Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений области
«Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус»
«Утверждаю» Директор __________ А.А. Рембайло
Приказ от __.08.2019 № __
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по внеурочной деятельности
«От слова – к предложению, от предложения – к тексту»
основное общее образование 9-А и 9- Б классы______________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов: 1 час в неделю, в год: в 8-а классе - 34 часа,
в 8-б классе – 34 часа
(в неделю и за год)
Учитель: Масикова Галина Васильевна
Рабочая программа по русскому языку «От слова – к предложению, от предложения – к тексту» для 9-А и 9-Б классов ГБОУ РО ДККК модифицирована и разработана с учётом общих целей, определённых Государственным стандартом основного общего образования II поколения, требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и примерной Программы основного общего образования по предмету для общеобразовательных учреждений.
2019 – 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «От слова – к предложению, от предложения – к тексту» на 2019-2020 учебный год составлена в соответствии с
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
- приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- письмом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
- основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ РО ДККК.
Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства.
Программа внеурочной деятельности «От слова – к предложению, от предложения – к тексту» определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Общая характеристика предмета
Программа внеурочной деятельности «От слова – к предложению, от предложения – к тексту» создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у обучающихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.
Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление.
Это, прежде всего, работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений. Важнейшими умениями являются следующие:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, обучающегося необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Обучающийся должен также тренироваться в определении микротем, которые являются составной частью общей темы прослушанного текста.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. Задания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий.
Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности, умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной деятельности, а часто и в профессиональной. Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере - служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Методы, формы работы, используемые технологии.
Методы:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемное изложение изучаемого материала;
4) частично-поисковый, или эвристический;
5) исследовательский.
Используемые технологии:
1) развивающее обучение;
2) проблемное;
3) развитие критического мышления через чтение и письмо;
4) здоровьесберегающие
Актуальность программы.
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что предлагаемые занятия помогают обобщить и закрепить полученные в ходе обучения знания, сформировать умения применять их на практике. Учащиеся углубят и расширят свои знания, сформируют умения грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учѐтом задач общения, что позволит подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку в 9 классе. Предлагаемый курс помогает учащимся преодолеть трудности в обучении, а также к написанию связных текстов в виде сжатого изложения и сочинения-рассуждения разных видов. Кроме того, курс включает выразительное чтение текстов разных типов и работу с ними.
Значимость программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой письменной речи, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного освоения материала, развитии навыков работы с тестовыми заданиями, сжатия текста, составления своих высказываний в жанре рассуждения.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал на каждом закрепляется практической деятельностью (тест, изложение, сочинение). Программа построена таким образом, что на каждом занятии обращается внимание как на повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, так и на развитие устной и письменной речи, умение строить высказывания на предложенную тему.
Цели и задачи курса:
Освоение знаний о языке и речи: орфографических, пунктуационных, грамматических и литературных нормах, стилистических ресурсах русского языка.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления.
Совершенствование коммуникативных умений.
Овладение умением адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение и подбирать убедительные доказательства своей точки зрения.
Формирование и развитие умений логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели, совершенствовать и редактировать текст.
Воспитание стремлений к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.
Воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.
Принципы, на которых базируется программа:
учѐт индивидуальных требований и возможностей учащихся;
комплексный подход при разработке занятий;
научность, связь теории и практики;
преемственность;
наглядность;
систематичность и последовательность;
прочность полученных знаний;
активность и сознательность обучения;
уважение к результатам деятельности учащихся в сочетании с разумной требовательностью.
Роль программы заключается в том, что в процессе занятий обучающийся
углубляет и систематизирует знания;
приобретает навыки работы с тестом;
овладевает компетенцией сжатия исходного текста, используя для этого различные приѐмы;
вырабатывает умения аргументировано доказать свою точку зрения,
формирует компетенции составлять текст по предложенной теме.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно действующему в корпусе учебному плану на 2019-2020 учебный
год, рабочая программа по внеурочной деятельности «От слова – к предложению, от предложения – к тексту» предусматривает в 9-А и 9-Б классах обучение в объёме 1 час в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год в 9-А классе и 34 часа - в 9-Б классе.
Содержание учебного курса
Тема 1. Основные цели и задачи курса. (1 час)
Знакомство с формой и порядком проведения ГИА в 9 классе. Основные требования, предъявляемые к работе и система оценок.
Способы изучения темы: лекция; тестирование с целью выявления уровня знаний.
Тема 2. Работа по основным разделам языка и речи. 18 часов .
Гласные и согласные звуки. Соотношение буквы и звука. Лексическое значение. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Общеупотребительные слова и лексика ограниченного употребления. Самостоятельные и служебные части речи. Орфограммы в значимых частях слова. Основные принципы слитного, дефисного, раздельного написания слов. Строение и способы связи слов в словосочетании. Способы выражения главных членов предложения. Виды односоставных предложений. Обособленные члены предложения. Виды сложных предложений. Способы передачи чужой речи.
