СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ «Информатика в играх и задачах» 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы  составлена на основе авторской программы А.В. Горячева « Информатика».

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ «Информатика в играх и задачах» 2 класс»

Министерство образования и науки РБ

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ




Рассмотрено:

Руководитель МО:

________ / О.Ц.Доржиева/

протокол № _1_

от « 29» _08_ 2016 г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР:

________ /Л.Н.Буяева/

протокол № _1_

от «30» _08_ 2016г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ОУ:

__________ / М.В. Хамеруева/

приказ № _

от « 01» _09_ 2016 г.






ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО МАТЕМАТИКЕ

«Информатика в играх и задачах»

2 класс




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _1_

от 31 _08_ 2016 г.



Составила:

Ф.И.О. Молчанова Е.Б,

Должность: учитель

начальных классов

















Улан-Удэ

2018


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы составлена на основе авторской программы А.В. Горячева « Информатика».

Изучение программы проходит в 1-4 общеобразовательных классах в рамках внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление), в основе реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Общая характеристика учебного курса

Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества

Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД (общеучебных умений и навыков).

В связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения, в целях обеспечения эффективного введения обучения на начальной ступени в соответствии ФГОС НОО эта проблема приобретает особое значение , становится в ряд главнейших и требуют ее решения на высоком профессиональном уровне.

Содержание курса информатики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, математика, технология).

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

В курсе информатики для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.

Уроки развития логического и алгоритмического мышления школьников:

-не требуют обязательного наличия компьютеров, проводятся по учебникам - тетрадям;

-проводятся преимущественно учителем начальной школы или учителем информатики, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов, а в последующем помогает реализации принципа преемственности и последовательности изучения курса.

Логико-алгоритмический компонент в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цель и задачи курса

Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

-применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;

-алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

-системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

-объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, предполагается, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только помогает автоматизации действий (всё, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и служит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области.

В курсе выделяются следующие разделы:

-описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

-описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

-описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

-применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Кружок по информатике ориентирован на учащихся 2 класса.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на ихиндивидуальные и возрастные особенности. Реализация данной программы происходит через кружковое занятие. Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Информатика» рассчитана на один годобучения, 34 учебных часа.

Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:1 занятие в неделю по 40 минут.

Формы проведения занятий:

Основными формами образовательного процесса являются:беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры. Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: разноуровневые тесты, задания.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной

деятельности:

− индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом еговозможностей);

− фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или

отработке определенной темы);

− групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

− коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

1 – чтение текста

2 – выполнение заданий и упражнений (информационных задач)

3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)

4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

5 – работа со словарём

6 – контрольный опрос, контрольная письменная работа

7 – итоговое тестирование

8 – эвристическая беседа

9 – разбор домашнего задания

10 – физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Оценка УУД учащихся проводится через:

− олимпиады;

− смотр знаний для родителей.

Содержание занятий.

План действий и его описание
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
Отличительные признаки предметов
Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с указанными признаками.
Логические модели
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.
Приемы построения и описание моделей
Кодирование. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей.



Планируемые результаты.


Содержание курса «Информатика» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностные результаты:

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

-критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

-уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

-начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

-планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

-поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательныеуниверсальные учебные действия:

-моделирование – преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-анализ объектов с целью выделения признаков (суще­ственных, несущественных);

-синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-подведение под понятие;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

-выслушивание собеседника и ведение диалога;

-признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты:

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

-находить лишний предмет в группе однородных;

-давать название группе однородных предметов;

-находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.);

-находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;

-называть последовательность простых знакомых действий;

-находить пропущенное действие в знакомой последовательности;

-отличать заведомо ложные фразы;

-называть противоположные по смыслу слова.








Содержание курса


РАЗДЕЛ 1. Предмет. Симметрия. Координатная сетка. – 9 часов

Признаки предметов. Описание предметов. Состав предметов. Действия предметов. Симметрия. Координатная сетка.


РАЗДЕЛ 2. Действия предметов Алгоритм. – 7 часов

Действия предметов. Обратные действия. Последовательность событий. Алгоритм. Ветвление.


РАЗДЕЛ 3. Множество. Кодирование. – 10 часов

Множество. Элементы множества. Способы задания множества. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование. Вложенность множеств. Пересечение множеств. Объединение множеств.


РАЗДЕЛ 4. Высказывание. Графы. – 8 часов

Высказывание. Понятие «истина» и «ложь». Отрицание. Высказывание со связками «И», «ИЛИ». Графы. Деревья. Комбинаторика



































Тематическое планирование курса «Информатика»


Тема занятия


Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

1

Раздел «План действий и его описание».

9



1

Признаки предметов

1



2

Описание предметов

1



3

Состав предметов

1



4

Действия предметов

1



5

Симметрия предметов

1



6

Координатная сетка

1



7

Контрольная работа № 1 по теме ««Отличительные признаки и составные части предметов».

1



8

Анализ контрольной работы.

1



9

Повторение.

1



2

Раздел «Создание рисунков»

7



10

Действия предметов

1



11

Обратные действия

1



12

Алгоритм

1



13

Ветвление

1



14

Контрольная работа № 2по теме «План действий и его описание».

1



15

Разбор контрольной работы

1



16

Повторение.

1



3

Раздел «Создание текста»

10



17

Множество. Элементы множества.

1



18

Способы задания множества.

1



19

Сравнение множеств.

1



20

Отображение множеств.

1



21

Кодирование.

1



22

Вложенность множеств.

1



23

Пересечение множеств.

1



24

Объединение множеств.

1



25

Контрольная работа № 3по теме «Множества. Операции над множествами»

1



26

Повторение

1



4

Раздел «Логические рассуждения»»

8



27

Высказывание. Понятие «истина» и «ложь».

1



28

Отрицание.

1



29

Высказывание со связками «И», «ИЛИ».

1



30

Графы. Деревья.

1



31

Комбинаторика.

1



32

Контрольная работа № 4по теме «Логические рассуждения»

1



33

Разбор контрольной работы

1



34

Повторение курса

1




Итого:

34