Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чертковская средняя общеобразовательная школа № 2
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ЧСОШ № 2
___________ Гармашев С. Н.
Приказ от 30.08.2019 г. № 164
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
Математический практикум
(Практическая лаборатория)
Основное общее образование 8 класс
Учитель: Михайлюк Ольга Вадимовна
п. Чертково
2019 год
Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа курса предназначена для учащихся 8 класса и рассчитана на 1 год. В процессе занятий школьники имеют возможность повторить весь необходимый теоретический материал, ликвидировать учебные пробелы и углубить свои знания по всем темам курса математики через систему разноуровневых тестовых заданий. Письменный экзамен по математике за курс основной школы является обязательным для выпускников 9-х классов. Экзамен предполагает проверку усвоения материала на базовом и повышенном уровнях.
Принципиальный подход к изучению курса «Математический практикум» состоит в том, что для занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока, относящиеся к различным разделам школьной математики. Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале.
Введётся открытая, объективная независимая процедура оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и исследовательские знания обучающихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Курс направлен на подготовку учащихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ.
Курс предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд метапредметных связей и направлен в первую очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются занятия, которые позволяют повторить, расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Курс ориентирован на формирование базовой математической компетентности и способствует созданию положительной мотивации обучения.
На занятиях предпочтительнее формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикум, семинар, тестирование и др.
Цель программы:
- создание условий для качественной подготовки к сдаче экзамена.
Задачи:
- дать ученику возможность проанализировать свои способности;
- помочь ученику выбрать линию дальнейшего образования;
- повторить, обобщить и углубить знания по алгебре и геометрии за курс 7 класса основной общеобразовательной школы;
- расширить знания по отдельным темам курса;
- выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
- ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
- развить у учеников навыки работы со справочной и учебной литературой.
II. Место учебного курса.
Календарный учебный график МБОУ Чертковская СОШ № 2 на 2019-2020 учебный год предусматривает 35 учебные недели в 8 классе.
В соответствии с ФГОС ООО и учебным планом школы на 2019-2020 уч. год для основного общего образования на внеурочную деятельность по математике в 8 классе отводится 1 часа в неделю, т.е. 35 часов в год.
Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в соответствии со сложившейся ситуацией:
- дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками, календарным учебным графиком (приказ от 30.08.2019 г. № 162);
- прохождение курсов повышения квалификации (на основании приказа РОО);
- отмена учебных занятий по погодным условиям (на основании приказа РОО);
- по болезни учителя.
На дополнительные дни отдыха в 8 «Б» классе выпадает занятие 24.02, 09.03, 04.05, 11.05, таким образом, программа рассчитана на 31 час.
III. Содержание учебного курса.
1 блок (алгебра) – 16 часов
Алгебраические выражения, уравнения, неравенства и их системы – 9 часов.
Текстовые задачи – 4 часа.
Построение графиков функций – 3 часа.
2 блок (геометрия) – 15 часов.
Углы, треугольники. Четырехугольники – 11 часов.
Площади фигур – 2 часа.
Фигуры на квадратной решетке – 2 часа.
IV. Календарно-тематическое планирование.
Номер занятия | Дата занятия | Тема занятия | Тип занятия |
Алгебра – 16 часов |
1. | 02.09 | Упрощение алгебраических выражений. | Теория |
2. | 09.09 | Упрощение алгебраических выражений. | практика |
3. | 16.09 | Упрощение алгебраических выражений. | практика |
4. | 23.09 | Решение уравнений. | теория |
5. | 30.09 | Решение уравнений. | практика |
6. | 07.10 | Решение систем уравнений. | практика |
7. | 14.10 | Решение неравенств. | теория |
8. | 21.10 | Решение неравенств. | практика |
9. | 28.10 | Решение систем неравенств. | практика |
10. | 11.11 | Задачи на движение. | теория-практика |
11. | 18.11 | Задачи на работу. | теория-практика |
12. | 25.11 | Задачи на сплавы и растворы. | теория-практика |
13. | 02.12 | Разные задачи. | практика |
14. | 09.12 | Построение графиков. | теория |
15. | 16.12 | Чтение и построение графиков. | теория-практика |
16. | 23.12 | Чтение и построение графиков. | практика |
Геометрия-15 часов |
17. | 13.01 | Углы. | теория-практика |
18. | 20.01 | Решение задач по теме «Углы». | практика |
19. | 27.01 | Треугольники общего вида. | теория-практика |
20. | 03.02 | Равнобедренный треугольник. | теория-практика |
21. | 10.02 | Прямоугольный треугольник. | теория-практика |
22. | 17.02 | Параллелограмм. | теория-практика |
23. | 02.03 | Решение задач по теме «Параллелограмм». | практика |
24. | 16.03 | Ромб. | теория-практика |
25. | 30.03 | Решение задач по теме «Ромб». | практика |
26. | 06.04 | Трапеция. | теория-практика |
27. | 13.04 | Решение задач по теме «Трапеция». | практика |
28-29 | 20.04 27.04 | Площади фигур. | теория-практика |
30. | 18.05 | Фигуры на квадратной решетке. | теория-практика |
31. | 25.05 | Итоговый тест. | практика |
V. Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
личностные:
1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию,необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные(алгебра):
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных; математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
5) умение решать линейные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
7) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Предметные(геометрия):
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать
необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания
предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и
изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров и площадей геометрических фигур;
7. умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Итогом данной программы является зачет по итогам теста в форме ОГЭ по математике.