Способы изучения темы: лекция; практические работы.
Тема 3. Речь. Языковые нормы. Средства художественной выразительности. 4 часа.
Строение текста. Средства и способы связи предложении в тексте. Функционально-смысловые типы речи, их признаки. Стили речи. Использование переносного значения слова в поэтических тропах (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы). Лексические, морфологические и синтаксические нормы. Виды грамматических и речевых ошибок.
Способы изучения темы: лекция; практическая работа.
Тема 4. Работа над изложением и устной речью. 5 часов.
Основные требования к изложению. Подробное и сжатое изложение. Анализ микротем. Составление плана. Способы сжатия текста. Предупреждение и преодоление грамматических и речевых ошибок. Редактирование изложения.
Способы изучения темы: лекция; групповая и индивидуальная работа (работа с текстом: выделение микротем, составление плана); написание изложения.
Тема 5. Сочинение-рассуждение. 5 часов.
Общие принципы и технология написания сочинения рассуждения. Основные языковые средства оформления рассуждения. Виды сочинения-рассуждения. Композиция сочинения. Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части. Способы аргументации. Цитирование.
Способы изучения темы: лекция; групповая работа (отработка заданий по теме на практическом уровне); написание сочинения.
Тема 6. Итоговый контроль. 1 час.
Проверка готовности к ОГЭ. Работа в формате ОГЭ.
Тематическое планирование в 9 классе учебного
предмета «От слова – к предложению, от предложения – к тексту»
№ п\п | Наименование разделов | Кол-во часов | Универсальные учебные действия (УУД) | Виды учебной деятельности |
| |
1 | Введение в курс. | 1 | Предметные: Знакомство с формой и порядком проведения ГИА в 9 классе. Основные требования, предъявляемые к работе и система оценок. Метапредметные: Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы; добывать недостающую информацию с помощью вопросов; представить конкретное содержание и сообщить его в письменной и устной форме. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста. Личностные: формирование навыка самоопределения | Выполнение тестовых заданий, работа с учебником и дополнительной литературой. Выразительное чтение и обсуждение текста. |
2 | Основные разделы языка и речи (Фонетика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. Грамматика. Морфология. Правописание. Орфография. Грамматика. Синтаксис) | 18 | Предметные: научиться применять основные правила написания гласных и согласных в словах; научиться производить фонетический и орфоэпический анализ слов: определять лексическое значение слова, находить в тексте фразеологические обороты. Метапредметные: Коммуникативные: формировать навыки работы в группе; добывать недостающую информацию с помощью вопросов; представить конкретное содержание и сообщить его в письменной и устной форме. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста. Личностные: формирование навыка самоопределения | Выполнение тестовых заданий, работа с учебником и дополнительной литературой. Повторение материала об орфограммах в значимых частях слова, основных принципах слитного, дефисного, раздельного написания слов, строении и способы связи слов в словосочетании, способах выражения главных членов предложения, видах односоставных предложений, обособленных членах предложения, видах сложных предложений, способах передачи чужой речи. |
3 | Речь. Языковые нормы. Средства художественной выразительности. | 4 | Предметные: научиться производить анализ текста: определять тему и замысел автора, составлять устное и письменное высказывание на заданную тему; научиться применять пунктуационные правила, конструировать словосочетания и предложения. Метапредметные: Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы; добывать недостающую информацию с помощью вопросов; представить конкретное содержание и сообщить его в письменной и устной форме. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста; применения пунктуационных правил, конструирования словосочетаний и предложений. Личностные: формирование навыка самоопределения; мотивации к самостоятельному проектированию, конструированию, творческой деятельности. | Работа с учебником, со справочным материалом, тренировочные упражнения. Выразительное чтение и обсуждение текста, составление вопросов к тексту, составление текстов-описаний, орфографический и пунктуационный анализ текста. |
4 | Работа над изложением и устной речью. | 5 | Предметные: научиться применять основные правила написания изложения; научиться производить анализ текста: определять тему и замысел автора, знать основные требования к изложению, подробное и сжатое изложение, анализ микротем, составление плана, способы сжатия текста, предупреждение и преодоление грамматических и речевых ошибок, редактирование изложения. Метапредметные: Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы; добывать недостающую информацию с помощью вопросов; представить конкретное содержание и сообщить его в письменной и устной форме. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста; применения пунктуационных правил, конструирования словосочетаний и предложений. Личностные: формирование навыка самоопределения; мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности. | Выразительное чтение и обсуждение текста, составление вопросов к тексту, написание изложения с элементом сочинения. Анализ выполненной работы. |
