СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по РЯ 6 кл

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка способствует развитию интереса к изучению русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по РЯ 6 кл»

Программа внеурочной деятельности

по русскому языку по ФГОС

для 5-6 классов


«Кладезь грамотеев»


Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. Предназначена для использования учителями русского языка и литературы в рамках внеурочной деятельности в 5- 6 классе.

Программа курса по внеурочной деятельности «Кладезь грамотеев» для 5-6 классов составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014 г. №1654);

- примерных основных образовательных программ основного общего образования, одобренных (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5) Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию;

- методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанных Российской академией образования (письмо Минобрнауки от 7 августа 2015 года №08-1228);

Актуальность программы

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений, реализации их интеллектуальных и творческих способностей создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

Цель программы - расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

Образовательные:

развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;

совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.

Развивающие:

развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;

развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;

овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность;

формировать социально активную, конкурентоспособную личность.

Место курса в учебном плане

В целях повышения грамотности и культуры речи учащихся 5-6 классов предложен курс «Кладезь грамотеев». Курс рассчитан на 35 часов: 1 ч. в неделю, 35 учебных недель.

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих общедидактических принципах:

- научности;

- наглядности;

- индивидуального подхода к учащимся;

- последовательности и систематичности в изложении материала;

- преемственности и перспективности в усвоении знаний;

- связи теории с практикой;

- доступности;

- занимательности.

Возраст учащихся: 11-12 лет

Срок реализации программы: 1 год

Форма организации - кружок.

Количество часов – 1 учебный час в неделю (40 минут).

За год (35 недель) – 35 занятий

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- групповые (работа в больших и малых группах);

- индивидуальные;

- парные

Виды деятельности:

- теоретические (лекция, урок-откровение, устный журнал, учёный совет);

- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, видеообсуждение, работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка сообщений, выполнение проектов);

- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

--викторины;

- лингвистические игры;

- КВН;

- орфографическое лото;

- эстафеты;

-турниры;

- исследование;

- защита проектов.

Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

В каждом занятии прослеживаются три части:

- теоретическая;

- практическая;

- игровая.

Ведущими технологиями в учебном процессе являются:

- технология проблемно-диалогического обучения

- технология развития критического мышления

- технологии личностно-ориентированного обучения

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

Формы и виды контроля.

Формы контроля: творческие работы, проекты, пресс-релиз, аукцион знаний, практикум, мониторинг.

Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.

Система контроля: курс завершается аукционом знаний и защитой проекта (возможно, работа в парах).

Методические рекомендации:

Программа рассчитана на учащихся 5-6-х классов.

Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.






Содержание программы

Организационное занятие. Дорога к письменности (1ч)

Руководитель знакомит обучающихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты. Лекция «Дорога к письменности». (1ч)

Раздел 1

Тайны русского слова (Лексика. Фразеология) - 7 час

Тема 1. Язык – вековой труд поколений (2ч).

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. Мини-сборник пословиц «О семье», «О Родине».

Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. (1ч.)

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Творческая работа-исследование «Об одном только слове».

Тема 3. Не все годится, что говорится. (2ч.)

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?»

«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».

Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». (2ч.)

Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Фразеологизмы в художественных произведениях. Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы?»

Проект «Перлы, самородки и самоцветы родного языка».

Раздел 2

Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия) - 3 час.

Тема 1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Для чего используют звуковые повторы в речи. Конкурс скороговорок. (1ч.)

Тема 2. Каков человек, такова его и речь.

Орфоэпические нормы русского языка. Произношение некоторых групп согласных в русском литературном языке. Орфоэпическая эстафета. (1ч.)

Тема 3. Фонетический КВН. (1ч.)

Раздел 3

Загадки русского словообразования

(Морфемика. Словообразование. Этимология) - 9 ч.

Тема 1. «С русским языком можно творить чудеса!» (3 ч.)

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Сказочные превращения. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

Тема 2. Различай и отличай. (2 час.). Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

Тема 3. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями? (2 час.)

Командиры в корнях слов. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Орфографическое лото.

Проект «Кто командует корнями?» (Альбом правил русского языка)

Тема 4. Что в имени тебе моем? (2 ч.) Устный журнал «История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке». Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта «Имена и фамилия моей семьи».

Раздел 4

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) – 7ч.

Тема 1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (4 час)

Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир «Узнай меня!».

Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – «гимнастика ума».

Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

Лингвистическая игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

Тема 2. Нет той тайны, чтобы не была явна. (3 ч.)

Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.

Раздел 5

Речевой этикет -6ч.

Тема 1. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (1 ч.)

