: за что я люблю? (2 часа) Как я выбираю друзей? (2 часа) Почему ссорюсь с друзьями? (2 часа)
Правила поведения(11часов)
Правила поведения(2 часа) Поведение – основа общения (2 часа) Нормы правила, обязательные для всех (2 часа) Чего в другом не любишь - то сам не делай! (2 часа)
Чтобы все были честными (1 час) Деловая игра «Давайте общаться!» (1 час) Итоговое занятие(1 час)
4.Тематическое планирование внеурочной деятельности для 5 класса
№ п/п | Раздел | Кол- во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Человек в обществе, нормы и правила его поведения | 8 | С. Михалков «Хороший человек». Обсуждение роли человека в обществе. Ролевая игра. Л. Толстой «Белка и волк». Работа в группе. Легенда «Ответ мудреца». Беседа. Словарная работа, аналитическая беседа; индивидуальная и парная работа. Л.Толстой «детство, отрочество, юность». Проведение викторины. С.Маршак «Будь человеком». Написание мини- |
| | | сочинения. «Поучения Владимира Монамаха». Изучение заповедей. Художественный пересказ произведения, сопоставительный анализ |
2 | Личные качества человека | 6 | Г.Андерсен «Дюймовка» Определение личных качеств героев. Беседа. Составление кластера. В. Баныкин «Хозяин» Беседа о влиянии личных качеств человека на его положение в обществе. В.Бахревский «Пятёрка по любимому предмету». Составление памятки. А. Куприн «Белый пудель». Характеристика героев. Диалог-беседа. И.Тургенев «Два богача». Составление характеристики личностных качеств школьника. |
3 | Я и мои близкие | 10 | Л.Толстой «Детство». Беседа. Размышления о бережном отношении к близким и окружающим людям. Анализ текста. В.Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека». Составление плана. Анализ текста. Подбор пословиц и поговорок о семье. Ф.Честерфильд «Письма к сыну». Подготовка презентации. Сиротка Настя (рассказ - притча). Подбор пословиц и поговорок о дружбе. А.Чехов «Ванька». Обсуждение рассказа. |
4 | Правила поведения | 11 | С.Михалков «Клад». Обсуждение правил поведения в общественных местах и дома. Притча «Спесь». Обсуждение правил поведения в общественных местах и дома. И.Крылов «Ворона и Лисица» «Мышь и крыса». Беседа о морали басен. В.Солоухин «Мститель». Работа по вопросам. Л.Толстой «Мужик и водяной». Обсуждение идеи произведения. Тренинг. Ответы на вопросы, обсуждение результатов |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 2 | Как быть хорошим человеком? | 2 | | |
3 | Хороший человек, кто он? | 1 | | |
4 5 | Что мы знаем о себе? | 2 | | |
6 | Наши чувства и поступки. | 1 | | |
7 | Каким человеком быть нельзя. | 1 | | |
8 | Главное - не каким быть, а каким быть? | 1 | | |
9 | Личные качества человека. | 1 | | |
10 | Что такое личные качества числа? | 1 | | |
11 | Вежливость и уважение. | 1 | | |
12 | Как быть тактичным и сдержанным? | 1 | | |
13 14 | Характеристика личностных качеств. школьника. | 2 | | |
15 16 | Я и мои близкие. | 2 | | |
17 | Кто они, близкие мне люди? | 1 | | |
18 | Что от меня ждут близкие. | 1 | | |
19 20 | Моя семья: за что я люблю? | 2 | | |
21 22 | Как я выбираю друзей? | 2 | | |
23 24 | Почему ссорюсь с друзьями? | 2 | | |
25 26 | Правила поведения. | 2 | | |
27 28 | Поведение – основа общения. | 2 | | |
29 30 | Нормы правила, обязательные для всех. | 2 | | |
31 32 | Чего в другом не любишь - то сам не делай! | 2 | | |
33 | Чтобы все были честными. | 1 | | |
34 | Деловая игра «Давайте общаться!» | 1 | | |