5 | Сочинение-рассуждение. | 5 | Предметные: научиться применять общие принципы и технология написания сочинения рассуждения, основные языковые средства оформления рассуждения, знать виды сочинения-рассуждения, композицию сочинения. Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части. Способы аргументации. Цитирование. Метапредметные: Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы; добывать недостающую информацию с помощью вопросов; представить конкретное содержание и сообщить его в письменной и устной форме. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста; применения пунктуационных правил, конструирования словосочетаний и предложений. Личностные: формирование навыка самоопределения; мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности. | Написание изложения с элементом сочинения. Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части. Способы аргументации. Цитирование. Анализ выполненной работы. |
6 | Итоговый контроль | 1 | Предметные: научиться выполнять тестовые задания в форме ОГЭ, писать сжатое изложение, сочинение-рассуждение. Метапредметные: Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самоконтроля. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений и обучений через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения. Личностные: формирование мотивации к исследовательской и творческой деятельности; формирование мотивации к обучению. | Выполнение работы в формате ОГЭ. |
| Итого: | 34 | |
Календарно-тематическое планирование учебного
предмета «От слова – к предложению, от предложения – к тексту»
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата | Содержание | Формы контроля |
1 | Введение в курс. | 1 | | Знакомство с формой и порядком проведения ГИА в 9 классе. Требования к работе и система оценок. | Знакомство с заданиями ОГЭ. |
2 | Фонетика | 1 | | Гласные и согласные звуки. Соотношение буквы и звука. | Фонетический анализ. |
3 | Лексика и фразеология. | 1 | | Лексическое значение. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Общеупотребительные слова и лексика ограниченного употребления | Речеведческий анализ текста. |
4 | Морфемика и словообразование | 1 | | Значимые части слова. Основные способы образования слов. | Морфемный и словообразовательный анализ. |
5 | Грамматика. Морфология. | 1 | | Самостоятельные и служебные части речи | Морфологический анализ. |
6 | Правописание. Орфография | 6 | | Правописание корней. Правописание приставок Правописание суффиксов. Правописание окончаний. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания | Орфографический анализ. Тестовые задания |
7 | Грамматика. Синтаксис | 8 | | Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) Предложение. Грамматическая основа. Способы выражения главных и второстепенных членов. Односоставные и двусоставные предложения. Простое осложнѐнное предложение. Обособленные члены предложения. Виды сложных предложений. Способы передачи чужой речи. | Синтаксический анализ предложений. Анализ текстов. Тест. |
8 | Текст. Типы и стили речи. | 1 | | Основные особенности стилей речи. Средства и способы связи предложении в тексте. Функционально-смысловые типы речи, их признаки. | Анализ и создание текстов различных стилей. |
9 | Языковые нормы | 1 | | Лексические нормы. Морфологические и синтаксические нормы. | Редактирование текста. Тестовые задания. |
10 | Средства выразительности речи | 2 | | Использование переносного значения слова в поэтических тропах (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы). | Практическая работа. Стилистический анализ текста. |
11 | Работа над изложением. | 5 | | Основные этапы написания изложения. Микротема. Составление плана. Основные приѐмы сжатия текста. Редактирование изложения. | Работа с текстом. Выделение микротем. Составление плана изложения. Написание изложения. |
12 | Сочинение-рассуждение. | 5 | | Особенности строения сочинения-рассуждения. Формулировка тезиса. Подбор аргументов. Основные особенности сочинений 15.1,15.2,15.3. Умение находить примеры в тексте и из жизненного опыта для подтверждения своих суждений. | Творческая работа. Написание сочинения на лингвистическую тему. Анализ готовых сочинений. |
13 | Итоговый контроль | 1 | | Проверка готовности к ОГЭ. | Работа в формате ОГЭ. |
| Итого: | 34 | | | |
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Используемая литература:
1.Сенина Н.А. Русский язык. ОГЭ-2019. 9-й класс. Тематический тренинг: учебно-методическое пособие /Н.А.Сенина, С.В. Гармаш; под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион. 2018. – 384 с. – (ОГЭ).
2. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: О-39 36 вариантов /под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2019. – 240 с.- (ОГЭ, ФКР – школе).
3. И.П.Васильевых, Ю.Н. Гостева: Русский язык. ОГЭ-2018. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2018.
4. И.П.Васильевых, Ю.Н. Гостева, Д.А.Хаустова: Русский язык. Сборник заданий. ОГЭ-2019. – М.: Экзамен, 2019.
5. С.В.Толстошей, Т.И. Алхазова: ОГЭ 9 класс. Типы сочинений 15.1, 15.2, 15.3: учебно-методическое пособие. – Армавир: РИО АГПУ, 2019
Планируемые результаты освоения выпускниками учебного
предмета «От слова – к предложению, от предложения – к тексту»
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования являются ключевой составляющей Стандарта, которые расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов. Эти требования сформулированы на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства к сфере образования.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
Говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога и диалога и этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и другие, сочетание разных видов диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.