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность.

Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

Тема 2. В многословии не без пустословия. (2ч.)

Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. Проект «Типы речевых ошибок школьников».

Тема 3. По речи узнают человека. (2ч.)

Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.

Формулы речевого этикета. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Проект «Этикетные слова моей семьи».

Тема 4.Лингвистический бой «Знатоки речи». (1ч.)

Раздел 6

Итоговое занятие. (1ч.)

Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!»

Требования к уровню результатов освоения учащимися курса

УУД

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Личностные УУД

Выбирать способы и формы самовыражения и самореализации.

Вести диалог.

Проявлять устойчивый познавательный интерес.

Осознавать роль самообразования и самовоспитания.

Осознавать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.

Самооценке и Я-концепции.

Решать моральные дилеммы.

Регулятивные УУД

Целеполаганию.

Анализировать условия достижения цели.

Планировать пути достижения цели.

Управлять своим временем.

Принимать решения в проблемной ситуации.

Контролировать результаты и способы действия.

Самостоятельно оценивать и корректировать выполнение действия.

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Учитывать условия и средства достижения целей при их планировании.

Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели

Управлять своим поведением и деятельностью.

Осуществлять познавательную рефлексию.

Адекватно оценивать объективную трудность и свои возможности.

Преодолевать трудности.

Коммуникативные УУД

Формулировать собственное мнение и позицию.

Учитывать разные мнения.

Аргументировать свою точку зрения.

Задавать вопросы

Сотрудничать, осуществляя планирование, взаимный контроль и оказывая взаимопомощь.

Адекватно использовать языковые и речевые средства.

Работать в группе.

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений.

Брать на себя инициативу.

Осуществлять коммуникативную рефлексию.

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Познавательные УУД

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Основы реализации проектно-исследовательской деятельности.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Осуществлять сравнение, классификацию.

Строить логическое рассуждение.

Объяснять явления, процессы.

Умение выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий.

Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента.

Ставить проблему, аргументировать ее актуальность.

Выдвигать и проверять гипотезы.

Делать умозаключения и выводы.

ИКТ-компетентность

Искать и хранить информацию.

Пользоваться устройствами ИКТ.

Создавать графические объекты с использованием компьютерных инструментов.

Осуществлять коммуникации.

Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности.

Взаимодействовать в социальных сетях, форумах.



ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

по русскому языку

6 класс

«КЛАДЕЗЬ ГРАМОТЕЕВ»


Календарно- тематическое планирование


п/п

Дата

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

1


Организационное занятие. Лекция «Дорога к письменности».

1

Язык – вековой труд поколений

3


2



Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке.


1

3


Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

1

4


Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. Мини-сборник пословиц и поговорок «О семье», «О Родине».

1

Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово

1

5


Лексикография – наука о составлении словарей. Виды словарей.

1

Не все годится, что говорится

2


6


Жаргоны, диалектизмы, историзмы и лексические неологизмы. Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?».

1

7


«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».

1

«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».

2


8


Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы».

1

9


Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы в художественных произведениях. Защита проекта «Перлы, самородки и самоцветы родного языка».

1



Каков человек, такова его и речь.

3

10


Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Роль звуковых повторов в речи. Конкурс скороговорок.


1

11


Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпическая эстафета.

1

12


Фонетический КВН.

1

«С русским языком можно творить чудеса!»

3


13


Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке.

1

14


Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.

1


15


Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

1


Тема 2. Различай и отличай.

2

16


Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-.

1

17


Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.

1

Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?

2

18


Командиры в корнях слова. Орфографическое лото.

1

19


Проект «Кто командует корнями?»

1

Что в имени тебе моем?

2

20


Устный журнал «История появления имён».

1

21


Защита проекта «Имена и фамилии моей семьи».

1

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

4


22


Самостоятельные и служебные части речи. Практикум.

1

23


Мультимедийный урок «Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных».

1

24


Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – гимнастика ума».

1

25


Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Грамматический турнир «Узнай меня!».

1

Нет той тайны, чтобы не была явна.

3

26


Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады.

1

27


Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.

1

28


Знакомство с жанром лимерика. Лимерики на школьную тему.

1

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

1


29


Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

1


В многословии не без пустословия


2


30


Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.Видеообсуждение.

1

31


Плеоназм. Скрытая тавтология.

1


По речи узнают человека

3

32


3.1 Сценарий диалога. Диалог-репортаж. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником.

1

33


3.2 Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова. Проект «Этикетные слова моей семьи».

1

34


3.3 Лингвистический бой «Знатоки речи».

1

35


Итоговое занятие. Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!»

1


Итого часов:

35 ч.